01:15 06.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: октябрь 2011 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа публикаций 7100 федеральных, региональных и зарубежных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (октябрь 2011 г.)
См. таблицу 1 в иллюстрациях к матиреалу
В октябре 2011 г. информационные показатели «Единой России» сократились: с сентябрьских 55,3 до 53,5% от общепартийного новостного потока. Тем же образом складывалась ситуация в отношении «Справедливой России»: снижение с 13,9% (в сентябре) до нынешних 12,7%. Напротив, немного расширилась представленность в медиа-пространстве КПРФ – до 20,9% (против 19,2% - месяцем ранее) и ЛДПР – до 12,9% (при 11,6% - в предыдущий месяц).
Сопоставляя полученные данные с аналогичными показателями прошлого года, можно прийти к выводу, что, в целом, порядок наполнения информационного потока сюжетами о деятельности парламентских партий существенных изменений не претерпел. Каждой из рассматриваемых политических сил отведена чётко очерченная ниша в медиа-поле, и работа информационного сообщества подчинена тому, чтобы обеспечить её заполняемость, но только в строго определённых границах.
Так, при сравнении индексов второго осеннего месяца 2010 и 2011 гг. выявляется их положительная динамика - у единороссов (+1,7%) и либерал-демократов (+0,2%), а отрицательная – у коммунистов (-0,8%) и эсеров (-1,1%).
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с января 2009 года по октябрь 2011 года (график 1), позволяет заключить, что в октябре текущего года их показатели были близки к средним за рассматриваемый временной отрезок значениям.
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по октябрь 2011 гг.
См. график 1 в иллюстрациях к матиреалу
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).
Таблица 2
Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (октябрь 2011 г.)
См. таблицу 2 в иллюстрациях к матиреалу
Результаты октября 2011 г. фракционных составляющих парламентских политических сил по сравнению с предыдущим месяцем свидетельствуют о снижении показателей коммунистов (на 1,2% и 21,7%) и либерал-демократов (на 2% и итоговые 14,9%). А также о росте числа информационных сообщений о думских единороссах (на 2,4% и 47%) и эсерах (на 0,8% и 16,4%).
Та же тенденция прослеживается при сопоставлении полученных данных с октябрьскими показателями прошлого года: существенное усиление позиций «Единой России» (на 6,4%) и менее ощутимое - «Справедливой России» (на 1,1%) за счёт ослабления положения КПРФ (на 6,1%) и ЛДПР (на 1,4%).
Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с января 2009 по октябрь 2011 года (график 2) позволяет заключить, что в октябре текущего года процент упоминаний думских коммунистов достиг минимального за рассматриваемый временной отрезок значения при близких к средним фракционных индексах иных парламентариев.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по октябрь 2011 гг.
См. график 2 в иллюстрациях к матиреалу
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (октябрь 2011 г.)
См. таблицу 3 в иллюстрациях к матиреалу
В совокупных октябрьских индексах по сравнению с первым осенним месяцем текущего года прослеживалось ослабление позиций «Единой России» (с 53,9 до 52,6%) и «Справедливой России» (с 14,1 до 13,2%) и укрепление положения КПРФ (с 19,7 до 21%) и ЛДПР (13,2% против 12,3% - месяцем ранее).
При сопоставлении же итоговых октябрьских результатов 2010 и 2011 гг. выявляется иная тенденция: прибавляет «ЕР» (2,7%)и теряют представители парламентской оппозиции (КПРФ – 1,7%, «Справедливая Россия» - 0,9%, ЛДПР – 0,1%) (график 3).
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по октябрь 2011 гг.
См. график 3 в иллюстрациях к матиреалу
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе: октябрь 2011 г.
См. таблицу 4 в иллюстрациях к матиреалу
В октябре 2011 г. рейтинг информационного благоприятствования возглавила КПРФ, чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) зафиксировался на отметке 9362,7 (при 16137,4 – в предыдущем месяце) (график 4).
Заметно сократилось число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о «Единой России»: 8782,1 против 27195,2 – в сентябре.
Тем же образом складывалась ситуация в отношении ЛДПР: 7370,9 вместо 10934 – месяцем ранее.
И лишь «Справедливой России» удалось немного укрепить своё положение: с 6076,92 (в сентябре) до 6958,2 (в октябре).
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период с октября 2010 по октябрь 2011 гг.
См. график 4 в иллюстрациях к матиреалу
Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе в октябре 2011 г., составило: 28,8% от суммарного партийного ИИБ – у КПРФ, 27% - у «Единой Россией», 22,8% - у ЛДПР и 21,4% - у «Справедливой России» (график 5).
График 5
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ в октябре 2011 г.
См. график 5 в иллюстрациях к матиреалу
Некоторые выводы
В октябре 2011 г.количественный аспект присутствия парламентских партий в информационном пространстве кардинальных изменений не претерпел. По-прежнему в большей части всех новостных сводок фигурировала «Единая Россия». Оппозиционные же партии оттеснялись на второй план, знаковые события из их жизни по возможности замалчивались.
По сравнению с сентябрём текущего года второй осенний месяц был отмечен сокращением числа упоминаний в средствах массовой информации партии власти: в целом на 1,3% (52,6%) при утрате 1,8% партийного (53,5%) и «прибавке» 2,4% фракционного информационного рейтинга (47%). Небольшим ростом информационных показателей КПРФ (итогового на 1,3% (21%) при +1,7% к партийному (20,9%) и -1,2% от фракционного (21,7%)) и ЛДПР (суммарного на 0,9% (13,2%) при +1,5% к партийному (12,9%) и -2% от фракционного (14,9%)). И ослаблением положения «Справедливой России»: совокупный индекс – 13,2% (-0,9%) при снижении партийного на 1,2% (12,7%) и росте фракционного на 0,8% (16,4%).
Несколько иная тенденция прослеживается при сопоставлении октябрьских показателей 2010 и 2011 гг. В «плюсе» - «ЕР» (+1,7% к партийному индексу, +2,4% к фракционному, +2,7% к совокупному). А в «минус» ушли КПРФ (-1,7% от итогового результата за счёт потери 0,8% информации о партии и 6,1% о фракции) и «СР» (-0,9% от суммарного индекса, -1,1% от партийного и +1,1% у фракционному). Положение ЛДПР почти стабильно: в совокупности она теряет 0,1% при +0,2% внимания СМИ к партии и -1,4% к фракции в Госдуме.
Качественное наполнение информационного потока в октябре 2011 г. выглядело следующим образом: 28,8% всех положительных высказываний было озвучено в адрес КПРФ, ей индекс информационного благоприятствования достиг 9362,7; 27% или 8782,1 ИИБ – в отношении «Единой России», 22,8% или ИИБ, равный 7370,9 - ЛДПР и 21,4% или 6958,2 ИИБ - «Справедливой России». По сравнению с предыдущим месяцем ИИБ единороссов сократился в 3,1 раз, коммунистов – в 1,7 раза, либерал-демократов – в 1,5 раза, а эсеров вырос – в 1,1 раз.
Выявленная динамика информационно-политических индексов парламентских партий во многом обусловливается особенностями протекания политического процесса:
с одной стороны, необходимостью в условиях федеральной избирательной кампании создать видимость партийной конкуренции в средствах массовой информации (отсюда и небольшой рост числа упоминаний в медиа-потоке парламентской оппозиции);
а с другой, - по максимуму использовать пропагандистский потенциал средств массовой информации в интересах партии власти: по средством эффекта «мелькания» и «нужной» тональности сюжетов способствовать приращению её электорального рейтинга и корректировке имиджа (что приводит к очевидному доминированию «Единой России» в информационном пространстве).
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме