14:15 01.03.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета «Правда» опубликовала материал в память об американском пианисте, друге СССР Ване Клиберне

2013-03-01 14:16
По страницам газеты, Лариса Ягункова

Знаменитый американский пианист, победитель I Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве Ван Клиберн ушёл из жизни в легенду. Его поэтический образ запечатлён в памяти нескольких поколений любителей музыки — можно сказать, этому человеку суждено остаться вечно молодым, каким был он в дни своего триумфального восхождения к мировой славе.

Но не только музыкантов поразил тогда, в 1958 году, 24-летний пианист — он покорил и широкую публику. Вспомним о том, что самое высокое, рафинированное искусство было в СССР достоянием масс — молодёжь брала консерваторию чуть ли не штурмом, чтобы услышать своих ровесников-мастеров, съехавшихся со всего мира. Ван Клиберн сразу же стал общим любимцем — его исполнительское мастерство, отличавшееся непосредственностью, тонким лиризмом, распевностью и вместе с тем яркой динамикой, захватывало и очаровывало. Говорили даже о том, что пианист привёз с собой какой-то особенный инструмент, уникальный, как скрипка Страдивари.

Дело было вовсе не в этом — секрет поразительного искусства заключался в сам`ой проникновенной манере, в сам`ой виртуозной технике молодого пианиста. Вершиной его триумфа стало исполнение Первого концерта для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского. В дальнейшем альбом с его записью стал платиновым — впервые этого статуса достигла запись классической музыки. Ему была присуждена самая престижная музыкальная премия «Грэмми».

Америка с восторгом встречала триумфатора. Огромное, можно сказать, политическое значение приобрела эта победа в самый разгар «холодной войны». Искусство оказалось прекрасным дипломатом — музыкант сделал то, что не всегда удавалось политикам. Посланцем мира называли его у нас на родине. Он неоднократно гастролировал в СССР, знакомя слушателей со своими интерпретациями концертов С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, произведений П.И. Чайковского и А.Н. Скрябина.

Его концертная деятельность продолжалась до конца 70-х годов и всегда сопровождалась успехом. Известно его выступление в американском Белом доме и в Карнеги-холле. Так что совершенно не состоятельны разговоры о том, что успех Вана Клиберна был раздут и преувеличен в политических целях и мало-помалу сошёл на нет. Талант остался талантом и во времена засилья массовой культуры, музыкального китча и балагана. И всегда замечательный пианист с надеждой обращался к России как хранительнице великих музыкальных традиций, родине выдающихся композиторов и педагогов. Он и сам овладевал мастерством под руководством выпускницы Московской консерватории Розины Левиной — достижения русской исполнительской школы определяли и успехи многих победителей учреждённого в Техасе конкурса пианистов, названного именем Вана Клиберна.

И не случайно своё 70-летие маэстро решил отпраздновать в Москве, где ему вновь был оказан восторженный приём. Приезжал он в Россию ещё не раз. В 2009 году дал здесь серию мастер-классов, а в 2011-м — стал председателем жюри ХIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Много лет прошло с первого выступления Вана Клиберна в Москве. Оглядываясь на тот успех из нынешнего дня, понимаем, как редко встречается музыкант такого творческого обаяния и такой нравственной ответственности. Нет, были, конечно, яркие индивидуальности. Громадный успех на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского выпал, скажем, на долю пианиста Дениса Мацуева. Но вспомним, что сыграл этот русский парень на бис в день заключительного концерта? Марш американской пехоты. А Ван Клиберн в такой же свой звёздный час сыграл для нашей публики «Подмосковные вечера».

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме