02:15 08.02.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: январь 2011 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь 2011 год)
Партия | Январь 2011 года | Декабрь 2010 года | Январь 2010 года | |||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия "Единая Россия" | 4030 | 52,3 | 5567 | 58,6 | 3861 | 45,7 |
Партия КПРФ | 1832 | 23,7 | 2215 | 23,3 | 2247 | 26,6 |
Партия ЛДПР | 998 | 12,9 | 869 | 9,1 | 1229 | 14,6 |
Партия «Справедливая Россия» | 856 | 11,1 | 858 | 9 | 1109 | 13,1 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Начало 2011 года ознаменовалось сокращением доли присутствия в информационном пространстве «Единой России» с декабрьского уровня в 58,6 до 52,3%. Это было достигнуто в результате усиления позиций ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ – на 3,8, 2,1 и 0,4% соответственно.
Однако январские индексы партии власти в 2011 году существенно превосходят аналогичные показатели 2010 года, зафиксированные в районе 45,7%. Анализ же динамики наполнения медиа-потока публикациями о деятельности «ЕР» за период с 2009 года по январь 2011 года (график 1) свидетельствует, что итоги первого месяца текущего года соответствуют сложившейся во II квартале 2010 года тенденции, согласно которой «медиа-процент» рассматриваемой политической силы заперт в пределе от 50 до 60%. Это позволяет заключить, что «Единая Россия» не намерена ослаблять нажим на информационные рычаги в 2011 году, а небольшой спад активности в январе лишь следствие длительных новогодних каникул.
Показатель КПРФ в январе 2011 года ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 2,9%, но в целом соответствует утвердившемуся с IV квартала 2009 года тренду, в соответствии с которым степень представленности в информационном пространстве данной партии не превышает 24-25%.
Индексы ЛДПР и «Справедливой России» в начале текущего года просели на 1,7 и 2% соответственно по сравнению с январём 2010 года, однако удержали характерную для них линию изменений в динамическом ряду (11-14%).
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространствеза период с 2009 по январь 2011 гг.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь 2011 год)
Партия | Январь 2011 года | Декабрь 2010 года | Январь 2010 года | |||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
"Единая Россия" (фракция) | 711 | 45,5 | 1089 | 45 | 865 | 42,2 |
КПРФ (фракция) | 488 | 31,2 | 728 | 30,1 | 585 | 28,5 |
ЛДПР (фракция) | 226 | 14,5 | 271 | 11,2 | 233 | 11,4 |
"Справедливая Россия" (фракция) | 138 | 8,8 | 331 | 13,7 | 367 | 17,9 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Результаты января 2011 года фракционных составляющих парламентских политических сил в сравнении с предыдущим месяцем свидетельствуют о росте показателей единороссов (+0,5% и 45,5%), коммунистов (+1,1% и 31,2%) и либерал-демократов (+3,3% и 14,5%). Противоположным образом складывается ситуация в отношении эсеров, чьи индексы резко поползли вниз – с 13,7 до 8,8%.
Сопоставление полученных данных с январскими показателями прошлого года выявляет активизацию деятельности депутатов фракций «Единая Россия» (на 3,3% медиа-рейтинга), КПРФ (на 2,7%) и ЛДПР (на 3,5%) и существенное оттеснение на второй план представителей «Справедливой России» (падение с 17,9 до 8,8%).
Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за период с 2009 по январь 2011 года (график 2) позволяет констатировать, что начало текущего года принесло максимум за весь рассматриваемый период КПРФ и минимум – «Справедливой России». Вариация показателей «ЕР» и ЛДПР в целом укладывается в рамки отведённых для них предельных величин – 42-46% и 11-16% соответственно.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространствеза период с 2009 по январь 2011 гг.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (график 3), что позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по освещению деятельности данных политических акторов.
График 3
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций
в январе 2011 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
В январе 2011 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» по-прежнему фиксировалось существенное преобладание последней (52,3 над 45,5%). Так же обстояли дела и у «Справедливой России» (11,1 над 8,8%), что стало следствием существенного снижения активности народных избранников данной партии в федеральном парламенте.
Противоположным образом складывается ситуация в отношении КПРФ и ЛДПР, чьи фракционные индексы на 7,5 и 1,6% соответственно опережают партийные.
Подобный результат свидетельствует о том, что оппозиционные парламентские партии представляются средствами массовой информации, прежде всего, как фракции в Госдуме, нежели в качестве участников борьбы за власть и влияние в обществе. События же их внутрипартийной жизни, как правило, в информационном сообществе не вызывают интерес.
3. Совокупные информационно-
Обобщение результатов контент-анализа
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь 2011 года)
Партия | Январь 2011 года | Декабрь 2010 года | Январь 2010 года | |||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Партия и фракция "Единая Россия" | 4741 | 51,1 | 6656 | 55,8 | 4726 | 45 |
Партия и фракция КПРФ | 2320 | 25 | 2943 | 24,7 | 2832 | 27 |
Партия и фракция ЛДПР | 1224 | 13,2 | 1140 | 9,5 | 1462 | 13,9 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 994 | 10,7 | 1189 | 10 | 1476 | 14 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Совокупные показатели января 2011 года отражают обозначенные выше закономерности в перекраивании информационного пространства.
Начало текущего года отмечено падением суммарных показателей «Единой России» (с декабрьских 55,8 до 51,1%) и ростом индексов КПРФ (на 0,3%), «Справедливой России» (на 0,7%) и ЛДПР (на 3,7%).
В сравнении же с уровнем января 2010 года картина выглядит иначе: единороссы демонстрируют уверенный рост (на 6,1%), а остальные парламентские партии уходят в минус – «СР» на 3,3%, КПРФ на 2%, а ЛДПР на 0,7% (график 4).
График 4
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствев январе 2010 – 2011 гг.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Некоторые выводы
В январе 2011 года представленность «Единой России» в информационном пространстве по сравнению с декабрём 2010 года немного сократилась: при относительной стабильности фракционных показателей (+0,5%) по партийным – на 6,3%, а совокупным – на 4,7%. Однако полученные результаты заметно превосходят январский уровень прошлого года по всем анализируемым параметрам (в среднем на 5,3%), что, в свою очередь, свидетельствует о нацеленности партии власти на использование СМИ как одного из ключевых ресурсов в «выборной гонке» 2011 года. Колебания же в индексах обусловливаются, прежде всего, «сезонным фактором» и складывающейся политической конъюнктурой.
Январские индексы КПРФ немного подросли в сопоставлении с предыдущим месяцем (в среднем на 0,6%) и стали ниже уровня января прошлого года: на 2,9 по партийным и 2% по совокупным параметрам. Примечательно, что депутаты фракции КПРФ в январе 2011 года продемонстрировали наивысшую степень активности за период с 2009 год и по сей день, принесшую им 31,2% медиа-рейтинга.
ЛДПР вышла в небольшой плюс по всем анализируемым критериям (в среднем на 3,6% по отношению к декабрю 2010 года) и практически достигла уровня января прошлого года (в совокупности нынешние 13,2% против 13,9% годом ранее), в первую очередь, за счёт включённости депутатов фракции в Государственной Думе в парламентские дискуссии.
Менее стабильно положение «Справедливой России», чьи индексы неуклонно идут вниз как по сравнению с декабрём (в среднем на 0,7%), так и с январём 2010 года (среднее значение достигает 4,8%). Подобная динамика свидетельствует о постепенном вытеснении данной политической партии на «задворки» политической системы России и в перспективе о возможном её исключении из партийного спектра страны.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |