09:30 15.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий: 12 – 13 ноября 2011 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации.
На основании контент-анализа публикаций 7378 федеральных и региональных медиа-источников, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При исследовании за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в федеральном парламенте.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (12 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
12 ноября отмечалось 128, а 13 ноября – 29 упоминаний о партии «Единая Россия», что соответствовало56,9 и 49,1% от общего числа высказываний, озвученных в адрес рассматриваемых политических сил. В 44 (19,6% - 12 ноября) и восемь (13,6% - день спустя) материалах фигурировала КПРФ, в 28 (12,4%) и 13 (22%) – «Справедливая Россия», а в 25 (11,1%) и девять (15,3%) – ЛДПР.
«Тематический аспект» присутствия парламентских партий в информационном пространстве 12 – 13 ноября по-прежнему, преимущественно, сводился к сообщениям о ходе их подготовки к выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и к различного рода прогнозам и размышлениям политических аналитиков о возможных сценариях исхода выборной «гонки». Наиболее широко была представлена тема предвыборных дебатов между политическими оппонентами и специфики агитационной кампании политических партий.
К числу самых ярких информационных поводов рассматриваемого периода можно отнести
из «партийной жизни» «Единой России»:
факты нарушения избирательного законодательства «Единой Россией» в ходе агитационной кампании (в первую очередь, это касается противоречащих правовым нормам листовок, билбордов, видеороликов) как на федеральном, так и на региональном уровне;
запуск предвыборного проекта «Добрые дела», реализуемого на уровне субъектов Российской Федерации и заключающегося в оказании содействия региональными органами государственной власти и местного самоуправления, а также партийными отделениями в решении тех или иных проблем, с которыми сталкиваются граждане (в частности, это касается медицинского обследования, консультаций юристов, специалистов пенсионного фонда и социальных работников);
отчётно-выборную поездку главы партийного списка «ЕР», президента РФ Д.А.Медведева в Хабаровский край;
критику деятельности Д.А.Медведева пользователями социальной сети «В Контакте»;
участие лидера единороссов, председателя правительства РФ В.В.Путина в работе международного дискуссионного клуба «Валдай»;
анонс намеченной на 27 ноября второй части предвыборного съезда «Единой России» по выдвижению В.В.Путина кандидатом в президенты РФ на выборах 4 марта 2012 года;
публичную дискуссию между членом Генерального совета «ЕР» А.М.Макаровым и лидером ЛДПР В.В.Жириновским на телеканале «Вести 24» 10 ноября;
выступление секретаря президиума Генерального совета «ЕР» С.И.Неверова в программе Dura Lex на радиостанции «Эхо Москвы»;
встречу главы партийного списка «ЕР» по Москве, столичного мэра С.С.Собянина с депутатами-единороссами муниципальных собраний столицы;
из партийной жизни КПРФ:
отчётно-выборный визит председателя ЦК КПРФ Г.А.Зюганова в Санкт-Петербург;
выступление Г.А.Зюганова в программе «Дебаты 2011» с Владимиром Соловьёвым на телеканале «Россия 1» 9 ноября;
отказ кандидата в депутаты Государственной Думы от республики Хакассия Алексея Лебедя от участие в избирательной кампании, мотивированный «неудовлетворительным состоянием здоровья»;
из партийной жизни «Справедливой России»:
отчётно-выборные поездки лидера эсеров С.М.Миронова в Астраханскую область и Камчатский и Приморский края;
изпартийной жизни ЛДПР:
посещение лидером либерал-демократов В.В.Жириновским Грибоедовского ЗАГСа в центре Москвы и поздравление молодожёнов «дня шести единиц» – 11.11.11;
выступление лидера либерал-демократов В.В.Жириновского в передаче «Дебаты 2011» с Владимиром Соловьёвым на телеканале «Россия 1» 7 ноября.
Динамический ряд, отражающий порядок наполнения медиа-потока публикациями о деятельности парламентских партий за период с 1 по 13 ноября 2011 г. (график 1), свидетельствует о получении 12 ноября показателя, близкого к максимальному, - единороссами, а стремящегося к минимальному – представителями парламентской оппозиции. 13 ноября степень присутствия в информационном пространстве «СР» достигла ноябрьского максимума, КПРФ – минимума, а «ЕР» и ЛДПР – среднемесячных значений.
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространствес 1 по 13 ноября 2011 г.
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (таблица 2).
Таблица 2
Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (12 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
Распределение медиа-поля между фракциями в Государственной Думе рассматриваемых политических сил 12 – 13 ноября таково: 15 (57,7%) и восемь (50%) сюжетов соответственно у «Единой России», семь (26,9%) и три (18,7%) – у КПРФ, по три (11,5 и 18,7%) – у ЛДПР, один (3,9%) и два (12,6%) – у «Справедливой России».
Контекст же присутствия в информационном пространстве парламентариев сводился к сюжетам о представляемых ими партиях.
Анализ динамики доли публикаций о фракциях парламентских партий за 1 по 13 ноября 2011 года (график 2) позволяет заключить, что на 12 ноября пришёлся максимальный процент упоминания в СМИ думских единороссов, минимальный – эсеров при стремящемся к среднему – коммунистов и либерал-демократов. 13 ноября фиксировался близкий к максимальному процентный показатель ЛДПР, а к минимальному – КПРФ и «СР» при среднем за последний осенний месяц – «ЕР».
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространствес 1 по 13 ноября 2011 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (таблица 3).
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (12 – 13 ноября 2011 года)
См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу
Совокупные информационные индексы парламентских партий и их фракций в Государственной Думе, в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства 12 – 13 ноября. Суммарное число публикаций, в которых была упомянута«Единая Россия», составило 143 (57,1% всего новостного потока) – 12 ноября и 37 (49,3%) – 13 ноября, КПРФ – 51 (20,3%) и 11 (14,7%), «Справедливая Россия» - 29 (11,5%) и 15 (20%), ЛДПР – 28 (11,1%) и 12 (16%).
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространствес 1 по 13 ноября 2011 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ (12 – 13 ноября 2011 года
См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу
12 – 13 ноября лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования занимала «Единая Россия», чей индекс информационного благоприятствования (ИИБ) 12 ноября взлетел до 952,6, но на следующий день упал до 157,3 (при -60,7 – 11 ноября) (график 4).
Число одобрительных высказываний о КПРФ постепенно увеличивалось: с -49,8 (11 ноября) до 94,3 (днём) и 97,9 (двумя днями позже).
Иная динамика прослеживалась в индексе ЛДПР, снизившемся с 141,8 (11 ноября) до 57,9 – 12 ноября и подросшим до 87,1 – день спустя.
Тем же образом обстояли дела с показателем «Справедливой России», просевшим до 40,1 – 12 ноября (против 80,8 – в предыдущий день) и укрепившимся до 144,7 – день спустя.
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ с 1 по 13 ноября 2011 гг.
См. график 4 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
Проведённый анализ позволяет заключить, что 12 – 13 ноября«Единая Россия» не только сохранила доминирующее положение по степени представленности в информационном пространстве, но и ощутимо укрепила его по сравнению с предшествующим периодом. В итоге, 12 ноября ей удалось занять 57,1% медиа-поля против 46,4% днём ранее: 128 публикаций были посвящены ей как партии и 15 – как фракции в Государственной Думе. Соответствующий показатель 13 ноября составил 49,3% при 29 «партийных» сюжетах и восьми – «фракционных». При этом их «окраска» в первый из рассматриваемых дней была исключительно позитивной (ИИБ вырос с -60,7 (11 ноября) до 952,6), а день спустя – преимущественно, нейтральной (ИИБ, равный 157,3).
12 ноябряКПРФ было отдано 20,3% всех новостных сводок об активности парламентских партий или 44 «партийных» информационных сообщений и семь «фракционных». 13 ноября число упоминаний в средствах массовой информации Компартии составило 14,7%: восемь – о партии и три – о фракции в Государственной Думе. Они носили, в основном, нейтральный характер, что привело к стабилизации ИИБ на отметке в 94,3 (12 ноября) и 97,9 (13 ноября) (против -49,8 – 11 ноября).
Нестабильна степень присутствия в медиа-пространстве эсеров: 12 ноября зафиксировано снижение до 11,5% (в противовес 14,2% днём ранее) или 28 сюжетов, в которых «Справедливая Россия» представлялась как партия, и одного – как фракция в Госдуме. А 13 ноября – рост до 20% или 13 новостей о партии и двух – о фракции. Число положительных высказываний в адрес данной политической силы изначально (12 ноября) сократилось до ИИБ в 40,1 (против 80,8 – днём ранее), а на следующий день выросло до 144,7.
Тем же образом складывалась ситуация в отношении ЛДПР, чья доля в совокупном партийном новостном потоке 12 ноября достигла 11,1% (при 17,8% - днём ранее) или 25 публикаций о партии и три – о думской фракции, а 13 ноября – 16% или девяти «партийных» информационных сводок трёх - «фракционных». ИИБ либерал-демократов также сначала упал с 141,8 (11 ноября) до 57,9, а на следующий день подрос до 87,1.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме