17:45 13.03.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
И.И. Никитчук: Наша обязанность – защитить своих братьев
2014-03-13 16:33
И.И. Никитчук
17-го марта состоится заседание Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.
На рассмотрении профильного Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству сейчас находится 4 законопроекта, предлагающих внести поправки в Федеральный Закон "О гражданстве Российской Федерации". В последний момент поступил и пятый вариант, разработанный ФМС России.
Исходя, из контекста ситуации, в которой находятся наши бывшие соотечественники, а также общемировых и российских правовых принципов социальной справедливости, необходимо принять за основу наиболее подходящий вариант.
Рассмотрим каждый из предлагаемых законопроектов в порядке очередности их поступления на рассмотрение в ГД.
1. Законопроект депутата от фракции ЛДПР И.Ю. Дроздова: предлагается принимать в гражданство РФ в упрощенном порядке только граждан "Украины русской национальности... при условии представления ими документов.., подтверждающих этническую принадлежность к русским".
Такая формулировка фактически противоречит самым основным принципам международного публичного права, заложенным в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, которой были законодательно запрещены все формы расовой и другой дискриминации. В статье 1 Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. под расовой дискриминацией понимается «...любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни».
Российское законодательство также, зафиксировав нормы международного права, в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, отношения к религии. Реализация данной конституционной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина означает принятие целой системы мер со стороны государства. Россия - многонациональное государство, как это указано в преамбуле и ст. 3 Конституции РФ. Таким образом, отдавать предпочтение бывшим соотечественникам только одной национальности будет явной дискриминацией по национальному (этническому) признаку по отношению к бывшим гражданам СССР другой национальности. В пояснительной записке к Законопроекту мы видим мотивы, подвигшие автора к его созданию: "националисты заявляют о том, что надо лишать украинского гражданства жителей Украины русского происхождения". Однако ультрарадикальные силы Украины своими "врагами" объявляют не только русских, но также евреев и коммунистов (вне зависимости от их национальной принадлежности). Поэтому считаем неприемлемым уподобляться националистам.
2. Законопроект нашей фракции, КПРФ, учитывает потребности современного гражданского общества при условии возможной эскалации политического кризиса на территории всего постсоветского пространства, предлагая законодательно закрепить упрощенный порядок натурализации для русскоязычных граждан "государств, входивших в состав СССР, которые имеют гражданство и проживают на территории данных государств, но подвергаются дискриминации по этно-культурной, политической или профессиональной принадлежности".
Мы предлагаем правовую защиту нашим соотечественникам на всей территории бывшего СССР, вне зависимости от региона и их национальной принадлежности. Тем самым мы содействуем осуществлению цели всемерной помощи нашим соотечественникам, их правовой охраны, декларированных в ст. 14, 15 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Последние политические процессы на территории суверенной Украины показали необходимость дальнейшей регламентации упрощенного приема в гражданство Российской Федерации русскоязычных граждан бывшего СССР, вне зависимости от их национальности, столкнувшихся с реальной угрозой дискриминации по этно-культурной, политической или профессиональной принадлежности. Предлагаемый нами сокращенный до 2-х месяцев срок для приема в гражданство наших соотечественников, подвергающихся дискриминации на территории постсоветского пространства, будет способствовать их скорейшей правовой защите.
3. Законопроект депутатов от фракции «Справедливая Россия» предлагает также внести поправки в ст. 333.29 Налогового кодекса РФ, чтобы "при приеме в гражданство РФ граждан Украины, а также их несовершеннолетних детей государственная пошлина" не уплачивалась. Такое предложение видится рациональным, но лишь при изменении формулировки "граждан Украины" на "граждан" государств, входивших в состав СССР, проживающих на территории данных государств, но подвергающихся дискриминации по этно-культурной, политической или профессиональной принадлежности". Таким образом, будут уравнены в правах все наши соотечественники, испытывающие на себе негативные проявления дискриминационных действий в бывших республиках СССР.
Второй новацией, предлагаемой «Справедливой Россией», стало предложение принимать граждан Украины "в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке... если они заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации до 1 августа 2014 года". Однако, такое положение, во-первых, не распространяется на другие территории бывшего Советского Союза (хотя никто не застрахован от повторения "украинского сценария" и в других государствах на геополитическом пространстве бывшего СССР), а,во- вторых, - не ставит никаких критериев для упрощенной натурализации, чем может способствовать проникновению на территорию РФ элементов, представляющих потенциальную опасность для российского государства и общества. И, в - третьих, здесь предлагается законодательное закрепление " Юрьева дня"- 1 августа 2014 г. А что же будет с соотечественниками, которые не успеют? Кто их натурализует после 1 августа? Также данный проект воспроизводит нашу позицию (фракции КПРФ) относительно 2-х месячного срока для принятия решения о приеме в гражданство РФ.
4. Законопроект Правительства РФ в настоящий момент является наименее актуальным, исходя из сегодняшней политической ситуации. Законопроектом предлагается дополнить ст. 14 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" положениями, предусматривающими упрощенный порядок приема в гражданство РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, а также для иностранцев и лиц без гражданства, получивших профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях и имеющих стаж работы в РФ не менее 3-х лет.
Хотя в пояснительной записке указывается, что это будет способствовать "привлечению востребованных экономикой высоко квалифицированных специалистов разного профиля... а также стимулирование миграции в РФ молодежи, имеющей востребованные на российском рынке труда профессии и специальности", в самом тексте проекта (пункт (е) части 2-й ст.14) не указывается на уровень профессионального образования.
Приведенный в пояснительной записке к проекту закона позитивный опыт западных стран (в отношении инвестиций) абсолютно не соответствует по размеру инвестиций: в пункте (ж) законопроекта предлагается - 10 млн. руб. (эквивалент 270 тыс. $) - за упрощенную натурализацию в РФ, тогда как в Канаде - этот порог установлен в 800 тыс. канадских $, в Австрии - 6 млн. Eur и даже в Болгарии - 512 тыс. Eur. Такая поправка заведомо ставит РФ ниже всех вышеперечисленных стран.
5. Законопроект ФМС по некоторым аспектам также является несвоевременным в виду последних политических событий: "Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) дополняется частью второй, предусматривающей упрощённый порядок приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, то есть владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР, при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо отсутствия гражданства иностранного государства".
Однако, категорическое условие относительно отказа наших соотечественников от гражданства иного государства, как необходимое для соблюдения требование может породить правовые проблемы для данной категории лиц, поскольку многие наши соотечественники - бипатриды (вступившие в гражданство РФ) продолжают проживать на территории других суверенных государств (бывших республик СССР) и после выхода из гражданства страны проживания могут быть исключены из правового поля этой страны.
Следующей новацией проекта закона стала дополнительная статья 33.1, устанавливающая "порядок признания лиц носителями русского языка. Планируется, что признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка будет осуществляться по результатам собеседования, проводимого комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка".
Также указанным законопроектом предлагается для данной категории лиц сократить срок рассмотрения заявлений и принятия решений о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке до трёх месяцев. Кроме того, цитируемый законопроект предлагает выдачу "обыкновенной визы в целях приёма в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона, а также возможность оформления вида на жительство, минуя существующую предварительную стадию получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации и проживание по нему не менее одного года до получения вида на жительство". Таким образом, данный законопроект, в отличие от предложенного фракцией КПРФ, предлагает упрощенный порядок натурализации лишь при отказе от существующего у наших соотечественников гражданства и сдаче экзамена по русскому языку, что существенно усложняет и удлиняет процесс получения гражданства РФ для наших соотечественников, постоянно проживающих на территории суверенных государств постсоветского геополитического пространства и подвергнувшихся дискриминации по этно-культурной принадлежности.
Резюмируя все вышеизложенное, хочу отметить, что принятие за основу законопроекта о внесении поправок в ФЗ "О гражданстве РФ", внесенного фракцией КПРФ, вызвано сложной политической ситуацией в братской Украине, и должно способствовать всемерной защите наших соотечественников от дискриминации со стороны антинародного режима. К сожалению, такая ситуация не застрахована от рецидивов и в других братских государствах. Сегодня мы должны сплотиться для достижения общей цели – защитить справедливость и равноправие наших соотечественников.
Депутат Государственной Думы
И.И. Никитчук.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
13 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |