21:45 05.04.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: март и I квартал 2011 года

     Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

     На  основании контент-анализа публикаций 5457 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

  

   1. Информационные индексы  думских партий

 

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  политические партии (март 2011 года)

 Март 2011 г.Февраль 2011 г.Март 2010 г.I квартал (январь – март) 2011 г.I квартал (январь – март) 2010 г.
Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
Партия  "Единая Россия"765648568452,8732646,71737050,41681047,8
Партия  КПРФ380323,8244822,8395725,3808323,5874024,9
Партия  ЛДПР246012,8135412,6236215,1481214492214
Партия  «Справедливая Россия»204315,4126711,8198612,7416612,1467313,3

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Март 2011 года ознаменовался падением информационных индексов «Единой России» с 52,8 в предыдущем месяце до 48%, что в среднем за I квартал 2011 года принесло ей 50,4%. Освободившееся пространство информационного поля было распределено между остальными парламентскими партиями, продемонстрировавшими небольшой рост показателей: «Справедливая Россия»на3,6% (с 11,8 до 15,4%) и первоквартальные 12,1%, КПРФна 1% (с 22,8 до 23,8%) и 23,5% по итогам января – марта, ЛДПР – на 0,2% (с 12,6 до 12,8%) и средние 14% за первые три месяца текущего года.

     При этом важно учитывать, что мартовский медиа-рейтинг партии властив 2011 году незначительно превысил аналогичный уровень прошлого года – на 1,3%. В «плюс» также вышла «Справедливая Россия» - 15,4% против 12,7% в 2010 году. Позиции КПРФ и ЛДПР, напротив, ослабли: на 1,5 и 2,3% соответственно.

     Анализ  же динамики наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 2009 года по март 2011 года (график 1) свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения информационного потока. А следовательно, и о сохранении каждой из рассматриваемых политических сил отведённой ей «ниши» медиа-пространства: 48-58% у единороссов, 20-25% у коммунистов, 11-15% у эсеров и 11-14% у либерал-демократов.

     Об  этом свидетельствует и результат  сопоставления «индексных единиц»  I квартала (января – марта) 2010 и 2011 годов: «Единой России» удалось прибавить 2,6%, за счёт снижения доли присутствия в информационном пространстве КПРФ (на 1,4%) и «Справедливой России» (на 1,2%) при стабильности положения ЛДПР.

     Примечательно, что нарушить тенденцию на информационную стабильность не смогла и кульминация предвыборной борьбы накануне и в ходе Единого дня голосования 13 марта, отмеченного падением электоральных рейтингов партии власти и ростом поддержки оппозиции со стороны избирателей. Это, в очередной раз, подтверждает факт, что средства массовой информации в России являются лишь инструментом правящего режима, выполняющим предписанный план, невзирая на конъюнктурные изменения в политическом процессе.

     График 1

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по март 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

   

  2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

 

     Деятельность  фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного  пространства, в котором действуют  думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют думские фракции парламентских партии (март 2011 года)

 Март 2011 г.Февраль 2011 г.Март 2010 г.I квартал (январь – март) 2011 г.I квартал (январь – март) 2010 г.
Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
Фракция "Единая Россия"107350,994753,6125947,3273150,2325446,3
Фракция КПРФ6953350428,569526,1168731184326,3
Фракция ЛДПР1135,41216,928110,64608,578011,1
Фракция «Справедливая Россия»22510,7195114261655810,3113016,1

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Результаты марта 2011 года фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о снижении показателей единороссов (- 2,7% и 50,9%), либерал-демократов (- 1,5% и 5,4%) и эсеров(- 0,3% и 10,7%). Заметную активность в рассматриваемом месяце проявили коммунисты, что обеспечило прибавку к рейтингу на 4,5% и достижение 33%. 

     Сопоставление полученных данных с мартовскими показателями прошлого года выявляет рост активности депутатов фракций КПРФ (на 6,9% медиа-рейтинга) и «Единая Россия» (на 3,6%) и существенное оттеснение на второй план представителей ЛДПР (падение с 10,6 до 5,4%) и «Справедливой России»(с 16 до 10,7%).

     Тем же образом складывается ситуация и  в отношении показателей I квартала 2010 и 2011 года: в «плюсе» единороссы (50,2% против прошлогодних 46,3%) и коммунисты (нынешние 31% вместо 26,3%), в «минус» ушли эсеры (10,3% в противовес 16,1% годом ранее) и либерал-демократы (8,5% в 2011 г. и 11,1% в 2010 г.).

     Анализ  динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по февраль 2011 года (график 2) позволяет констатировать, что первый весенний месяц текущего года принёс максимум за весь рассматриваемый период КПРФ и минимумЛДПР. Вариация показателей «ЕР»и «СР» в целом укладывается в рамки отведённых для них предельных величин – 43-53% и 11-17% соответственно.

     График  2

Динамика  изменения доли публикаций о фракциях парламентских  партий в информационном политическом пространствеза период с I квартала 2009 по март 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия» 

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.

График  3

Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций 

в марте 2011 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     В марте 2011 года в соотношении информации об общепартийной работе и думской деятельности у «Единой России» фиксируется преобладание последней (50,9 над 48%), что свидетельствует о сохранении обозначившейся в прошлом месяце тенденции. Так же обстоят дела и у КПРФ(33 над 23,8%).

     Противоположным образом складывается ситуация в отношении ЛДПР и«Справедливой России», чьи партийные индексы на 7,4 и 4,7% соответственно опережают фракционные.

     Полученные  данные позволяют констатировать тот  факт, что в рассматриваемый период основные парламентские дискуссии  по актуальным вопросам развития России разгорались между коммунистами и единороссами при пассивности представителей ЛДПР и «СР», которые в последнее время постепенно отходят на периферию политической системы и участия в процессе выработки и принятия политических решений не принимают. 

    

 3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

 

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  партии и их парламентские  фракции (март 2011 года)

 Март 2011 г.Февраль 2011 г.Март 2010 г.I квартал (январь – март) 2011 г.I квартал (январь – март) 2010 г.
Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия"872948,3663153858546,92010150,42006447,6
Партия  и фракция КПРФ449824,9295223,6465225,4977024,51058325,1
Партия  и фракция ЛДПР215611,9147511,8226712,4527213,2532612,6
Партия  и фракция «Справедливая Россия»268514,9146211,6278815,2472411,9617914,7

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели марта 2011 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства: снижение суммарных показателей «Единой России»(с февральских 53 до 48,3%) и рост индексов «Справедливой России» (на 3,3%), КПРФ (на 1,3%) при стабильности позиций ЛДПР.

     Однако  этот вывод оборачивается противоположностью при сравнении мартовских показателей текущего и прошлого годов: «ЕР» (+1,4%), КПРФ (-0,5%), ЛДПР (-0,5%) и «СР» (-0,3%).

     Результаты I квартала 2011 года свидетельствуют  о расширении информационного поля, находящегося под «Единой Россией» (рост индексов с 47,6 до 50,4%) и ЛДПР (увеличение внимания СМИ с уровня 12,6% до 13,2%). А также о сокращении доли информационного пространства, отведённого КПРФ (с 25,1 до 24,5%) и «Справедливой России» (с 14,7 до 11,9%) (график 4).

График  4 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствев I квартале 2010 – 2011 гг.

Примечание: Составлено сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     

Некоторые выводы

 

     В марте 2011 года на фоне «апогея» региональной и муниципальной избирательной кампании 13 марта представленность «Единой России» в информационном пространстве по сравнению с предыдущим месяцем немного сократилась: по партийным показателям на 4,8%, фракционным – на 2,7% и в совокупности – на 4,7%.

     Это, в свою очередь, дало небольшую  прибавку в информационных рейтингах остальным партиям, представленным в Государственной Думе.

  • КПРФ нарастила присутствие в средствах массовой информации как партия на 1%, как фракции на 4,5%, суммарно же – на 1,3%.
  • Партия «Справедливая Россия» стала чаще упоминаться в медиа-потоке на 3,6%, работа же её фракции в нижней палате федерального парламента, напротив, меньше привлекала внимание (-0,3%). В итоге эсеры получили дополнительные 3,3% информационного поля.
  • Наименьшие изменения претерпели индексы ЛДПР: партийные выросли лишь на 0,2%, фракционные снизились на 1,5%, что, в целом, обеспечило стабильные совокупные показатели – 11,9%.

     Однако  обозначившиеся краткосрочные изменения в порядке наполнения информационного потока новостными сводками более чем несущественны. Они ни в коей мере не отражают процессы, происходящие в политической системы российского общества: проявившееся в ходе Единого дня голосования падение электоральной поддержки партии власти и рост доверия к оппозиции, преимущественно к КПРФ. В целом, можно констатировать, что средства массовой информации не реагируют на складывающуюся в стране общественно-политическую конъюнктуру, а лишь поддерживают «статус-кво», реализуя предписанный им правящей группировкой план.

     Подтверждениями данному выводу могут служить  как результаты сопоставления нынешних мартовских информационных индексов с  тем же временным периодом 2010 года («Единая Россия» +1,4%, КПРФ -0,5%, ЛДПР -0,5%, «Справедливая Россия» -0,3%), так и сравнения итоговых показателей I квартала текущего года с аналогичными прошлогодними медиа-рейтингами («ЕР» +2,8%, ЛДПР +0,6%, КПРФ -0,6%, «СР» -2,8%).

     Кроме того, всё более отчётливо проявляется  тот факт, что политическая борьба преимущественно разгорается между КПРФ и «Единой Россией», которые и аккумулируют вокруг себя основные события общественно-политической жизни страны. Влияние же на политический процесс ЛДПР и «Справедливой России» постепенно сводится на нет, а их роль нивелируется до придания видимости существования в России конституционно декларируемой демократии. 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме