11:30 29.07.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: II квартал 2010 года (апрель – июнь)
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (II квартал 2010 г. (апрель – июнь))
II квартал 2010 г. (апрель – июнь) | I квартал 2010 года (январь – март) | II квартал (апрель – июнь) 2009 года | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия "Единая Россия" | 13922 | 53,1 | 16810 | 47,8 | 12664 | 43,9 |
Партия КПРФ | 6449 | 24,6 | 8740 | 24,9 | 8731 | 30,3 |
Партия ЛДПР | 2976 | 11,4 | 4922 | 14 | 3796 | 13,2 |
Партия «Справедливая Россия» | 2859 | 10,9 | 4673 | 13,3 | 3606 | 12,5 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Данные таблицы, составленные по итогам II квартала 2010 года, позволяют проанализировать специфику переформатирования информационного пространства и выявить степень её корреляции с основными векторами развития политической системы российского общества.
За период апреля – июня 2010 года «Единая Россия» существенно нарастила процентную долю в общепартийном медиа-потоке с первоквартальных 47,8,% до 53,1%, чему способствовало обилие информационных поводов, которыми столь богата общественно-политическая жизнь России, среди наиболее ярких можно выделить:
- теракты в московском метрополитене и последовавшая кампания по «борьбе» с криминалитетом, бандитизмом и экстремизмом;
- авария на шахте «Распадская» в Междуреченске Кемеровской области и активизация дискуссий о необходимости «оздоровления» российского промышленного комплекса;
- выборы мэра Братска и Бийска Иркутской области, в которых особо ощутимо стало падение авторитета партии власти в глазах российских граждан;
- нарастание народного протеста, позволившего политологам предположить, что не за горами перерастание экономического кризиса в социальный, который в перспективе должен привести к диверсификации политической системы общества;
- празднование 65-летия победы в Великой Отечественной войне;
- периодические встречи-консультации руководства партии с президентом России Д.А.Медведевым и с председателем Правительства В.В.Путиным;
- старт региональной и федеральной избирательных кампаний, в частности, формирование Избирательного штаба партии, проведение праймериз в ряде российских регионов, решение руководящих органов «Единой России» о выдвижении в качестве «паровозов» партийных списков на региональных и муниципальных выборах депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также активизацию деятельности по дискредитации политических оппонентов;
- участие «маститых» единороссов в Санкт-Петербургском экономическом форуме, прошедшем 18-20 июня;
- активное участие в обсуждении революции в Киргизии, оптимизации отношений России и Украины, а также вопросов экономического развития нашей страны, особенно, инновационного проекта Д.А.Медведева по строительству наукограда «Сколково», который должен стать прототипом американской «Кремниевой долины»…
Ослабли позиции «Справедливой России»: 10,9% – за II квартал 2010 года вместо 13,3% кварталом ранее, что не позволило ей взять верх над ЛДПР в «борьбе» за статус третьей силы в информационном потоке по партийному критерию, несмотря на снижение показателей жириновцев – 11,4% против 14% за январь – март 2010 года.
Практически стабилен индекс КПРФ – 24,6%, что лишь на 0,3% меньше уровня I квартала 2010 года. Тем не менее, нельзя исключать факта наличия медиа-«кордон» на освещение деятельности коммунистов с приближением федеральной выборной кампании, ростом народных антиправительственных настроений и укреплением положения главной оппозиционной силы России. Подтверждение же последнего заключения можно вывести из анализа событий, основным участником которых выступила российская Компартия:
- обсуждение основных стратегических направлений модернизации политической и экономической системы российского общества (формулирование концепции «социалистической модернизации» на Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ 3 апреля);
- празднование 140-летия со дня Рождения В.И.Ленина и 65-летия Великой Победы;
- рост социального протеста в российских регионах под руководством коммунистов;
- безоговорочная победа кандидата от КПРФ Александра Серова на выборах мэра Братска и вызванные данным фактом дискуссии в экспертном сообществе об укреплении Компартией позиций на политическом «небосклоне»;
- реализация принятого Президиумом ЦК КПРФ курса на ужесточение борьбы с нарушениями внутрипартийной дисциплины региональными отделениями партии;
- смена руководства Челябинского обкома и Магнитогорского горкома КПРФ, а также роспуск московского партийного отделения;
- подготовка к осеннему выборному сезону и федеральной парламентской и президентской кампаниям;
- политическое противостояние В.Ф.Рашкина и В.В.Володина;
- дискуссии вокруг «Катынского дела», курируемого В.И.Илюхиным…
Вышеприведённые события не нашли должного, в соответствии с масштабами их общественной значимости, освещения в федеральных и региональных СМИ, что индицирует существование «установки» на замалчивание информации, посвящённой деятельности КПРФ, в целях воспрепятствования дальнейшему росту её популярности в обществе и расширению электоральной базы.
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партии (июнь 2010 г.)
II квартал 2010 г. (апрель – июнь) | I квартал 2010 года (январь – март) | II квартал (апрель – июнь) 2009 года | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
"Единая Россия" (фракция) | 3509 | 43,1 | 3254 | 46,3 | 2565 | 37 |
КПРФ (фракция) | 2064 | 25,4 | 1843 | 26,3 | 1694 | 25 |
ЛДПР (фракция) | 1181 | 14,5 | 780 | 11,1 | 1499 | 22 |
"Справедливая Россия" (фракция) | 1388 | 17 | 1130 | 16,1 | 2565 | 37 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Специфика заполнения информационного поля во II квартале 2010 года для фракционной составляющей парламентских политических сил сводится к укреплению позиций ЛДПР и «Справедливой России» и падению депутатской активности представителей КПРФ и «Единой России».
Во втором квартале 2010 года более активными стали депутаты фракций ЛДПР, способствовавшие росту показателей данной политической группы с 11,1 % за январь – март до 14%, и «Справедливой России», принесшие в партийную «копилку» + 0,9% за анализируемый период.
Несмотря на яркость выступлений коммунистов и единороссов с парламентской трибуны, в их итоговых показателях апреля – июня 2010 года наметился спад: 25,4% у народных избранников КПРФ и 43,1% у представителей «Единой России», что меньше на 0,9% и 3,2% соответственно.
Особый исследовательский интерес представляет анализ соотношения медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1), что в значительной степени объясняет природу политических партий и приоритетные направления их деятельности.
График 1
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций за II квартал 2010 года
Примечание: Составлено ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Графически представленные данные наглядно индицируют динамику информационного пространства: во II квартале 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России» фиксируется существенное преобладание последней (53,1% над 43,1%), противоположная ситуация – у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Однако необходимо отметить тот факт, что если у коммунистов уровень депутатской активности превосходит партийную чуть менее чем на 1%, а у либерал-демократов – на 3,1%, то «прыткость» фракции «Справедливой России» существенно опережает общепартийную (11,4% против 17%). Это верный показатель неукоренности данной политической группы в обществе и электорально-парламентской природы её образования.
3. Совокупные информационно-
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (июнь 2010 г.)
II квартал 2010 г. (апрель – июнь) | I квартал 2010 года (январь – март) | II квартал (апрель – июнь) 2009 года | ||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" | 17431 | 50,7 | 20064 | 47,6 | 15229 | 43 |
Партия и фракция КПРФ | 8513 | 24,8 | 10583 | 25,1 | 10425 | 29 |
Партия и фракция ЛДПР | 4157 | 12,1 | 5326 | 12,6 | 5295 | 15 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 4247 | 12,4 | 6179 | 14,7 | 4732 | 13 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Совокупные показатели II квартала 2010 года отражают стабильное доминирование «Единой России» над КПРФ и другими партиями и свидетельствуют о победе эсеров в «схватке» с жириновцами за третью ступеньку в информационном рейтинге.
Согласно полученным данным, в сравнении с предшествующим кварталом индексы «Единой России» в апреле – июне 2010 года вполне ощутимо выросли – на 3,1%.
Негативная динамика прослеживается у коммунистов, чьи партийные и фракционные показатели немного «просели», в совокупности – 24,8%, что на 0,3% меньше уровня I квартала.
Небольшое падение отмечается и у «Справедливой России» – 12,1% и -0,5%.
Более существенно снизилась представленность в СМИ ЛДПР на 2,3%, что в итоге дало 12,4%.
На гр.3 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в I – II кварталах 2010 года, что обобщает и наглядно демонстрирует выше обозначенные направления трансформации медиа-потока и перегруппировки сил.
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствев I – II кварталах 2010 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Некоторые выводы
На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», продолжившая во II квартале 2010 года реализацию стратегической линии по укреплению своего лидерства в политической системе общества, что отразилось на существенном росте её информационной активности по партийным и совокупным показателям (в среднем – на 1,7%).
Активное освещение СМИ деятельности партии власти во многом объяснимо попытками правящего режима всеми имеющимися ресурсами не допустить падения его авторитета и электоральной поддержки, перспективы которого обозначились в ходе весенней «волны» народного протеста, а также на региональных и муниципальных выборах, прошедших в рассматриваемый период.
Апрель – июнь 2010 года ознаменовались небольшим падением «информационных единиц» КПРФ по всем рассматриваемым параметрам, в среднем на 0,5%, что стало следствием более продуманной и планомерной реализации медиа-сообществом установки на замалчивание информации о деятельности Компартии и преимущественное распространение сюжетов, в которых превалирует негативная тональность освещения данной политической группы.
Сократилось пространство информационного поля, отведённого ЛДПР, присутствие в СМИ которой снизилось по партийным и совокупным критериям и расширилось по фракционным, что привело к утрате статуса третьей силы медиа-пространства.
«Справедливая Россия» демонстрирует лёгкий рост в степени представленности в СМИ депутатов Госдумы и спад интереса к партии в целом, что отразилось на снижении совокупных индексов, но, тем не менее, обеспечило ей завоевание превосходства над ЛДПР.
Оценивая динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие его ключевые направления:
- сохраняются два информационных полюса в лице «Единой России» и КПРФ;
- «Справедливая Россия» стала третьей партией в медиа-потоке, окончательно вытеснив ЛДПР с данной позиции;
- партия власти продолжает эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы для ещё большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «Единой России» и существеннее поддержка КПРФ, тем активнее и агрессивнее информационные поводы для постоянного наращивания представленности в СМИ партии парламентского большинства;
- реализация ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» не приводит к ограничению информационной монополии партии парламентского большинства.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме