11:15 27.10.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета «Правда» об итогах 10-го Международного фестиваля военного кино имени Ю.Н. Озерова

В Москве завершился юбилейный, 10-й Международный фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова. Классик советского и российского кинематографа, известный режиссёр и сценарист, автор нескольких киноэпопей о Великой Отечественной войне — среди них такие ленты, как «Освобождение», «Сталинград», «Битва за Москву» — Юрий Николаевич Озеров считал очень важным рассказать зрителю о том, «как начинаются и какими страшными бывают мировые войны, которым человечество может и должно противостоять». Непосредственный участник Великой Отечественной войны, он стремился донести до людей жестокую правду о тех кровавых годах, предостеречь будущие поколения от возможности повторения трагедии. К сожалению, время показало, что войны не заканчиваютсяникогда, они рядом с нами. И об этом нельзя забывать и молчать.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ фестиваль военного кино, шествующий по стране с 2003 года, достойно продолжает традиции творчества Юрия Озерова.

Идея организации кинофорума принадлежит ученику Юрия Николаевича — выпускнику мастерской художественного кино и телефильма ВГИКа режиссёру Олегу Григорьевичу Урюмцеву. Первый фестиваль при поддержке Министерства культуры РФ прошёл в Чебоксарах спустя два года после ухода из жизни Юрия Озерова. Хотя изначально принимать его, по задумке организаторов, должен был Волгоград, ведь последнюю свою киноэпопею — «Сталинград» Юрий Николаевич посвятил героической истории именно этого города. Но там оргкомитет столкнулся с полным равнодушием властей, поэтому планы срочно пришлось менять. Ещё не один раз подобные проблемы будут возникать на пути организаторов фестиваля. И это весьма показательно. Высоконравственное, патриотическое кино нынче не всем по вкусу, но истинные его приверженцы будут делать своё дело, несмотря ни на какие преграды со стороны властей предержащих. Не будь таких энтузиастов, и без того дискредитировавший себя за последнее время российский кинематограф окончательно бы погиб.

«Военное кино у нас снимается и будет сниматься независимо от того, поддерживают его власти или нет, — уверен Олег Урюмцев, президент фестиваля. — Наша страна очень много воевала: только в ХХ веке на её долю выпало около семи «горячих» войн, не говоря уж о «холодной». Кинофорум проходит под девизом «Через войну в кино — против войны в мире». Мы должны доносить правду до зрителя, как это делал Озеров».

Реальная работа по патриотическому воспитанию молодёжи сегодня в стране практически отсутствует. А та, что формально вроде бы ведётся, сопровождается, как правило, ложью, клеветой, изощрённым искажением отечественной истории, грязью, демонстрируемыми нам с телеэкранов. Кажется, все согласны: средства массовой информации должны способствовать нравственному очищению общества. Но на деле происходит обратное. Очевидно, что фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова — событие нужное, важное. Тогда почему же столь мала была его информационная поддержка? Почему же о нём так мало говорилось на телевидении, радио, в газетах?

Обидно было наблюдать полупустые залы московских кинотеатров «Нева» и «Художественный», где в рамках кинофорума состоялся показ великолепных конкурсных фильмов.

Главный приз фестиваля «Золотой меч» вручался в нескольких номинациях.

В киноленте Сергея Лозницы «В тумане», снятой по повести Василя Быкова, представлена подлинно человеческая трагедия. Война безжалостно перемалывает судьбы людей, ставит их перед выбором, а каким он будет — зависит только от самого человека, от его жизненных и моральных установок. 1942 год. Белоруссия занята фашистами. Расследуя дело о подрыве поезда, немцы арестовывают путевого обходчика Сущеню с товарищами. Но вскоре отпускают, несмотря на его отказ сотрудничать с захватчиками, а остальных казнят. Коварный план гитлеровцев удаётся. Местные жители начинают подозревать Сущеню в предательстве, даже любимая жена Анеля сомневается, однажды в отчаянии бросив ему: «Лучше бы они тебя повесили». Война отнимает у Сущени самое дорогое, что у него есть, — семью, дом, честное имя, а потом и жизнь, но всё-таки не лишает нравственного стержня, который был заложен в советских людях, благодаря чему мы выстояли и победили в этой жесточайшей войне. Фильм стал первым в номинации «Лучший дебют».

«Золотой меч» в номинации «Лучший сценарий» достался замечательному, очень эмоциональному фильму «Испанец» Александра Цацуева, основанному на реальных событиях, повествующему о жизни и подвигах знаменитого испанского лётчика Хосе Фернандеса.

Приз за лучшее исполнение главной мужской роли был вручён Сергею Маховикову, блистательно сыгравшему старшину Филиппова в фильме «Наркомовский обоз». Храбрость и трусость, любовь и ревность, стремление выжить любой ценой или умереть ради любимого человека — режиссёр Влад Фурман показывает нам героев в самых разнообразных ситуациях, в которых каждый проявляет свою истинную сущность.

Кроме основной конкурсной программы игрового и документального кино на фестивале были представлены детско-юношеская — «Соколёнок» и ретроспективная — «Солдаты победы», посвящённая юбилейным датам Великой Отечественной.

Насыщенной была и международная составляющая кинофорума, который в этот раз посетили сербские и китайские гости, представив на суд российских зрителей несколько ярких кинокартин. «Золотой меч» за лучший художественный фильм получила лента Карена Шахназарова «Белый тигр», представленная, кстати, в этом году на «Оскар». Работа известного режиссёра вызвала много споров, фильм весьма непростой, насыщенный образами и символами, которые, возможно, не все сразу поймут. Завершается Вторая мировая война, идут кровопролитные, тяжёлые бои. В военный госпиталь доставляют молодого бойца с ожогом девяноста процентов тела. Каким-то чудесным образом он очень скоро выздоравливает, однако не помнит, кто он такой. Ему дают новые имя и фамилию — отныне он Иван Найдёнов.

А тем временем всё чаще на фронте бойцы слышат легенду о появляющемся в разных местах неуязвимом немецком танке под названием «Белый тигр», который расстреливает советские машины и всегда благополучно скрывается. Именно «Белый тигр» подбил и танк Найдёнова. Ему поручают найти его и уничтожить. В одном из сражений наконец-то Найдёнов обнаруживает адскую машину и даже успевает подбить, но танк снова исчезает. Война заканчивается, но Найдёнов уверен: «Белый тигр» не уничтожен, необходимо найти и ликвидировать его, иначе он появится опять. Через 20 или 100 лет, но появится и нанесёт свой очередной смертельный удар.

Нет, война не закончена, пока на земле остаются хотя бы малейшие ядовитые ростки фашизма, который однажды может выползти на белый свет и вновь покалечить сотни, тысячи, миллионы человеческих судеб.

«Подобные фестивали, безусловно, очень важны для патриотического и нравственного воспитания молодого поколения, — уверен Вячеслав Алексеевич Бочаров, герой России, офицер управления «Вымпел» Центра специального назначения ФСБ РФ, принимавший участие в освобождении заложников во время теракта в Беслане. — Я сам вырос на советских военных фильмах, и они отчасти послужили причиной того, что я решил связать свою жизнь с армией. На мой взгляд, необходимо чаще рассказывать о героях не только Великой Отечественной войны, но и современных войн — афганской, чеченских. Недавно я был в одной из школ Белгорода. Увы, многие ученики не только не знают имён участников танкового сражения под Прохоровкой, но и не назвали ни одной фамилии российских космонавтов, героев России. Зато почти все знают, кто такой бандит Басаев. СМИ постоянно навязывают молодёжи информацию, которая ей абсолютно не нужна, а самое важное, необходимое замалчивают, и это одна из проблем нашего общества».

С этим трудно не согласиться. И «озеровский» кинофестиваль — это как бы лакмусовая бумажка, выявляющая истинное отношение нынешних властей к такому святому для народа понятию, как патриотизм.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме