22:34 24.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы ЦИПКР, характеризующие деятельность думских партий: март и в целом первый квартал 2010 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегральных показателей является внимание СМИ к думским партиям.

     На  основании контент-анализа публикаций 4173 федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций обо всех думских партиях.

     В аналитическую модель включен контент  материалов СМИ о деятельности думских  партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой  России».

     1. Информационные индексы думских партий

     Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы  «Медиалогия» позволил выявить следующую  структуру информационного пространства, в котором действуют думские  политические партии (табл.1).  

   Таблица 1

   Структура информационного  пространства, в котором действуют думские политические партии (март 2010 г.)

 Март 2010 годаI квартал 2010 года (январь – март)I квартал 2009 года (январь – март)
ПартияКоличество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
Партия "Единая Россия"732646,71681047,81147545,4
Партия КПРФ395725,3874024,9724628,6
Партия ЛДПР236215,1492214344113,6
Партия  «Справедливая Россия»198612,7467313,3314112,4

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»  

     Как видно, в марте и на протяжении всего первого квартала 2010 года лидерство по созданию информационных поводов и представленности в СМИ традиционно принадлежало «Единой России», за ней, в порядке убывания медиа-активности, следовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

     В марте информационные индексы КПРФ и ЛДПР превысили их квартальные показатели и составили 25,3 и 15,1% соответственно против 24,9 и 14% по итогам периода января – марта 2010 года. Подобную тенденцию можно связать с прошедшими 14 марта выборами в региональные и муниципальные органы власти, принесшими оппозиции достаточно неплохие результаты по сравнению с кампанией 11 октября; усилением протестных настроений; возникновением дискуссий вокруг проблемы терроризма, вызванных взрывами в Москве и Кизляре …

     Мартовские  же показатели «Единой России» и «Справедливой России», напротив, по сравнению с квартальными результатами немного снизились: 46,7 против 47,8% у единороссов и 12,7 против 13,3% у эсеров. Что для партии власти явилось вполне логичным следствием ослабления электоральной поддержки и роста числа недовольных текущим политическим курсом.

     Интересно сравнить квартальные показатели 2009 и 2010 годов и на основе этого выявить  основные направления развития медиа-пространства за прошедший период.

     На  лицо усиление прессинга партии власти на СМИ, посредством которых она и пытается укрепить своё достаточное шаткое на данный момент положение, создавая информационные поводы, порой искусственного характера, путём вбрасывания критики в адрес политических оппонентов. Подтверждением чему служит увеличение количества сообщений о деятельности партии «Единая Россия» с 11475 сюжетов за первый квартал 2009 года до 16810 за аналогичный период 2010 года, чему соответствует процентное соотношение 45,4 к 47,8%.

     Стремление  «Единой России» удержать власть отражается на представленности в информационном пространстве её главного политического конкурента КПРФ, который всеми возможными способами вытесняется с поля зрения аудитории. В итоге, несмотря на небольшой рост числа публикаций о КПРФ (с 7246 в первом квартале 2009 года до 8740 за тот же временной отрезок 2010 года), её процентная доля в совокупном медиа-потоке снижается – 24,9% в с начала 2010 года против 28,6% за январь – март 2009 года.

     Подобный  результат обеспечивается и увеличением  присутствия в СМИ псевдооппозиции в лице «Справедливой России» и ЛДПР. Эсеры подтянулись с 3141 сообщений и 12,4% в 2009 году до 4673 сюжетов и 13,3% в 2010 году, а либерал-демократы – с 3441 и 13,6% до 4922 и 14% за анализируемый период. 

     2. Информационные индексы  думских фракций  парламентских партий

     Деятельность  думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать  обобщенную представленность в СМИ.

   Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2).  

   Таблица 2

   Структура информационного  пространства, в котором  действуют думские  фракции парламентских  партии (март 2010 г.)

 Март

2010 года

I квартал 2010 года (январь – март)I квартал 2009 года (январь – март)
ПартияКоличество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)
"Единая  Россия" (фракция)1 25947,3325446,3171431,9
КПРФ (фракция)69526,1184326,3160329,8
ЛДПР (фракция)28110,678011,1104319,4
"Справедливая  Россия " (фракция)42616113016,1101918,9

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     В марте 2010 года освещение в СМИ деятельности думских фракций КПРФ и «Справедливой России» расширилось и утвердилось на квартальных показателях 26,3 и 16,1% соответственно. Данный результат значительно ниже индексов 2009 года, составивших 29,8% у коммунистов и 18,9% у эсеров.

     Данная  тенденция объясняется активизацией партии парламентского большинства, нарастившей  представленность в информационном потоке с 1714 сообщений и 31,9% за январь-февраль 2009 года до 3254 сюжетов и 46,3% за тот же период 2010 года. Что же касаемо мартовских показателей, то они близки к уровню первого квартала – 47,3%.

     Практически стабильно положение фракции ЛДПР в марте – 10,6% против квартальных 11,1%. Однако присутствие либерал-демократов – парламентариев в медиа-сфере в сравнении с 2009 годом значительно сократилось: с 19,4 до упомянутых 11,1%. 
 

   Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).

   График 1

   Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за март 2010 года 

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы  анализа и мониторинга СМИ  «Медиалогия» 

        В марте 2010 года в соотношении информации о думской деятельности и общепартийной работе у «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» фиксируется преобладание первой, противоположная ситуация – у ЛДПР, чья партийная работа по укоренившейся привычке значительно превосходит активность депутатского корпуса.

     Однако  необходимо отметит тот факт, что  если у коммунистов и единороссов уровень партийной и депутатской активности примерно одинаков (около 25,5 и 47% соответственно), то у «Справедливой России» - «прыткость» её фракции существенно опережает общепартийную (16% против 12,7%). Это верный показатель неукоренности «Справедливой России» в обществе, верхушечного, чисто депутатского характера данной партии. 

   График 2

   Соотношение медиа-активности парламентских  партий и их думских  фракций за I квартал (январь-март) 2010 года

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ  «Медиалогия» 

     В целом же за первый квартал 2010 года фракционная составляющая преобладает у КПРФ и «Справедливой России», а партийная – у ЛДПР и «Единой России».

     При этом важно иметь в виду, что  соотношение данных показателей  у коммунистов и единороссов  достаточно близко друг к другу, у либерал-демократов же явное доминирование партийной работы над законодательной, а у эсеров, напротив, - законотворчества над партийной жизнью. 

     3. Совокупные информационно-политические  индексы, характеризующие  деятельность думских  партий и их  парламентских фракций

     Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

   Таблица 3

   Структура информационного  пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь – февраль 2010 г.)

 Март

2010 года

I квартал 2010 года (январь – март)I квартал 2009 года (январь – март)
ПартияКоличество  публикацийДоля (в %)Количество  публикацийДоля (в %)Количество публикацийДоля (в %)
Партия  и фракция "Единая Россия"858546,92006447,61318943
Партия  и фракция КПРФ465225,41058325,1884929
Партия  и фракция ЛДПР226712,4532612,6448415
Партия  и фракция «Справедливая  Россия»278815,2617914,7416014

Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия»  

     Совокупные  мартовские показатели всех парламентских  партий приближаются к соответствующим квартальным, которые закрепили доминирование «Единой России» над КПРФ и «Справедливой России» над ЛДПР.

     При этом существенно возросли показатели «Единой России» за январь-февраль 2010 года – 47,6% и 20064 сообщения по сравнению  с 43% и 13189 сюжетами за аналогичный период 2009 года. Положительная динамика характерна и для эсеров, прирастивших за первый квартал 2010 года 0,7%.

     Значительно упали в 2010 году совокупные информационные индексы КПРФ: с прошлогодних 29 до 25,1%. Подобная ситуация обстоит и с ЛДПР, потерявшей в 2010 году 2,4%.

     На  гр.3 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве на основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов. 

   График 3 

   Динамика  изменения доли публикаций о думских партиях  и их парламентских  фракциях в информационном политическом пространствена основе сравнительного анализа I квартала 2009 и 2010 годов

   Примечание: Подсчитано ЦИПКР  по данным системы  анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия» 

     Сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют о динамично развивающейся структуре партийно-политического информационного пространства, которое полностью подчинено общественным веяниям и изменениям политической конъюнктуры. 

     Некоторые выводы 

     На  основе проведенного исследования можно  сделать вывод, что по-прежнему самой широко освещаемой в информационном пространстве партией является «Единая Россия», укрепившая за первый квартал 2010 года своё лидерство по всем информационным показателям. При сравнительном анализе результатов медиа-активности партии власти за период января – марта 2009 года с аналогичным периодом 2010 года обнаруживается значительное приращение ею присутствия в СМИ, что во многом обеспечивалось сознательно «спроектированными» действиями для формирования информационных поводов и удержания лидерства как в медиа-пространстве, так и в целом в партийном спектре.

     Март  ознаменовался ростом активности КПРФ, на что во многом повлияла политическая конъюнктура, сложившаяся в обществе. При этом квартальные результаты 2010 года по всем рассматриваемым медиа-«параметрам» значительно снизились, под воздействием монополизации СМИ «Единой Россией».

     ЛДПР  активизировала в марте партийную работу, но потеряла ряд позиций в освещении её парламентской деятельности, что заметным образом отразилось на итоговых показателях января – марта 2010 года, которые окончательно утвердили лишение её третьего места в информационной составляющей партийной системы. В целом, уровень медиа-представленности либерал-демократов за первый квартал текущего года значительно отстает от показателей 2009 года.

     Стремительно  наращивает позиции «Справедливая Россия», что отражается как на мартовских, так и в целом на квартальных результатах по всем анализируемым аспектам.

     Оценивая  динамику «переформатирования» партийного информационного пространства, можно отметить следующие тенденции:

     - сохраняются два  информационных  полюса  в лице «Единой России»  и КПРФ;

     - ЛДПР окончательно вытеснена «Справедливой Россией» с позиции «третьей партии» в медиа-потоке;

     - сравнительный анализ представленности в СМИ парламентских партий и их фракций за период января – марта 2009 года с тем же временным отрезком 2010 года показал, что количество сообщений о каждой из политических сил увеличился, наибольшая динамика наблюдается у «Единой России»;

     - партия власти продолжает эффективно использовать, имеющиеся у неё ресурсы для еще большего доминирования в информационном пространстве: чем больше в обществе критика «ЕР», тем активнее и агрессивные информповоды для постоянного наращивания её активности в СМИ;

     - реализация ФЗ  «О гарантиях равенства  парламентских партий  при освещении  их деятельности  государственными  общедоступными телеканалами и радиоканалами» не предоставляется оппозиции существенных гарантий её деятельности и не приводит к заметному ограничению информационной монополии «Единой России».





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме