17:45 03.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

И.И. Никитчук: Решение проблемы - в совместной работе

Выступление первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.И. Никитчука в Аналитическом центре Правительства РФ 3 апреля 2012 года на семинаре-совещании по теме: «Вопросы утилизации отходов электрического и электронного оборудования».

- Уважаемые коллеги, добрый день! Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов нашего мероприятия за приглашение поучаствовать в нем и передать наилучшие пожелания и успехов от председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И. Кашина.

Я поддерживаю выступления моих коллег из Совета Федерации, Торгово-промышленной палаты, Общественной палаты РФ, что тема нашего собрания весьма актуальна хотя бы по той причине, что в настоящее время проблема исчерпаемости природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и утилизации отходов принимает глобальные масштабы. В результате ужесточаются законодательные требования, направленные на защиту окружающей среды, использования и утилизации отходов во многих областях. Остро эти проблемы проявляются и при производстве электронного и электрического оборудования. Данная отрасль характеризуется постоянным ростом объемов продукции во всём мире, коротким жизненным циклом и высокой себестоимостью.

По этим причинам проблема с отработавшими свой срок электрическими и электронными устройствами становится все более острой. При этом надо иметь в виду, что до 75% материалов, используемых при изготовлении этих устройств (телевизоров, телефонов, приборов глобальной системы навигации, записывающих и воспроизводящих устройств, домашнего и офисного оборудования, запасных частей и т.д.), могут быть регенерированы и переработаны. В электрическом и электронном оборудовании в среднем содержится 48% стали, 21% пластика, 13% цветных и драгоценных металлов, 6% стекла, 4% печатных плат, 3% древесины и 3% других материалов. Это очень ценное сырье.

С другой стороны характерные составляющие большинства электронных приборов – это печатные схемы, экранные мониторы, кабели, ртутные выключатели, аккумуляторы и батареи, содержат такие токсичные компоненты, как ртуть, кадмий, свинец, галогены и др., которые могут нанести существенный вред окружающей среды.

Как известно, ЕС еще в 2002 году принял соответствующую Директиву №2002/96 «Об отходах электрического и электронного оборудования», которая требует от всех европейских производителей оборудования и комплектующих брать на себя ответственность за производимый продукт после окончания его срока службы, включая стадии сбора, переработки и утилизации. Сегодня именно этот документ, а также национальные законодательные акты довольно успешно справляются с проблемой утилизации отходов электрического и электронного оборудования.

К сожалению, в нашей стране до сих пор проблема этих отходов никак не урегулирована. В целом по России точные данные об образовании, размещении и утилизации отходов электрического и электронного оборудования отсутствуют. Определение их объемов осуществляется по экспертным оценкам на основе частных методик. Не существует и нормативных актов по контролю и переработке данных отходов.

Этот вопрос с точки зрения законодательства является частью проблемы обращения с отходами. Кроме того, надо сказать, что пока и со стороны исполнительной власти особых активных действий в данном направлении не ощущается. Другими словами, четкой, ясной и понятной государственной политики по данной проблеме нет. Хотя, вообще говоря, вопрос создания системы организации управления отходами - задача исполнительной власти, а затем уже идет создание под эту систему нормативной базы.

Тем не менее, наш Комитет принимает активное участие в работе по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами. Одной из актуальных задач в этой сфере является гармонизация российского природоохранного законодательства с нормами международного права, включая обращение с отходами. Это обусловлено вступлением России во Всемирную торговую организацию, перспективой вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также деятельностью по формированию общего европейского экономического пространства.

Кроме этого, Россия подписала ряд международных конвенций и соглашений, в соответствии с которыми обязана снижать и предотвращать загрязнения окружающей среды, включая образование отходов.

Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится правительственный законопроект, цель которого - создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот. На мой взгляд, хочу подчеркнуть, что это мое личное мнение, данный законопроект весьма сырой, и принимать его было нельзя в такой редакции. Тем не менее законопроект принят в первом чтении в октябре 2011 года депутатами предыдущего пятого созыва. Законопроектом предлагается установить обязанность производителя (импортера) продукции по ее утилизации в конце жизненного цикла. Комитет поддерживает необходимость введения такой ответственности, это соответствует международной практике, и должно способствовать улучшению ситуации в сфере управления отходами на территории Российской Федерации. Весь вопрос в том, как эта ответственность будет реализована на практике. Будет ли дано право каждому производителю самостоятельно решать проблему отходов или он сможет решать эту проблему посредством других возможностей, уплачивая определенную сумму частным или государственным перерабатывающим отходы компаниям и предприятиям.

Необходимо отметить, что установление такой ответственности оправдано в отношении конкретных товаров устойчивого спроса, которые в конце жизненного цикла могут быть эффективно введены в хозяйственный оборот или которые при бесконтрольном захоронении могут представлять опасность для окружающей среды и здоровья населения. В этой связи представляется целесообразным предусмотреть утверждение перечня товаров, на которые будет распространяться требование по ответственности производителя. При этом вопрос о включении в этот перечень отходов от электрического и электронного оборудования также стоит в повестке дня.

В настоящее время Комитет осуществляет подготовку законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Изучает поступившие поправки к законопроекту от субъектов права законодательной инициативы, а также предложения от заинтересованных организаций. Удастся ли данный законопроект излечить от его недостатков поступившими поправками, покажет ближайшее время.

Комитет готов рассмотреть и предложения производителей электронного оборудования к этому законопроекту. Предлагаю участникам совещания выработать единые предложения и направить их в Комитет.

В заключении хотел бы выразить надежду, что независимо от наличия законодательных требований и мер государственного регулирования, ответственное отношение к окружающей среде будет частью внутренней политики производителей продукции.

Спасибо за внимание.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме