14:30 02.04.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

Иван Мельников: Российско-белорусское единение – мощный фактор интеграции на всем постсоветском пространстве

2013-04-02 13:56
Павел Щербаков, пресс-служба ЦК КПРФ

2 апреля традиционно отмечается День единения народов Беларуси и России. В этой связи в ряде СМИ, уделяющих особое внимание российско-белорусским отношениям и дружбе, была опубликована статья заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Первого заместителя Председателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова, который сегодня находится на торжественных мероприятиях в Минске.

Предлагаем вниманию текст опубликованного материала:

 

«Всего несколько месяцев назад, в конце прошлого года, отмечалась знаковая для постсоветского пространства дата: 90 лет с момента образования Союза Советских Социалистических Республик. К сожалению, юбилей был только символический: прошло вот уже более двадцати лет, как Союза нет.

Стоит, однако, отметить, что именно в Беларуси и России в связи с юбилеем звучали, наверное, самые громкие и самые тёплые слова во славу общей Родины для нескольких поколений. Президент наших соседей, Александр Лукашенко, в преддверие праздника сказал очень искренние и исторически значимые слова: «Если бы не было СССР, не было бы Беларуси, по крайней мере, в этом виде».

Напоминаю об этом с одной целью. Важно подчеркнуть: не случайно именно наши государства были первыми, кто спустя некоторое время после разрушения СССР сделал решительные и явные «шаги назад» – шаги навстречу друг к другу.

На самом деле это не были шаги назад, это были шаги вперед: уникальные усилия по поиску формы, которая максимально сблизила бы нас в имеющихся новых условиях, отрыла перспективы для общего будущего. 2 апреля 1996 года были подписаны документы, которые положили начало этому пути. Этот день по установившейся традиции мы ежегодно отмечаем вместе с братским белорусским народом как День единения народов. Это праздник дружбы, нашего братства и хороший повод, чтобы поразмышлять о состоянии интеграционных процессов между нашими странами и перспективах Союзного государства.

Интеграционные процессы на межгосударственном уровне вообще и всегда связаны с весьма сложными, многоэтапными и длительными эволюционными преобразованиями. Сказываются различия в государственных и экономических системах, в управлении, в политических традициях их участников. Целый ряд таких различий уже успел сложиться между Беларусью и Россией за несколько «ультра-реформаторских» лет после 1991 года.

В то же время, как показывает и собственный, и мировой опыт: более динамичной, прочной и успешной является региональная интеграция стран-соседей, когда движущими силами этого союза, наряду с общими интересами социально-экономического развития, становятся политическая воля и схожесть политических культур.

И вот последние два условия в наших отношениях оказались сильнее и значительнее всего остального. Более того, не нужно сдерживать слов: речь идёт не о близости народов, а об их родственности, глубокой духовной связи. И именно народы наших стран, их воля, устремления друг к другу, - были, стали и являются определяющей базой для интеграционных процессов. Но такому содержанию нужна была и подобающая форма. 

Вспомним, какие этапы были нами пройдены. Сначала сообщество: Договор о Сообществе Беларуси и России от 1996 года. Затем союз: Договор о Союзе Беларуси и России от 1997 года. Наконец, в результате системных усилий 8 декабря 1999 года был подписан Договор о Союзном государстве, который создал принципиально новые условия для взаимоотношений между двумя странами. Крайне важно, что в этом документе определена конечная цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

Для достижения поставленной цели появилась система управления, в которой высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет, а Исполнительным органом - Совет Министров. Значительную роль в развитии российско-белорусских отношений, Союзного государства играют парламенты двух стран. Созданное нами Парламентское Собрание Союза Беларуси и России обеспечивает гармонизацию и унификацию законодательств наших стран, вносит решающий вклад в формирование нормативно-правовой базы Союзного государства и тем самым создаёт благоприятные условия для политического и торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси, социального благополучия граждан.

Итоги всей этой комплексной работы серьезны и весьма конкретны. Вот только некоторые из них. Граждане России и Беларуси имеют равные права в области социального обеспечения, на получение медицинской помощи и образования, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Приезжающие в Россию на работу белорусы уплачивают те же налоги, что граждане России. Около года назад в силу вступила новая важная норма: белорусские работники могут реализовать на территории России свои пенсионные права. В настоящее время идет активная работа по построению единого миграционного пространства с взаимным исключением белорусов и россиян из перечня иностранных граждан и общими подходами к противодействию незаконной миграции.

По существу все это является методичной работой по формированию единого социального и трудового пространства, в котором человеку будет комфортно повсюду: паспорта разные, но возможности равные. Эта работа продолжится и расширится, союзная Концепция социального развития на 2011-2015 годы включает новые разделы – экологическая и демографическая политика, политика в сфере туризма. 

Очень хорошие темпы показывает торгово-экономический оборот. Если в 2010 году он составил менее 30 млрд. долларов, то по итогам 2012 года достиг рекордного уровня в 45 млрд. долларов. По этому показателю Белоруссия вышла на шестое место среди партнеров России среди всех стран мира. Все относительно, давайте сравним: эта цифра составляет больше половины оборота России с огромным Китаем! Как заявил Президент России Владимир Путин, в самое ближайшее время можно думать о достижении рубежа уже в 50 млрд. долларов. 

Важнейшее направление, характеризующее нашу особую близость, - вопросы общей безопасности. Уже тринадцать лет под единым командованием функционирует группировка войск России и Беларуси. Правовые основы в этой сфере не имеют аналогов, а все действия реализуются на основании общей военной доктрины. На средства бюджета Союзного государства оснащены современным оборудованием многие объекты военной инфраструктуры. В условиях, когда всё отчетливее становятся контуры полицентрической глобальной структуры, идущей на смену «американскому миру», координация действий Москвы и Минска в сфере обороны и безопасности осуществляется также в многостороннем формате Организации Договора о коллективной безопасности.

Назову вещи своими именами: Запад во главе с США не заинтересован в существовании российско-белорусского союза, они будут и дальше максимально противодействовать его укреплению. В этой связи критически важно усиливать взаимодействие в военно-политической сфере, исходя из понимания, что политические расчеты оппонентов строятся, прежде всего, на поощрении разобщения наших союзных государств, постепенном втягивании их в сферы своего влияния. Мы это понимаем, мы этого не допустим. 

Отмечая День единения, мы можем ответственно и с радостью заявить: процесс российско-белорусской интеграции отвечает логике развития наших стран, геополитическим интересам России и Беларуси, он необходим нашим государствам и народам. В свое время образование Союзного государства России и Беларуси стало первым этапом и поворотным моментом в восстановлении разделённого по живому постсоветского пространства. Сегодня же процесс сближения двух стран играет и еще сыграет свою историческую роль локомотива всей постсоветской интеграции, этот опыт бесценен для реализации Евразийского интеграционного проекта.

Желаю нам всем успехов в этой работе и от души поздравляю наших белорусских друзей и всех своих соотечественников с Днем единения наших народов!» 

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме