14:45 19.01.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Иван Мельников На «Круглом Столе» по социальной политике
19 января в Государственной Думе Российской Федерации состоялся «Круглый стол», посвященный современным проблемам социальной политики России. В заседании приняли участие известные политики и общественные деятели, в том числе депутаты Государственной Думы Нина Останина, Николай Коломейцев, Тамара Плетнева и другие. С основным докладом выступила депутат Государственной Думы Алевтина Апарина.
Мельников Иван Иванович Депутат Государственной Думы, член Комитета по образованию и науке, первый заместитель Председателя ЦК Коммунистической партии Российской Федерации, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова |
Вступительное слово, открывшее работу «Круглого стола», произнес первый зампред ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников. Приводим текст его выступления:
«Уважаемые коллеги! Фракция КПРФ в Государственной Думе и Общероссийское общественное движение «Всероссийский Женский Союз – Надежда России» предложили на обсуждение сегодняшнего «круглого стола» очень актуальную, затрагивающую каждого из нас тему: «Современные реформы и проблемы законодательного обеспечения достойной жизни граждан России».
Мы все знаем, что в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации: Россия – «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Долгие годы, оценивая проводимый курс, мы подчеркивали и подчеркиваем прямые нарушения данной конституционной нормы. Сегодня же, когда вновь открываются дискуссии на тему модернизации России, нужно еще раз заявить: без реального следования 7 статье – эффективной модернизации в России быть не может.
Следует обратить внимание, что содержание понятий «социальное государство», «достойная жизнь» - не разъяснено ни в Конституции России, ни в других официальных документах. Это позволяет власти трактовать их выгодным для себя образом, либо вообще не говорить об этом. Однако опыт ряда благополучных стран, опыт нашей страны до ее трагического распада, дают некоторые ответы на эти вопросы.
Это отсутствие обездоленных людей. Это наличие широкой прослойки так называемого «среднего класса» с довольно высоким уровнем жизни. Это государственные социальные гарантии населению, в частности, бесплатная медицинская помощь, образование, социальное жилье, достойные пенсии, детские пособия и другое. Это отсутствие резкой дифференциации доходов различных слоев населения. Это достойная и адекватная оплата труда, обеспечение права на труд. Это эффективные формы взаимодействия власти и общества.
Если сказать коротко о сущности и духе термина, то, наверное, социальное государство – это государство, регулирующее равномерность распределения благ. Это государство, которое рассматривает каждого человека как личность, достойную хорошего качества жизни, а не только тех, кто обладает особыми талантами, связями, родился в нужной семье, кому «повезло» или выбился в люди нечистоплотными способами.
Однако в законодательстве современной России не видно реального и ответственного желания власти создать условия для достойной жизни граждан России, всего ее народа. Оно часто не согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, где декларируется правовая основа нашей страны как социального государства. В частности, речь о важном положении статьи 55 Конституции, не допускающей издания в России законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Приведу самый свежий, очень характерный пример. 14 января на заседании Совета Думы рассматривался законопроект, лишающий сельских учителей федеральной гарантии предоставления бесплатного жилья.
В заключении Правительства говорится, что утрата данной нормы переложит проблему на регионы, а ведь в регионах она, скорее всего, на практике будет утрачена. Отрицательное заключение дала и Общественная палата России. Она четко заявила, что законопроект противоречит Конституции, ссылаясь на разъяснение Конституционного Суда, что механизм предоставления социальных гарантий не должен вести к снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. И что же? Пока удалось снять вопрос с текущей повестки. Но он всего лишь перенесен на февраль. А разве такие законопроекты вообще могут предлагать, рассматривать и принимать в социальном государстве?
Сегодняшняя российская власть не только резко отказалась от багажа высочайших советских социалистических гарантий поддержки, игнорируя их в 90-е годы и уничтожая в 2000-е законами типа монетизации льгот. Реставрируя капитализм, она все дальше уходит даже от капиталистических социал-демократических ориентиров европейских стран. Не случайно Европейская социальная хартия, ратифицированная Государственной Думой, ратифицирована исключительно «рамочно», без согласия соблюдать конкретные показатели и стремиться к ним. Ведь европейские стандарты, если говорить об их реальном выражении, гораздо серьезнее того, что предлагается российской действительностью.
Есть и ряд очень специфических проблем. К примеру, социальное неравенство увеличивается также и в региональном аспекте. Исследования показали, что в начале XXI века в Москве люди жили приблизительно как в Чехии, в Санкт-Петербурге – как в бывших прибалтийских республиках СССР, а в Тыве – как в Монголии. Экономический кризис последних двух лет, конечно, многое изменил в акцентах, но проблема не исчезла. А ведь здесь заложена скрытая мина под единство страны, вопрос начинает рассматриваться в контексте национальной безопасности. Серьезное подтверждение этому – ситуация в кавказских республиках, где низкий уровень жизни и массовая безработица порождают острые конфликты.
Сколько лет нам твердили, что главным достижением власти является сокращение числа бедных. Осенью прошлого года было принято моё протокольное поручение Комитету Госдумы по труду и социальной политике – запросить информацию из Министерства здравоохранения и социального развития о мерах, предпринимаемых по борьбе с бедностью. Картина следующая. Посмотрим численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. 2004 и 2005 год – 25,2 миллионов человек. 2006 год – 21,5 миллионов. 2007 год – 18,7 миллионов, 2008 год – 18,5. А теперь внимание: первый квартал 2009 года - 24,5 миллиона человек. То есть фактически сразу откат к 2004 году. И это только официальные цифры.
Международные исследования показали, что в последние годы по качеству жизни Россия занимала места от 73-го до 151-го, по экономической свободе – 120-е, а по так называемому индексу счастья, то есть по удовлетворённости человека жизнью – 167-е. Самое последнее исследование, озвученное в начале 2010 года, - рейтинг стран по комфортабельности. Он складывается из оценки по таким категориям как стоимость жизни, досуг и культура, экономика, окружающая среда, свобода, здоровье, инфраструктура, безопасность. Оценивалось 194 страны. Победила Франция, а Россия находится в промежутке между 109 и 119 местом. И важно отметить, что наибольшее количество баллов мы потеряли по категории «стоимость жизни».
Как мы видим, проблема очень многогранная. О желании принять участие в «круглом столе» заявило более двухсот человек. Это депутаты Государственной Думы и законодательных собраний регионов. Руководители партийных и молодежных структур. Активисты Всероссийского Женского Союза – Надежда России, руководители его региональных и местных отделений. Представители других общественных объединений из Москвы, Московской, Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Тульской, Саратовской, Самарской, Тверской, Калужской, Орловской областей, Республики Кабардино-Балкария и Пермского края. Представители научных кругов, руководители и работники детских и образовательных учреждений. Среди участников «круглого стола» – многодетные матери, представители муниципальных образований, органов местного самоуправления, молодежь, рабочие, труженики агропромышленного комплекса. Представлено около пятнадцати регионов и более сорока городов.
Напоминаю: цель «круглого стола» - выработка с учетом сегодняшнего обсуждения консолидированных рекомендаций, повышение внимания власти и общества к разрушительным последствиям проводимых в последние двадцать лет реформ, и поиску путей их преодоления. Необходимость совершенствования законодательного обеспечения одного из основных конституционных положений о создании условий для развития личности, достойной жизни граждан России».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме