17:00 01.11.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Индикаторы кризисного сознания.Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса на 1 ноября 2009 года
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ:
ИНДИКАТОРЫ КРИЗИСНОГО СОЗНАНИЯ
Анализ исследований служб общественного мнения по теме социально-экономического кризиса
Социально-экономический кризис воспринимается в первую очередь и по преимуществу как совокупность проблем собственной страны, в то время как его общемировые проявления присутствуют для большинства нашего отечественного общественного мнения словно бы как вторичные и отступающие на задний план. Приоритетное внимание к кризису в России неизменно характеризует исследования различных демоскопических служб, в результате чего оценки его общемировых тенденций остаются менее известными. Исследование Фонда «Общественное мнение», проведенное на исходе последней декады октября и посвященное мировому экономическому кризису, в какой-то мере восполняет эту образовавшуюся лакуну.
В действительности, как выяснилось, общемировая составляющая экономического кризиса куда менее популярна среди наших сограждан, чем составляющая отечественная: более половины респондентов (51%) не встречали за последний месяц каких-либо высказываний или сообщений в средствах массовой информации о скором окончании мирового экономического кризиса. Еще 16% отметили редкие упоминания об этом примечательном явлении общественной жизни и менее трети опрошенных (30%) часто сталкивались с информационными вариациями на темы кризиса.
Последняя группа мнений, самые высокоинформированные, составляющие треть респондентов, обнаруживают весьма высокую и ожидаемую степень телезависимости, достигающую 84%. Далее с очень большим отрывом следуют остальные источники информации, определяющие представления о мировом экономическом кризисе – мысль о его скором окончании так или иначе мелькает в разговорах со знакомыми (23%), в газетах и журналах (21%), а также, что гораздо реже, улавливается из радиопередач (12%) и Интернета (10%), проскальзывает в разговорах с незнакомыми людьми (5%). Таков общий информационный фон, характеризующий восприятие кризисной ситуации с точки зрения ее общемировых тенденций.
Что касается «качества» протекания кризиса, его основных трендов, то здесь выводятся примерно те же закономерности, которые характерны для восприятия кризиса как проблемы, ограниченной пределами нашей собственной страны. Иными словами, то же относительное большинство мнений (31%), согласно которым нынешняя экономическая ситуация не обнаруживает признаков перемены (применительно к России такие мнения зафиксированы на отметке в 34%). Спад кризиса в обоих случаях – и в мире, и в России – констатируют примерно по четверти респондентов (соответственно 25% и 24%) и, наоборот, об углублении кризиса склонна говорить хотя и меньшая, но все-таки заметная доля опрошенных (соответственно 18% и 21%). И совсем ничтожное меньшинство всерьез тешит себя иллюзией относительно того, что кризис уже закончился и в мире (%), и в России (%).
А вот с прогнозами по части времени завершения кризиса дело обстоит существенным образом иначе: для большинства респондентов ответ на этот вопрос затруднителен – 48% пребывают в неведении относительно наступления этого желанного срока в мире и 40% - в России. От примерно пятой части (22% в мире) до четверти (25% в России) респондентов отодвигают время окончания кризиса на период после 2011 г. И стремительно убывающую прогрессию (от 11% до 1%) образуют группы мнений, прогнозирующие более ранние сроки преодоления нынешней кризисной ситуации. Этот вопрос обладает наибольшей актуальностью в свете убеждения более чем половины респондентов (51%) в том, что Россия более других стран пострадала от кризиса, который существенно меньше сказался своими негативными последствиями на США (37%) и Украине (29%). Напротив, в тройке стран, в наименьшей степени испытавших все неизбежные тяготы кризисной ситуации, наши сограждане склонны числить Китай (26%), Японию (19%) и Германию (13%).
Что кризис – это не некая отвлеченная категория медийного дискурса и не гипотетическая реальность, отстоящая от простого человека на значительное расстояние, показывает высокая личная заинтересованность респондентов в его преодолении. Для 79% наших сограждан, в большинстве своем, по-видимому, «отчужденных» от зарубежья, важно тем не менее в сугубо личном плане, чтобы мировой экономический кризис закончился, а в том, что касается завершения кризиса в России, эта заинтересованность оказалась еще выше, достигнув 86%. Неважной эту проблему выхода из кризиса почитает существенное меньшинство опрошенных (соответственно 10% и 4%). Кризис, иными словами, отнюдь не воспринимается как абстракция, тем более, как явствует из данных исследования, в окружении более чем половины опрошенных (52%) находится много людей, сполна ощутивших на себе его пагубные последствия и невзгоды. И ровно столько же людей лично на себе испытали воздействие кризиса.
Также что кризисная ситуация в России переживается весьма драматически, то есть что мировой экономический кризис сильно повлиял на Россию, наглядно убеждают мнения 75% респондентов, недвусмысленно высказывающихся в пользу этой гипотезы. О слабом влиянии кризиса склонны говорить только 12% наших сограждан. А по части прогнозов поляризация мнений выражена куда меньше: мнение 42% респондентов зиждется на уверенности в скором окончании кризиса, тогда как 36% такого благополучного исхода вовсе не ожидают. При этом самыми значительными группами риска, из числа наиболее пострадавших от кризиса, названы бедные и малоимущие (42%), молодежь (35%) и средний класс (28%). Первенство в этом рейтинге бедных и малоимущих – неоспоримая очевидность, в какой-то мере понятно присутствие молодежи, испытывающей трудности, связанные со встраиванием в рынок труда, тогда как наличие в этом же «черном списке» среднего класса, миф которого длительное время старательно раскручивается официальной пропагандой, являет собой в некотором роде неожиданность.
И напротив, более чем ожидаемыми оказались те группы населения, которые были названы в числе наделенных своеобразным иммунитетом, защитившим их ото всех бедствий кризиса: это работники властных институтов и чиновники (54%), бизнесмены и предприниматели в крупном бизнесе (37%), люди с денежными сбережениями и банковскими вкладами (15%) и, наконец, бизнесмены и предприниматели в малом и среднем бизнесе (14%). Последние как ареал весьма относительного благополучия заслуживают особого упоминания, ибо они тоже вписываются в пропагандистскую мифологию, постоянно муссируемую на уровне различных официозов.
Приведенная картина социально-экономических настроений внушает достаточно пессимистические выводы, касающиеся оценок и текущей ситуации, и прогнозов на прозреваемую перспективу. Они интересны, однако, выводами несколько противоположного свойства, которые уже на основании собственного, в чем-то сходного зондажа общественного мнения склонны делать аналитики ВЦИОМ по материалам исследования, проведенного ими на исходе первой декады октября.
Как выясняется, несмотря на то, что большинство россиян по-прежнему обеспокоены кризисом, уровень их озабоченности по этому поводу начал снижаться, а количество положительных оценок ситуации в стране имеет устойчивую тенденцию к росту. Как показывает исследование, это происходит за счет возрастания группы респондентов, оптимистично оценивающих ситуацию в стране (с 2% в марте и 4% - в мае до 9% - в октябре) и снижения доли тех, кому происходящее видится в негативном свете (с 58% в марте до 33% в октябре). При этом группа россиян, по мнению которых, ситуация в стране - в норме, выросла с 29% в марте до 51% в октябре.
Согласно опросу, продолжает снижаться доля россиян, ожидающих наступления худших времен в будущем (с 45% в мае до 33% в октябре). Так думают, прежде всего, жители Центрального округа (35%), Поволжья и Дальнего Востока (37% и 36% соответственно). Одновременно, растет уверенность наших сограждан в том, что главные трудности уже в прошлом (с 14% до 26%). Это мнение наиболее характерно для жителей Северо-Западного округа (31%) и уральцев (30%). 29% полагают, что самый тяжелый период мы переживаем сейчас - больше всего таких респондентов на Урале и Дальнем востоке (по 32%). Между тем, если для 46% материально обеспеченных россиян главные трудности уже позади, по ощущениям такой же доли малообеспеченных, самые тяжелые времена еще не наступали (45%).
Исследования показывают также снижение числа россиян, обеспокоенных экономическим кризисом - с 56% в феврале до 37% в октябре, и одновременным ростом группы респондентов, которых экономическая ситуация вообще не беспокоит (с 8% феврале-марте до 14% в сентябре-октябре). Кризис, как и прежде, проявляется для россиян, главным образом, в росте цен на продукты и услуги (82% респондентов указали на это). Вторым главным симптомом кризиса остается уменьшение доходов (42%). 22% вынуждены отказываться от некоторых товаров и услуг, 19% столкнулись с сокращением заработной платы, стипендии и других пособий. Каждого десятого коснулась невыплата бонусов и премий (10%), задержка заработной платы, пенсии, стипендии (10%), необходимость помощи родственникам и друзьям (11%).
Между тем, по данным ВЦИОМ, по сравнению с августом, россияне стали несколько реже указывать на рост цен (82% против 85%). Все меньше становится тех, кто вынужден отказываться от некоторых товаров и услуг (с 26% в июле до 22% в октябре), а также тех, кто сталкивается с задержками заработных плат, стипендий и других пособий (с 16% до 10%), сокращением рабочего дня и вынужденными отпусками (с 8% до 5%). Наконец, по итогам опроса зафиксирован рост числа россиян, которые, по их утверждениям, адаптировались к кризису - с 53% в мае до 61% в октябре. Меньше стало тех, кто не способен приспособиться к произошедшим в стране переменам (с 16% до 13%).
Сектор политического мониторинга
Отдела по информационно-аналитической работе
и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
8 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |