17:47 07.12.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: ноябрь 2011 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

На основании контент-анализа публикаций 7500 федеральных, региональных и зарубежных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (ноябрь 2011 г.)

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

В ноябре 2011 г. информационные показатели «Единой России» сократились: с октябрьских 53,5 до 47,1% от общепартийного новостного потока. Это дало небольшую прибавку медиапроцента парламентской оппозиции: +2,7% и 15,4% - «Справедливой России», +2,6% и 23,5% - КПРФ, +1,1% и 14% - ЛДПР.

Сопоставляя полученные данные с аналогичными показателями прошлого года, можно прийти к выводу, что даже в условиях разгара федеральной избирательной кампания по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва, в целом, порядок наполнения информационного потока сюжетами о деятельности парламентских партий существенных изменений не претерпел. Каждой из рассматриваемых политических сил отведена чётко очерченная ниша в медиа-поле, и работа информационного сообщества подчинена тому, чтобы обеспечить её заполняемость. Но только в строго определённых границах.

Так, при сравнении индексов последнего осеннего месяца 2010 и 2011 гг. выявляется их положительная динамика - у эсеров (+4,5%) и либерал-демократов (+2,3%), а отрицательная – у единороссов (-4,9%) и коммунистов (-1,9%).

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с января 2009 года по ноябрь 2011 года (график 1), позволяет заключить, что в ноябре текущего года их показатели были близки к средним за рассматриваемый временной отрезок значениям (при небольшом завышении – у эсеров и занижении – у единороссов).

График 1

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по ноябрь 2011 гг.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (ноябрь 2011 г.)

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

Результаты ноября 2011 г. фракционных составляющих парламентских политических сил по сравнению с предыдущим месяцем свидетельствуют о существенном снижении показателей единороссов (на 4,7% и 42,3%) и росте числа информационных сообщений о думских коммунистах (на 3,3% и 25%) и эсерах (на 1,4% и 17,8%). А также о стабильности положения либерал-демократов (14,9%).

Несколько иная тенденция прослеживается при сопоставлении полученных данных с ноябрьскими показателями прошлого года: усиление позиций «Справедливой России» (на 0,9%), «Единой России» (на 0,7%) и КПРФ (на 0,6%) за счёт ослабления положения ЛДПР (на 2,2%).

Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с января 2009 по ноябрь 2011 года (график 2) позволяет заключить, что в ноябре текущего года процент упоминаний думских эсеров был близок к максимальному, а иных парламентариев – к средним за рассматриваемый временной отрезок значениям.

График 2

Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по ноябрь 2011 гг.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (ноябрь 2011 г.)

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

В совокупных ноябрьских индексах по сравнению со вторым осенним месяцем текущего года прослеживалось ослабление положения «Единой России» (с 52,6 до 46,6%) и укрепление позиций КПРФ (с 21 до 23,7%), «Справедливой России» (с 13,2 до 15,6%) и ЛДПР (14,1 против 13,2% - месяцем ранее).

При сопоставлении же итоговых ноябрьских результатов 2010 и 2011 гг. выявляется схожая тенденция: прибавляют «СР» (3,5%)и ЛДПР (1,2%), теряют «Единая Россия» (3,2%) и КПРФ (1,5%) (график 3).

График 3

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по ноябрь 2011 гг.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе: ноябрь 2011 г.

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

В ноябре 2011 г. рейтинг информационного благоприятствования возглавила «Справедливая Россия», чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) вырос до 11187,8 (при 6958,2 – в предыдущем месяце) (график 4).

Тем же образом складывалась ситуация в отношении ЛДПР: 8349,8 вместо 7370,9 – месяцем ранее.

Напротив, заметно сократилось число одобрительных высказываний и ярких сюжетов о КПРФ: 6099,4 против 9362,7 – в октябре.

А деятельность «Единой России» на протяжении ноября и вовсе, преимущественно, освещалась в негативном «ключе», о чём свидетельствует итоговый результат в -8714,3 (при ИИБ, равном 8782,1 – в прошлом месяце).

График 4

Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период с октября 2010 по ноябрь 2011 гг.

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

В ноябре 2011 г.количественный аспект присутствия парламентских партий в информационном пространстве, несмотря на оживление политической жизни в России, вызванное разгаром федеральной избирательной кампания по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва, кардинальных изменений не претерпел. По-прежнему в большей части всех новостных сводок фигурировала «Единая Россия». Оппозиционные же партии оттеснялись на второй план, знаковые события из их жизни по возможности замалчивались или освещались достаточно скудно и блекло.

По сравнению с октябрём текущего года последний осенний месяц был отмечен сокращением числа упоминаний в средствах массовой информации партии власти: в целом на 6% (46,6%) при утрате 6,4% партийного (47,1%) и 4,7% фракционного информационного рейтинга (42,3%). Ощутимым ростом информационных показателей КПРФ (итогового на 2,7% (23,7%) при +2,6% к партийному (23,5%) и +3,3% к фракционному (25%)) и «Справедливой России» (суммарного на 2,4% (15,6%) при +2,7% к партийному (15,4%) и +1,4% к фракционному (17,8%)). А также небольшим укреплением положения ЛДПР: совокупный индекс – 14,1% (+0,9%) при росте партийного на 1,1% (14%) и стабильности фракционного (14,9%).

Несколько иная тенденция прослеживается при сопоставлении ноябрьских показателей 2010 и 2011 гг. В «плюсе» - «СР» (+4,5% к партийному индексу, +0,9% к фракционному, +3,5% к совокупному) и ЛДПР (прибавка на 1,2% к итоговому показателю и 2,3% к партийному при потере 2,2% от фракционного). А в «минус» ушли «ЕР» (-3,2% от итогового результата за счёт потери 4,9% информации о партии и увеличения на 0,7% - о фракции) и КПРФ (-1,5% от суммарного индекса, -1,9% от партийного и +0,6% к фракционному).

Качественное наполнение информационного потока в ноябре 2011 г. выглядело следующим образом: индекс информационного благоприятствования «Справедливой России» достиг 11187,8 (при 6958,2 – месяцем ранее), ЛДПР – 8349,8 (против 7370,9 – в октябре), КПРФ – 6099,4 (вместо 9362,7 – в предыдущем месяце). «Единая Россия» же отличилась наращиванием весомого информационного антирейтинга в -8714,3 (в противовес октябрьского ИИБ, равного 8782,1).

Выявленная динамика информационно-политических индексов парламентских партий во многом обусловливается особенностями протекания политического процесса:

с одной стороны, необходимостью в условиях федеральной избирательной кампании создать видимость партийной конкуренции в средствах массовой информации (отсюда и небольшой рост числа упоминаний в медиа-потоке парламентской оппозиции);

а с другой, - по максимуму использовать пропагандистский потенциал СМИ в интересах партии власти: посредством эффекта «мелькания» способствовать приращению её электорального рейтинга и корректировке имиджа (что приводит к очевидному доминированию «Единой России» в информационном пространстве).

Однако, несмотря на все старания медиа-сообщества представить те или иные события из «жизни» партии власти в позитивном или, во всяком случае, нейтральном «ключе», избежать негативации образа данной политической силы оказывается ему не под силу. Причина же этого заключает в массированном использовании «Единой Россией» «административного ресурса» как основного орудия борьбы с политическими оппонентами и в вытекающих из этого массовых нарушениях избирательного законодательства в ходе выборной кампании. Что не лишено внимания простых граждан, вовлечённых в избирательный процесс. Замалчивание же данных фактов и явное искажение действительности привело бы к ещё более резкому росту протестных настроений среди населения и поставило бы существующий государственный строй под угрозу делигитимации.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме