08:45 16.07.2014 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета «Правда» о выставке «Мифы о любимом вожде»: Помните, любите, изучайте Ильича…

2014-07-16 07:51
Нина Нечаева

 «Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра». Именно так и было со мной много лет назад. Потом в этот «большой красивый красный дом» — Музей Ленина я ходила сама, водила племянниц. Когда пособники империализма, ренегаты решили отлучить нас от нашей великой истории, опорочить Октябрьскую революцию — величайшее событие в истории человечества, они постарались оболгать и унизить революционного гения, втоптать в грязь его соратника и преемника, разрушить, как они сами выражались, «миф о вожде». Вытравить память о нём. Недаром был ликвидирован Музей Ленина. Эти низменные усилия сразу же вызвали негодование и сопротивление у народа. С портретами Ленина и Сталина люди выходили на протестные митинги. Ещё с 1991 года запомнился выразительный плакат художника Г. Комольцева «Ленина — не чернить».

Вот почему организация выставки, посвящённой Ленину и Сталину, в том самом красном доме, ставшем частью Исторического музея, вызывает не только радостное волнение, но и вполне объяснимую тревогу: как распорядились устроители историческим наследием, сумели ли донести до посетителей непреходящую ценность самого явления этих выдающихся людей.

Идея выставки (руководитель проекта — Т. Игумнова, авторы выставки — Т. Колоскова, О. Киташова) задекларирована в самом названии: «Миф о любимом вожде» — показать, как складывался культ вождей. Но, как говорят, «Велик культ — велика и личность». А личности, которым посвящена выставка, столь мощны, столь велики, что оговорённые рамки трещат по всем швам.

«Из зала в зал переходя, здесь движется народ, вся жизнь великого вождя передо мной встаёт», — вспоминаются запомнившиеся с детства строки Сергея Михалкова. Полно развернуть повествование о всей жизни и деятельности великих людей явно не хватает места. Собственно, здесь не залы, а зал. При открытии было два, но сейчас один демонтировали — готовят выставку, посвящённую Первой мировой войне. Понятно, её будут трактовать иначе, чем в советские времена, но никакими силами нельзя скрыть исторический итог: крушение четырёх империй и создание нового социалистического государства, потрясшее и изменившее мир.

При небольшой площади, предоставленной для выставки, устроители оказались лаконичны, умны и высокопрофессиональны. Главное — показать время и человека, отобрать из огромного художественного наследия Ленинианы самое интересное, самое существенное. По собственным их словам, «перед художниками стояла задача объединить в одном образе черты человека, внешне ничем не примечательного, счастливого в семейном кругу, любителя прогулок на природе, проводившего долгие часы в тиши европейских библиотек, с фигурой вождя — яркого, притягательного, сумевшего увлечь массы людей в пучину революции».

Что касается «пучины», стоит возразить: революция дала возможность миллионам людей ощутить твердь под ногами, стала отправным моментом для созидания советской цивилизации. Чтобы построить такую цивилизацию, надо было овладеть сокровищницей знаний. Ленин был образцом работоспособности и дисциплины. Чтобы проводить долгие часы в европейских библиотеках, нужно было блестяще знать языки, уметь оперировать сложнейшими научными понятиями, ибо читал он в оригинале произведения авторов очень серьёзных с целью поиска научной истины и практической реализации идеи. Что же касается быта, он был прост, о чём свидетельствуют немногочисленные экспонаты: скромная одежда, поношенное пальто, расхожие туфли, саквояж, незатейливая посуда, медные обручальные кольца Надежды Константиновны и Владимира Ильича. Богатство их было в области духовной.

Здесь много пищи для размышлений. На одном из мониторов — рассказ о родословной Ленина, о родителях, дедушках, бабушках... Все — великие труженики, порядочные люди. Родители — широко образованные, умные, великолепные педагоги. Отец, Илья Николаевич, — рыцарь народного просвещения. Мать, Мария Александровна, по нынешним временам имела бы статус многодетной матери. Семья с культом знаний, любовью к искусству, с безупречным воспитанием. На выставке есть большая картина, где Мария Александровна играет на фортепиано, а вся семья слушает. Все дети были музыкальными. Владимир Ильич в детстве хорошо играл, но потом бросил: занятия музыкой отнимали много времени, а он не любил ничего делать наполовину. Это был цвет русской интеллигенции, не сопоставимой с теми, кто ныне себя к ней неправомерно причислил.

О силе впечатления, производимого Лениным на людей, много написано. Несколько лет назад одна старая женщина, очень простая, рассказывала мне, что её дед разговаривал с Лениным и на всю жизнь сохранил святую веру в этого человека и в его дело. Любовь к вождю была искренней, всенародной, а отнюдь не мифической. Рассказывая о традиционных деталях в изображениях Ленина, экскурсовод указала на кепку в витрине и с иронией заметила: вот, дескать, её рисовали, чтобы показать, как он близок к простому народу. Ну, во-первых, есть многочисленные фотографии Владимира Ильича в этом головном уборе, а во-вторых, давайте вспомним бойкого персонажа в кепке из новейшей нашей истории. В отличие от ленинской дешёвой, матерчатой, его кепка была дорогая, кожаная. Видимо, всерьёз возомнив себя учёным, он издал маленькую, но полиграфически добротную книжечку «Развитие капитализма в России», позаимствовав название у фундаментального ленинского труда, сделавшего тридцатилетнему автору имя в научных кругах. Увы, под кожаной кепкой мысли были самые примитивные. Вот такие пигмеи и чернили гениев, чтобы заработать себе на этом «политический капитал».

Во времена перестройки, в период самого буйного очернительства всего советского была вытащена давно сгнившая старая газетная утка о так называемых немецких деньгах на революцию. На одном из мониторов, отражающих тему возвращения Ленина в Россию в 1917 году, подробнейшим образом рассказывается, как это произошло, — с приложением документов, с отчётом, что называется, «до копеечки». Упоминается об авантюристе Парвусе, с которым Ленин наотрез отказался иметь дело, о происках Временного правительства, после тщательного расследования вынужденного признать отсутствие этих самых «немецких денег». Как же нужно не уважать свой народ нынешним либералам, отказывающим ему в праве по собственной воле свершить революцию!

Я долго стояла у огромного полотна И. Бродского с изображением торжественного открытия Второго конгресса Третьего коммунистического интернационала, вглядывалась в лица участников на эскизных рисунках к этой картине. На каждом — исторический автограф: Ленин, Клара Цеткин, Джон Рид, европейские социалисты... Как много людей было охвачено единым идейным порывом, как много строилось планов! Теперь мы смотрим на них из нашего далёка, знаем каждому цену. Кто-то из этих людей сломался, предал, а кто-то остался верен идеалам юности до конца. Но были десять дней, которые потрясли мир! И мир об этом помнит.

Обратила экскурсовод внимание на запечатлённый на плакатах и картинах характерный жест руки вождя, как бы указующий направление исторического движения. Но кто будет отрицать, что путь, указанный им, был правильным? По всем историческим меркам — страна сделала грандиозный скачок вперёд во всех отношениях. И в этом огромная заслуга его преемника.

Сталин всегда говорил о себе как об ученике Ленина. Надо сказать, учеником он был талантливым и последовательным. История уготовила ему лихие испытания: тяжёлое романовское наследие, разорённую войнами страну, где едва треть населения была грамотной, попрятавшихся по щелям, дожидавшихся своего часа недобитых врагов и смертельную угрозу фашизма. Справился, выстоял.

На выставке Иосифу Виссарионовичу уделено не так уж много места, но каждая вещь знаковая, много говорящая сердцу. В витрине — кое-что из одежды: маршальский мундир, в котором он принимал Парад Победы, сапоги, зимняя шапка, сильно поношенное и неловко зашитое пальто, посуда самая простая, коллекция подаренных трубок, прямо-таки произведений искусства. Дарились эти трубки ручной работы от чистого сердца, по прямому назначению Сталин ими не пользовался.

Если бы организаторы выставки захотели собрать все полотна и плакаты, посвящённые Сталину, им целого особняка было бы мало. Ограничились несколькими известными и неизвестными. Может быть, следовало бы расширить портретную галерею, ну хотя бы за счёт большого, во всю стену, изображения ближней сталинской дачи в Волынском. Впрочем, о многом говорит и этот скромный дом, отнюдь не похожий на дворец. Нашлось всё же место для нескольких плакатов. На одном — Сталин над картой с полезащитными лесополосами: «И засуху победим!» Он умел прислушиваться к учёным, вот и зашумели в голой степи леса, шумят они и сегодня. Сталин был человеком дела. Слово своё держал. Взяв на себя бремя власти, честно его нёс, не заботясь в первую очередь «о себе любимом», потому и мог требовать от других того же. Недаром народ его не забывает, высоко ценит и всё чаще обращается к его памяти.

Нынешние идеологические хитрецы любят говорить о коммунистическом культе вождей, приписывать их учению прямо-таки религиозный характер. Любая религия предполагает веру в потустороннее, в чудеса. Выставка же говорит о чудесах рукотворных. Большевики не обещали манны небесной и загробных благостей. Звали к труду и умножению знаний, к равенству, к справедливости. Миф? Мол, история со временем разоблачает лживые мифы о величии, славе, чудесах, развенчивает правителей и «святых». Но Ленина и Сталина рано списывать в историю. Всё ещё свежо в памяти, всё можно сравнить, сопоставить. Сорокалетний посетитель выставки, успешный предприниматель с инженерным образованием, которое ему не дали применить, умный, симпатичный, потомственный интеллигент, сказал мне: «Мы ведь всё помним... Всё бы отдал, чтобы вернуть ту страну. И не я один».

Я пролистала книгу отзывов. Пересчитать инсинуации либералов, националистов и явных глупцов хватило пальцев одной руки. Практически все вменяемые посетители горячо одобряют эту выставку. Возраст пишущих — с девяти лет. География — не только Россия, но и Южная Африка, и Азия, и Новая Гвинея, и Латинская Америка, и Англия, и Германия, и другие европейские страны. И что же? Восторг от встречи с вождями, желание сохранить и расширить выставку, сделать экспозицию постоянной. «В наше тёмное время это луч света. Дело Ленина — Сталина будет жить». «Гений Ленина будет востребован ещё не раз». «Это знаменательное событие в истории нашей культуры за последние десятилетия». «Потрясающая выставка. Без прошлого нет будущего». «Спасибо! Хоть будем знать, с кого брать пример, чтобы у страны было светлое будущее». «Выставка побудила меня узнать больше о личности Ленина за стенами музея». Девятилетняя Маргарита пишет: «Мне и моему папе очень понравилось. Я буду приходить сюда ещё». Многие приходят на выставку и во второй, и в третий раз. Большинство посетителей просят сохранить и расширить экспозицию и не оговаривать её довольно-таки провокационным определением — миф.

Вникаешь в это и думаешь: официальные нынешние идеологи стараются отнять у молодых способность читать и размышлять. Но, может быть, ещё не всё потеряно? Поднимается молодое поколение, думающее, старающееся осмыслить прошлое, разобраться в настоящем. Много честных людей в старшем поколении, способных рассказать им правду. Можно отнести к ним и тех, кто работал над созданием этой выставки.

Ещё строки из книги отзывов. «Мы первый раз ощутили мощь и грандиозность». «Очень интересно! Узнала много нового и замечательного. Такого в школе точно не покажут. Очень полезно для тех, кто не жил в СССР. Прийти бы сюда всем классом с экскурсоводом». «Выставка должна работать постоянно, чтобы народ не забывал, какие люди творили нашу историю, чтобы они, именно они становились героями романтическими в глазах молодого поколения». И ещё: «Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя!» — писал Иосиф Сталин. Полностью поддерживаю».

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме