13:15 17.01.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Итоги 2013: Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность парламентских партий: печатные СМИ, интернет, ТВ

2014-01-16 20:05
Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

 Об эффективности функционирования акторовполитического процесса, к числу которых относятся и политические партии, можно судить по достаточно широкому спектру количественных и качественных критериев. Одним из такого рода интегральных показателей является масштаб и характер их присутствия в средствах массовой информации. Он позволяет понять, какие события из партийной жизни вызывают наибольший общественный резонанс, а значит, посредством деятельности информационного сообщества, доходят до избирателя. Ведь, как известно, именно средства массовой информации порождают общественное мнение и связанные с ним стереотипы мышления и заметным образом влияют на особенности восприятия тех или иных политических событий и политики, как таковой, каждым отдельным представителем социума и обществом в целом.

В связи с этим на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве.

При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в нижней палате Федерального Собрания РФ.

Кроме того, учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических субъектах.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

 Представленность парламентских партий в печатных СМИ

 Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру медиа-пространства печатных СМИ, в котором действуют парламентские политические партии (табл. 1).

 Таблица 1

Структура публикаций о парламентских партиях в печатных СМИ в 2013 г.

Кол-во сообщений

Доля в%

Главная роль

Медиа-индекс

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

Партия "Единая Россия"

138051

44%

52316

183488

7300

5006

38407

Коммунистическая партия Российской Федерации

77038

24,5%

27563

128333

2134

2343

21874

Партия "Справедливая Россия"

50718

16,2%

14238

83998,3

2600

1355

14415

ЛДПР

48181

15,3%

14499

90582,3

1983

1093

14910

Как видно, доминируют в печатных СМИ упоминания о "Единой России" (44%), на второй позиции КПРФ (24,5), далее "СР" (16,2) и ЛДПР (15,3). Однако особенностью освещения думских партий в печатных СМИ является преобладание критических оценок над позитивными при общем нейтральном информационном фоне. Исключениепредставляют лишь публикации о КПРФ. Здесь позитив преобладает над негативом.

 Полученные данные целесообразно сравнить с такими же данными за прошлый год.

 Таблица 2

Структура публикаций о парламентских партиях в печатных СМИ в 2013 в сравнении с данными за 2012 г.

 

2013

2012

Объект

СуммарныйМедиаИндекс

Количество сообщений и в %

СуммарныйМедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Партия "Единая Россия"

183488

138051 (44,0)

71803,93

132124 (42,8)

Коммунистическая партия Российской Федерации

128333

77038 (24,5)

77491,73

80058 (25,9)

Либерально-демократическая партия России

83998,3

48181 (16,2)

52022,30

42627 (13,8)

Партия "Справедливая Россия"

90582,3

50718 (15,3)

43764,15

54190 (17,5)

Как видно из представленных данных, главное изменение – это увеличение МедиаИндекса у практически в два раза у «Единой России» и «Справедливой России» и на треть – у КПРФ и ЛДПР.мВ 2013 году году власть не допустила лидерства КПРФ по МедиаИндексу так, как это было в 2012 году.Положительный момент для КПРФ –  доминирование позитивных упоминаний о партии над негативными, в то время как характер упоминания других партий преимущественно негативный.

Большинство сообщений по-прежнему посвящены «Единой России» (44%), что на 20% превосходит количество публикаций о КПРФ, которая в этом рейтинге занимает второе место. Показатели «Справедливой России» и ЛДПР довольно близки – 16,2% и 15,3% информационного пространства соответственно. В сравнении с 2012 г. доля упоминаний о "ЕР" и ЛДПР выросла, а о КПРФ и "СР" сократилась.

Представленность парламентских партий в Интернет-СМИ и блогосфере

 Контент-анализ, проведенный с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру политического информационного пространства в сети Интернет (СМИ, раличные сайты, блогосфера  и т.д.), в котором действуют парламентские  партии (табл. 3).

 Таблица 3

Структура публикаций о парламентских партиях в сети Интернет в 2013 г.

Кол-во сообщений

Доля в%

Главная роль

Медиа-индекс

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

 Партия "Единая Россия"

403721

49,7%

192637

127292,93

15156

11037

94903

Коммунистическая партия Российской Федерации

163496

20,1%

59730

73308,36

3786

3788

39269

Партия "Справедливая Россия"

127794

15,7%

46116

58787,23

5609

2638

31370

ЛДПР

117391

14,5%

41034

61666,96

4376

1711

32835

Как видно, в сети Интернет упоминания о "ЕР" занимают уже более половины публикаций о политпартиях. На каждый два позитивные упоминания приходится три негативных. КПРФ на второй позиции и позитив слегка превышает негатив. Однако, если в печатных СМИ у КПРФ четверть политичсекого информационного пространства, то в Интернете - лишь пятая часть. В 2013 году в Интернете более активно писали об "СР", чем о ЛДПР ( в отличие от печатных СМИ). Причем негатив в публикациях об этих партиях в два раза превышал позитив. 

Сравним эти показатели с данными за 2012 год (табл.4).

 Таблица 4

Структура публикаций о парламентских партиях в сети Интернет в 2013 в  сравнении с данными за 2012 г.

2013

2012

Объект

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Партия "Единая Россия"

127292,93

403721 (49,7)

43634,8

323751 (44,5)

Коммунистическая партия Российской Федерации

73308,36

163496 (20,1)

35632,01

171902 (23,6)

Партия "Справедливая Россия"

58787,23

127794 (15,7)

25194,17

125801 (17,3)

Либерально-демократическая партия России

61666,96

117391 (14,5)

22988,48

106815 (14,7)

В сети Интернет «Единая Россия» - главный объект при анализе деятельности политпартий. Каждое второе упоминание о партиях содержит оценку "Единой России". МедиаИндекс партии власти увеличился практически в три (!) раза по сравнению с данными за 2012 год. Это говорит о снижении накала критики. Также в три раза увеличилсяМедиаИндекс ЛДПР, однако в общем зачете партия занимает только третье место, обойдя «Справедливую Россию», МедиаИндекс которой увеличился только в два раза. МедиаИндекс КПРФ также увеличился в два раза, однако этот показатель на треть ниже, чем показатель ЕР.

Количество позитивных и негативных упоминаний о КПРФ в Интернете примерно одинаково, в то время как характер упоминания о "ЕР", ЛДПР и "СР" преимущественно негативный.

В отличие от всех остальных партий, количество сообщений в Сети о КПРФ в этом 2013 году ниже (на 3,5%), чем в 2012. У остальных партий наблюдается рост числа сообщений на 1-3%.

 Представленность парламентских партий в федеральном и региональном ТВ-эфире

 Контент-анализ выявил следующую структуру медиа-пространства в федеральном и региональном ТВ-эфире, в котором действуют парламентские политические партии (табл.5).

 Таблица 5

Структура упоминаний о парламентских партиях на ТВ в 2013 г.

Кол-во сообщений

Доля в%

МедиаИндекс

Главная роль

Негативный характер упоминаний

Позитивный характер упоминаний

Есть цитирование

Партия "Единая Россия"

6802

37,0%

51 893,87

2530

621

241

2685

Партия "Справедливая Россия"

4037

21,9%

28 371,25

1582

380

110

1874

ЛДПР

3916

21,3%

43 103,36

1543

117

89

2258

Коммунистическая партия Российской Федерации

3649

19,8%

38 876,83

1324

165

117

1572

Ожидаемо, что доминирует в региональном и федеральном телеэфире по-прежнему «Единая Россия». В 2013 году ей принадлежит 37% пространства ТВ. Второе место между собой делят ЛДПР и «Справедливая Россия», а вот КПРФ упоминается на телевидении меньше остальных (около 20%).

Характер упоминания всех партий преимущественно негативный. У «Единой России» и «Справедливой России» количество негатива почти в три раза превышает позитивные оценки.

Если оценивать ТВ-позиции партий по МедиаИндексу, то в лидерах "Единая Россия", на второй позиции ЛДПР. У КПРФ - третье место. А вот у "СР" хотя и по количеству телесюжетов второе место, но по позитивности сообщений (а значит и медиаиндексу) эта партия на последнем четвертом месте. Против нее и ее представителей в 2013 году на ТВ велись основные дискредитационные кампании ("дело Гудковых", "дело Пономарева" и др.).

Сравним эти показатели с данными за 2012 год (табл.6).

 Таблица 6

Структура публикаций о парламентских партиях на федеральных и региональных ТВ-каналах в 2013 в  сравнении с данными за 2012 г.

2013

2012

Объект

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Суммарный МедиаИндекс

Количество сообщений и в %

Партия "Единая Россия"

51 893,87

6802 (37,0)

27 686,70

6356 (39,6)

Либерально-демократическая партия России

43 103,36

3916 (21,3)

43 779,20

2864 (17,8)

Коммунистическая партия Российской Федерации

38 876,83

3649 (19,8)

38 049,67

3387 (21,1)

Партия "Справедливая Россия"

28 371,25

4037 (21,9)

32 086,01

3442 (21,4)

Как видно, доля репортажей с упоминанием "ЕР" на телеканалах в 2013 году упала с 40 до 37%. Об ЛДПР выросла с 18 до 21. Представленность "СР" осталась на уровне 21%, а КПРФ упала с 21 до 20.

Если в 2012 году по МедиаИндексу "Единая Россия" из-за постоянной критики была на последнем месте, то в 2013 - уверенно вышла на первую позицию.  В 2013 г. у ЛДПР сохранился прошлогодний уровень позитивности репортаже о работе партии. Таже ситуация и у КПРФ. А вот у "Справедливой России" оказались самые большие репутационные потери. МедиаИндекс заметно сократился.

* * *

В целом, в 2013 году "Единой России" удалось сохранить преимущество в политическом медийном пространстве. В печатных СМИ эта партия захватывает две пятых упоминаний, в сети Интернет - половину, на федеральном и региональном ТВ - 37%.

При этом доминирует нейтральный характер подачи материалов. Однако в сегменте пристрастных оценок в полтора-два раза преобладаю негативные характеристики над позитивными.

КПРФ является едиснтвенной политической партией, в отношении которой больше позитивных, чем негативных публикаций (при общем нейтральном фоне). Однако по сравнению с 2012 годом доля упоминаний о КПРФ сократилась во всех сегментах. В телеэфире КПРФ оказалась оттеснена на последнюю среди парламентских партий позицию по количеству репортажей в федеральных и региональных телеканалах. 

ЛДПР и "СР" в различных сегментах информпространства конкурируют за третью-четвертую позиции. Лишь на ТВ ЛДПР благодаря феномену Жириновского прочно удерживает второе место.

Если анализировать характер публикаций, то очевидно, что доля негативных публикаций об ЛДПР и "СР" в два-три раза превышает позитивные упоминания.

  

Подготовила: Е.В. Комарова, консультант

Координатор – А.В.Прокофьев, зам. зав. Отделом ЦК КПРФ

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме