13:45 26.05.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Газета «Советская Россия»: Кого сегодня считать пролетарием?
Публицист Александр Фролов рассуждает в газете «Советская Россия» о классовом построении общества.
В ЭТОМ отношении крайне интересен и поучителен состоявшийся в ходе разработки первой Программы РСДРП диалог Ленина с Плехановым, в котором различие марксистских и народнических воззрений выступило особенно резко. Хотя Плеханов и утверждал, что именно он есть ортодоксальный марксист, а Ленин – всего лишь недоучившийся марксизму народник, текст их переписки свидетельствует об обратном.
Плеханов: Растет недовольство трудящейся и эксплуатируемой массы.
Ленин: Это верно, но недовольство пролетариата и недовольство мелкого производителя совершенно неправильно отождествлять. Недовольство мелкого производителя очень часто порождает стремление отстоять свое существование как мелкого собственника, т. е. отстоять основы современного порядка и даже повернуть его назад.
Плеханов: Обостряется ее (трудящейся и эксплуатируемой массы. – А.Ф.) борьба, и прежде всего борьба ее передового представителя – пролетариата.
Ленин: Обострение борьбы, конечно, идет и у мелкого производителя. Но его «борьба» очень часто направляется против пролетариата, ибо самое положение мелкого производителя очень во многом резко противополагает его интересы интересам пролетариата. «Передовым представителем» мелкой буржуазии пролетариат вовсе не является, вообще говоря. Если это и бывает, то лишь тогда, когда мелкий производитель сознает неизбежность своей гибели, когда он «покидает свою точку зрения и переходит на точку зрения пролетариата». Передовым же представителем современного мелкого производителя, еще не покинувшего «своей точки зрения», является очень часто антисемит и аграрий, националист и народник, социал-реформатор и «критик марксизма».
Плеханов: Международная социал-демократия стоит во главе освободительного движения трудящейся и эксплуатируемой массы.
Ленин: Вовсе нет. Она стоит во главе только рабочего класса, только рабочего движения, и если к этому классу примыкают другие элементы, то это именно элементы, а не классы. И примыкают они вполне и всецело только тогда, когда они «покидают свою собственную точку зрения».
Ясно видно, что политическая и экономическая позиция большинства современной левой оппозиции, выступающей под лозунгом «Вся власть – трудовому народу!», словесно более близка к точке зрения Георгия Валентиновича, чем к точке зрения Владимира Ильича. Но только словесно. На практике же большевизм оказался значительно ближе к народу, чем меньшевизм. Именно Ленин разработал и реализовал революционную тактику союза пролетариата с крестьянством, в то время как Плеханов настаивал на союзе с либеральной буржуазией, считая союз с крестьянством реакционной утопией.
Разъясняя суть различия «двух тактик социал-демократии в демократической революции», Ленин писал в одноименной книге: «Социал-демократия боролась и борется с полным правом против буржуазно-демократического злоупотребления словом народ. Она требует, чтобы этим словом не прикрывалось непонимание классовых антагонизмов внутри народа. Она настаивает безусловно на необходимости полной классовой самостоятельности партии пролетариата. Но она разлагает народ на «классы» не для того, чтобы передовой класс замыкался в себе, ограничивал себя узенькой меркой, кастрировал свою деятельность соображениями, как бы не отшатнулись экономические владыки мира, а для того, чтобы передовой класс, не страдая от половинчатости, неустойчивости, нерешительности промежуточных классов, тем с большей энергией, тем с большим энтузиазмом боролся за дело всего народа, во главе всего народа».
Обратим особое внимание на термин «промежуточные классы». Относительно этой категории в оппозиционных кругах до сих пор царит большая неразбериха. Ссылаясь на достижения НТР, многие говорят о том, что выделение пролетариата из общей массы трудящихся давно устарело. Например, подвергается сомнению причисление к мелкой буржуазии всех, у кого есть собственные средства производства, независимо от того, осуществляют они эксплуатацию наемных работников или нет. Возьмем компьютер – тоже средство производства, так что же, всех инженеров и ученых, у кого есть собственный компьютер, причислять к мелкой буржуазии? Отсюда делается вывод, что сегодня всякий, работающий дома за компьютером и продающий свои умственные или культурные, духовные услуги юридическим или физически лицам, – тоже пролетариат, поскольку не пользуется наемом рабочей силы.
Марксизм придерживается той позиции, что объединять «всех трудящихся» по признаку ненайма ими рабочей силы, не замечая при этом их коренного различия по признаку отношения к средствам производства и продукту своего труда, – это позиция мелкобуржуазного социализма. Дело не только и не столько в собственном компьютере. Если программист сразу является собственником своего продукта, то он не пролетарий, а индивидуальный товаропроизводитель, ничем экономически не отличающийся от «некооперированного кустаря», то есть мелкий буржуа. Программист становится пролетарием только в том случае, если он продает свою рабочую силу нанимателю, в собственность которого автоматически обращается произведенный им продукт. Точно так же и невладение средствами производства не дает еще прямых оснований для зачисления данной категории трудящихся в пролетариат.