10:31 25.06.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Иркутск: 65 вопросов на повестке дня сессии Законодательного собрания, главный - бюджет

Первое заседание XIII сессии Законодательного собрания Иркутской области состоялось 17 июня 2009 г. В работе сессии приняли участие руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, губернатор области Дмитрий Мезенцев, депутаты ГД РФ, министры областного правительства, специалисты профильных комитетов.

В повестке заседания были обозначены 65 важных для жизни области вопросов. Главным из них, без сомнения, было обсуждение областного бюджета. Некоторую интригу внесло предварительное слушанье блока социальных законов, изменения и дополнения в которые заранее обозначили сложность будущего бюджета.

Прежде чем перейти к обсуждению бюджета, депутаты заслушали и без длительных обсуждений приняли изменения в целевую Программу поддержки и развития дошкольного образования на 2009-2014 гг., в программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов» до

2011 г., в социальную программу «Сахарный диабет» на 2007-2010 гг., в государственную программу «АнтиВИЧ/СПИД» на 2006-2010 гг. и другие. Необходимо уточнить, что изменения, вносимые профильными комитетами и утверждаемые народными избранниками, носили характер секвестирования. Другими словами - ограничения налагаемого государственной властью на распоряжение бюджетными средствами.

Нет необходимости уточнять, что все вышеперечисленные изменения уменьшали финансирование каждой государственной социальной программы. Молодым жителям области будет интересно знать, что на борьбу с "чумой XX века" - СПИДом - правительство области сократило финансирование более чем на 5 млн.руб. Например, в 2008 г. на эту программу было израсходовано 13,55 млн.руб, а в 2009 г. предусмотрено 8,5 млн.руб. Более того, постатейный анализ расходования средств программы демонстрирует уменьшение финансирования всех пунктов, и только на этом фоне двукратное увеличение «Развития системы информирования населения о мерах профилактики ВИЧ-инфекции» вызывает настороженность. Правда, Семен Круть, врио министра социального развития, опеки и попечительства, уточнил, что препараты поступают по федеральной целевой программе «Здравоохранение» и в целом программа не потеряет свою эффективность.

Лицам, страдающим сахарным диабетом, важно знать, что программа «Сахарный диабет» была сокращена на 12,44 млн.руб., в основном «пострадали» статьи расходов, связанные с приобретением оборудования для диагностики и лечения этого заболевания. Приобретение инсулинов и других сахароснижающих препаратов сокращено на 200 тыс.руб.

Большую озабоченность высказал представитель областного профобъединения в ЗС Валерий Лукин во время обсуждения проекта программы «Дети-сироты» на 2008-2010 гг. Он обратил внимание депутатов на то, что в результате секвестирования программа потеряет в этом году 17,7 млн.руб., а в будущем, 2010 году, более 80 млн.руб., что недопустимо по отношению к наименее защищенной части иркутян, и без того оказавшихся в сложных жизненных условиях. Все же при голосовании «против» принятия этих изменений было только 4 депутата фракции КПРФ.

Пришло время и для изменений в областной бюджет. Татьяна Поронова, врио министра финансов Иркутского правительства, так обосновала предложенный проект: «Для финансового обеспечения и оптимизации публичных обязательств, обеспечения режима экономного и рационального использования бюджетных средств, обеспечения реструктуризации бюджетных средств при сохранении качества услуг и при снижении доходов. А так же приоритет по заработной плате, сокращение дефицита и для обеспечения устойчивости бюджета субъекта Федерации необходимо предусматривать формирование стабилизационного фонда. Вот на основании таких принципов был подход при формировании секвестирования областного бюджета, который мы предлагаем вашему вниманию».

Итак, какие цифры и факты стоят за намерениями областных властей? Разобраться в хитросплетениях бюджетных взаимоотношений способен не каждый бухгалтер, но есть цифры, которые говорят сами за себя. Субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу уменьшены почти на 10%. На строительство и модернизацию автомобильных дорог финансирование уменьшили на 40%. Серьезно изменили структуру доходной части областного бюджета налоги на прибыль и на доходы с физических лиц. Налог на прибыль уменьшился почти на треть, а налог с физических лиц - почти на миллиард. Таким образом, с учетом всех изменений общая сумма доходов областного бюджета стала почти на 4 миллиарда меньше, при общей доходной части в 59 млрд.руб. В соответствии с этим претерпела изменения и расходная часть.

Для проживающих на территории нашей области важнейшим показателем социальной стабильности является выполнение государством своих обязательств. Когда происходит изменение в сторону их сокращения, это негативно сказывается на всю обстановку. Бюджетная политика определяет жизнь мелкого и среднего бизнеса, социальное и материальное самочувствие наших земляков. Приоритеты государственной политики, важные направления, - не на словах, а на деле, - сразу становятся видны при распределении средств по статьям расхода.

Наступил момент истины: какие изменения бюджета коснулись расходной части? По статье Общегосударственных вопросов, к которым относятся административно-хозяйственные расходы, проведение административной реформы в Иркутской области и др., расходы увеличены более чем на 650 млн.руб., это один из немногих разделов, заметно «подросших» в новой редакции. Справедливости ради, львиную долю в резком увеличении занимает резервный фонд правительства, который гигантски вырос в десять раз и стал составлять 1 млрд.руб. Можно предположить, что он, как ружье в театральной постановке, обязательно должен выстрелить. Внимательный просмотр других разделов бюджета выявляет скучное однообразие:

- национальная оборона сокращена на ~ 14,5 млн.руб.,

- национальная экономика, уменьшилась на 763 млн.руб.,

- образование съежилось на 940 млн.руб.,

- культура, кинематография, СМИ недополучили из бюджета 142 млн.руб.,

- здравоохранение, физическая культура и спорт уменьшились более чем на 1 млрд.руб.,

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность, сокращена на 500 млн.руб.

Любопытный вопрос задал докладчику Татьяне Пороновой при обсуждении бюджета начальник ФЭУ ГУВД Дунаевский: «Как же так, г-жа Поронова, по вашему бюджету нашим сотрудникам не будет зарплаты за два месяца?» «Действительно, сейчас трудно всем, - сказала Поронова, но вы должны знать, что мы сокращали по всем органам власти до 82% от действующего финансирования, а по вашему ведомству - до 84%, так что вы еще в лучшем положении по сравнению с другими».

Прекрасно разбираясь в тонкостях, понимая последствия такого бюджета, фракция КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области голосовала против принятия бюджета области в таком виде. Вот что сказал в своем выступлении на сессии, перед тем как данный вопрос был вынесен на голосование, депутат-коммунист Евгений Рульков:

- Представленный законопроект «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2009 год» в очередной раз подтвердил неспособность правительства области удержать ситуацию на приемлемом уровне, работать с финансово-промышленными группами по решению вопросов пополнения бюджета за счет налога на прибыль.

Как видим по представленным цифрам, налог на прибыль сокращается более чем на 4,3 млрд. рублей. Слабая работа с федеральным правительством не позволила компенсировать эти потери за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В результате имеем неприемлемое сокращение доходной и расходной частей бюджета, в сравнении даже с прежней редакцией бюджета, принятой в декабре прошлого года.

Мы считаем неприемлемым, для многих убийственным, сокращение расходов на здравоохранение более чем на 1 млрд. рублей, на образование - 941 млн. рублей. С таким бюджетом невозможно говорить о занятиях физкультурой и спортом, поддерживать уровень культуры. Серьезную озабоченность вызывает сокращение расходов на финансирование 23 областных государственных целевых программ, всего на 978,7 млн. рублей. Это - нарушение статей 85 и 179 Бюджетного кодекса РФ.

Поддержку сельскохозяйственного производства предлагается сократить еще на 48 млн. рублей, хотя ее уже снизили в 3,5 раза. В этом разделе на поддержку элитного семеноводства наше бессильное правительство направляет аж 4 тыс. рублей. Это только подтверждает незнание «финансистами» предмета.

В то же время, правительство увеличивает свой резервный фонд в 11 раз, со 100 млн. рублей до 1100 млн. рублей. А согласно ст. 81 БК РФ, средства резервных фондов исполнительных органов субъектов должны направляться только на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. В соответствии со ст. 81.1 БК РФ, предусмотрена возможность создания резервных фондов субъектов РФ для исполнения расходных обязательств при недостаточности доходов. Однако такой фонд может создаваться только отдельным законом области, за рамками закона о бюджете. В противном случае мы будем иметь нецелевое расходование средств. Не знаю в правительстве идеолога подобных изобретений, но последствия могут быть очень серьезными.

- Вызывает вопрос наличие огромного профицита бюджета на 1 мая 2009 года в размере более 6300 млн. рублей, - продолжает Рульков. - В то же время накопили большую кредиторскую задолженность по заработной плате в бюджетной сфере и другим расходам. К чему это? А потом выдавать это за перспективное видение? Сейчас Минфин видит в перспективе сокращение доходной части бюджета еще на 5 млрд. рублей. Насколько это обоснованно?

Кстати, при серьезном изменении основных характеристик областного бюджета в нарушение требований ст. 11 закона 55 - оз «О бюджетном процессе Иркутской области», нам не представлен измененный прогноз социально- экономического развития области. К тому же не приняты изменения во многие областные целевые программы, что так же противоречит закону области, упомянутому ранее.

Предпринимаемые депутатами ЗС, бюджетным комитетом попытки, через поправки придать какую-либо жизнь, динамику этому законопроекту, по-моему, как мертвому припарки.

В такой обстановке принимать предложенный проект нельзя. Я считаю необходимым перенести рассмотрение законопроекта на очередное заседание ЗС. Тем самым мы дадим возможность губернатору области вникнуть в суть, сделать выводы, может быть, принять возможные меры.

Голосовать сейчас за предложенный законопроект нельзя, - заключил депутат.

На последовавшем затем голосовании из 38 присутствовавших депутатов фракция КПРФ голосовала ПРОТИВ. Законопроект принят в первом чтении, окончательно будет рассмотрен 26 июня.

Подводя своеобразную черту под изменениями в бюджете области, принимая во внимание излагаемые при этом цели, как то: «обеспечение сбалансированности бюджета с учетом обстоятельств мирового финансового кризиса и изменения федерального финансирования», выводы напрашиваются неутешительные. Бюджет заложен неважный. Основные проблемы еще впереди.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме