03:30 15.09.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 13 сентября 2011 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа публикаций 6307 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (13 сентября 2011 года)
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
13 сентября 2011 г. в информационном пространстве отмечалось 280 публикаций о партии «Единая Россия» или 46,8% от общего числа высказываний, озвученных в адрес парламентских партий. В 139 материалах (23,2%) фигурировала ЛДПР, в 105 (17,6%) – КПРФ, а в 74 (12,4%) -«Справедливая Россия».
Контекст упоминаний парламентских партий в средствах массовой информации сводится к подготовке к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва, которые пройдут 4 декабря текущего года. В том числе, это касается организации предвыборных съездовпартий, на которых им предстоит утвердить партийные списки кандидатов и программы, содержащие как основные месседжи избирателям, так и видение участниками борьбы за власть будущего России, проекта её обустройства.
Соответствующее мероприятие состоялось 13 сентября у ЛДПР, что и обусловило достаточно большой для данной партии новостной поток в этот день. В информационных сообщениях о XXIII съезде Либерально-демократической партии России, преимущественно, затрагивались следующие темы:
утверждение партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы, который возглавили лидер партии В.В.Жириновский, нынешний руководитель думской фракции И.В.Лебедев и глава Комитета по делам СНГ нижней палаты федерального парламента А.В.Островский и в который вошёл сын полковника Ю.Д.Буданова Валерий;
принятие предвыборной программы партии, выдержанной в духе ключевого лозунга ЛДПР «За русских!»;
стратегия В.В.Жириновского на получения 25% электоральной поддержки и замещение ниши «второй партии» в парламенте и политической системе России;
констатация существенного омоложения партии и нацеленности на формирование самой молодой фракции федерального парламента не только по меркам России, но и Европы (средний возраст – 37 лет);
раскрытие «кремлёвской», политтехнологической «природы» реанимации «Правого дела» и выдвижения кандидатом в президенты России актёра и священнослужителя, а по выражения лидера ЛДПР, «шута», И.И.Охлобыстина.
23 – 24 сентября аналогичные мероприятия пройдут у КПРФ и «Единой России». Однако если ход организационных работ в первой информационное сообществе не очень интересует, то активность партии власти на данном направлении остаётся в фокусе внимания СМИ.
Так, в информационном пространстве появляются сведения об объёмах финансирования предвыборного съезда «ЕР» (сообщается цифра 40 – 50 миллионов рублей), о возможных конфигурациях партийного списка (в том числе, заполнении его федеральной части исключительно беспартийными или же сведения его к личности одного В.В.Путина), о порядке выдвижения делегатов-участников, о формировании региональных групп общефедерального списка (в частности, о намерении Б.В.Грызлова поддержать тульское партийное отделение)…
Кроме того, в СМИ ведутся дискуссии о причинах решения Л.К.Слиски не участвовать в выборах, что связывается с её конфликтом с бывшим секретарём Президиума Генерального совета партии В.В.Володиным. А также о готовящейся встрече-консультации В.В.Путина с победителями объединённых праймериз «Единой России» и «Общероссийского народного фронта», потенциальными кандидатами в депутаты Госдумы.
Наименее ярко в информационном пространстве были представлены КПРФ и «Справедливая Россия», упоминания которых приходились, преимущественно, на региональную прессу, сообщавшую о ходе выдвижения делегатов на предвыборные съезды.
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 по 13 сентября 2011 г. (график 1) свидетельствует о достижении 13 сентября максимального показателя либерал-демократами, минимального – эсерами и близкого к таковому – коммунистами и единороссами. Что обусловливается событиями анализируемого дня.
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространствеза период с 1 по 13 сентября 2011 г.
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партии (13 сентября 2011 года)
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил таково: 38 сюжетов или 41,3% у«Единой России», 33 сообщения или 35,9% у ЛДПР, 13 известий или 14,1% у КПРФ и 8 новостных сводок или 8,7% у «Справедливой России».
Контекст упоминаний в информационном пространстве парламентариев-единороссов, либерал-демократов и эсеров сводится к тематике сюжетов, посвящённых представляемым ими партиям.
И лишь фракция КПРФ отличилась креативом в генерировании информационных поводов. Так, в средствах массовой информации появились сообщения о направленном депутатами-коммунистами коллективном запросе на имя Управляющего делами Администрации Президента РФ В.И.Кожина, в котором содержится предложение «ввести в столовых и буфетах Администрации Президента РФ, Правительства и министерств РФ, Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ специальное меню, в которое включать блюда, приготовленные из продуктов, входящих в минимальный набор продуктов питания, по нормативам минимального набора продуктов питания, действующим в Российской Федерации».
Также в ряде печатных изданий была опубликована оценка члена фракции КПРФ А.Е.Локотя принятого единороссами в первом чтении законопроекта о праве депутата Государственной Думы, по соответствующему решению фракции, переходить на работу в Совет Федерации.
Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 – 13 сентября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что на 13 сентября пришёлся максимальный за рассматриваемый период процент упоминаний думских либерал-демократов, минимальный – эсеров и стремящийся к минимуму – коммунистов и единороссов.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространствеза период с 1 по 13 сентября 2011 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3, график 3).
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (13 сентября 2011 года)
См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу
Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 13 сентября.
Суммарное число публикаций, в которых была упомянута «Единая Россия», составило 318 (46,1% всего новостного потока), ЛДПР – 172 (24,9%),КПРФ – 118 (17,1%), а «Справедливая Россия» - 82 (11,9%).
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве
за период с 1 по 13 сентября 2011 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (1 – 13 сентября 2011 года)
См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу
13 сентября лидерство в рейтинге информационного благоприятствование захватила ЛДПР, достигнув максимального за период с 1 по 13 сентября индекса информационного благоприятствования (ИИБ) не только для себя, но и для всех парламентских партий. Он составил 1698,6 (график 4).
Менее ярким и позитивным стало информационное сопровождение деятельности КПРФ и «Единой России», чьи ИИБ фиксировались на уровне 346,8 и 57,7 соответственно.
Весьма нейтрально была представлена в СМИ «Справедливая Россия», которой удалось избежать возникновения антирейтинга, но существенно укрепить позиции так и не представилось возможным. Хотя, примечательно, что её ИИБ в 93,5 даже превзошёл аналогичный показатель партии власти.
Порядок распределения «симпатий» средств массовой информации 13 сентября оказал существенное влияние на итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе за период с 1 по 13 сентября. За счёт максимально позитивного освещения в информационном пространстве предвыборного съезда либерал-демократы получили 34,8% от суммарного партийного ИИБ, опередив, таким образом, коммунистов. Последние, в свою очередь, уступили ЛДПР лишь 0,4%, сохранив за собой 34,4% всего позитива. За единороссами осталось 27,7% «информационного одобрения», а за эсерами – 3,1% (график 5).
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период с 1 по 13 сентября 2011 гг.
См. график 4 в иллюстрациях к материалу
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за период 1 – 13 сентября 2011 г.
См.график 5 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что 13 сентября «Единая Россия» сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, заняв 46,1% медиа-поля: 280 публикаций были посвящено ей как партии и 38 как фракции в Государственной Думе. При этом большинство данных сюжетов носило нейтральный характер, что и обусловило довольно низкий индекс информационного благоприятствования (ИИБ) – 57,7.
Второе место по числу упоминаний в средствах массовой информации 13 сентября заняла ЛДПР, которая провела в этот день предвыборный XXIII съезд, утвердивший партийный список кандидатов в депутаты Государственной Думы VI созыва, а также стратегию и тактику предвыборной борьбы. В итоге, либерал-демократам было отдано 24,9% всех новостных сводок об активности парламентских партий или 172 информационных сообщения (139 как партии и 33 как фракции в нижней палате российского парламента). Они, в свою очередь, были выдержаны в исключительно позитивном ключе, что обеспечило достижение ЛДПР максимального ИИБ, равного 1698,6.
Довольно низка степень присутствия в медиа-пространстве коммунистов – 17,1% или 118 сюжетов, из которых в 105 КПРФ представляется как партия, а в 13 - фигурируют депутаты её фракции в Госдуме. В то же время и число положительных высказываний в адрес Компартии сократилось (ИИБ зафиксировался на отметке 346,8).
Невелик интерес информационного сообщества и к деятельности «Справедливой России»: на уровне 11,9% от всех партийных известий или 82 публикации (74 – о партии и 8 – о думской фракции). Индекс информационного благоприятствования же составил 93,5 и превзошёл соответствующий показатель «ЕР».
В целом, порядок наполнения информационного потока 13 сентября, с точки зрения его качества (распределения индекса информационного благоприятствования), внёс существенные коррективы в соотношение степени позитивности освещения парламентских партий в первом осеннем месяце. В результате, по итогам 1 – 13 сентября ЛДПР получила 34,8%, КПРФ – 34,4%, «Единая Россия» - 27,7%, а «Справедливая Россия» - 3,1%.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме