20:48 30.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 26 – 27 ноября 2011 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.

На основании контент-анализа публикаций 7691 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.

В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (26 – 27 ноября 2011 года)

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

26 ноября отмечалось 155, а 27 ноября – 240 упоминаний о партии «Единая Россия», что соответствовало44,2 и 67,8% от общего числа высказываний, озвученных в адрес рассматриваемых политических сил. В 78 (22,2% - 26 ноября) и 43 (12,1% - день спустя) материалах фигурировала КПРФ, в 61 (17,4%) и 36 (10,2%) – «Справедливая Россия», а в 57 (16,2%) и 35 (9,9%) – ЛДПР.

Контекст присутствия парламентских партий в информационном пространстве 26 – 27 ноября условно можно разделить на две «тематические линии»:

  • ход избирательной кампании по выборамдепутатов Государственной Думы VI созыва, прогнозы социологов и размышления политических аналитиково её возможных исходах;
  • официальный старт президентской выборной «гонки», который был дан назначением Советом Федерации дня голосования на 4 марта 2012 г.

Что касается освещения в средствах массовой информации подходящей к концу парламентской кампании, то оно, в основном, сводилось к сюжетам еженедельных теле- и радиопередач о наиболее ярких событиях ушедшей недели:

из «партийной жизни» «Единой России»:

об отчётно-выборной поездке лидера партийного списка «ЕР», президента РФ Д.А.Медведева в Северную Осетию (21 ноября);

о выступлении лидера «ЕР», председателя правительства РФ В.В.Путина перед депутатами Государственной Думы на завершающем работу нижней палаты V созыва пленарном заседании (23 ноября);

об участии Д.А.Медведева и В.В.Путина в Форуме женщин (25 ноября);

о прошедшей в подмосковной резиденции в Горках пресс-конференции Д.А.Медведева для журналистов Центрального Федерального округа (26 ноября);

об акции гражданского недовольства на благотворительном антинаркотическом концерте «Пацаны, вам это не надо» в Санкт-Петербурге, проявленного в виде неодобрительного свиста и скандирования лозунга «Долой ЕдРо!» и «ЕдРо – пацаны, вам это не надо» во время выступления заместителя председателя Правительства РФ, главы региональной группы партийного списка «Единой России» по Санкт-Петербургу Д.Н.Козака (26 ноября);

об акции протеста студентов, аспирантов и преподавателей МГУ им. М.В.Ломоносова против вступления Студенческого союза МГУ в «Общероссийский народный фронт» «Единой России», а также против попыток руководителей союза сфальсифицировать результаты выборов в Государственную Думу по университетскому избирательному округу посредством привлечения для голосования большого количества не относящихся к вузу граждан с открепительными удостоверениями (26 ноября);

интервью мэра Москвы и главы городского партийного отделения «ЕР» С.С.Собянина в рамках программы «Народ против» на радиостанции «Эхо Москвы»;

из партийной жизни КПРФ:

об отчётно-выборном визите председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова в подмосковный город Коломна (24 ноября);

об участии Г.А.Зюганова в торжественном собрании и концерте, посвященных 70-летию Победы под Москвой и прошедших в московском Центральном музее Великой Отечественной войны (26 ноября);

о посещении Г.А.Зюгановым Храма Христа Спасителя и поклонение ковчегу со святыней Православного мира – Поясом Пресвятой Богородицы (26 ноября);

из партийной жизни «Справедливой России»:

об отчётно-выборной поездке лидера эсеров С.М.Миронова в Красноярский край (24 ноября);

о посещении председателем «СР» Н.В.Левичевым механического завода подмосковного города Дзержинска (26 ноября);

о прошедшем в Москве совместном митинге «СР» и «Патриотов России» под лозунгом: «За честные выборы без фальсификации» (26 ноября);

об исчезновении с улиц города Ульяновска 17 партийных баннеров эсеров;

изпартийной жизни ЛДПР:

о визите лидера ЛДПР В.В.Жириновского в московский следственный изолятор №2, знаменитую «Бутырку» (25 ноября);

о посещении В.В.Жириновским пансионат для ветеранов Великой Отечественной войны Коньково (26 ноября).

Начало подготовки к выборам президента Российской Федерации было представлено, преимущественно, в форме констатации факта старта кампании, анонсирования предвыборных партийных съездов по выдвижению кандидатов на высший государственный пост: «Справедливой России», намеченного на 10 декабря, ЛДПР – на 13 декабря, а КПРФ – на 17 декабря. А также достаточно большого количества информационных сообщений о состоявшемся 27 ноября съезде «Единой России», на котором единогласно кандидатом в президенты был выдвинут В.В.Путин и в очередной раз подтверждено намерение Д.А.Медведева занять пост председателя Правительства РФ.

Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 по 27 ноября 2011 г. (график 1), позволяет заключить, что 26 ноября показатель единороссов был близок к минимальному, а представителей парламентской оппозиции – к средним за анализируемый период значениям. 27 ноября степень присутствия в информационном пространстве «Единой России» достигла ноябрьского максимума, а КПРФ, ЛДПР и «СР» - минимума.

График 1

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространствес 1 по 27 ноября 2011 г.

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).

Таблица 2

Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (26 – 27 ноября 2011 года)

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил 26 – 27 ноября таково: 14 (61%) и шесть (37,6%) сюжетов соответственно у «Единой России», пять (21,7%) и три (18,7%) – у КПРФ, три (13%) и четыре (25%) – у «Справедливой России», один (4,3%) и три (18,7%) – у ЛДПР.

Контекст же присутствия в информационном пространстве парламентариев, преимущественно, сводился к сообщениям о представляемых ими партиях, за исключением сообщений:

о состоявшемся 23 ноября последнем пленарном заседании Государственной Думы V созыва, на котором был заслушан доклад-отчёт председателя правительства РФ В.В.Путина, подведены итоги четырёхлетней работы нижней палаты парламента и обозначены приоритетные направления будущей законотворческой деятельности;

о встрече-консультации В.В.Путина с руководством фракции «Единая Россия» в Государственной Думе V созыва 24 ноября, на которой «национальный лидер» дал «разнарядку» «добиваться максимального результата на этих выборах» и предрёк экономический кризис в России в случае, если эта установка не будет реализована.

Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 по 27 ноября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что на 26 ноября пришёлся стремящийся к максимальному процент упоминания в СМИ думских единороссов, а к минимальному – представителей парламентской оппозиции. 27 ноября фиксировался близкий к максимальному процентный показатель ЛДПР и «СР», а к минимальному – «ЕР» и КПРФ.

График 2

Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространствес 1 по 27 ноября 2011 г.

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (26 – 27 ноября 2011 года)

См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу

Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 26 – 27 ноября. Суммарное число публикаций, в которых была упомянута«Единая Россия», составило 169 (45,2% всего новостного потока) – 26 ноября и 246 (66,5%) – 27 ноября, КПРФ – 83 (22,2%) и 46 (12,4%), «Справедливая Россия» - 64 (17,1%) и 40 (10,8%), ЛДПР – 58 (15,5%) и 38 (10,3%).

График 3

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствес 1 по 27 ноября 2011 г.

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).

Таблица 4

Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (26 – 27 ноября 2011 года)

См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу

26 ноября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла «Справедливая Россия», несмотря на снижение индекса информационного благоприятствования (ИИБ) по сравнению с предыдущим днём: с 761,8 до 503,8. Спустя день он просел ещё больше: до 205,3, что лишило эсеров лидерства в рейтинге (график 4).

Индекс ЛДПР постепенно уменьшался: с 793 (25 ноября) до 345,6 (днём) и 326,7 (двумя днями позже).

Число одобрительных высказываний о КПРФ 26 ноября сократилось до 124 (против 978,3 – 25 ноября), но на следующий день увеличилось до 453,7.

Тем же образом складывалась ситуация в отношении «Единой России»: 26 ноября – снижение ИИБ до 276,4 (при 401,7 – днём ранее), а 27 ноября – взлёт показателя до 6647,7.

График 4

Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ с 1 по 27 ноября 2011 гг.

См. график 4 в иллюстрациях к материалу

Некоторые выводы

Проведённый анализ позволяет заключить, что 26 – 27 ноября«Единая Россия» не только сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и укрепила его по сравнению с предыдущим днём. В итоге, 26 ноября ей удалось занять 45,2% медиа-поля против 39,4% днём ранее: 155 публикаций были посвящены ей как партии и 14 – как фракции в Государственной Думе. Соответствующий показатель 27 ноября составил 66,5% при 240 «партийных» сюжетах и шести – «фракционных». При этом их «окраска» 26 ноября была, преимущественно, нейтральной при ИИБ в 276,4, а 27 ноября – исключительно позитивной, о чём свидетельствует взлёт индекса до 6647,7.

26 ноябряКПРФ было отдано 22,2% всех новостных сводок об активности парламентских партий (при показателе предыдущего дня в 25,1%) или 78 «партийных» информационных сообщений и пять «фракционных». 27 ноября число упоминаний в средствах массовой информации Компартии составило 12,4%: 43 – о партии и три – о фракции в Государственной Думе. Носили же они, в основном, нейтральный характер, что выразилось в достижении ИИБ отметки в 124 (26 ноября) и 453,7 (27 ноября) (против 978,3 – 25 ноября).

Постепенно ослабевали позиции «Справедливой России», чья доля в совокупном партийном новостном потоке 26 ноября достигла 17,1% (при 17,8% - днём ранее) или 61 публикации о партии и трёх – о думской фракции, а 27 ноября – 10,8% или 36 «партийных» информационных сводок и четырёх - «фракционных». ИИБ эсеров также поступательно уменьшался: с 761,8 (25 ноября) до 503,8 (26 ноября) и 205,3 (27 ноября).

Последовательно снижалась степень присутствия в медиа-пространстве либерал-демократов: 26 ноября – до 15,5% (вместо 17,7% - в предыдущий день) или 57 сюжетов, в которых ЛДПР представлялась как партия, и одного – как фракция в Госдуме, а 27 ноября – до 10,3% или 35 «партийных» и трёх «фракционных» новостей. Число положительных высказываний в адрес данной политической силы также сокращалось: с 793 (25 ноября) до 345,6 (днём) и 326,7 (двумя днями позже).

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме