13:15 22.01.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Итоги 2009. Представленность аналитических и исследовательских центров в информационном пространстве
Политические партии, общественные деятели, государственные институты при анализе тех или иных процессов, политическом планировании активно используют экспертные доклады, прогнозы и др. материалы различных исследовательских центров. Зачастую политические партии и структуры государственной власти сотрудничают с подобными экспертными сообществами, привлекают их к проработке своих решений и аналитическому сопровождению деятельности. Естественно, эта часть работы аналитических центров, как правило, не публична. В то же время, СМИ периодически публикуют результаты деятельность центров, упоминают о них в связи с теми или иными событиями общественной жизни.
Освещение же в прессе результатов деятельности экспертных сообществ во многом зависит не только от уровня и качества аналитической «продукции» центров, но и от их открытости для СМИ, положения в партийно-политической системе координат, от степени «приближенности» к властным структурам и доминирующим в обществе силам.
Среди наиболее активных по публикаторской деятельности в СМИ исследовательских центров России (табл.1) можно выделить следующие: ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд "Общественное мнение", Центр политической конъюнктуры России, Центр политических технологий, ROMIR Monitoring, Фонд Карнеги, Фонд ИНДЕМ, Фонд эффективной политики, Горбачев-фонд, Экспериментальный творческий центр, Фонд "Политика", Исследовательская группа ЦИРКОН, Фонд им. Фридриха Эберта, Институт социально-политических исследований, Центр исследований политической культуры России, Фонд имени Конрада Аденауэра, Фонд развития парламентаризма.
Таблица 1
Количество и характер публикаций в СМИ о деятельности ведущих аналитических и исследовательских центров в 2009 г.
Название объекта | Кол-во сообщений | Кол-во конфл. сообщ. | Главная роль | Негативный характер упоминаний | Позитивный характер упоминаний | Есть цитирование |
ВЦИОМ | 24314 | 374 | 13 864 | 28 | 63 | 12 706 |
Левада-центр | 8297 | 326 | 3 553 | 14 | 22 | 3 661 |
Фонд "Общественное мнение" | 4874 | 95 | 1 708 | 6 | 24 | 2 181 |
Центр политической конъюнктуры России | 4498 | 331 | 261 | 2 | 11 | 2 740 |
Центр политических технологий | 4045 | 555 | 269 | 0 | 23 | 2 573 |
ROMIR Monitoring | 3911 | 53 | 1 623 | 2 | 3 | 1 933 |
Фонд Карнеги | 3400 | 234 | 349 | 1 | 38 | 1 608 |
Фонд ИНДЕМ | 3095 | 63 | 128 | 0 | 8 | 352 |
Фонд эффективной политики | 1922 | 101 | 339 | 26 | 77 | 735 |
Горбачев-фонд | 729 | 10 | 37 | 0 | 15 | 102 |
Экспериментальный творческий центр | 704 | 23 | 206 | 12 | 26 | 232 |
Фонд "Политика" | 535 | 22 | 38 | 0 | 5 | 293 |
Исследовательская группа ЦИРКОН | 331 | 16 | 93 | 0 | 4 | 109 |
Фонд им. Фридриха Эберта | 191 | 2 | 36 | 0 | 1 | 16 |
Институт социально-политических исследований | 184 | 6 | 27 | 0 | 0 | 23 |
Центр исследований политической культуры России | 183 | 5 | 104 | 0 | 1 | 34 |
Фонд имени Конрада Аденауэра | 96 | 0 | 35 | 1 | 1 | 20 |
Фонд развития парламентаризма | 25 | 0 | 7 | 0 | 0 | 4 |
Примечание: Подсчитано по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
На основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», можно выявить основные характеристики освещения деятельности исследовательских центров в общем информационном потоке.
Лидером среди экспертных сообществ является правительственный ВЦИОМ. Он на первой позиции по общему количеству упоминаний в СМИ, числу цитирований и отрицательных отзывов. Первую рейтинг-позицию он уступает лишь Фонду эффективной политики по количеству позитивных отзывов в СМИ, и Центру политических технологий по количеству материалов конфликтного характера.
По доле в информационном пространстве и числу цитирований за ВЦИОМ следует Левада-центр, а по количеству отрицательных отзывов – Фонд эффективной политики, при этом разрыв в общих показателях более чем существенный: в два, а порой и в 3-4 раза. По наличию конфликтных ситуаций и положительных отзывов второе место принадлежит ВЦИОМ.
Третью рейтинг-позицию по числу сообщений занимает Фонд "Общественное мнение". По наличию ссылок на его деятельность и числу конфликтных ситуаций – Центр политической конъюнктуры России, по количеству положительных отзывов – Фонд Карнеги, а отрицательных – Левада-центр.
Четвертая строка по общей представленности в СМИ и позитивному и негативному отношению – у ЭТЦ С.Е.Кургиняна, по числу цитирования – Центру политических технологий, конфликтам – Левада-центру.
Пятым по количеству сообщений выступает Центр политических технологий, конфликтных ситуаций – Фонд Карнеги, положительным и отрицательным отзывам и объему цитирования - Фонд "Общественное мнение".
В соответствии с полученными результатами подсчитано доля материалов о работе исследовательских центров в общем объеме публикаций о них (табл.2) Картина здесь такова: 39,6% отводится ВЦИОМ, 13,5 % - Левада-центру, 7,9% - Фонду "Общественное мнение", 7,3% - Центру политической конъюнктуры России, 6,6% - Центру политических технологий, 6,4% - ROMIR Monitoring, остальные получают менее 5%.
Таблица 2
Доля публикаций о деятельности исследовательских центров в общем информационном потоке
Название исследовательского центра | Доля в % |
| 39,6 |
| 13,5 |
| 7,9 |
| 7,3 |
| 6,6 |
| 6,4 |
| 5,5 |
| 5 |
| 3,1 |
| 1,2 |
| 1,1 |
| 0,9 |
| 0,5 |
| 0,3 |
| 0,3 |
| 0,3 |
| 0,2 |
| 0,04 |
Примечание: Подсчитано по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
График 1
По активности воздействия на умонастроения общества и политического класса лидируют ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд "Общественное мнение", ROMIR Monitoring (табл.3). На их долю приходится более 90 проц. от общего объема содержательных публикаций о результатах научной и экспертной деятельности.
Таблица 3
Активность воздействия на умонастроения общества и политического класса: доля материалов, где информация о деятельности центров доминировала
(критерий «Главная роль»)
Центр | Доля, в проц |
| 61,1 |
| 15,7 |
| 7,5 |
| 7,2 |
| 1,5 |
| 1,5 |
| 1,2 |
| 1,2 |
| 0,9 |
| 0,6 |
| 0,5 |
| 0,4 |
| 0,2 |
| 0,2 |
| 0,2 |
| 0,2 |
| 0,1 |
| 0,03 |
График 2
Контент-анализ позволил выявить специфику распределения информационного пространства между крупнейшими аналитическими центрами России.
Как видно, в медиа-пространстве по количеству упоминаний в СМИ доминируют правительственный ВЦИОМ, независимый и близкий к праволиберальным силам Левада-центр и ориентированный на заказы Администрации президента – ФОМ.
В пятерке самых «медийных» - ориентированные на сотрудничество с партией власти Центр политической конъюнктуры России и Центр политических технологий. Группа ROMIR Monitoring, преимущественно ориентированная на исследования потребительского поведения граждан, - на шестой позиции. Далее – американский Фонд Карнеги и либерально-оппозиционный ИНДЕМ. Замыкают десятку ФЭП Глеба Павловского и Горбачев-Фонд.
По активности воздействия на умонастроения общества и политического класса лидируют ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд "Общественное мнение", ROMIR Monitoring. В числе центров с наивысшей долей материалов СМИ, где преимущественно рассказывается о результатах их деятельности (критерий «главная роль»), также Фонд Карнеги, Фонд эффективной политики, Центр политической конъюнктуры России, Центр политических технологий, ЭТЦ (Кургинян), Фонд ИНДЕМ, Центр исследований политической культуры России.
Автор: А.В.Юшина. Координатор проекта – А.Н.Клюева. Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Статьи по теме
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
15 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |