12:45 23.03.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Хроника кризисного развития. Из главных новостей 23 марта 2011 года
На месте снесенной гостиницы «Россия» будет парламентский центр. Около половины преступлений в прошлом году остались нераскрытыми. Президентский совет по правам человека готовит программу развития гражданского общества. Россияне теряют миллиарды рублей ежегодно в очередях за госуслугами. Сколько стоят терминалы "Шереметьево". Операцию в Ливии некому продолжить.
ВЛАСТЬ
Ведомости, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ПАРЛАМЕНТСКАЯ "РОССИЯ"
О том, что на месте гостиницы "Россия" рядом с Кремлем будет построен парламентский центр, в котором будут размещаться и Совет Федерации, и Государственная дума, "Ведомостям" рассказал высокопоставленный чиновник мэрии. По его словам, принципиальное решение принято, сейчас идут переговоры о передаче объекта управлению делами президента РФ, которое и займется строительством. Права на девелопмент территории гостиницы возле Кремля принадлежат ОАО "Россия", оно и будет передано в государственную собственность, говорит близкий к "России" источник. По его словам, эта идея принадлежит мэру Москвы Сергею Собянину. Переговоры о передаче проекта подтвердил еще один близкий к компании источник. Сейчас владельцем ОАО "Россия" является ОАО "Гостиничная компания", подконтрольное мэрии Москвы.
Представитель столичного правительства на запрос "Ведомостей" не ответил. А советник управделами президента Виктор Хреков сообщил, что у него нет информации о желании правительства Москвы передать управделами этот участок.
Идея построить парламентский центр на месте гостиницы "Россия", на набережной Москвы-реки рядом с Кремлем, появилась давно. Как рассказывал "Ведомостям" федеральный чиновник, получился бы единый комплекс охраняемых зданий - от "России" до храма Христа Спасителя, это удобно в плане коммуникаций и устраивает ФСО.
Однако, по словам человека, близкого к Кремлю, единой позиции на этот счет не было ни в руководстве страны, ни в правительстве Москвы. В частности, возражения были у тогдашнего мэра Юрия Лужкова, уточнил источник. Изначально конкурс на снос гостиницы и застройку ее территории выиграла компания "СТ девелопмент" Шалвы Чигиринского, тесно сотрудничавшего с женой мэра. Девелопер собирался вложить $800 млн в строительство на месте "России" комплекса зданий на 456 000 кв. м (пятизвездочный отель на 2000 номеров, киноконцертный зал, парковка). Однако выигранный "СТ девелопментом" конкурс был оспорен проигравшей компанией "Монаб", и в результате судебных тяжб город расторг инвестиционный контракт с "СТ девелопментом". К этому моменту здание отеля было снесено на 90%, а отношения Чигиринского с женой мэра испортились. Проект застройки вместе с территорией вернулся в руки города.
Год назад владельцы гостиницы "Москва", расположенной напротив Кремля, предлагали управделами президента купить ее за $2-2,5 млрд. Министр финансов Алексей Кудрин сказал, что денег на эти цели нет, сделка не состоялась.
Коммерсант, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ПЕНСИОНЕРЫ МВД МОГУТ СТАТЬ ГОССЛУЖАЩИМИ
Около половины преступлений в прошлом году остались нераскрытыми - такую цифру вчера привел на расширенной коллегии МВД РФ президент России Дмитрий Медведев. Первоочередными задачами полицейского ведомства глава государства назвал наступательную борьбу с преступностью и качественную аттестацию сотрудников, а также сообщил, что к увольнению представлены около 50 генералов.
Формально вчерашняя расширенная коллегия МВД была посвящена итогам работы ведомства в прошлом году. Особую же окраску мероприятию придавало то обстоятельство, что это была первая коллегия, проводимая после вступления 1 марта в силу закона "О полиции". С этого и начал приехавший в МВД президент РФ Дмитрий Медведев. "Это не ребрендинг милиции в полицию", - предупредил он, добавив, что полиция должна стать "новым правоохранительным институтом, отвечающим всем современным требованиям".
После этого глава государства перечислил руководителям полиции главные задачи на 2011 год. Первой из них он назвал "наступательную и бескомпромиссную" борьбу с преступностью. Глава государства сообщил, что "практически половина зарегистрированных преступлений (45,4 %) осталась нераскрытой, почти на треть, по сравнению с 2009 годом, снизилось количество раскрытых преступлений, совершенных организованными группами или сообществами, число преступлений экстремистской направленности увеличилось почти на 20 процентов".
Президент также потребовал наладить взаимодействие между полицией и спецслужбами в борьбе с преступлениями террористической направленности еще на стадии их подготовки. В частности, пояснил Медведев, это касается выявления каналов поставок террористам взрывчатых веществ и взрывных устройств. Отдельно глава государства подчеркнул необходимость обеспечения безопасности на транспорте.
Следующей задачей Дмитрий Медведев назвал оптимизацию структуры территориальных подразделений полиции. "Поручаю вам, Рашид Гумарович, - сказал президент, обращаясь к министру внутренних дел генералу армии Нургалиеву, - подготовить предложения по сокращению аппарата и за счет этого - укреплению профессиональными кадрами полиции на местах". Глава государства также предписал разработать новую систему критериев оценки работы полиции. "В настоящее время действуют более ста критериев, которые на самом деле размывают оценку деятельности и дают возможность манипуляции", - пояснил он.
Затем Дмитрий Медведев перешел к внеочередной аттестации руководителей и сотрудников органов внутренних дел. Этой темы собравшиеся в зале генералы, а также журналисты, наблюдавшие трансляцию в специально оборудованном помещении, ждали с нетерпением: в кулуарах министерства в последние дни ходили слухи, что президент может уже на коллегии подвести итоги первой, "генеральской" части аттестации (ее проводит комиссия, возглавляемая руководителем президентской администрации Сергеем Нарышкиным). Но этого не произошло. Глава государства сообщил, что 15 марта прошло первое заседание комиссии, из 179 кандидатов на высшие руководящие должности ее успешно прошли 145. "Однако я документы на них не подпишу, - предупредил Дмитрий Медведев, - пока сам лично не рассмотрю эти предложения". Медведев также добавил, что по результатам предварительной работы к освобождению от занимаемых должностей представлены около 50 руководящих сотрудников МВД. Он отметил, что некоторые сотрудники, которые характеризуются по службе положительно, но не пройдут аттестацию по возрасту, могут быть в порядке исключения оставлены в ведомстве как госслужащие. Президент потребовал наказывать сотрудников вплоть до увольнения за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе.
Дмитрий Медведев также сообщил о том, что разработан проект закона о социальных гарантиях для полицейских. "Это первая версия законопроекта, естественно, не идеальная, - сказал он, - но она должна определять социальное самочувствие сотрудников полиции: выплаты, охрану здоровья, обеспечение жильем, другие социальные гарантии, которые должны чувствовать все, кто служит в МВД" (см. справку).
"Правоохранительные органы в 2010 году завершили расследования уголовных дел по 1,5 млн преступлений, - сообщил в свою очередь глава МВД Рашид Нургалиев. - 82% из них - следователями и дознавателями органов внутренних дел". Нургалиев отметил, что общее число преступлений за год уменьшилось на 12%, однако остались нераскрытыми более 2 тыс. убийств и покушений на убийство и почти 9 тыс. разбойных нападений. Министр отметил, что в 2010 году в Северо-Кавказском федеральном округе почти на 4% возросло число убийств, на 11,5% - фактов бандитизма. Глава МВД сообщил, что совместно с внутренними войсками в прошлом году в Северокавказском регионе было проведено более 1800 спецопераций.
Ведомости, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ПАРТИЙНЫЙ ТУПИК
В декабре 2007 г. "Единая Россия" - с Путиным во главе списка и на пике экономического подъема - получила 64% голосов на выборах Государственной думы. После этого партия два года - до скандала после октябрьских выборов 2009 г. - в условиях кризиса всеми правдами и неправдами добивалась того же результата на выборах региональных заксобраний. Это окончательно добило и без того сокращавшуюся многопартийность. Административный ресурс достиг своего максимума, а все вместе оппозиционные партии завоевали менее трети мест в законодательных собраниях. Какие-либо стимулы для притока в оппозиционные партии значимых элитных фигур в таких условиях почти исчезают. Им все труднее противопоставлять курсу власти сколь-нибудь серьезные альтернативные проекты - их просто некому разрабатывать.
"Единая Россия" остается функцией от исполнительной власти: ключевые кадровые или программные решения принимаются вне самой партии..
Административная машина (региональная власть и "Единая Россия") настроена на постоянное расширение, сдерживаемое лишь ручным управлением из федерального центра. Именно благодаря ему с 2010 г. почти во все региональные думы попадает по четыре партии. Если на выборах 2011 г. воспроизведется конституционное большинство ЕР, то стагнация партийной системы станет неизбежной.
Такая партийная система входит во все большее противоречие с настроениями общества. Запрос и на оппозицию власти, и на наличие влиятельных партий и движений в 2009 г. формулирует 71% опрошенных (данные "Левадацентра"). Однако под оппозицией они понимают не антагониста нынешней власти, стремящегося прийти ей на смену у кормила; скорее она видится как некий противовес, ограничитель, критик, но непременно конструктивный.
Особенно явственно этот запрос проявляется в том слое нового среднего класса, который недоволен отсутствием социальных лифтов, бюрократически полицейским давлением на бизнес, архаичным стилем общения государства с обществом. Такие люди не видят выразителем своих интересов ни партию власти, ни существующие оппозиционные партии. Для большинства из них характерен откровенный цинизм в восприятии политической сферы, стремление самоустраниться от политики.
В мировой практике ограничения политического плюрализма обычно касаются левых - коммунистов, профсоюзов, городских низов, чтобы правые могли реализовать свою стратегию развития страны. В России же ситуация противоположна: нефтяные доходы позволили власти опереться именно на патерналистские низы и вынудить к самоизоляции активное меньшинство.
Когда изобилие сменяется посткризисом, а государство провозглашает стратегию модернизации, такая перевернутая структура поддержки становится опасной: государство теряет средства управления новым протестом и не включает активное меньшинство в политическую коалицию за модернизацию.
Будущее российской партийной системы зависит от того, каким образом будет разрешено это противоречие: продолжится ли линия на отторжение активных и если нет, то сможет ли их привлечь партия власти или они найдут свое политическое представительство через иную партийную структуру или структуры.
Cценарии развития партий из нынешнего состояния выглядят примитивно - стагнация, переходящая либо в авторитаризм, либо в обвал, и чудо - кардинальный толчок к развитию партийной системы, что можно сразу отмести, потому что ни существующие партии, ни гражданское общество не смогут одномоментно включиться в политическую жизнь.
Стагнация более чем вероятна: данная партийная система удобна правителям, поскольку обеспечивает им абсолютное доминирование.
Оппозиция боится, что ее существование будет ограничено еще больше, а партия власти слишком зависит от ресурсов власти исполнительной. В то же время любые альтернативные политические движения оказываются вытолкнуты либо на улицу, либо в пространство интернета.
Выход из сценария стагнации невозможен ни через цветные революции - для этого электоральный потенциал оппозиции должен быть сопоставим с силой партии власти, ни через уличный протест египетского типа - на него власть ответит предельно жестко.
А существует ли сценарий либерализации? Для его реализации должна сработать следующая логика. Исполнительная власть должна осознать, что игнорировать активное меньшинство и новый протест опасно, напротив, может быть полезно инкорпорировать эти тренды в политический мейнстрим.
Такое решение противоречит всей логике прошлых лет, требует восстановления навыков политического торга, а главное - большей открытости и равенства возможностей.
Президентские выборы на обозримую перспективу останутся низкоконкурентными.
Вместе с тем в 2012-м впервые в российской истории кандидатура будущего победителя выборов будет зависеть не от воли одного человека, а от соглашения президента и премьера. Это потребует их согласия и по ряду других параметров курса страны и конфигурации политического режима, т. е. некоторой институционализации этих параметров. Тандемократы должны будут найти компромисс между инерционным желанием зафиксировать стабильность при помощи уверенного большинства партии власти и приданием динамики политической системе в целях модернизационного развития.
Выбор в пользу умеренной либерализации (если он состоится) будет выражаться в наборе эволюционных мер.
Коммерсант, Москва, 23 Марта 2011 06:00
"НАША ЗАДАЧА - СКАЗАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ, ЧТО НАДО МЕНЯТЬ"
Президентский совет по правам человека готовит для Дмитрия Медведева программу развития гражданского общества. Первые предложения по теме "Свобода и справедливость" совет обещал представить Дмитрию Медведеву нынешним летом на выездном заседании, которое по предложению президента состоится на Кавказе. А в ближайшие дни начнется экспертиза дела Михаила Ходорковского.
По словам председателя совета при президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаила Федотова, программа эта будет комплексной, что-то вроде "плана Маршалла", с "дорожной картой". Как он пояснил "Ъ", идея создания программы возникла потому, что члены совета "видят, что гражданское общество слабо, неструктурированно, малочисленно, неавторитетно". Тем временем государство пытается "создавать имитационные структуры". Участие такого гражданского общества в модернизации страны, о чем Федотов, по его словам, говорил в понедельник с президентом, малопродуктивно. "Наша задача - сказать президенту, что надо менять, - сказал Федотов "Ъ". - Мы хотим предложить конкретные действия: издать такой-то указ, принять такой-то закон или, например, пересмотреть статус Общественной палаты". Предполагается, что программа будет готова к декабрю 2011 года. А в июне-июле совет готов представить президенту предложения по теме "Свобода и справедливость". "Я сказал президенту, что считаю важным сосредоточиться на глубинных проблемах: правда и неправда, справедливость и несправедливость, которые больше всего раздражают людей", - отметил глава президентского совета.
По словам Михаила Федотова, президент внимательно относится к мнению совета по правам человека. "Я говорил президенту, что нас отводят от работы с нашими предложениями в ведомствах, например, по судебно-полицейской реформе. Он сказал, что мы должны принимать участие в проработке наших предложений", - сказал он. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева также отметила внимание президента к ее словам "о лжесвидетельстве милиционеров в судах по делам участников митингов оппозиции". "Мы готовим заключение по этой практике, - сказала она вчера. - И предложения по изменению законодательства". Результатом работы совета, по мнению Федотова, можно считать и то, что рабочая группа по совершенствованию законодательства о некоммерческих общественных организациях (НКО) при администрации президента приняла некоторые их замечания по реформе Гражданского кодекса. Изучается в президентской администрации и подготовленный советом проект указа Дмитрия Медведева о формировании общественных советов по контролю за работой полиции представительными органами власти, а не МВД, как сейчас.
Кроме того, в ближайшие дни начнется экспертиза по делу Ходорковского - Лебедева, провести которую, напомним, член совета Тамара Морщакова предложила 1 февраля на встрече с президентом, который идею поддержал. По словам Федотова, экспертизе подлежат официальные тексты приговора и протокола. Ее результаты будут опубликованы только после вступления в силу приговора. К экспертизе, отметил Федотов, предполагается привлечь российских и иностранных специалистов в различных областях права, и их выводы будут опубликованы как отдельные документы, в один доклад они сводиться не будут. Уже есть контакт с экспертами в области российского законодательства в Германии, Швейцарии, Нидерландах, США, Канаде, Финляндии. Причем, как подчеркнул Федотов, экспертиза носит исключительно правовой характер, ее участникам запрещено выступать с политическими оценками и заявлениями. А источник "Ъ" в совете уточнил, что экспертиза текстов, особенно приговора, будет всесторонней, вплоть до графологической.
По словам главы комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты РФ Иосифа Дискина, все, о чем рассказывал Федотов, нормально и ОП работает над этими вопросами вместе с советом. "Сейчас никто не работает в одиночку, сложился оркестр, состоящий из разных рабочих групп в администрации президента по решению вопросов модернизации, реализации стратегии-2020 и т. д.", - пояснил он "Ъ". По его словам, "в команде по стратегии-2020" группа по развитию гражданского общества предлагает свою программу - поправки к закону о социально ориентированных НКО, создание общественных советов при региональных парламентах и т. п. "Просто Федотов, в отличие от предшественницы (Эллы Памфиловой. - "Ъ"), работает", - заметил Дискин.
"На поверхности все великолепно", - оценила планы Федотова Памфилова. "Дай бог, чтобы так все и было. Если все это сбудется хоть наполовину, - сказала она "Ъ", - остается порадоваться, что, вопреки и несмотря на все нынешние тенденции, хоть у этого совета что-то получается".
Независимая газета, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ПРОБА СИЛ В ТАНДЕМЕ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ-2012
Автор: АЛЕКСАНДРА САМАРИНА
Заочный спор президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина по поводу бомбардировки Ливии взбудоражил российскую политэлиту. Эксперты, опрошенные "НГ", высказывают прямо противоположные точки зрения относительно резких высказываний первых лиц государства. Однако никто из них не сомневается, что возникшая коллизия имеет прямое отношение к приближающимся парламентским выборам.
Оценка премьера Владимира Путина ситуации вокруг Ливии является его личной точкой зрения, а оценка, заявленная президентом России Дмитрием Медведевым, - единственной официальной позицией Российской Федерации, заявил вчера пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков. И добавил: "Мы говорим о разных уровнях оценки".
Напомним, что в понедельник, во время визита в Удмуртию, в ходе общения с рабочими воткинского завода Владимир Путин назвал резолюцию СБ ООН по Ливии "неполноценной и ущербной". Премьеру она напомнила "средневековый призыв к крестовому походу, когда кто-то призывал кого-то идти в определенное место и чего-то освобождать". Путин подчеркнул, что это его личное мнение.
В тот же день президент Дмитрий Медведев призвал быть "максимально аккуратными в заявлениях, которые характеризуют события в Ливии": "Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций. Типа "крестовых походов" и так далее. Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже происходит. Об этом должны помнить все". Медведев вступил с Путиным в заочный спор: по его словам, "резолюция Совета Безопасности 1973 года в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии, но не во всем, поэтому мы своим правом вето не воспользовались, и, как вы понимаете, у нас был квалифицированный отказ от ветирования, исходя из вполне понятных последствий. Было бы неправильно говорить, "что мы не представляли, что делать", - сказал президент.
Война или игра?
"У нас настолько закрытая политика, что никогда нельзя точно сказать, война это или игра", - сетует в беседе с "НГ" глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. Эксперт предположила, что "без режиссера здесь не обошлось". Она напомнила о прежних разногласиях в тандеме, в частности, во время летних пожаров прошлого года: "Тогда пиар-кампания Путина была блестящей - осенью создалось ощущение, что он точно станет президентом. Потом казалось, что Медведев... Это синусоида - чтобы у людей не было определенности".
По мнению собеседницы "НГ", на выборы в 2012 году пойдет все-таки Путин: "Но если появится определенность в этом вопросе, другой член тандема становится "хромой уткой".
Здесь есть игра: Медведев исправляет имидж России, как более либеральный политик, который идет в фарватере мирового сообщества, самых влиятельных его сил. А Путин играет на российский электорат, потому что многие в России считают, что американцы - сволочи, которые опять кого-то начали бомбить..." Эта позиция членов тандема для Крыштановской - еще один признак того, что именно Путин пойдет на выборы-2012: "Впрочем, президент и премьер еще несколько раз будут устраивать для нас такие качели".
Солидарен с экспертом член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: "Это некие знаки, каждый из которых имеет своего адресата. Путин в Воткинске говорит со своим электоратом - большинством граждан России. Это сугубо внутриполитическое заявление. А Медведев шлет сигнал Западу о том, что ничего ужасного не происходит и не надо, мол, принимать происходящее слишком близко к сердцу. Все это говорится для внутреннего употребления". В ситуации с Михаилом Ходорковским, напоминает Петров, было примерно так же: тогда прозвучало довольно жесткое заявление Путина, а потом Медведев встретился со своим Советом по правам человека, где дал отмашку на составление экспертного заключения правозащитниками. В недавней истории с Лукашенко, приводит еще один пример Петров, получилось наоборот - Медведев делал жесткие заявления, а Путин призывал строить с Батькой нормальные, человеческие отношения: "Напрасно и сегодня искать какую-то интригу между Путиным и Медведевым".
Настало время открытых дебатов
Между тем далеко не все эксперты "НГ" уверены в том, что резкий ответ Медведева на реплику Путина является инсценировкой. Например, глава Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что это "продолжение жесткой политической борьбы между членами тандема, которая периодически выходит на поверхность". Подобных эпизодов эксперт насчитал немало. Один из последних, напоминает Делягин, - разнонаправленные речи лидеров страны после теракта в "Домодедово": "Тогда Путин заявил, что все раскрыто, а Медведев выступил с гневной отповедью премьеру насчет того, что суд, мол, еще не принял решения..." У собеседника "НГ" есть свое объяснение разногласий в тандеме по Ливии: "Я вполне доверяю версии о том, что Байден обманул Медведева. Возможно, он сказал президенту: вы, мол, одобрите санкции, а потом к вам приедет Гейтс, и вы все согласуете с ним". Медведев дал отмашку на санкции, уволил посла, который, судя по всему, занимал пророссийскую позицию (а не проливийскую и не проамериканскую), после чего началась военная операция... А Гейтс приехал, когда уже и обсуждать-то, собственно, было нечего..." Делягин считает, что война создала качественно иную ситуацию: "Наши действия исходили из того, что НАТО не превысит свои полномочия, ну а теперь, когда это произошло, события нельзя назвать иначе как крестовым походом. Путин прав. Надо отстаивать свою позицию и с пеной у рта утверждать свою правоту". Но члены тандема, напоминает собеседник "НГ", "живут по логике предвыборной борьбы": "В нормальной жизни президент не выступает с опровержением слов премьера".
Глава фонда "Эффективная политика" Глеб Павловский объясняет побуждения Путина следующим образом: : "В Ливии идет охота циников на сумасшедшего. Это очевидно и для Путина, и для Медведева. Бомбардировки - это масштабная спецоперация по добыче Каддафи живым, а лучше - мертвым.
При этом каждый знает свою выгоду. А что получим мы? Путин, естественно, зол. Мы только что договорились с Каддафи по бизнесу, а тут такой форс-мажор!" "Понятно, когда Путин срывается и цитирует лучшие места из своей мюнхенской речи, - иронизирует эксперт. - Но у него нет никакой альтернативы внешней политике Медведева.
Теперь Россия не так изолирована, как в те времена".
Интересно другое, замечает собеседник "НГ": "Нервы в тандеме так напряжены, что даже Путин срывается. Значит, что-то идет не так. Наверное, настало время для открытых дебатов по президентской повестке дня". Тандем, подчеркивает Павловский, - "великое популистское благо": "Он принимается подавляющим большинством страны, но одновременно тормозит обсуждение нами политики на следующий период. У нас на носу выборы, которые определят стратегию России минимум на пять шесть лет вперед. А мы еще даже не начали обсуждать программу нового президента. Это полный абсурд".
И Медведев, и Путин, уверен Павловский, должны понимать, что страна ждет от них разговора по существу: "Их договоренность вообще никак не должна влиять на повестку будущего президента". В ответ на "срыв Путина", указывает собеседник "НГ", "мобилизовалась вся антимедведевская чернь": "А ей нужен лидер. И лучшего, чем Путин, она получить не может. Разумеется, премьер не хочет делать этим людям такого подарка. Но нельзя даже давать им надежды на такой подарок. В этом и состоит смысл очень аккуратного, вежливого, но жесткого демарша Медведева".
Проверка на дорогах
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин замечает, что Путину, "естественно, не нравится крестовый поход Запада против Ливии": "Он принял медведевскую концепцию благожелательного отношения к этой акции. Но эмоционально ее не воспринимает". Однако помимо эмоций в поступке премьера эксперт усматривает его стремление проверить на прочность позиции президента: "Если бы Медведев позволил войти на его территорию и давать ему указания, то после этого последовала бы более широкая кампания" По этому пункту Бунин солидарен с Павловским: "Тогда все пошли бы в атаку". По мнению собеседника "НГ", Путин хотел проверить способность президента отстаивать по периметру свои полномочия. И у Медведева, уверен Бунин, не было возможности не ответить: "Он и ответил - очень жестко, хотя и не называя имен. Ответил как главнокомандующий.
После этого дискуссия, замечает Бунин, моментально прекратилась - телевидение "в тот же момент изменило тон, фактически ликвидировав конфликт - его якобы и не было".
Все участники обсуждения заочного спора, указывает Бунин, выступили за сохранение тандема в его нынешнем виде: "Но после ответа Медведева соотношение в нем чуть-чуть сдвинулось. У премьера есть огромные властные полномочия, вполне сопоставимые с президентскими. В таких ситуациях, когда глава государства жестко говорит, что это его решение и оно не обсуждается, это сигнал элитам: "Я все-таки первый!"
Глеб Павловский: от президента и премьера страна ждет разговора по существу
ЭКОНОМИКА
Коммерсант, Москва, 23 Марта 2011 06:00
БЫЛА БЫ НЕФТЬ, А ИНФЛЯЦИЯ ПРИЛОЖИТСЯ
Автор: АЛЕКСЕЙ ШАПОВАЛОВ
К ценовому шоку предлагают готовиться ЦБ РФ
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) впервые после начала войны в Ливии оценили возможное влияние ожидаемого роста цен на нефть на экономический рост и инфляцию в развитых странах. "Нефтяной бум" может стоить странам ОЭСР дополнительные 0,5% инфляции к 2012 году. Краткосрочное влияние нефтяного всплеска инфляции на Россию будет сильнее, чем на страны ОЭСР, утверждают в инвестбанках.
Вчера ОЭСР опубликовала аналитическую записку: "Влияние повышения цен на нефть на экономическую деятельность и инфляцию". Тема для анализа явно присутствует: вчера цена апрельских фьючерсов на нефтяную смесь марки Brent выросла до $115,38 за баррель. Устойчивый рост нефтяных цен уже вызывает беспокойство развитых стран - основных мировых импортеров нефти: это может привести к росту мировой инфляции, именно этому эффекту и посвящен отчет ОЭСР.
Авторы исследования отмечают: если рост нефтяных цен во второй половине 2010 года, прежде всего, объяснялся растущим спросом за пределами ОЭСР, то из-за политической напряженности в странах Ближнего Востока и Северной Африки в 2011 году главной движущей силой растущих нефтяных цен стал фактор предложения. "Официальные заявления Саудовской Аравии о том, что страна готова компенсировать потери производства нефти в Ливии, несколько охладили рынок. Но если свободные мощности преувеличены, то можно ожидать дальнейшего роста цен и ценовой волатильности", - предупреждают в ОЭСР. В то же время вчера "высокопоставленный делегат" ОПЕК заявил агентству Reuters: "Пока цена нефти не достигла $120 за баррель, причин для паники нет. Этот уровень не будет ограничивать мировой рост".
Результаты исследования ОЭСР, основанного на расчетах глобальной макроэкономической модели организации, показывают, что "недавний рост цен на нефть будет иметь сдержанное влияние на экономическую активность в краткосрочной перспективе. Если рост цен на нефть в $25, который произошел после беспорядков в Тунисе, сохранится, то экономическая активность в зоне ОЭСР может сократиться на 0,5 процентных пункта к 2012 году, а инфляция - увеличиться на 0,75 процентных пункта", - считают авторы доклада. Впрочем, пока монетарным властям стран ОЭСР не стоит реагировать на "скачки нефтяных цен", так как уровень инфляции и ее ожиданий остается низким. "Степень влияния роста нефтяных цен на инфляцию зависит от способности монетарных властей предупреждать ожидания. Показательным в этом смысле может быть 2008 год, когда вследствие качественного управления ожиданиями инфляцию удалось укротить, несмотря на резкий рост нефтяных цен", - отмечается в документе.
При росте ВВП в 5,6% в 2008 году инфляция в РФ достигла 13,3%. Ведущий экономист ОЭСР по России и Южной Африке Джеф Бернард прокомментировал исследование коллег так: "Мы ожидаем, что рост нефтяных котировок на $10 для России приведет к приросту ВВП на 0,5 процентного пункта в ближайший год при прочих равных". Но в исследовании ОЭСР отмечается: наибольшие риски рост цен на нефть несет не развитым странам, а развивающимся, экономики которых "слишком энергозатратны". "С этим трудно не согласиться, - говорит Юлия Цепляева из BNP Paribas. - Сегодня трудно найти страну, которая была бы более энергонеэффективна, чем Россия.
Более того, ЦБ вряд ли отпустит курс рубля в свободное плавание, что заставит его абсорбировать излишки предложения нефтедолларов, печатая рубли. Мой прогноз инфляции - 9,2% на конец 2011 года".
Независимая газета, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ДВЕ БОЛЬШИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗНИЦЫ
Автор: СЕРГЕЙ КУЛИКОВ
Модернизация экономики невозможна без кардинальной политической реформы
Накануне предвыборной президентской гонки в России развернулась конкуренция экономических стратегий и программ. Написанный в президентском Институте современного развития (ИнСоР) проект "Стратегия-2012" предполагает кардинальные политические реформы как условие модернизации экономики. А сочиняемая по заданию премьера Владимира Путина "Стратегия-2020" - напротив - никаких революционных политических и экономических изменений не предполагает. Вчера о такой принципиальной разнице предвыборных стратегий рассказали в Москве сотрудники ИнСоРа, которые пообещали подготовить финальную версию своей стратегии примерно на полгода раньше правительственной "Стратегии-2020".
Вчера в Москве состоялось обсуждение экономической части проекта "Стратегия-2012", которую в ИнСоРе называют программой действий для следующего президента России. При этом авторы проекта указали на принципиальные отличия своих предложений от "Стратегии-2020", которую по заданию премьера пишут два десятка групп экспертов под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимира Мау. В ИнСоРе указывают, что их вариант стратегии предполагает в качестве условия модернизации кардинальные политические реформы: "перезапуск" механизмов политической конкуренции, упрощение доступа партий и кандидатов к выборам, реформу Совета Федерации и постепенный возврат к прямым выборам губернаторов. Без этих политических изменений невозможны и эффективные экономические преобразования. Работа же над правительственным проектом "Стратегия-2020" говорит о том, что кардинальных политических и экономических изменений от этого документа ждать не стоит. К 17 мая авторы "Стратегии-2012" из ИнСоРа подготовят окончательную версию текста - с учетом экспертной дискуссии - и представят стратегию на специальной конференции.
На прошлой неделе Институт социального развития представил доклад "Обретение будущего. Стратегия-2012", в котором среди прочего сформулирована новая экономическая модель развития страны. По мнению авторов, главной движущей силой, драйвером роста должны стать частные инвестиции бизнеса и частная собственность, которая надежно защищена правом и государством. "В 2010 году был представлен доклад "Россия в XXI веке", который вызвал самые разноречивые толки и рассуждения.
Прошел год, и возникло ощущение, что надо снова высказаться, отвечая, в том числе, и на те вопросы, ответы на которые не прозвучали в том докладе, - пояснил вчера автор экономической части доклада "Обретение будущего" советник ИнСоРа Никита Масленников. - Нынешний документ - некое стратегическое программирование в предвыборном цикле, если кратко описать его жанр. Не надо рассматривать его как законченную программу, это лишь эскиз тех развилок и рисков, которые предстоит пережить стране в ближайшее время".
Например, нефтегазовая сфера, пояснил Масленников. "Россия сейчас находится на пороге целого цикла крупных структурных реформ, сопоставимых по объемам и значимости с тем, что она проходила в начале 90-х годов прошлого века, - отметил он. - Одно из предложений - сформировать суверенный фонд нового поколения объемом не менее 60% ВВП, к которому зачислялись бы нефтегазовые доходы, а также доходы от приватизации и управления госимуществом. Делается особый акцент и на бюджетной реформе". По его словам, уже к 17 мая авторы последнего исследования подготовят окончательный вариант своего доклада - с учетом результатов проведенной экспертной дискуссии. Может быть, как пояснил Масленников, будет проведена еще и широкая экспертная конференция.
При этом он уточнил, что нынешний документ не конкурирует со "Стратегией-2020", "тем более что мы и так принимаем участие в ее разработке и обсуждении". Главное и коренное отличие - в "Стратегии-2020" нет даже намека на изменение политической системы, тогда как в стратегии ИнСоРа экономические перемены должны идти вместе с реформами в политической сфере. "По всем прогнозам выходит, что до 2020 и даже 2030 года рост российской экономики будет составлять не более 4-4,5% в год, - пояснил Масленников. - Так что все "модернизационные хотелки" провисают в воздухе". По мнению авторов последнего доклада, первый вызов, стоящий перед страной, - нефтегазовая сфера и необходимость ее реформирования, второй - инвестиционная активность: инвестиционный спрос ограничен плохим качеством институтов и отсюда неважным, мягко говоря, инвестиционным климатом.
И третий, самый важный, вектор развития регулятивной среды - непомерно разросшаяся роль государства в экономике, деградация конкуренции, коррупция и избыточное администрирование и т.д.
Рецензент экономической части доклада - директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отметил существующие в нем противоречия. "Декларируется уход от сырьевой модели экономического развития, но при этом же говорится о создании фонда, в котором будут аккумулироваться в том числе и нефтегазовые доходы или их часть, - отметил он. - Но проблема состоит еще и в том, что сырьевая модель экономики себя еще не изжила и поэтому от нее очень трудно отказаться".
По мнению руководителя Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсея Гурвича, первая половина 2000-х годов ознаменовалась борьбой бюрократии с бизнесом, в которой победа осталась именно за бюрократией. "И сегодня шансы на успех имеют лишь те реформы, которые не идут вразрез с интересами бюрократии", - посетовал он.
Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, согласившись с мнением Гурвича, добавил, что ни одного шанса на какую-то ни было экономическую реформу, пока правящим классом в стране является бюрократия, нет. "Сегодня об этом говорить почти бессмысленно, - уточнил он. - Любая проблема упирается именно в неработающие суды, неработающие законы, коррупцию и т.д. И ничем, кроме политических методов, эту проблему не решить".
Что касается экономики, то, как отмечает Алексашенко, необходимо быстро и радикально решить вопрос с конкуренцией. "В нефтегазовой сфере, если уж в докладе большая часть посвящена именно этой отрасли, - немедленный свободный доступ к трубе, вплоть до разделения "Газпрома" по видам деятельности, - отмечает аналитик. - Индексацию тарифов на газ необходимо запретить: власти должны регулировать цены путем пошлин и развития конкуренции. Категорически необходимо преодолеть ксенофобию по отношению к иностранным инвесторам: существующий перечень из 42 стратегических отраслей нужно сократить до двух, оставив, например, ядерную и еще какую-то - на выбор властей". И самое главное, по мнению Алексашенко, - нужно ставить вопрос о сокращении участия государства в экономике, которое сегодня является и игроком, и судьей, и собственником".
Однако большинство рецептов, которые предлагаются, невозможно применить без политических изменений, предупреждает эксперт.
Комментируя высказывания участников дискуссии, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что, несмотря на кажущуюся схожесть, эти доклады - "Стратегия-2020" и "Обретение будущего" - являются прямыми конкурентами. "Честно говоря, я согласен с мнением экономистов - без изменения политической системы говорить об экономических реформах действительно бессмысленно", - говорит Макаркин.
Шаги Реформы
Политическая часть. Перезапуск демократии: вперед, к Конституции
1. Перезапуск механизмов политической конкуренции и создание институциональных механизмов диалога
2. Отмена неформальных запретов на приход "мейнстримовских" фигур в оппозиционные партии
3 Упрощение доступа партий и кандидатов к регистрации на выборах
4. Реформа Совета Федерации
5. Постепенный возврат к прямым выборам губернатора
К новой экономической модели.
Частный бизнес и собственность - главные действующие лица
6. Бюджетная реформа: переход к целевым программам и индикаторам
7. Формирование суверенного фонда "нового поколения", объемом не менее 60% ВВП
8. Постоянный структурный дефицит бюджета в 1-1,5% ВВП
9. Неувеличение налоговой нагрузки
10. Модернизация контроля за трансфертным ценообразованием
11. Унификация налоговых льгот
12. Опережающее развитие финансового сектора по сравнению с общеэкономической динамикой
13. Реальная конкуренция и обеспечивающая ее институциональная среда
14. Формирование целостной национальной инновационной системы
15. Политика укрепления собственности
16. Преодоление взаимного недоверия между властью, бизнесом и гражданским обществом
Дебюрократизация экономики
17. Ревизия и кардинальное сокращение полномочий и функций органов власти
18. Полное подчинение деятельности власти административным регламентам
19. Назначение высших должностных лиц под конкретную задачу и определенный срок
20. Проанализировать причины прошлых провалов институциональных преобразований
21. Программа перевода управления из ручного в системный режим
Источник: Институт современного развития.
Ведомости, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ЦИФРА НЕДЕЛИ - 1,2 ТРЛН РУБ.
Цена сбалансированности посткризисного бюджета растет вместе с ценой нефти. Его дефицит может быть сведен к нулю при $95/барр., говорил министр финансов Алексей Кудрин в прошлом году. При $100/барр., уточнил он в начале этого года. При $115, добавил недавно. Ничего странного: в Минфине уже скопилось заявок более чем на 500 млрд руб. сверхпланового финансирования. А 750 млрд руб. надо отправить в резервный фонд - он успешно протестирован 2009-м годом и прибавляет у власти уверенности в собственной стабильности; накануне выборов это ощущение особенно важно. Вот 1,2 трлн руб. расчетного дополнительного дохода - при $93/барр. - предварительно и поделены, оставив бюджет дефицитным. Еще никогда среднегодовая цена нефти не приближалась к $115, но нет сомнений, что распорядители бюджетных средств готовы ко всему.
В 2009-2010 гг. бюджетные расходы почти не росли, что не помешало экономике восстанавливаться после кризисного шока. А государство благодаря дефициту средств намного увеличило эффективность госзакупок, подсчитал Центр развития. Возможно, задержись нефть на уровне $40-50 еще несколько лет, Россия могла бы удивить мир прорывом в рейтинге коррупции Transparency International. И даже успехами в модернизации.
Так получилось, например, у Томской области. За пять лет доля инновационной продукции в экономике области выросла в 2,5 раза, научного комплекса - удвоилась до 7%, нефтегазового - снизилась вдвое до 22%. Посетивший Томск премьер-министр поначалу не поверил таким цифрам и гневно потребовал не завираться, но местные чиновники объяснили ему незамысловатый секрет успеха. "Самое главное - это обреченность", - рассказала замгубернатора Оксана Козловская на Гайдаровской конференции: пять лет назад область осталась без ЮКОСа и, ограничив социалку и поддержку крупных компаний, направила обмелевший бюджет на развитие науки и малых предприятий. Второе условие - доверие и консенсус между властью, бизнесом и научным сообществом, объяснила Козловская. Чем меньше денег, тем больше доверия.
Коммерсант, Москва, 23 марта 2011 г.
ЗЕРНО ВЫХОДИТ ИЗ ПОДПОЛЬЯ
Приближение посевной кампании постепенно начинает отражаться на ценах на зерно: за последнюю неделю подешевела даже дефицитная гречка (ее цена за тонну снизилась более чем на 2 тыс. руб.), вниз резко пошли цены на пшеницу - падение столь стремительно, что эксперты уже задаются вопросом "А была ли засуха прошлым летом?". Операторы и зерно трейдеры пытаются максимально высвободить элеваторы под новый урожай. Но спекуляции на рынке элеваторных услуг уже стали причиной проверок Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Запасы зерна в России на 1 марта 2011 года составили 28,37 млн тонн, что на 22,1% (или на 8 млн тонн) меньше, чем на аналогичную дату прошлого года, сообщил вчера "Интерфакс" (со ссылкой на имеющиеся в распоряжении агентства данные Росстата). При этом запасы зерна в сельскохозяйственных организациях составляют 12,34 млн тонн, что на 35,5% (на 6,8 млн тонн) меньше, чем на 1 марта 2010 года. "Сброс" зерна уже отразился и на его стоимости. Так, согласно данным аналитического агентства "ПроЗерно", продовольственная пшеница третьего класса на европейской территории страны подешевела на 200 руб. за тонну до 6,89 тыс. руб., пшеница четвертого класса - на 245 руб. (до 6,655 тыс. руб.), продовольственная рожь - на 135 руб. (до 7,455 тыс. руб.), фуражная пшеница - на 185 руб.
(до 6,5 тыс. руб.), фуражный ячмень - на 175 руб. (до 8,47 тыс. руб. за тонну). Упала цена даже на гречневую крупу, ставшую практически дефицитом на фоне ажиотажного спроса вокруг прошлогодней засухи - она снизилась за неделю с 81,28 тыс. руб. до 79,26 тыс. руб. за тонну.
"На минувшей неделе на рынке возникла мощная волна предложения зерна, причем его величина была такой, что для многих операторов она стала неожиданной и застала их с нереализованным зерном", - пояснил гендиректор "ПроЗерна" Владимир Петриченко (цитата по "Интерфаксу"). В некоторых регионах, как отмечает эксперт, цены рухнули настолько, что впору задать вопрос: "А была ли засуха?". Причина "неожиданного" появления такого количестве зерна - приближение посевной кампании, а именно необходимость получения средств для ее проведения и освобождение элеваторных мощностей, заключает Петриченко.
Тема "элеваторов" уже стала предметом интереса ФАС, которая в минувший понедельник заявила о начале проверки элеваторов на предмет соблюдения ими антимонопольного законодательства. Мероприятие организовано "в целях необоснованного роста цен на услуги хранения и отгрузки зерна". Поводом для проверок послужили многочисленные обращения хозяйствующих субъектов "по вопросу установления элеваторами расценок на хранение и отгрузку зерна интервенционного фонда выше рыночных". Так, по данным Воронежского УФАС, одним из первых обнаружившего рост цен на услуги элеваторов, в среднем по области отгрузка зерна подорожала на 40% - с 250 до 350 руб. за тонну. В результате в Воронежской области территориальные органы службы уже успели проверить все элеваторы - как на предмет стоимости отгрузки, так и на предмет цены услуг по хранению зерна интервенционного фонда. В итоге, как пообещал 21 марта глава областного УФАС Владимир Рохмистров, служба намерена возбудить дело по ст. 10 (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением) или ст.11 (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов) федерального закона "О защите конкуренции".
Но активность ФАС на рынке элеваторных услуг в действительности может быть направлена как раз на решение задачи в рамках подготовки к посевной кампании, а именно на снижение барьеров при организации внутренних перетоков зерна из избыточных в дефицитные регионы РФ. Дело в том, что запрет на экспорт зерна, введенный правительством в августе 2010 года, вызвал затоваривание элеваторов экспортного направления (основным каналом зернового экспорта из РФ остается Новороссийский порт). Как писал "Ъ" (см. "Ъ" от 6 августа 2010 года), переориентировать логистику с экспортных поставок на внутренние перевозки будет крайне сложно - в частности, одним из этапов этой задачи должен был стать разворот СевероКавказской железной дороги на реверсный режим зернопоставок, чего по сути не произошло из-за отсутствия спроса на дорогое по меркам наиболее пострадавшей от засухи Центральной России экспортное зерно.
РИА Новости (rian.ru), Москва, 23 Марта 2011 02:10
РОССИЯНЕ ТЕРЯЮТ МИЛЛИАРДЫ РУБЛЕЙ ЕЖЕГОДНО В ОЧЕРЕДЯХ ЗА ГОСУСЛУГАМИ
Россияне только по пяти наиболее массовым госуслугам в очередях теряют около 1,9 миллиарда рублей ежегодно, а потери ВВП составляют свыше 2,6 миллиарда рублей, сообщил директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Савва Шипов в интервью газете "Известия", опубликованном в среду.
По словам Шипова, в конце прошлого года был проведен комплексный мониторинг доступности наиболее массовых услуг.
"Например, посчитали, сколько стоят экономике очереди. Оказалось, что только по пяти наиболее массовым госуслугам и только в очередях население теряет около 1,925 миллиарда рублей ежегодно, а потери ВВП составляют свыше 2,620 миллиарда рублей", - сказал Шипов.
Издание сообщает со ссылкой на мониторинг Минэкономразвития, что при регистрации транспортных средств потери населения составляют 800,4 миллиона рублей, потери ВВП - 1089,6 миллиона рублей. При техническом осмотре транспортных средств граждане теряют 589,8 миллиона рублей, ВВП - 802,9 миллиона рублей. При регистрации по месту жительства и месту пребывания население теряет 278,9 миллиона рублей, ВВП - 379,7 миллиона рублей. Потери населения при выдачи загранпаспортов - 103,4 миллиона рублей, ВВП - 140,7 миллиона рублей. При выдаче паспортов население теряет 152,5 миллиона рублей, ВВП - 207,6 миллиона рублей.
Шипов отметил, чтобы решить проблему взаимодействия между ведомствами, чтобы они могли самостоятельно обмениваться информацией между собой, было выделено 12 базовых федеральных реестров, в которых хранится основная информация об объектах, связанных с госуслугами: о людях, организациях, транспортных средствах, объектах недвижимости и так далее.
"И сейчас мы внесли в правительство проект постановления, где фиксируются и сами 12 базовых учетов, и порядок предоставления информации из них", - подчеркнул Шипов.
Чтобы собрать дополнительные документы для гражданина, инстанции нужно будет лишь обратиться с запросом в нужный реестр. При этом доступ к каждой информационной базе будет обеспечивать ответственный орган исполнительной власти, отметил он.
При этом, как сообщил Шипов, чтобы избежать затягиваний сроков выдачи справок, лицензий, разрешений, предложено четкое закрепление срока - пять дней с момента направления запроса.
"При этом мы фактически декларируем презумпцию добросовестности той инстанции, которая запрашивает информацию. Если у нее в административном регламенте это право закреплено, значит, все остальные ведомства обязаны предоставить ей информацию точно в срок", - сказал директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития.
Шипов сказал, что законопроект, разработанный Минэкономразвития, предусматривающий ответственность госслужащих за низкое качество оказания госуслуг, внесен в правительство. В нем также предлагается ввести общероссийскую систему подачи электронной жалобы на работу чиновников, причем с возможностью отслеживать, на какой стадии она находится.
"Технически это будет выглядеть так: каждая претензия получает свой код, его можно ввести на специальном портале и посмотреть, какие решения приняты", - отметил Шипов. В департаменте рассчитывают, что соответствующий законопроект будет принят в ходе весенней сессии.
Как пишет газета, в некоторых регионах уже стали принимать электронные жалобы (через порталы) на качество работы госслужащих. Это инициатива отдельных чиновников на местах, которые стараются сделать деятельность органов власти более открытой. Однако юридические последствия, по словам Шипова, могут появиться только вместе с единой системой подачи электронной жалобы на работу чиновников.
Правительство РФ планирует в ближайшее время утвердит перечень из 80 массовых госуслуг, которые будут предоставляться по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах.
КОМПАНИИ ДНЯ
Ведомости, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ВОЗВРАЩЕНИЕ АРБИТРА
Стал известен состав совета директоров "Норникеля", который был избран 11 марта на внеочередном собрании акционеров. В совет, как и ожидалось, избран номинированный UC Rusal как независимый кандидат экс-руководитель администрации президента Александр Волошин. От "Интерроса" в совет вошли четверо, двое от UC Rusal - гендиректор Олег Дерипаска и директор Максим Соков, двое от "Норникеля" - гендиректор Владимир Стржалковский и президент Андрей Клишас, от "Металлоинвеста" избран начальник департамента Metalloinvest Trading Фархад Мошири. Вошел в совет и представитель Trafigura, а также два независимых директора: поддержанный "Интерросом" Брэдфорд Миллс и предложенный UC Rusal Лучиан Бебчук. Этот список "Ведомостям" подтвердил близкий к одному из акционеров "Норникеля" источник. Такой же перечень передало агентство "Интерфакс".
Представители "Норникеля", UC Rusal, "Интерроса" и "Металлоинвеста" не стали комментировать состав совета директоров.
В совет прошли все, за кого UC Rusal отдала свои голоса, уверяет источник, близкий к алюминиевой компании: это Дерипаска, Соков, Волошин, Мошири и Бебчук. Причем, хотя UC Rusal номинировала в совет начальника управления корпоративных финансов Сбербанка Оскара Рацина - по условиям кредита алюминиевая компания должна обеспечить банку место в совете, - голосовать она за него не стала. Но условие не нарушено, просто Сбербанк дал рекомендацию провести в совет Волошина, объяснил близкий к UC Rusal источник; банк сам решает, кто будет его представителем в совете. Представитель Сбербанка на вопросы "Ведомостей" не ответил.
Конфликт акционеров "Норникеля" обострился из-за того, что Волошин не прошел в совет на годовом собрании акционеров. Теперь "платформа для конструктивного диалога между акционерами" создана, уверен близкий к алюминиевой компании источник. В недавнем интервью "Ведомостям" владелец "Интерроса" Владимир Потанин заявлял, что поддержит кандидатуру Волошина на место председателя совета, если тот пройдет в совет. Потанин, правда, считает Волошина представителем UC Rusal, но думает, что он "может действовать в интересах компании, снижая уровень накала страстей, учитывая интересы всех акционеров". Получить перевес в новом составе совета UC Rusal не удалось: у действующих заодно "Интерроса", менеджмента и Trafigura семь кресел из 13, а у UC Rusal вместе с "Металлоинвестом" и даже Волошиным - четыре.
Ведомости, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ДОРОГАЯ БУКВА
Ernst & Young провела повторную оценку всех терминалов в "Шереметьево". Теперь "Аэрофлот" может претендовать вместо 4% на 9% акций объединенной компании.
Перевозчик не согласен: ему надо не менее блокирующего пакета
Шесть пассажирских терминалов аэропорта " Шереметьево" стоят $2,1 млрд - такова предварительная оценка Ernst & Young (E&Y). Из них $1,74 млрд - это терминалы А и В (бывший "Шереметьево-1"), С, E и F, принадлежащие "Международному аэропорту "Шереметьево" (МАШ; 100% - у государства). На новый терминал D (оператор - ОАО "Терминал"; 52,82% акций - у "Аэрофлота", 25% - у ВЭБа, 22,18% - у ВТБ) пришлось $353 млн, сообщили два источника, знакомых с оценкой. Эти расчеты необходимы чиновникам, которые задумали объединить весь имущественный комплекс "Шереметьево", а затем отдать его в управление независимой компании для повышения уровня сервиса.
Предполагалось, что все процедуры, включая конкурс по отбору управляющей компании, будут завершены до конца 2010 г.
Но все забуксовало на оценке. Сначала эту работу в сентябре по заказу правительства сделали Credit Suisse и "Тройка диалог". Согласно ей доля государства в объединенном "Шереметьево" доходила до 92%, оставшиеся 8% должны были разделить между собой "Аэрофлот", ВЭБ и ВТБ. Терминал D, самый новый в аэропорту, получил столь низкую оценку из-за большого долга - $920 млн. Авиакомпания и банки с такой оценкой не согласились. Была назначена новая. Теперь, как посчитала E&Y, "Аэрофлот", ВЭБ и ВТБ могут претендовать примерно на 18%.
ВЭБ, "Аэрофлот" и МАШ эту оценку получили, сообщили представители компаний, отказавшись от дальнейших комментариев. Так же поступили их коллеги из ВТБ и Минтранса.
Но, как рассказал источник в "Аэрофлоте", в авиакомпании оценкой не удовлетворены. Стоимость терминала D по-прежнему занижена, утверждает собеседник "Ведомостей": даже с учетом имеющейся долговой нагрузки он стоит около $1 млрд. E&Y учитывала в модели пассажиропоток терминала D 12 млн пассажиров в 2016 г., но терминал обслуживает такое количество уже сейчас, объясняет он. Также в оценке не учтена стоимость перрона - около $120 млн, который будет продан ФГУП "Администрация гражданских аэропортов".
"Аэрофлот" претендует на 25% плюс 1 акция в большом "Шереметьево", резюмирует источник в авиакомпании, оценивая шансы на получение блокпакета довольно высоко. Это нужно, чтобы влиять на ключевые решения в аэропорту, объясняет он.
Вряд ли перевозчику удастся получить столь существенный пакет, полагает аналитик аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова. Да он и не нужен "Аэрофлоту": авиакомпания должна заниматься перевозками, а наземным обслуживанием - другие структуры.-
Российская газета, Москва, 23 Марта 2011 06:00
ТРЕТИЙ СРОК МИЛЛЕРА
Совет директоров "Газпрома" еще на пять лет переизбрал вчера Алексея Миллера на пост председателя правления концерна. В этой должности он уже открывает третью пятилетку.
Совет также поручил правлению к июню завершить и представить программу инновационного развития компании до 2020 года. И постановил продолжить сотрудничество с Украиной в рамках действующих долгосрочных контрактов и создание совместных предприятий, сообщила пресс-служба концерна.
Тем временем вчера акции "Газпрома" к обеду снизили котировки на 0,75 процента. Эксперты это связывают с началом военной операции в Ливии, которая может приостановить на длительный срок нефтегазовые проекты, в том числе и "Газпрома". Но, с другой стороны, японские проблемы, связанные с АЭС, поднимут спрос на газ и его цену. Так что перспективы у российского концерна благоприятные, считают эксперты.
"Ситуация с атомной энергетикой показала, что картинки избавления мира от нефтяной и газовой зависимости не выдерживают испытания временем", - пояснил " Российской газете " главный директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. Однако, считает эксперт, российскому концерну необходимо будет обратить внимание не только на свой собственный бизнес, но и просчитывать взаимосвязь с другими отраслями, увязывать цену с возможностями потребителей. Существует угроза, что при высокой цене за газ люди просто перестанут за него платить. Уже сейчас идет рост неплатежей за электричество. Фейгин напомнил, что до 60 процентов в стоимости электроэнергии составляет цена за газ. Здесь, по всей видимости, придется искать компромисс. До сих пор "Газпрому" удавалось за счет стабильных поставок и умеренных цен оказывать положительное влияние на внутреннюю экономику, отметил он. Но при этом эксперт считает, что концерну надо заботиться и о своем развитии.
На мировом рынке газа с появлением сланцевого голубого топлива и ценового давления со стороны органов регулирования стран ЕС ситуация усложнилась. И здесь тоже необходимо гибкое реагирование на потенциальные угрозы, отметил Фейгин. Тем более в Европе хорошо осознают роль России в поставках газа и увеличивающуюся зависимость от них. Поэтому здесь важна политическая поддержка концерна на мировой арене со стороны государства. При этом эксперт считает, что будущее у российского газа весьма благоприятно, несмотря на все сложности.
Что касается рынка акций, то, скорее всего, переизбранный еще на пять лет глава концерна обратит свое внимание на то, как здесь представлен "Газпром". Сейчас, с точки зрения игроков, монополисту не хватает открытости для миноритарных акционеров, считает аналитик нефтегазового рынка Елена Савчик. Кроме того, плюсом для компании стала бы реализация опционной программы для менеджеров концерна.
Такая система вознаграждения может положительно сыграть на оценке и на капитализации "Газпрома".
Коммерсант, Москва, 23 Марта 2011 06:00
"ЕВРОСЕТЬ" СОБРАЛАСЬ В ЛОНДОН
Крупнейший российский сотовый ритейлер "Евросеть" официально объявил о намерении провести IPO на LSE. Стоимость компании в ходе размещения может достигнуть $5 млрд. Продаваться будут как акции структур предпринимателя Александра Мамута, которым сейчас принадлежит 50,1% ритейлера, так и допэмиссия. "Евросеть" намерена привлечь до $1 млрд, из которых $140 млн будет направлено на развитие компании.
О том, что Euroset Holding N.V. планирует подать заявку в управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании на размещение ценных бумаг на LSE, говорится в опубликованном вчера сообщении компании. Ритейлер предложит инвесторам допэмиссию своих обыкновенных акций в форме GDR, также расписки продаст кипрская компания Alpazo Ltd, принадлежащая совладельцу сети предпринимателю Александру Мамуту.
Организаторы IPO - Альфабанк, Credit Suisse, Goldman Sachs и "ВТБ Капитал". Источники, знакомые с ситуацией, рассказывают, что Альфа-банк оценил стоимость "Евросети" в $3,65-4,25 млрд, ВТБ - в $4,318- 4,926 млрд (оценка акционерного капитала, чистый долг в 2010 году - около $253 млн). Точное число предлагаемых акций будет определено непосредственно перед допуском. Источник, близкий к размещению, отмечает, что речь может идти о продаже от 30% до 50,1% акций ритейлера. Сама компания рассчитывает привлечь от размещения более $1 млрд, ориентируясь на оценку в $4 млрд, утверждает источник, близкий к сделке. Средства от продажи допэмиссии, стоимость которой оценивается в $140 млн, планируется направить на развитие компании. Роуд-шоу запланировано на 1 апреля, прайсинг ожидается 14 апреля, утверждают несколько источников "Ъ", близких к размещению.
Основными владельцами "Евросети" являются бизнесмен Александр Мамут (50,1%) и "Вымпелком" (49,9%). На 31 декабря 2010 года ритейлер управлял розничной сетью, насчитывающей 4367 точек продаж, из них 4014 - в России, 275 - на Украине и 78 - в Белоруссии.
"IPO - важный и логичный шаг для дальнейшего развития "Евросети". Предложение акций позволит нам продолжать реализовывать нашу стратегию и воспользоваться возможностями для роста, открывающимися на рынке", - приводятся в сообщении ритейлера слова президента "Евросети" Александра Малиса.. По словам пресс-секретаря "Вымпелкома" Анны Айбашевой, "компания приветствует решение проведения IPO и намерена оставаться акционером "Евросети"".
"Мне интересно провести IPO из любопытства", - заявил "Ъ" Александр Мамут.
В ноябре 2007 года состоялось IPO первого российского непродуктового ритейлера - "М.Видео", компании удалось привлечь $365 млн. Вчера в "М.Видео" не стали комментировать предстоящее IPO "Евросети".
Коммерсант, Москва, 23 Марта 2011 06:00
"АЛЬЯНС" МЕНЯЕТ НЕФТЬ НА ЗОЛОТО
Основные акционеры Alliance Oil - семья Бажаевых - снижают свою долю в компании. Они продадут институциональным инвесторам 5,8% компании. Сумма сделки может составить $185 млн. Вырученные средства акционеры планируют направить на развитие своего золотодобывающего бизнеса.
Кипрская Daumier Investments Limited, которая является аффилированной с основным акционером Alliance Oil - группой "Альянс" семьи Бажаевых, - вчера начала продажу принадлежащих ей 10 млн шведских депозитарных расписок (около 5,8% компании), сообщила компания. Покупателем выступят институциональные инвесторы. Средства от размещения планируется направить на развитие других проектов группы "Альянс". При этом, как отмечается в сообщении, группа "Альянс" сохраняет "прежний уровень акционерного участия в Alliance Oil, рассматривая компанию в качестве основного бизнеса".
По данным "Интерфакса", расписки вчера были проданы за $185 млн (по цене $18,5 за штуку). Покупатели неизвестны. Как сообщили "Ъ" несколько инвестбанкиров, ими стали ряд международных фондов. На Стокгольмской бирже 5,8% Alliance Oil вчера стоили $196 млн.
Alliance Oil Company - российская вертикально интегрированная компания, созданная на базе West Siberian Resources (WSR) и Хабаровского НПЗ. Располагает сетью из более чем 250 АЗС на Дальнем Востоке. Крупнейший пакет акций Alliance - 44% акций - принадлежит группе "Альянс" семьи Бажаевых. Среди других крупнейших акционеров Repsol, Six Sig, BNP Paribas. По итогам 2010 года объем добычи составил 2,3 млн тонн нефти, переработки - 3,4 млн тонн. Чистая прибыль компании по МСФО в 2010 году составила $226,3 млн, выручка - $2,2 млрд.
В 2011 году Alliance Oil собирается инвестировать в свои текущие проекты порядка $1 млрд. В конце года компания планирует начать промышленную добычу на Колвинском месторождении, суммарные запасы которого оцениваются в 74 млн тонн нефти. Кроме того, сейчас Alliance Oil проводит реконструкцию Хабаровского НПЗ. Источники, близкие к Alliance Oil, подтвердили "Ъ", что группа "Альянс" хочет направить вырученные средства на финансирование своего золотодобывающего бизнеса - компании "Артель".
Светлана Гризан из "ВТБ Капитала" также считает, что вырученные средства необходимы акционерам Alliance Oil для инвестиций в другие активы, например их золотодобывающую компанию "Амур". В феврале они привлекли кредит на сумму $138 млн для разработки нового платинового месторождения, лицензию на которое они получили. "Туда же пойдут и $185 млн, которые акционеры получили от продажи бумаг", - считает она. Гризан оценивает цену размещения как "хорошую", а дисконт как "небольшой". Аналитик Газпромбанка Александр Назаров полагает, что акционерам логичнее было бы подождать ввода в эксплуатацию Колвинского месторождения, что сказалось бы на росте котировок компании. Правда, считает эксперт, нельзя недооценивать и возможные потери Alliance Oil от предлагаемой Минэнерго новой налоговой системы "60-66", суть которой в повышении экспортных пошлин для нефтепродуктов и снижении их для нефти.
Коммерсант, Москва, 23 Марта 2011 06:00
REAL ИЩЕТ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Немецкая Metro Group до конца 2011 года примет реше
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |