00:55 06.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Информационно-политические индексы ЦИПКР, характеризующие деятельность думских партий: январь-декабрь 2008 года
Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегральных показателей является внимание СМИ к думским партиям.
На основании контент-анализа публикаций 3,5 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.
В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «Политические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.
1. Информационные индексы думских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-декабрь 2008 г.)
I квартал (январь-март) | II квартал (апрель-июнь) | III квартал (июль-сентябрь) | IV квартал (октябрь-декабрь) | 2008 г. | ||||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия "Единая Россия" | 9999 | 32,9 | 12793 | 48,6 | 9733 | 45,2 | 15640 | 50,0 | 48165 | 44,0 |
Коммунистическая партия Российской Федерации | 10891 | 35,9 | 8093 | 30,7 | 6956 | 32,3 | 9042 | 28,9 | 34982 | 31,9 |
Либерально-демократическая партия России | 5840 | 19,2 | 2154 | 8,2 | 2164 | 10,0 | 3167 | 10,1 | 13325 | 12,2 |
Партия «Справедливая Россия» | 3623 | 11,9 | 3297 | 12,5 | 2680 | 12,4 | 3420 | 10,9 | 13020 | 11,9 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, в первом квартале, в период президентской выборной кампании, КПРФ, как партия, выдвинувшая своего кандидата, опередила «Единую Россию» по созданным информповодам и представленности в СМИ. Аналогичным образом ЛДПР значительно опережала «Справедливую Россию», которая только присоединилась к поддержке кандидата партии власти.
В последующие три квартала (апрель-декабрь) ситуация изменилась. «Единая Россия» в резко нарастила свою информактивность, особенно в связи с единым днем голосования на региональных выборах (четвертый квартал), а также проведением съезда, на котором премьер-министр представил антикризисную программу партии. Следует учесть, что освещение деятельности премьер-министра В.В.Путина происходит в контексте представления его деятельности как лидера партии «Единая Россия». В итоге доля этой партии в информпространстве возросла c 32% в первом квартале до 50 в четвертом. Среднегодовой информиндекс «ЕР» как партии – 44,0%.
Соответственно, КПРФ не смогла удержать лидерство. Ее доля в информпространстве сократилась до 30 процентов. Лишь летом, когда в Верховном суде рассматривался иск КПРФ об отмене итогов думских выборов, проводились массовые акции протеста на фоне общего политического затишья, КПРФ приблизилась к выборному уровню своих информационных индексов. Однако в четвертом квартале у КПРФ, несмотря на такой значительный информационный повод как проведение XIII съезда, не удалось составить серьезную конкуренцию «ЕР». Доля КПРФ в этот период оказалась минимальной за год - 28,9%. Хотя по абсолютному количеству публикаций КПРФ вышла на президентский предвыборный уровень. Но информационное давление «ЕР» оказалось несравнимо более значительным.
По сравнению с выборным периодом резко упала доля в информпространстве ЛДПР – с 19 до 10-12%.
А вот индексы «Справедливой России» - стабильны: на уровне 11-12%. СР, как партия, сравнялась с ЛДПР по медиаактивности в поствыборный период.
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)
Таблица 2
Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-декабрь 2008 г.)
| I квартал (январь-март) | II квартал (апрель-июнь) | III квартал (июль-сентябрь) | IV квартал (октябрь-декабрь) | 2008 г. | |||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
"Единая Россия" (фракция) | 2549 | 48,5 | 2844 | 39,7 | 2303 | 44,7 | 4724 | 39,6 | 12420 | 42,1 |
КПРФ (фракция Госдумы) | 1340 | 25,5 | 2184 | 30,5 | 1118 | 21,7 | 4104 | 34,4 | 8746 | 29,7 |
ЛДПР (фракция) | 589 | 11,2 | 1053 | 14,7 | 624 | 12,1 | 1248 | 10,5 | 3514 | 11,9 |
"Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (фракция) | 775 | 14,8 | 1082 | 15,1 | 1105 | 21,5 | 1854 | 15,5 | 4816 | 16,3 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
При освещении деятельности думских фракций парламентских партий преимущество «Единой России» отмечалось весь анализируемый период (даже в период президентских выборов). Однако в думской сфере преимущество «Единой России» над КПРФ не такое значительное как в чисто партийной.
Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась от 48,5% в первом квартале, т.е. в период президентской выборной кампании до 39% во втором и четвертом кварталах.
Медиа-активность думской фракции КПРФ была неравномерной. В период президентской кампании и в период парламентских каникул она была минимальной (22-25%). А вот в апреле-июне и октябре-декабре доля фракции КПРФ в общем количестве парламентских публикаций составляла 31-34%. Более того, в четвертом квартале количество информационных материалов о деятельности думских фракций «ЕР» и КПРФ оказалось почти сопоставимым (соответственно 39,6 и 34,4%). Парламентская фракция КПРФ, которая почти в шесть раз меньше фракции единоросов, оказалась в состоянии в этот период создать равнозначное количество информационных поводов. Это говорит о том, что фракция КПРФ к концу осенней сессии парламента смогла более эффективно использовать парламентскую трибуну.
Если сравнивать медиа-активность фракций ЛДПР и «СР», то фракция «СР» более активна, чем ЛДПР.
Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).
График 1
Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций
Как видно, соотношение информации о думской деятельности и общепартийной работы у «Справедливой России» самое значительное в пользу парламентской составляющей (по сравнению с другими партиями). Это можно интерпретировать как неактивность этой партии в других направлениях деятельности, кроме парламентского. И даже больше: партийная деятельность «СР» все более сводится лишь к думской работы. Партия как структура – это лишь придаток парламентской витрины «эсэров».
У КПРФ, «ЕР» и ЛДПР соотношение думской и партийной информации близко к среднему (около 20%).
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-декабрь 2008 г.)
| I квартал (январь-март) | II квартал (апрель-июнь) | III квартал (июль-сентябрь) | IV квартал (октябрь-декабрь) | 2008 г. | |||||
Партия | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) |
Партия и фракция "Единая Россия" | 12548 | 35,2 | 15637 | 46,7 | 12036 | 45,1 | 20364 | 47,1 | 60585 | 43,6 |
Партия и фракция КПРФ | 12231 | 34,4 | 10277 | 30,7 | 8074 | 30,3 | 13146 | 30,4 | 43728 | 31,5 |
Партия и фракция ЛДПР | 6429 | 18,1 | 3207 | 9,6 | 2788 | 10,4 | 4415 | 10,2 | 16839 | 12,1 |
Партия и фракция «Справедливая Россия» | 4398 | 12,4 | 4379 | 13,1 | 3785 | 14,2 | 5274 | 12,2 | 17836 | 12,8 |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Как видно, после первого квартала, когда в условиях президентской выборной кампании «ЕР» была в относительной информационной тени, с апреля по декабрь совокупные информационные показатели этой партии и ее думской фракции резко выросли с 35 до 45-47%. В среднем за год информиндекс у «Единой России» - 43,6%.
Информиндекс КПРФ снизился с предвыборных 34% до стабильного показателя в 30%. В среднем за год доля материалов о КПРФ и думской фракции партии в информационном пространстве составила 31,5%.
А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%. Среднегодовой показатель – 12,1
У «Справедливой России» информиндекс стабилен - на уровне 12%. Среднегодовой показатель - 12,8%
На гр.2 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве.
График 2
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве.
Приведенные сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют, что после выборного первого квартала, структура партийно-политического информационного пространства стабилизировалась.
Некоторые выводы
Информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента, после завершения президентской кампании исчезло.
Да, в первом квартале «ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, и как видно из информиндексов, не особенно «надрывались» в партийной пропаганде, агитируя за своего выдвиженца. Со второго же квартала пропагандистский аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».
Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось после первого квартала, но, например, в абсолютном количественном отношении в четвертом квартале было сравнимо с периодом президентских выборов. Но массированное информационное давление «ЕР», избрание Путина лидером партии «ЕР» создало партии власти дополнительное информпреимущество, т.к. деятельность премьер-министра нередко ассоциировалась в СМИ с этой партией.
Рассматривая освещение думской деятельности КПРФ, следует отменить его неравномерность. Здесь были провалы в выборный период и период парламентских каникул. Однако, в четвертом квартале количество информационных материалов о деятельности думских фракций «ЕР» и КПРФ оказалось почти равновеликим. Парламентская фракция КПРФ, которая почти в шесть раз меньше фракции единоросов, оказалась в состоянии в этот период создать сопоставимое количество информационных поводов.
ЛДПР так и не выбралась из послевыборной информационной ямы. И по партийной линии эту структуру по медиа-активности догнала «Справедливая Россия», которая в думской сфере намного превосходит либерал-демократов.
Стабильные информационные показатели «Справедливой России» по итогам года позволили этой партии даже обогнать ЛДПР.
Как видно из обобщенной таблицы медиа-активности за январь-декабрь, «ЕР» в 2008 году занимала более двух пятых партийно-политического медиа-пространства, КПРФ – меньше трети, а «СР» и ЛДПР на уровне 12-13% .
Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов
Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов
© Центр исследований политической культуры России
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме