11:30 29.07.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: II квартал 2010 года (апрель – июнь)

  Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

     На  основании контент-анализа публикаций 4369 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100 % принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

     В аналитическую модель включён контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     1. Информационные индексы  думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

     Таблица 1

Структура информационного  пространства, в котором действуют думские политические партии (II квартал 2010 г. (апрель – июнь))

 II квартал 2010 г. (апрель – июнь)I квартал 2010 года (январь – март)II квартал (апрель – июнь) 2009 года
ПартияКоличество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
Партия "Единая Россия"1392253,11681047,81266443,9
Партия  КПРФ644924,6874024,9873130,3
Партия  ЛДПР297611,4492214379613,2
Партия  «Справедливая Россия»285910,9467313,3360612,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Данные таблицы, составленные по итогам II квартала 2010 года, позволяют проанализировать специфику переформатирования информационного пространства и выявить степень её корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества.

     За  период апреля – июня 2010 года «Единая Россия» существенно нарастила процентную долю в общепартийном медиа-потоке с первоквартальных 47,8,% до 53,1%, чему способствовало обилие информационных поводов, которыми столь богата общественно-политическая жизнь России, среди наиболее ярких можно выделить:

  • теракты в московском метрополитене и последовавшая кампания по «борьбе» с криминалитетом, бандитизмом и экстремизмом;
  • авария на шахте «Распадская» в Междуреченске Кемеровской области и активизация дискуссий о необходимости «оздоровления» российского промышленного комплекса;
  • выборы мэра Братска и Бийска Иркутской области, в которых особо ощутимо стало падение авторитета партии власти в глазах российских граждан;
  • нарастание народного протеста, позволившего политологам предположить, что не за горами перерастание экономического кризиса в социальный, который в перспективе должен привести к диверсификации политической системы общества;
  • празднование 65-летия победы в Великой Отечественной войне;
  • периодические встречи-консультации руководства партии с президентом России Д.А.Медведевым и с председателем Правительства В.В.Путиным;
  • старт региональной и федеральной избирательных кампаний, в частности, формирование Избирательного штаба партии, проведение праймериз в ряде российских регионов, решение руководящих органов «Единой России» о выдвижении в качестве «паровозов» партийных списков на региональных и муниципальных выборах депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также активизацию деятельности по дискредитации политических оппонентов;
  • участие «маститых» единороссов в Санкт-Петербургском экономическом форуме, прошедшем 18-20 июня;
  • активное участие в обсуждении революции в Киргизии, оптимизации отношений России и Украины, а также вопросов экономического развития нашей страны, особенно, инновационного проекта Д.А.Медведева по строительству наукограда «Сколково», который должен стать прототипом американской «Кремниевой долины»…

     Ослабли позиции «Справедливой России»: 10,9% – за II квартал 2010 года вместо 13,3% кварталом ранее, что не позволило ей взять верх над ЛДПР в «борьбе» за статус третьей силы в информационном потоке по партийному критерию, несмотря на снижение показателей жириновцев – 11,4% против 14% за январь – март 2010 года.

     Практически стабилен индекс КПРФ – 24,6%, что лишь на 0,3% меньше уровня I квартала 2010 года. Тем не менее, нельзя исключать факта наличия медиа-«кордон» на освещение деятельности коммунистов с приближением федеральной выборной кампании, ростом народных антиправительственных настроений и укреплением положения главной оппозиционной силы России. Подтверждение же последнего заключения можно вывести из анализа событий, основным участником которых выступила российская Компартия:

  • обсуждение основных стратегических направлений модернизации политической и экономической системы российского общества (формулирование концепции «социалистической модернизации» на Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ 3 апреля);
  • празднование 140-летия со дня Рождения В.И.Ленина и 65-летия Великой Победы;
  • рост социального протеста в российских регионах под руководством коммунистов;
  • безоговорочная победа кандидата от КПРФ Александра Серова на выборах мэра Братска и вызванные данным фактом дискуссии в экспертном сообществе об укреплении Компартией позиций на политическом «небосклоне»;
  • реализация принятого Президиумом ЦК КПРФ курса на ужесточение борьбы с нарушениями внутрипартийной дисциплины региональными отделениями партии;
  • смена руководства Челябинского обкома и Магнитогорского горкома КПРФ, а также роспуск московского партийного отделения;
  • подготовка к осеннему выборному сезону и федеральной парламентской и президентской кампаниям;
  • политическое противостояние В.Ф.Рашкина и В.В.Володина;
  • дискуссии вокруг «Катынского дела», курируемого В.И.Илюхиным…

     Вышеприведённые события не нашли должного, в соответствии с масштабами их общественной значимости, освещения в федеральных и региональных СМИ, что индицирует существование «установки»  на замалчивание информации, посвящённой деятельности КПРФ, в целях воспрепятствования дальнейшему росту её популярности в обществе и расширению электоральной базы. 

     2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

     Деятельность  фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

     Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить  также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).

Таблица 2

Структура информационного  пространства,

в котором действуют  думские фракции  парламентских партии (июнь 2010 г.)

 II квартал 2010 г. (апрель – июнь)I квартал 2010 года (январь  – март)II квартал (апрель – июнь) 2009 года
ПартияКоличество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
"Единая  Россия" (фракция)350943,1325446,3   2565   37
КПРФ (фракция)206425,4184326,3   1694   25
ЛДПР (фракция)118114,578011,1   1499   22
"Справедливая  Россия" (фракция)138817113016,1   2565   37

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Специфика заполнения информационного поля во II квартале 2010 года для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к укреплению позиций ЛДПР и «Справедливой России» и падению депутатской активности представителей КПРФ и «Единой России».

     Во  втором квартале 2010 года более активными стали депутаты фракций ЛДПР, способствовавшие росту показателей данной политической группы с 11,1 % за январь – март до 14%, и «Справедливой России», принесшие в партийную «копилку» + 0,9% за анализируемый период.

     Несмотря  на яркость выступлений коммунистов и единороссов с парламентской трибуны, в их итоговых показателях апреля – июня 2010 года наметился спад: 25,4% у народных избранников КПРФ и 43,1% у представителей «Единой России», что меньше на 0,9% и 3,2% соответственно.

     Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций за II квартал 2010 года

Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Графически  представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства: во II квартале 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (53,1% над 43,1%), противоположная ситуация – у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

     Однако  необходимо отметить тот факт, что если у коммунистов уровень депутатской активности превосходит партийную чуть менее чем на 1%, а у либерал-демократов – на 3,1%, то «прыткость» фракции «Справедливой России» существенно опережает общепартийную (11,4% против 17%). Это верный показатель неукоренности данной политической группы в обществе и электорально-парламентской природы её образования. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3) 

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (июнь 2010 г.)

 II квартал 2010 г. (апрель – июнь)I квартал 2010 года (январь  – март)II квартал (апрель – июнь) 2009 года
ПартияКоличество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия"1743150,72006447,6   15229   43
Партия  и фракция КПРФ851324,81058325,1   10425   29
Партия  и фракция ЛДПР415712,1532612,6   5295   15
Партия  и фракция «Справедливая  Россия»424712,4617914,7   4732   13

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  показатели II квартала 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют о победе эсеров в «схватке» с жириновцами за третью ступеньку в информационном рейтинге.

     Согласно  полученным данным, в сравнении с  предшествующим кварталом индексы «Единой России» в апреле – июне 2010 года вполне ощутимо выросли – на 3,1%.

       Негативная динамика прослеживается у коммунистов, чьи партийные и фракционные показатели немного «просели», в совокупности – 24,8%, что на 0,3% меньше уровня I квартала.

     Небольшое падение отмечается и у «Справедливой России» – 12,1% и -0,5%.

     Более существенно снизилась представленность в СМИ ЛДПР на 2,3%, что в итоге дало 12,4%.

     На  гр.3 представлена динамика изменения  доли публикаций о думских партиях  и их парламентских фракциях в  информационном политическом пространстве в I – II кварталах 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил. 

График 3 

Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространствев I – II кварталах 2010 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» 

     Некоторые выводы

     На  основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая во II квартале 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по партийным и совокупным показателям (в среднем – на 1,7%).

     Активное  освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками  правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить падения  его авторитета и электоральной  поддержки, перспективы которого обозначились в ходе весенней «волны» народного протеста, а также на региональных и муниципальных выборах, прошедших в рассматриваемый период.

     Апрель  – июнь 2010 года ознаменовались небольшим падением «информационных единиц» КПРФ по всем рассматриваемым параметрам, в среднем на 0,5%, что стало следствием более продуманной и планомерной реализации медиа-сообществом установки на замалчивание информации о деятельности Компартии и преимущественное распространение сюжетов, в которых превалирует негативная тональность освещения данной политической группы.

     Сократилось пространство информационного поля, отведённого ЛДПР, присутствие в СМИ которой снизилось по партийным и совокупным критериям и расширилось по фракционным, что привело к утрате статуса третьей силы медиа-пространства.

     «Справедливая Россия» демонстрирует лёгкий рост в степени представленности в СМИ депутатов Госдумы и спад интереса к партии в целом, что отразилось на снижении совокупных индексов, но, тем не менее, обеспечило ей завоевание превосходства над ЛДПР.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие его ключевые направления:

  • сохраняются два  информационных полюса  в лице «Единой России» и КПРФ;
  • «Справедливая Россия» стала третьей партией в медиа-потоке, окончательно вытеснив ЛДПР с данной позиции;
  • партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;
  • реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии партии парламентского большинства.
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме