00:55 06.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Информационно-политические индексы ЦИПКР, характеризующие деятельность думских партий: январь-декабрь 2008 года

Об активности думских партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным количественным и качественным показателям. Одним из такого рода интегральных показателей является внимание СМИ к думским партиям.

На основании контент-анализа публикаций 3,5 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) рассчитывает политические индексы, характеризующие деятельность думских партий. В частности, - информационные индексы, которые определяются как доля упоминаний о думских партиях в публикациях средств массовой информации. За 100 % принят общий объем публикаций о всех думских партиях.

В аналитическую модель включен контент материалов СМИ о деятельности думских партий и их парламентских фракций: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

Настоящий аналитический проект Центра исследований политической культуры представляет собой модифицированное продолжение ранее реализовавшихся проектов «Информационно-политические индексы президентской кампании» и «Политические индексы». В принятой для данного проекта аналитической модели индексы для думских партий и их фракций сначала рассчитываются раздельно, а затем выводится обобщающий индекс информационной активности.

1. Информационные индексы думских партий

Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (табл.1).

Таблица 1

Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии (январь-декабрь 2008 г.)

I квартал

(январь-март)

II квартал

(апрель-июнь)

III квартал

(июль-сентябрь)

IV квартал

(октябрь-декабрь)

2008 г.

 Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

 Партия "Единая Россия"

9999

32,9

12793

48,6

9733

45,2

15640

50,0

48165

44,0

Коммунистическая партия Российской Федерации

10891

35,9

8093

30,7

6956

32,3

9042

28,9

34982

31,9

 Либерально-демократическая партия России

5840

19,2

2154

8,2

2164

10,0

3167

10,1

13325

12,2

 Партия «Справедливая Россия»

3623

11,9

3297

12,5

2680

12,4

3420

10,9

13020

11,9

Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Как видно, в первом квартале, в период президентской выборной кампании, КПРФ, как партия, выдвинувшая своего кандидата, опередила «Единую Россию» по созданным информповодам и представленности в СМИ. Аналогичным образом ЛДПР значительно опережала «Справедливую Россию», которая только присоединилась к поддержке кандидата партии власти.

В последующие три квартала (апрель-декабрь) ситуация изменилась. «Единая Россия» в резко нарастила свою информактивность, особенно в связи с единым днем голосования на региональных выборах (четвертый квартал), а также проведением съезда, на котором премьер-министр представил антикризисную программу партии. Следует учесть, что освещение деятельности премьер-министра В.В.Путина происходит в контексте представления его деятельности как лидера партии «Единая Россия». В итоге доля этой партии в информпространстве возросла c 32% в первом квартале до 50 в четвертом. Среднегодовой информиндекс «ЕР» как партии – 44,0%.

Соответственно, КПРФ не смогла удержать лидерство. Ее доля в информпространстве сократилась до 30 процентов. Лишь летом, когда в Верховном суде рассматривался иск КПРФ об отмене итогов думских выборов, проводились массовые акции протеста на фоне общего политического затишья, КПРФ приблизилась к выборному уровню своих информационных индексов. Однако в четвертом квартале у КПРФ, несмотря на такой значительный информационный повод как проведение  XIII съезда, не удалось составить серьезную конкуренцию «ЕР». Доля КПРФ в этот период оказалась минимальной за год - 28,9%. Хотя по абсолютному количеству публикаций КПРФ вышла на президентский предвыборный уровень. Но информационное давление «ЕР» оказалось несравнимо более значительным.

По сравнению с выборным периодом резко упала доля в информпространстве ЛДПР – с 19 до 10-12%.

А вот индексы «Справедливой России» - стабильны: на уровне 11-12%. СР, как партия, сравнялась с ЛДПР по медиаактивности в поствыборный период.

2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий

Деятельность думских фракций дает каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщенную представленность в СМИ.

Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (табл.2)

Таблица 2

Структура информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партии (январь-декабрь 2008 г.)

 

I квартал

(январь-март)

II квартал

(апрель-июнь)

III квартал

(июль-сентябрь)

IV квартал

(октябрь-декабрь)

2008 г.

Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

 "Единая Россия" (фракция)

2549

48,5

2844

39,7

2303

44,7

4724

39,6

12420

42,1

 КПРФ (фракция Госдумы)

1340

25,5

2184

30,5

1118

21,7

4104

34,4

8746

29,7

 ЛДПР (фракция)

589

11,2

1053

14,7

624

12,1

1248

10,5

3514

11,9

 "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (фракция)

775

14,8

1082

15,1

1105

21,5

1854

15,5

4816

16,3

 Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

При освещении деятельности думских фракций парламентских партий преимущество «Единой России» отмечалось весь анализируемый период (даже в период президентских выборов). Однако в думской сфере преимущество «Единой России» над КПРФ не такое значительное как в чисто партийной.

Доля «ЕР» в думском медиа-пространстве колебалась от 48,5% в первом квартале, т.е. в период президентской выборной кампании до 39% во втором и четвертом кварталах.

Медиа-активность думской фракции КПРФ была неравномерной. В период президентской кампании и в период парламентских каникул она была минимальной (22-25%). А вот в апреле-июне и октябре-декабре доля фракции КПРФ в общем количестве парламентских публикаций составляла 31-34%. Более того, в четвертом квартале количество информационных материалов  о деятельности думских фракций «ЕР» и КПРФ оказалось почти сопоставимым (соответственно 39,6 и 34,4%). Парламентская фракция КПРФ, которая почти в шесть раз меньше фракции единоросов, оказалась в состоянии в этот период создать равнозначное количество информационных поводов. Это говорит о том, что фракция КПРФ к концу осенней сессии парламента смогла более эффективно использовать парламентскую трибуну.

Если сравнивать медиа-активность фракций ЛДПР и «СР», то фракция «СР» более активна, чем ЛДПР.

Интерес представляет соотношение медиа-активности партий и их думских фракций (гр.1).

График 1

Соотношение медиа-активности парламентских партий и их думских фракций




Как видно, соотношение информации о думской деятельности и общепартийной работы у «Справедливой России» самое значительное в пользу парламентской составляющей (по сравнению с другими партиями). Это можно интерпретировать как неактивность этой партии в других направлениях деятельности, кроме парламентского. И даже больше: партийная деятельность «СР» все более сводится лишь к думской работы. Партия как структура – это лишь придаток парламентской витрины «эсэров».

 У КПРФ, «ЕР» и ЛДПР соотношение думской и партийной информации близко к среднему (около 20%).

3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций

Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведенных в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как думские партии, так и их парламентские фракции (табл.3)

Таблица 3

Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции (январь-декабрь 2008 г.)

 

I квартал

(январь-март)

II квартал

(апрель-июнь)

III квартал

(июль-сентябрь)

IV квартал

(октябрь-декабрь)

2008 г.

Партия

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Партия и фракция "Единая Россия"

12548

35,2

15637

46,7

12036

45,1

20364

47,1

60585

43,6

Партия и фракция КПРФ

12231

34,4

10277

30,7

8074

30,3

13146

30,4

43728

31,5

Партия и фракция ЛДПР

6429

18,1

3207

9,6

2788

10,4

4415

10,2

16839

12,1

Партия и фракция «Справедливая Россия»

4398

12,4

4379

13,1

3785

14,2

5274

12,2

17836

12,8

Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»

Как видно, после первого квартала, когда в условиях президентской выборной кампании «ЕР» была в относительной информационной тени, с апреля по декабрь совокупные информационные показатели этой партии и ее думской фракции резко выросли с 35 до 45-47%.  В среднем за год информиндекс у «Единой России» - 43,6%.

Информиндекс КПРФ снизился с предвыборных 34% до стабильного показателя в 30%. В среднем за год доля материалов о КПРФ и думской фракции партии в информационном пространстве составила 31,5%.

А вот доля партии и фракции ЛДПР упала с 18 до 10%. Среднегодовой показатель – 12,1

У «Справедливой России» информиндекс стабилен - на уровне 12%. Среднегодовой показатель - 12,8%

На гр.2 представлена динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве.

График 2

Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве.


 

Приведенные сводные данные думской и партийной медиа-активности свидетельствуют, что после выборного первого квартала, структура партийно-политического информационного пространства стабилизировалась.

Некоторые выводы

Информационное преимущество, которое имели думские партии КПРФ и ЛДПР в первом квартале, благодаря выдвижению своих кандидатов на пост президента, после завершения президентской кампании исчезло.

Да, в первом квартале «ЕР» и «СР», поддержавшие единого «беспартийного» кандидата Д.А.Медведева, и как видно из информиндексов, не особенно «надрывались» в партийной пропаганде, агитируя за своего выдвиженца. Со второго же квартала пропагандистский аппарат партии власти вновь стал активно использовать бренд «Единой России».

Вместе с тем, следует отметить, что информационное присутствие КПРФ (как партии, так и фракции) хотя и снизилось после первого квартала, но, например, в абсолютном количественном отношении в четвертом квартале было сравнимо с периодом президентских выборов. Но массированное информационное давление «ЕР», избрание Путина лидером партии «ЕР» создало партии власти дополнительное информпреимущество, т.к. деятельность премьер-министра нередко ассоциировалась в СМИ с этой партией.

Рассматривая освещение думской деятельности КПРФ, следует отменить его неравномерностьЗдесь были провалы в выборный период и период парламентских каникул. Однако, в четвертом квартале количество информационных материалов  о деятельности думских фракций «ЕР» и КПРФ оказалось почти равновеликим. Парламентская фракция КПРФ, которая почти в шесть раз меньше фракции единоросов, оказалась в состоянии в этот период создать сопоставимое количество информационных поводов.

ЛДПР так и не выбралась из послевыборной информационной ямы. И по партийной линии эту структуру по медиа-активности догнала «Справедливая Россия», которая в думской сфере намного превосходит либерал-демократов.

Стабильные информационные показатели  «Справедливой России» по итогам года позволили этой партии даже обогнать ЛДПР.

Как видно из обобщенной таблицы медиа-активности за январь-декабрь, «ЕР» в 2008 году занимала более двух пятых партийно-политического медиа-пространства, КПРФ – меньше трети, а «СР» и ЛДПР на уровне 12-13% .

Координатор проекта – д. полит.н. С.П.Обухов

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов

© Центр исследований политической культуры России





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме