16:32 06.04.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Инженерное образование в современной России

 

Образование и социально-экономическая ситуация в стране всегда взаимосвязаны. Переход к дикому капитализму, начатый 20 лет назад не вызвал нужных изменений в системе образования России.

Наше правительство не нашло ничего лучшегокак полностью скопировать в общем-то негодную западную модель образования – так называемые Болонские соглашения. Западная модель образования сложилась в условиях определенного расцвета "золотого миллиарда": дешевая рабочая сила из бывшихколоний всегда под рукой, избыток общественных профессий нивелируют пособия по безработице, а нехватка инженеров компенсируется высококлассными специалистами из бедных стран.

На любом рынке взаимодействуют две главных стороны — продавец и покупатель. Видеале рынок образования должен быть таким: каждый молодой человек всоответствии со своими физиологическими данными и запросами может обучиться необходимойпрофессии: любая отрасль экономики страны может всегда получить на рынке нужных специалистов.

Уровень и ассортимент образования определяет экономика страны. Кажется это истина, но не для министерства образования России. Только экономика определяет, сколько должно быть рабочих различной квалификации, операторов сложных технических систем, специалистов среднего и высшего звена. Разному уровню развития экономики соответствуют свои пропорции между всеми специалистами. Если всё население страны и систему образования представить в виде пирамиды некоторого объёма, то верхняя еёчасть объемом не более 30 процентов будет высшим образованием. Задача образования заключается в том, чтобы справедливо, по способностям и физиологическим данным, распределить и обучить подрастающее поколение в соответствии с потребностямиэкономики страны. Не секрет, что образование является одним из факторов безработицы в мире. На бирже труда масса зарегистрированных безработных специалистов с высшим и средним образованием, а экономика страны испытывает острую нужду вквалифицированной рабочей силе, санитарках и дворниках.

Мировой опыт таков: даже в самых высокоразвитых странах специалистов с высшим образованиемдолжно готовиться гораздо меньше, чем специалистов других уровней. Страны ЕС,частично нарушающие этот принцип, вынуждены приглашать рабочих–эмигрантов и переносить бизнес в страны, где есть рабочие.

Известно, что правительство идет на 100% охват молодежи средним и высшим образованием ради того, чтобы убрать молодежь с улицы и избежать ее массовой криминализации, но ведь это можно сделать другим путем, не нужно опускать уровень высшего и среднего образования до понимания наихудших. Их можно занять многообразным и интересным начальным профессиональным образованием такой же продолжительности.

Сейчас нет смысла вспоминать министров, которые развалили одну из лучших в миресистем образования. Нужно найти правильное решение вопроса. В стране уже ощущается серьёзный кадровый голод. С имеющимися менеджерами никакого приличного Государства не построишь, имеющиеся кадры не способны к созидательной работе. Хорошее образование очень дорогая вещь. Чтобы готовить хороших инженеров, нужно иметь лабораторное оборудование, цена которому сотни миллионов долларов, а ваэрокосмической иатомной отрасли – миллиарды. Поэтому иметь несколько образовательных учреждений одинакового профиля не может себе позволить ни одно государство. Да и зачем? Для зарубежных стран?

Чтобы иметь квалифицированныхпрофессоров, нужна творческая атмосфера, которая создаётся в больших коллективах одной отрасли знаний, одного научного направления. Для этого необходимо иметь большой объем учебной нагрузки по одной дисциплине, что возможно, если на курсе по одной специальности обучается несколько сот человек.

Выполнение этих основных условий качественного инженерного образования позволяет перейти к разумным административным решениям. Не нужно в очередной раз ломать созданную систему. Это плохо. Да и на реформы опять уйдут бюджетные деньги и ничегокак обычно не выйдет. Нужно на базе существующих университетов создать несколько специализированных государственных институтов. Например,Московский автомобильный институт, С.-П. кораблестроительный институт, С.-П. Военмех, КазанскийАэрокосмический институт, Уральский институт машиностроения для черной и цветной металлургии, Снежинско-Озерский атомныйинститут, Челябинский институт тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и.т. д. В этих институтах будут готовить не бакалавров и магистров, а только инженеров по программам, разработанным институтами АН России, отраслевым министерством и промышленниками. Статус институтов и университетов должен быть абсолютно одинаков, чтобы не былопереманивания ученых. Один институт оснастить оборудованием государство постепенно сможет. В каждый институт по специальности должно приниматьсяна первый курс не менее 150 человек. Достаточно, если в институте будет 5-7 родственных специальностей. Еще один важный момент. У нас, как и во всем мире, широко практикуется продажа футболистов, хоккеистов и.т.д. Клубу, подготовившему хорошего игрока, нужно возместить затраты. Такая же практика должна существоватьи в отношении инженеров как внутри страны, так и международном масштабе. Необходимо создавать такую систему. Институты получат хороший финансовый источник для пополнения лабораторий и фундаментальных научных исследований.


В.В. Бледных,

академик РАСХН,

засл. деятель науки и техники РФ,

доктор технических наук,

профессор Челябинской Государственной агроинженерной академии.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме