14:15 25.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Индульгенция на грабеж. Российские сырьевые олигархи залезли в карман к нищему населению. Мнение независимого экономиста Владислава Жуковского
Буквально на днях получила продолжение история противостояния между Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС) и Газпромом, стремящимся изо всех сил злоупотреблять своим монопольным положением на рынке газа и изымать монополистическую ренту за счёт привилегированного статуса «внутреннего кармана» Кремля и приближенности к ряду высокопоставленных чиновников администрации президента и аппарата правительства.
Ещё летом текущего года, накануне отложенного на 1 июля в связи с предвыборным периодом повышения цен на газ для населения и отечественных товаропроизводителей на 15%, Газпром поднял вопрос о необходимости дополнительного поднятия цен на «голубое топливо» для потребителей на внутреннем рынке на 26,3%. Получив вполне чёткий и ясный ответ из администрации президента (а повышение цен на газ, также как и принятие решений об индексация любых других тарифов российских монополий происходит только по отмашке «сверху»), что в силу политической целесообразности идти на этот шаг недопустимо, Газпром на какое-то время закрыл этот вопрос.
Однако уже в конце лета под разговоры о снижении рентабельности поставок газа на внутренний рынок газовая монополия с новой силой принялась заниматься своим излюбленным делом – откровенным шантажом правительства. Достаточно вспомнить недавнее решение Газпрома заморозить разработку Штокмановского месторождения на арктическом шельфе, которое он увязал отнюдь не со своей собственной неэффективностью и внутрикорпоративным воровством, а с возросшими финансовыми рисками и, прежде всего, двукратным повышением ставок НДПИ в 2011г. А затем последовало заявление руководства Газпрома о том, что газовая монополия намерена отказаться от закупок газа у независимых производителей («Итеры», «Новатэка» и нефтяных компаний) прямо накануне отопительного сезона, что очень сильно напоминает попытку злоупотребления своим монопольным положением.
В силу того, что контроль за газотранспортной инфраструктурой и экспортными поставками отданы на откуп Газпрому, независимые производители оказались поставлены в тупик. Газпром имеет возможность занижать цены для внутренних потребителей (компенсируя возникающие убытки за счёт поставок на внешний рынок по цене в 3-4 раза выше внутренней) и демпингом выбивать с рынка независимых производителей «голубого топлива», не допуская их газа в экспортную трубу. Сжигать газ независимым компаниям оказывается себе дороже – лишь 5% попутного нефтяного газа (ПНГ) можно сжигать без штрафных санкций, а для «Итеры» и «Новатэка» добыча газа и вовсе является основным видом деятельности.
Неудивительно, что Игорь Артемьев, глава ФАС, просто не смог смотреть на откровенный ценовой беспредел российского «национального достояния», превратившегося в «чёрную дыру» и паразита на теле государственного бюджета и всей экономики. В силу искренности высказываний Артемьева, имеет смысл привести их полностью: "Ему («Газпрому» – примечание автора), я думаю, ничего давать не надо. Если попросит, то мы посчитаем его экспортную выручку, посчитаем его рентабельность — на внутреннем, на внешнем рынке. Мы еще много чего ему посчитаем. Я считаю "Газпром" крайне неэффективной компанией, у которой достаточно денег и просто нужно навести порядок в своем хозяйстве".
Яснее и не выразишься. Произвол монополистов и беспредел сырьевых олигархов достигли такого масштаба, а наглость, с которой они залазят в карман государству, нищему населению и загибающейся промышленности, стала настолько вопиющей, что ФАС (наверняка не без отмашки из Кремля), был вынужден в очередной раз ударить по рукам «национального достояния». На самом деле, если Газпром несёт какие-то убытки, которые обусловлены независящими от него факторами, то тогда государству следовало бы согласиться компенсировать ему в полном объёме упущенные прибыли в связи с повышением НДПИ и переносом сроков индексации тарифов.
Но только при одном условии – пойти на этот шаг следует только после проведения комплексного и независимого аудита финансово-экономической и производственной деятельности Газпрома с требованием раскрытия информации о финансовых трансакциях с поставщиками, покупателями, подрядчиками и субподрядчиками. Критически важным является добиться раскрытия структуры себестоимости газа для внутренних потребителей и, прежде всего, состава так называемого «инвестиционного тарифа», которым Газпром объясняет необходимость повышения цен на газ и который, по сути дела, превратился в инструмент масштабного расхищения средств.
Как показывает практика разбирательств с разрушенным РАО «ЕЭС» и РЖД, в составе такого рода «инвестиционных тарифов» можно найти всё что угодно (начиная от уплаты несуществующих налогов и отменённых сборов и заканчивая оплатой услуг оффшорных фирм и фиктивными финансовыми операциями), но только не расходы на финансирование программ модернизации производства, обновления мощностей и выпуска высокотехнологичной продукции с высокой доле добавленной стоимости.
Индульгенция на грабёж
Напомним, что благодаря исключительной близости нынешнего руководства Газпрома к первым лицам Кремля и правительства, газовой монополии удалось пролоббировать заморозку ставок НДПИ для Газпрома на период 2006-2010гг. под лозунги о газификации регионов и выполнении целого ряда социально значимых программ.
Другое дело, что руководители Газпрома, также как и их высокопоставленные покровители в высших эшелонах власти, предпочли умолчать, что львиная доля этих дотаций и субсидий пошла не на развитие производств высоких переделов (в том числе сжиженного природного газа), модернизацию изношенной на 55-60% газотранспортной инфраструктуры и реальную газификацию регионов, а осела на оффшорных счетах аффилированных с Газпромом подрядчиков и субподрядчиков.
И не стоит удивляться тому, что себестоимость строительства одного километра газопроводов на проектах «Северного» и «Южного» потоков в 2-2,5 раза превышает себестоимость строительства аналогичных газопроводов во всех других странах мира. В том числе и в Скандинавии, где компании вынуждены вести свою деятельность в аналогичных по сложности природно-климатических и географических условиях.
Иллюзорная газификация
Справедливости ради надо сказать, что, действительно, определённый прогресс наблюдается с газификацией регионов – за период 2006-2011гг. на фоне многочисленных громких коррупционных скандалов и повсеместного завышения сметных расходов на капитальном ремонте и строительстве степень газификации регионов России выросла с 53% до 63%.
Однако, во-первых, несмотря на предвыборный угар оптимизма и официозную пропаганду, газификация идёт, главным образом, в благополучных с социально-экономической точки зрения регионах европейской части России и богатых углеводородным сырьём областях. При этом в сельской местности уровень газификации даже не превышает 46,8%, а за Уралом, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке едва достигает 35-40%.
До сих пор подавляющее большинство мелких и средних, а также некоторые крупные населённые пунктов в Сибири и на Дальнем Востоке живут в условиях позднего средневековья с износом базовой энергетической, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры на уровне 75-85%, а их жители вынуждены отапливать своё жильё углём и дровами. И это не говоря о том, что до многих из них добраться можно только пешком или верхом на скоте – дороги советской эпохи пришли в негодное состояние, а новые никто так и не построил.
А во-вторых, и это не менее важно, в силу вполне объяснимых соображений умалчивается тот факт, что на протяжении 2006-2011гг. Газпром постоянно повышал цены на газ для населения и промышленных предприятий на 15-25% в год, в результате чего только по официальным данным Росстата цены на газ для населения выросли в 2,7 раз за рассматриваемые 5 лет. А по экспертным оценкам Василия Симчеры (экс-главы НИИ Статистики Росстата), газ подорожал в 10-13 раз для населения и в 15-17 раз для промышленных предприятий за 2000-2011гг., что съело весь широко разрекламированный 9-кратный рост уровня жизни населения и нанесло сильнейший удар по отечественному сельскому хозяйству и остаткам наукоёмкой промышленности.
Другими словами, на фоне скачкообразного роста цен на энергоносители на мировых рынках в 2006-2010гг. руководству газовой монополии не только удалось добиться заморозки НДПИ на 5 лет, но также увеличивать поборы с задыхающейся обрабатывающей промышленности и нищего в своём большинстве населения. И тот факт, что правительство всё-таки решилось поднять НДПИ для Газпрома, вызывает оптимизм - в 2011г. ставка была увеличена на 64%, а в 2012г. на 110%.
При этом в глаза бросаются откровенно мизерные затраты самого Газпрома на газификацию регионов – за период 2005-2011гг. газовая монополия выделила на эти цели 146 млрд. рублей, т.е. чуть больше 20 млрд. рублей ежегодно. И даже запланированное увеличение инвестиционных затрат на модернизацию и расширение газотранспортной инфраструктуры с 29,7 млрд. рублей в 2011г. до 37,6 млрд. по итогам 2012г. не поможет решить проблему аварийного состояния газовой инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Также как не поможет вывести жителей малых и средних населённых пунктов из средневекового варварства, а экономику муниципалитетов из кризисного состояния.
И это при том, что в одном только 2011г. и по одному только НДПИ недоплата Газпрома в бюджеты всех уровней превысила 300-350 млрд. рублей, а по экспортной пошлине – не менее 400 млрд. рублей. Итого свыше 700-750 млрд. рублей или практически 60% всех прибылей Газпрома. И это не считая многомиллиардных компенсаций за снижение экспортных цен на газ для Украины и Белоруссии, а также в связи с снижением поставок газа по «Голубому потоку» в Турцию.
Более того, львиная доля даже этих откровенно мизерных затрат газовой монополии при полном попустительстве контролирующих органов и многочисленной армии «борцов с коррупцией», насколько можно судить, используются не по назначению. Существенная часть этих средств (по оценкам экспертов речь идёт о 25-40%) осела на оффшорных счетах целого вороха аффилированных с Газпромом подрядчиков и субподрядчиков, либо была с блеском разворована местными чиновниками под разговоры об «эффективном осваивании средств», которые из газификации регионов уже успели сделать весьма прибыльный бизнес и кормушку для безнаказанного обогащения.
Газовый беспредел
Практически сразу же после резкой критики Газпрома со стороны ФАС, на защиту газовой монополии встал видный российский либерал Аркадий Дворкович - идеолог присоединения России к ВТО, сокращения социальных расходов и приватизации бюджетной сферы, курирующий в статусе вице-премьера сферу ТЭК. Как истинный либерал и борец за набитый карман крупных сырьевых монополий и глобального бизнеса, он на полном серьёзе предложил правительству компенсировать Газпрому более 64 млрд. рублей упущенных прибылей, которые возникли у российской государственной монополии в связи с предвыборным переносом сроков повышения цен на газ для населения и отечественных товаропроизводителей с 1 января на 1 июля.
Руководство Газпрома считает неоправданным и даже противорчащим нормам ВТО решение правительства поднять ставку НДПИ на 61% в 2011г. и более чем в 2,1 раза по итогам 2012г. По мнению представителей «национального достояния», это приведёт к тому, что рентабельность продаж газовой монополии упадёт с сегодняшних 30-33% до 11% в 2013% и менее чем 7% по итогам 2015г.
Однако, во-первых, совершенно непонятно, по какой причине Газпром, постоянно прикрывающийся образом «национального достояния» и «государственной корпорации», а также извлекающий колоссальную природно-сырьевую и монополистическую ренту в силу обладания исключительным правом на экспорт газа на внешние рынки и контроля за критически значимой частью газопроводной инфраструктуры, вообще должен заикаться про показатели рентабельности.
Если Газпром это государственная вертикально интегрированная газовая монополия, обладающая исключительным правом экспорта российского газа, контролем за газопроводной системой и привилегированным доступом к стратегически значимым запасам сырья, то он просто обязан ставить на первое место интересы не своих акционеров (51% акций владеет государство), а интересы государства, отечественной экономики, промышленности и населения.
Начиная от газификации регионов и закупки необходимого оборудования у отечественных промышленников и заканчивая поддержанием низких цен на «голубое топливо» для российских граждан и отечественной промышленности. Это могло бы дать существенное конкурентное преимущество отечественной обрабатывающей промышленности и наукоёмким производствам (объёмы выпуска которых в 3-5 раз ниже отметок 1990г., а износ фондов зашкаливает за 70%) и дало бы сильнейший стимул набившим оскомину модернизации и слезанию с «нефтяной иглы».
А если титул «национальное благосостояния» является лишь удобной ширмой для безнаказанного обогащения, то следует лишить Газпром монопольного права продажи газа на внешние рынки, изъять доступ к единой газотранспортной инфраструктуре и приравнять Газпром ко всем остальным динамично развивающимся независимым газовым компаниям, параллельно организовав масштабную аудиторскую проверку со стороны Счётной Палаты, МВД, ФСБ, ГКУ Президента и т.д. Думаю, что только при одном упоминании о возможности проведения проверки и наведения порядка руководство Газпрома согласится снизить тарифы на газ для населения и отечественных товаропроизводителей на 25-30% с обязательством последующей заморозки на 5-7 лет.
Либеральные сектанты на страже кармана российских олигархов и глобального бизнеса
Причём, как и положено настоящему идейному последователю доктрины либерального фундаментализма, предполагающей, что государство должно служить не интересам своего народа, а карману транснациональных корпораций и отечественным сырьевым олигархам, Дворкович не удосужился даже привести какие-либо серьёзные расчёты и документы, которые бы подтверждали существование «убытков» Газпрома.
По мнению Дворковича, правительство должно безоговорочно согласиться изъять из кармана российских граждан сумму, эквивалентную 140% расходов федерального бюджета на спортивные мероприятия (45 млрд. рублей) и 76% расходов на культуру (84 млрд.) в 2011г., опираясь исключительно на расчёты самой газовой монополии. При том что совершенно очевидно, что Газпром в силу объективных и вполне объяснимых коммерческих причин заинтересован в завышении (или даже «создании») своих потерь и сокрытии информации о реальном и крайне плачевном состоянии дел с финансовой прозрачностью и воровством.
Другими словами, первый вице-премьер правительства не просто открыто выступил на стороне российского «национального достояния» (что свойственно российским либералам), которое ежегодно недоплачивает десятки миллиардов долларов в российский бюджет под лозунги о «социальной ответственности бизнеса» и повышает отпускные цены на газ на 15-20% для населения и на 18-25% для промышленных предприятий, уничтожая на корню остатки обрабатывающей и наукоёмкой промышленности.
Аркадий Дворкович не удосужился элементарно привести хоть какие-то более-менее серьёзные расчёты и внятные аргументы, в связи с которыми российские граждане и бизнес должны согласиться изъять из своего и без того пустого кармана более 2 млрд. долл. и передать их Газпрому. Насколько можно судать, Газпром уже давно стал государством в государстве и паразитом на теле экономике, где строятся целые финансовые империи и сколачиваются состояния. Начиная от организации системы закупок, капитального ремонта, строительства и заканчивая газификацией, поставками газа конечным потребителям и внешнеэкономической деятельностью
Вообще надо сказать, что российские либеральные фундаменталисты, являющиеся идейными последователями младореформаторов Гайдара, Чубайса, Ясина и прочих «прорабов перестройки», на протяжении последних 20 лет плотно оккупировали социально-экономический блок правительства и, судя по их поступкам и результатам деятельности, работают не с целью обеспечения государственных интересов России и повышения благосостояния населения, а в интересах глобального бизнеса.
Российские либералы не имеют практически никакого отношения к демократическим ценностям, к которым они любят апеллировать в своих публичных выступлениях, а их поступки никоим образом не связаны с отстаиванием принципов свободы, конкуренции, демократии и равенства. Они совершенно искренне верят в то, что единственной и основной задачей государства является служение транснациональному капиталу и создание максимально благоприятных условий для финансово-экономической колонизации страны со стороны международных банков и корпораций.
Складывается устойчивое впечатление, что российские «гайдаровцы», окунувшие Россию в нищету в период «либерального угара» 90-х годов, выступают в качестве штурмовой пехоты глобального управляющего класса и занимаются зачисткой экономического пространства для дальнейшей финансово-экономической, производственной, научно-технической и военно-политической колонизации со стороны глобального бизнеса и финансово-политических элит США и ЕС.
Рекордные прибыли ценой упадка экономики
Напомним, что совсем недавно, в конце августа текущего года, газовая монополия устами своего председателя правления Алексея Миллера отчиталась о рекордных прибылях и заняла первое место среди всех компаний мира по размеру чистой прибыли (44,6 млрд. долл.), умудрившись обогнать даже американскую нефтегазовую корпорацию Exxon Mobil (41,6 млрд.) и крупнейшим китайский банк ICBC (32,2 млрд.).
При этом более чем наглядно о качестве полученной прибыли, источниках её формирования и степени эффективности бизнеса российской газовой монополии говорит тот факт, что при рекордных прибылях Газпром даже не попал в первую тридцатку наиболее дорогих компаний мира. С капитализацией в 143 млрд. долл. (капитализация на конец весны 2012г.) Газпром с трудом занял 31 место в списке журнала Fortune, тогда как рыночная оценка бизнеса Exxon Mobil превысила 408,7 млрд. долл., а банк ICBC, являющийся одним из ключевых инструментов финансирования «китайского экономического чуда», оценивается в 236,3 млрд. долл.
При этом китайская нефтегазовая корпорация Petro China, чистая прибыль которой (21,4 млрд. долл.) оказалась более чем в 2 раза ниже аналогичного показателя Газпрома и руководство которого не занимается откровенным ценовым шантажом и выбиванием денег из населения, оценивается инвесторами в 278,9 млрд. долл.
Что ещё важней, по методу сравнительного анализа (т.е. по мультипликаторам рыночной оценки бизнеса) Газпром стоит в 3-4 раза дешевле своих конкурентов и никакие рекордные прибыли, полученные за счёт масштабной недоплаты налогов в бюджеты всех уровней и перекачивания денег из кармана населения и промышленников, помочь не могут. Если за 1 рубль чистой прибыли американского нефтегазового гиганта Exxon Mobil инвесторы и спекулянты готовы платить порядка 10,3 рублей в виде цены акции, а за китайскую нефтегазовую корпорацию Petro China свыше 12,2 рублей, то за рубль чистой прибыли российской газовой монополии уже многие годы инвесторы отказываются платить более 3-3,5 рублей.
Другими словами, даже крупный спекулятивный капитал и финансовые инвесторы, далёкие от глубинного анализа экономических процессов и выявления структурных диспропорций (они их отыгрывают по факту), прекрасно осознают качественные характеристики прибылей Газпрома, которые получены не благодаря модернизации производства, созданию высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью (нефтехимия, СПГ) борьбе с внутрикорпоративным воровством, повышением финансовой прозрачности и контроля за а благодаря самому элементарному безнаказанному злоупотреблению своим монопольным положением и выбиванием денег из населения, промышленности, аграрного сектора и прочих субъектов экономики.
Ужасно низкую эффективность Газпрома не компенсировать повышением цен на газ
Более того, следует отдельно отметить качественное падение производительности труда как во всей российской деиндустриализированной «экономике трубы» в целом (которую за 20 лет либерального погрома экономические власти умудрились низвести до уровня криминально-олигархического феодального строя), так и в наиболее рентабельной её части – нефтегазовом комплексе. Надо напомнить, что ещё ныне покойный академик Дмитрий Львов с цифрами в руках демонстрировал масштабы упадка эффективности труда в отечественной экономике.
Ещё в конце 1980-х годов общая производительность труда в советском нефтегазовом комплексе (общая численность работников в расчёте на объём добычи сырья) в 1,8 раз превышала аналогичный показатель в США и ЕС, что давало повод для искренней гордости. То сегодня мы уже отстаём от наших стратегических конкурентов только по этому производственному показателю в 1,5-2 раза, а по финансовой эффективности (включая масштабы внутрикорпоративного воровства) уступаем США, ЕС и теперь даже Китаю в 2,5-4 раза. В одном только Газпроме при сопоставимых масштабах добычи газа сейчас и в 1990г. численность работников подскочила более чем в 2 раза, что выглядит совершенно необъяснимым и неоправданным ни с технической, ни с финансово-экономической точек зрения.
Для сравнения, при 401 тыс. сотрудников выручка Газпрома по итогам 2011г. едва дотянула до 145,7 млрд. долл., т.е. каждый сотрудник приносит компании порядка 363,3 тыс. долл. валовой выручки еж. Для сравнения, у той же китайской государственной нефтегазовой корпорации Petro China, которая также как и Газпром финансирует целый ряд социальных программ и вынуждена продавать топливо и ГСМ на внутреннем рынке по заниженным относительно мирового уровня ценам, при 552,8 тыс. рабочих объём продаж превышает 318,3 млрд. долл. Т.е. свыше 575,9 тыс. долл. в расчёте на одного сотрудника, что в 1,58 раз превышает аналогичный показатель у Газпрома.
У американской Exxon Mobil совокупная выручка в расчёте на одного сотрудника и вовсе превышает 5,28 млн. долл. (82,1 тыс. сотрудников при выручке в 433,5 млрд. долл.), у англо-голландской Royal Dutch/Shell - 5,04 млн. долл. на одного сотрудника (90 тыс. работников при 453,7 млрд. долл. продаж), у американской Chevron - 3,87 млн. долл. (61 тыс. рабочих при 236,5 млрд. долл.), у итальянской Eni – 1,79 млн. долл. (78,6 тыс. работников при 141,3 млрд. долл.), а у китайской Sinopec – 1,03 млн. (377,2 тыс. работников при 391,4 млрд. долл.). И даже у бразильской нефтегазовой компании Petrobras, в значительной степени принадлежащей государству, каждый работник приносит компании порядка 1,6 млн. долл., практически в 4,5 раза превышает аналогичный показатель Газпрома.
И дело не только в раздутых социальных обязательствах Газпрома, ради исполнения которых он вынужден продавать газ внутренним потребителям по цене в 2,5-3 раза ниже той, которую устанавливает для покупателей на внешних рынках - в ЕС, на Ближнем Востоке и т.д. Уже сегодня по цене за литр бензина Россия перегнала США и в 2 раза обогнала Китай (по марке Аи-92), а цены на газ для промышленных предприятий и населения в России (125-130 долл. за куб. метр) на 15% превышают аналогичный показатель в США (102-105 долл.). И даже не в пресловутой неэффективности государства как собственника (Китай и Бразилия наглядное тому опровержение). И даже не в широко разрекламированных объективных природно-климатических и географических особенностях России, которые, безусловно, накладывает свой отпечаток и на численность трудовых ресурсов, и на издержки производства.
В конце концов, Газпром (а также большинство других российских сырьевых гигантов и естественных монополий) практически по всем стоимостным и физическим показателям производительности труда разы уступает не только американским и китайским компаниям (со схожими географическими условиями), но также скандинавским конкурентам, которые не могут похвастаться тёплым климатом и легкими условиями добычи сырья. Вся беда состоит в том, что Газпром, насколько можно судить по громким скандалам с многократным завышением сметных расходов, превратился во внутренний карман целого ряда высокопоставленных чиновников из администрации президента и аппарат правительства.
Газпром теряет стратегические рынки
Неудивительно, что вопреки всем своим стараниям Газпром сдаёт свои позиции и теряет долю не только на внешних рынках, что вполне объяснимо на фоне экономической рецессии в Еврозоне, сланцевой революции в США и масштабной переориентации европейцев на закупки сжиженного природного газа из стран Ближнего Востока и Африки, цена на который на 20-30% ниже устанавливаемой Газпромом. Российская газовая монополия сдаёт свои позиции даже на своём родном внутреннем рынке, несмотря на полный контроль за критически значимой частью газовой инфраструктуры и газопроводами. Об этом более чём наглядно свидетельствует тот факт, что доля Газпрома на внутреннем рынке «голубого топлива» с 90% в начале 2000-х годов до чуть более 70% в 2011г.
Более того, Газпром откровенно провалил планы по выходу на новые рынки сбыта. Мало того, что Газпром как главный проводник интересов Кремля и «чёрная касса» российских коррумпированных чиновников попал под давление иностранных элит (выемки документов, обыски в заграничных филиалах, демонстрации Green Peace на буровой вышке в Штокмане и за рубежом, разговоры о необходимости приватизации в интересах глобальных нефтегазовых гигантов, отказ иностранных партнёров от передачи технологий по сжижению газа и т.д.).
Так ещё и он сам прикладывает все возможные усилия, чтобы окончательно подорвать свои позиции на мировом рынке энергоносителей. После техногенной катастрофы на Фукусиме, когда было свёрнуто производство электроэнергии на АТЭС, спрос на альтернативные источники топлива (и, прежде всего на газ), подскочил в 5-6 раз. Однако руководство Газпрома и его покровители в Кремле, которые были заняты распилом средств на масштабных стройках всё новых газопроводов на тупиковый и загнивающий рынок Европы, вместо стремительного развития технологий сжижения газа просто продолжили проедать поступающие в страну нефтедоллары.
Такого рода окна возможностей открываются крайне редко – в экстренных ситуациях. Но ни Газпром, ни его основной акционер в лице правительства не сделали ничего, чтобы выйти на крайне перспективный рынок газа Японии и снизить свою зависимость от европейского рынка, которые мало того что сжимается под грузом рецессии, так и ещё в экстренном порядке переориентируется на более дешёвый сжиженный газ с Ближнего Востока. В результате, сегодня сжиженный природный газ в Японию поставляют все, кому не лень, но только не Россия, находящаяся под контролем коррумпированных чиновников и олигархов.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме