10:45 09.03.2016 | Все новости раздела "КПРФ"
И.И. Никитчук: С учётом многочисленных просчётов в работе, руководству Министерства экологии Челябинской области требуется срочное кадровое усиление
2016-03-09 10:05
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
Депутат Госдумы И.И. Никитчук направил письмо губернатору Челябинской областиБ.А. Дубровскому.
Уважаемый Борис Александрович!
Я получил письмо за Вашей подписью от 18.01.2016 г. в ответ на моё обращение по поводу открытого письма южноуральских учёных по экологической проблематике. Как я понимаю, ответное письмо составлено первым заместителем министра экологии Челябинской области Хариной И. А. и выражает официальную точку зрения областного Министерства экологии.
Должен констатировать следующее.
1. Ответное письмо полностью игнорирует мнение учёных и их конкретные предложения по поэтапному выстраиванию в регионе современной научно-обоснованной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) - с опорой на местное научное и экспертное сообщество и имеющийся производственный потенциал.
2. Не обладая достаточными возможностями и компетенциями, Минэкологии настойчиво продолжает отстаивать своё право единолично и негласно решать весь комплекс сложнейших организационно-технических и финансовых вопросов обработки, обезвреживания и захоронения остатков текущих и уже накопленных объёмов ТКО в Челябинской области.
Такой заведомо ущербный подход неминуемо создаёт многочисленные технические, экологические и социально-экономические риски, абсолютно недопустимые в нашем регионе.
Действительно, поспешно, в отсутствие утверждённой областной комплексной программы по обращению с отходами и без рассмотрения на заседании Законодательного собрания и в Правительстве Челябинской области столь важного вопроса, как качественное и радикальное изменение региональной системы обращения с ТКО, Минэкологии 24 декабря 2015 г. самостоятельно заключило долгосрочное (на 25лет) концессионное соглашение с неизвестной в области организацией - ЗАО «Управление отходами» (г. Москва) «… о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области для переработки и утилизации (захоронения) твёрдых коммунальных (бытовых) отходов на территории Магнитогорского кластера…».
Разрешите внести ясность: согласно условиям концессионного соглашения, выставленным Минэкологии на конкурс (см. сайт «Государственные торги», соглашение 150615/2238202/02), значилось только: «…Объект состоит из: полигона твердых коммунальных отходов в г.Магнитогорске; мусоросортировочного комплекса в г.Магнитогорске; мусороперегрузочной станции (далее – МПС) с элементами сортировки в Верхнеуральском муниципальном районе; МПС с элементами сортировки в Агаповском муниципальном районе; МПС с элементами сортировки в Кизильском муниципальном районе; оборудования и спецтехники для объекта в соответствии с проектом».
Как видно, Минэкологии на конкурсе изначально даже и не ставило в качестве обязательного условие о «переработке». К тому же, понятие «утилизация» предполагает три варианта повторного использования отходов, а никак не «захоронение» отходов на полигоне, как это считает руководство министерства.
Теперь о партнёре Минэкологии - ЗАО «Управление отходами». Из интернет-источников известно, что за пять лет со времени её регистрации в 2011 году эта фирма подписала всего шесть концессионных соглашений в пяти российских регионах: Нижегородская область, Саратовская область, Мурманская область, Архангельская область и Чувашская республика.
Как показал анализ всё тех же интернет-источников, на протяжении всех пяти лет работы в рамках подписанных региональных концессионных соглашений именно эта фирма неоднократно и повсеместно нарушала действующие строительные, санитарные и экологические нормы, зачастую работая без оформленных должным образом лицензий на производство работ. Что вызывало и вызывает протестные акции почти во всех регионах деятельности фирмы, включая и неоднократные жалобы населения в адрес руководства страны и в Генеральную прокуратуру.
Одновременно, во всех регионах, где действует ЗАО «Управление отходами», коммунальные тарифы на обращение с коммунально-бытовыми отходами выросли в разы: от 1.5 до 10 раз и более. Так, из-за высоких тарифов на приём мусора на новом мусорном полигоне в Нижегородской области на вновь образованных несанкционированных свалках «… прямо на берегу Волги километрами лежит мусор». И сама фирма не скрывает, что: «Вместе с региональными властями ЗАО «Управление отходами» создаёт концессии, которые гарантируют возврат инвестиций путём повышения тарифов».
В обмен на резко выросшие коммунальные тарифы ЗАО «Управление отходами» предлагает ограниченные и явно устаревшие технологии обращения с ТКО: частичную сортировку, брикетирование, захоронение на полигонах и в качестве переработки - частичное компостирование. Никаких других методов переработки из числа современных, включая и разнообразные экологически безопасные и экономически эффективные методы термической переработки отходов, фирмой даже не предлагаются. Кстати, в магнитогорском кластере, несмотря на обещания Минэкологии, никакой переработки ТКО не предусмотрено! Есть только частичная сортировка и захоронение отходов. И всё!
Другими словами, руководство Министерства экологии Челябинской области без надлежащей проработки вопроса с учёными-экологами, с экспертным сообществом поспешно сделало единоличный - и определённо ошибочный - выбор партнёра по решению масштабной проблемы реформирования сложной и запущенной региональной системы обращения с отходами.
Поэтому считаю оправданным незамедлительно провести комиссионную проверку, как самого концессионного соглашения, так и правомочности концедента (Минэкологии) и концессионера в лице ЗАО «Управление отходами» - на предмет соответствия действующему законодательству, а также заявленным целям и средствам. Это тем более важно, что по имеющейся информации ЗАО «Управление отходами» планируется использовать в качестве регионального оператора областной системы обращения с ТКО.
Важно и то, что в рамках подписанного концессионного соглашения у областных и муниципальных властей не остаётся прямых и эффективных рычагов воздействия на концессионера. И более уместной в этом случае была бы концессионная модель государственно-частного партнёрства (предусмотрена «Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»).
Обоснованно полагаю, что с учётом многочисленных просчётов в работе, руководству Министерства экологии Челябинской области требуется срочное кадровое усиление.
С другой стороны, наряду с начавшейся разработкой территориальной схемы размещения отходов нужно по мнению учёных-экологов в первоочередном порядке открыто и научно-обоснованно определить экологически безопасный и экономически эффективный способ переработки отходов потребления - из числа оправданных мировой практикой наилучших доступных технологий (с помощью специализированной выставки и Форума по современным инновационным методам переработки ТБО) - и только потом приступать к разработке и реализации областной комплексной Программы по обращению с ТКО. Будущая программа по обращению с ТКО должна стать документом стратегического планирования критически важного направления социально-экономического развития региона, содержащим меры по стимулированию экологически безопасной и экономически эффективной переработки отходов.
С учётом изложенного, предлагаю незамедлительно организовать представительное совещание на областном уровне по проблемам обращению с твёрдыми коммунальными отходами, чтобы обсудить этот вопрос высокой социальной значимости на принципиально другом уровне публичности, экспертизы, планирования и контроля.
С уважением, депутат ГД ФС РФ И.И. Никитчук.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме