10:00 03.03.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

И.И. Никитчук: Мы должны оставить своим детям не помойку, а комфортную среду проживания

2013-03-03 10:34
И.И. Никитчук

Депутат-коммунист И.И. Никитчук с 28 февраля по 1 марта принимао участие в межрегиональном семинаре руководителей экологических служб Южного Урала по теме: «Новые изменения природоохранного законодательства» в г.Екатеринбурге. На семинаре парламентарий выступил с докладом.

- Уважаемые участники форума! Доброе утро! Прежде всего, разрешите поблагодарить за приглашение принять участие в его работе. Это, во-первых. Во-вторых, у нас всего несколько дней назад был большой праздник – День Защитника Отечества, поэтому всех мужчин, присутствующих в зале, еще раз с праздником. А еще через несколько дней у нас будет самый значимый праздник года – 8 Марта, день наших любимых женщин. Пользуясь случаем, дорогие женщины, от себя и от имени Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поздравляю вас с приближающимся праздником, и, конечно, хочу пожелать вам всего самого наилучшего – любви, счастья, благополучия!

Ну, а теперь по теме нашей встречи, об изменениях в природоохранном законодательстве, в той части, которая касается вашего профессионального интереса, т.е. всего того, что касается выбросов и сбросов. Сразу скажу, что в этой части каких-то революционных изменений за последнее время не произошло. То, что касается изменений в рамках подзаконных актов, о них, я думаю, доложат коллеги из Минприроды.

Как я сказал, революционных изменений пока нет, но это вовсе не значит, что их не будет в ближайшем будущем. И они, скорее всего, произойдут. Связано это с принятием нескольких законов, которые сегодня находятся на рассмотрении в Государственной Думе, в нашем Комитете. Созданы рабочие группы, некоторые из законопроектов находятся на стадии второго чтения.

В Комитете идет подготовка ко второму чтению двух достаточно сложных законопроектов. Первый касается вопросов совершенствования системы экологического нормирования и экономического стимулирования для внедрения наилучших доступных технологий, второй – устанавливает правила в области обращения с отходами и экономического стимулирования деятельности в этой области.

Конечно, наиболее значимым является законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий". Законопроект предусматривает сроки и порядок перехода промышленных предприятий на так называемые наилучшие доступные технологии и основывается на комплексном подходе к регулированию охраны окружающей среды. По сути, этот законопроект является одним из первых шагов гармонизации российского природоохранного законодательства с европейским. В первую очередь с таким документом, как Директива Совета Европейского Союза от 24 сентября 1996 года «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Вам всем хорошо известно, что существующая сегодня в России система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. В течение нескольких десятков лет данная система доказала свою природоохранную эффективность, хотя и не без недостатков. Весь смысл вносимых изменений заключается в том, чтобы сформулировать дополнительные положения законодательного плана, которые стимулировали бы хозяйствующих субъектов на внедрение новейших природосберегающих технологий и снять некоторые излишние административные барьеры.

Законопроектом предлагается разделить предприятия на группы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Этот момент очень важен, и я на нем хочу особо обратить ваше внимание. Из более чем 3 млн. хозяйствующих субъектов России, оказывающих то или иное воздействие, только немногим более 10 тыс. из них наносят ощутимое воздействие на окружающую природу. На их долю приходится примерно 99% выбросов и сбросов. В отношении остальных предприятий предусматривается не ужесточение требований, а снятие административных барьеров, мешающих их развитию, и им в этом смысле будет работать проще и легче. Таким образом, 2 млн. 700 тысяч предприятий Российской Федерации будут переведены на декларирование их воздействия на окружающую среду. 290 тысяч предприятий с умеренным воздействием перейдут на установление нормативов по факту сбросов и выбросов. Остальным придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий. Этот принцип взят за основу нормирования воздействия на окружающую среду экологически опасных предприятий во всех развитых странах мира.

На сегодня одной из наиболее существенных проблем, с которыми сталкиваются природоохранные органы – это отсутствие у хозяйствующих субъектов планов и мероприятий по охране окружающей среды, либо формальное (не в полной мере) отражение в имеющихся планах намерений по снижению негативного воздействия на окружающую среду. При этом природоохранные органы, в частности, Росприроднадзор, не вправе требовать от хозяйствующих субъектов отчета об исполнении планов и мероприятий по охране окружающей среды. Законопроект о нормировании предусматривает подробную регламентацию порядка разработки и контроля за планом по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, еще раз подчеркну, что с учетом мирового опыта в основу новой системы нормирования положен принцип наилучших доступных технологий, которые представляют собой оборудование и технологии, отвечающие последним достижениям науки, с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды и при этом экономически доступны для субъектов предпринимательства.

Законопроектом будут установлены конкретные сроки перехода на новейшие технологи, не исполнение которых повлечет серьезные штрафные санкции за нанесение вреда окружающей среды.

Прохождение законопроекта проходит очень трудно. В первом чтении он был принят еще в 2011 году, т.е. почти два года назад. Правительство, внося данный законопроект в Думу, не согласовало заранее с так называемым предпринимательским сообществом все болевые точки. Прежде всего, это сроки перехода на новые технологии, что определяет финансовые затраты предприятий. Сегодня те, кто наносит самый большой ущерб природе – нефтяники, газовики, металлурги, горняки, стеной встали против законопроекта, доказывая, что у них нет средств для перехода на современные технологии. Идут непрерывные совещания в Минприроды, на уровне вице-премьеров, но особого прогресса пока не наблюдается.

Второй важный сдерживающий фактор – возможность приобрести необходимое оборудование. Отечественное машиностроение фактически в значительной степени разрушено. Придется закупать импортное. И снова вопрос упирается в средства.

Так что на сегодня трудно прогнозировать сроки окончательного принятия данного законопроекта, и в каком виде он увидит свет тоже не ясно. Будет ли он полноценным или пустышкой выхолощенной, поживем – увидим.

Что касается второго законопроекта об обороте отходов и потребления, то его судьба более прогнозируемая, хотя и он в ходе подготовки ко второму чтению претерпел заметных изменений. Законопроект нацелен, прежде всего, на вовлечение отходов производства и потребления во вторичное использование, существенно сократив объемы их захоранивания. Для этого предусматривается целый ряд экономических и налоговых преференций для тех, кто будет заниматься решением данной проблемы. В качестве организующего начала предусматривается учреждение федерального оператора по обороту отходов, объединяющего саморегулируемые организации субъектов обращения отходов. Будет сформирован федеральный фонд для организации этой деятельности за счет поступлений от производителей отходов, а также за счет взносов саморегулируемых организаций.

Наиболее вероятно, что данный законопроект будет принят в первом полугодии текущего года.

Несмотря на всю совокупность сложностей и проблем, тем не менее, двигаться в сторону улучшения экологии, в сторону охраны окружающей среды мы обязаны и будем это делать. На это нас нацеливает и президент Российской Федерации. Ведь не случайно он своим указом объявил 2013 год Годом охраны окружающей среды. Да и мы все в этом заинтересованы, чтобы оставить после себя нашим детям и внукам не помойку, а комфортную среду для проживания.

Вот то, о чем я вас хотел проинформировать. Спасибо за внимание. Всем вам желаю успехов и полезных контактов в ходе настоящего собрания. 

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме