07:32 20.05.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Газета «Правда» о ситуации в Киргизии
События 6—8 апреля в Киргизии открыли начало нового периода в истории республики: распада, окончательного краха той системы государственности и в целом социально-экономического устройства, которая утвердилась на этой земле двадцать лет назад. Случайно ли, что к своему логическому завершению, к своей ломке эта система подошла именно спустя два десятилетия? Можно ли было избежать подобного краха, оттянуть «роковые сроки»? И что придет на смену прежнему жизнеустройству?
Предпосылки апрельских событий
Публикаций, посвященных киргизским событиям, в последние дни появилось огромное количество. Тем не менее большинство из них носит описательный характер, а, если в них и дается какой-то анализ, он, как правило, сводится к несложной схеме: Бакиев своей неприкрытой семейственностью, воровством и непоследовательной внешней политикой привел республику к тому, что народ впал в отчаяние, а ведущие страны региона и мира потеряли к официальному Бишкеку всякое уважение.
Было это? Было. Но достаточно ли этих причин, чтобы поставить страну на грань гражданской войны и последующего распада? Вероятно, причины и глубже, и серьезнее. И искать их следует не в 2009 году, когда Бакиев, будучи избранным на второй срок, перестал считаться и с общественным мнением, и с элементарными правилами порядочности. И не в 2005 году, когда он пришел к власти на волне «мартовской революции». Корням теперешнего состояния Киргизии — двадцать лет.
После развала Советского Союза более или менее на плаву остались лишь те республики, которые обладали запасами сырья, востребованного на мировом рынке (Россия, Казахстан), или те, что отказались от планов разрушительной ломки экономики, сохранили существовавшие хозяйственные связи и, что особенно важно, культурную основу (Белоруссия).
Киргизия не относилась ни к тем, ни к другим. С самого начала суверенитета руководство республики взяло курс на полный отказ от всего того, что было наработано за предшествующие десятилетия. Значительная часть развитого промышленного потенциала была уничтожена под неусыпным контролем зарубежных консультантов. Та же участь постигла сельское хозяйство, когда рентабельные колхозы с передовым оснащением (техника, инфраструктура и т.д.) уступили место сотням тысяч мелких наделов. Их владельцы не имели ни сил, ни средств обрабатывать землю или заниматься животноводством.
Экономика страны стремительно деградировала. Не имея возможности прокормить себя и семью, люди стали бросать свои земельные участки и стекаться в большие города. В первую очередь — в столицу. Здесь их ряды влились в массу бывших рабочих, чьи заводы были растащены на металлолом, а также научных работников, чьи лаборатории и НИИ оказались не нужны новой Киргизии.
В результате в стране сформировался многочисленный слой пауперов — людей, не имеющих стабильной работы, живущих в постоянном страхе перед будущим, оторванных от образования и культуры. Кризис в сфере культуры и образования, к слову, стал еще одной бомбой замедленного действия. В обществе воцарился волчий закон: кто сильнее, тот и прав, у кого больше денег — у того и сила. С самого раннего дет-ства ребенок приучается к этим правилам, наблюдая за взрослыми, а затем и на своем собственном опыте. Вторжение чуждых ценностей деформировало, исковеркало внутренний мир людей, приучило их к тому, что эгоизм, жестокость — нормы жизни. Школа оказалась бессильной противостоять этой стремительной деградации мировоззрения. Да и сама она стала отражением новых реалий: если ты богат — ты можешь получить образование и устроиться на прибыльную работу. Если нет — твой удел толкать тачки и чистить обувь. И твой, и твоих детей, и твоих внуков.
Этот процесс начался двадцать лет назад. Ровно двадцать лет понадобилось для того, чтобы закончился «запас прочности», оставшийся Киргизии в наследство от Советского Союза. Два десятилетия — именно таков период жизни технологических систем, когда латание дыр перестает давать хоть какой-то эффект и начинается стремительное и необратимое разрушение.
Однако «скелет», те самые стержни, которые столько лет поддерживали Киргизию хоть и в полусогнутом состоянии, но всё же не давали упасть, — это не только технологическая инфраструктура. Это и культурные корни, которые не давали народу превратиться в толпу, начать жить животными инстинктами. Какое-то время советское образование, моральные ограничения, заложенные в те годы, продолжали действовать по инерции. Но всё слабее и слабее… Пока на авансцену не вышло другое — постсоветское — поколение, люди, родившиеся в 80—90-е годы. От прежних поколений их отличают повышенный эгоизм и пониженный уровень общей культуры и образования. Конечно, есть исключения, но общая картина, к сожалению, именно такова. Эти молодые люди и стали той ударной силой, посредством которой в апреле 2010-го был начат новый этап в истории страны.
Всё это вроде бы народ. Но есть и другой слой — правящий. Здесь деградация проходила еще более быстрыми темпами. Власть, будь то акаевская или бакиевская, представляла собой «ликвидационную комиссию». Правящая с благословения гораздо более могущественных хозяев этого мира, она превратила республику в больное существо, из которого паразиты выкачивают жизненные соки. Киргизия изначально была страной с декоративным суверенитетом. Вроде границы есть, флаг и гимн имеются, даже вооруженные силы какие-никакие. А все мало-мальски важные решения относительно развития страны, ее внутренней жизни и внешней политики принимаются далеко за ее пределами теми, кто посредством выкачивания из страны сырья по унизительным для Киргизии условиям лишал её граждан столь необходимых им самим средств для развития. Кто, предоставляя кредиты и гранты, подсадил страну на долговую иглу и давно уже окупил свои вложения: проценты по займам утекают из республики на протяжении долгих лет. А правящему слою разрешается, как шакалам, подъедать то, что не утекло за рубеж. Воровать, вводить непомерные налоги и тарифы… Этот своего рода пакт действует уже 20 лет.
Итак, основными внутренними причинами, которые привели к последним событиям, стали: экономический и социальный коллапс, критическое истощение советской инфраструктуры, культурный и мировоззренческий кризис, обслуживание властью не интересов страны, а покровителей — заграничных и своих собственных.
Внешний фактор: фантазии или реальность?
Означает ли это, что события 6—8 апреля 2010 года имели сугубо эндогенное, внутреннее происхождение? Вопрос этот довольно сложный, потому что явной руки той или иной большой державы пока не прослеживается. Впрочем, и в спонтанность действий людских масс верится с большим трудом. Слишком уж легко одолели они спецназ и милицию, которых на протяжении почти пяти лет так усердно тренировали и снабжали американцы. Примерно с 2007 года США очень активно обхаживали киргизские силовые структуры. Поставляли вооружение и амуницию, транспортные средства, построили центр подготовки спецназа в Токмаке… И эти самые силовые структуры не оказали в итоге сколько-нибудь серьезного сопротивления возбужденной толпе. Случайно ли?
К мысли о существовании внешнего фактора подталкивает такое обстоятельство. В сентябре прошлого года ряд высокопоставленных американских военных выступили с заявлениями, суть которых сводилась к следующему: Вашингтон готовится к резкому обострению ситуации в Центральной Азии. Представитель по связям с общественностью Командования специальных операций США капитан-лейтенант Фред Куеблер заявил, что 3-я группа специального назначения («зеленые береты») намеревается начать совместную работу с вооруженными силами центральноазиатских государств (в том числе и Киргизии). Причем эта «работа» включала следующие пункты: «непосредственные боевые действия», «разведывательные операции», «оказание помощи зарубежным странам по обеспечению внутреннего порядка», «содействие в обеспечении безопасности». Кроме того, по признанию американцев, 3-я группа специального назначения будет оказывать государствам-партнерам «содействие в укреплении боеготовности войск в выполнении ими задач по обеспечению безопасности на территории своих стран». То есть налицо непосредственное вмешательство во внутренние дела иностранных государств под прикрытием помощи и сотрудничества.
Тогда, полгода назад, внимание было обращено на устав «зеленых беретов», особенно на те его пункты, в которых говорится, что главными задачами спецназа являются «защита внутренних интересов иностранных государств», «нетрадиционные способы ведения войны» и «специальная разведка». Хотя заявления американских военных напрямую затрагивали внутренние интересы Киргизии, МИД республики на это никак не отреагировал. Промолчали — и всё. Так, может, участие американцев в координации действий силовых ведомств было намного серьёзнее, чем принято думать? И, может, именно с этим связано сравнительно легкое свержение режима Бакиева?
Конечно, подобные мысли пока ближе к сфере предположений. Но всё же представляется, что в Киргизии мог быть осуществлен сценарий создания «управляемого хаоса», когда путем превращения страны в некое подобие Афганистана с непрекращающимися беспорядками и тому подобным внешние игроки резко повышают уровень своего вмешательства в дела государства.
Такую схему давно уже отработали США в самых разных регионах мира. Теперь очередь, видимо, дошла до Центральной Азии. В посткризисный период развернется ожесточенная борьба за влияние над ресурсами, значительная часть которых расположена именно на азиатском континенте. Упускать их американцы не намерены, что, однако, диктует необходимость нейтрализации влияния со стороны конкурентов, в первую очередь — Китая. Создание еще одного очага «управляемого хаоса» очень сильно может помочь в этой многоходовой комбинации. И лучше всего на эту роль подходит именно Киргизия — страна, где не сформировалась устойчивая политическая система, более остальных зависимая от Запада в экономическом и политическом отношении, да к тому же расположенная на границе с Синьцзяном — центром уйгурского сепаратизма в Поднебесной.
Поэтому возможно, что апрельские события и стали кульминационной частью сложной операции, в которую были втянуты, помимо США, и ряд других игроков (например, Москва, отношения которой с Вашингтоном в последние месяцы заметно потеплели). Недаром обе державы уже 8 апреля недвусмысленно дали понять, что поддерживают временное правительство.
Внешний фактор, если он действительно имел место, стал подобием уголька, скрытно брошенного в готовый хворост.
Очертания будущего
Выше уже высказывалось предположение, что события в Киргизии являются созданием модели «управляемого хаоса». С этим можно соглашаться или нет. Но о том, что результатом случившегося стал именно хаос, думается, спорить бесполезно.
Страна в настоящий момент переживает, без преувеличения, самый тяжелый период за все 20 лет. Точка полураспада уже пройдена. Вполне реальным становится и окончательный распад: превра-щение Киргизии в очередной Афганистан или Сомали, когда единое государство рассыпается на мелкие враждующие территории и кланы, а «легитимное» правительство контролирует лишь столицу и прилегающие районы. Да и то при внешней поддержке. Буквально на глазах происходит раскол страны и единого общества. Силы, которая способна приостановить этот распад, к сожалению, пока не видно.
Лидеры оппозиции, ведая о том или не ведая, выпустили на волю мощную и опасную силу. Энергия масс, в основном состоящих из тех самых представителей постсоветских поколений, как говорится, особо не отягощённых образованием и культурой, выплеснулась наружу. Чем руководствовались люди, когда шли брать киргизский «Белый дом»? Была ли у них четкая программа действий? Нет, ими руководила слепая ненависть к прогнившему режиму и к власти в целом.
Вырвавшаяся энергия толпы, восстание масс захлестнули страну. Временное правительство, которое способствовало этому, само оказалось в заложниках положения. Оно не в состоянии обуздать ни силой этот бушующий океан, ни объединить его общей идеей и пустить в созидательное русло. Новые лидеры просто плывут по течению, мечась в испуге, не зная, как справиться с тем, что сами выпустили на волю. Вот и получается, что в Джалал-Абаде толпа за два дня трижды меняет губернатора, в Бишкеке милиция собирается на митинг, предлагает нового министра — и власть соглашается. Толпа 15—16-летних топчет посевы и сжигает дома в пригородных сёлах, а невдалеке наблюдают из крутых джипов подстрекатели — те, кто в итоге займёт эти участки и будет ими спекулировать. И временное правительство опять не может ничего сделать: у него нет воли. Благодаря толпе оно пришло к власти, но в итоге само оказалось под властью толпы.
Как ни печально это осознавать, но будущее Киргизии пока в густом тумане. Несмотря на заявления лидеров переворота, что они держат ситуацию под контролем, в действительности их власть является в значительной степени номинальной. К чему это может привести? Только к хаосу. Если местные органы власти будут избираться и изгоняться на сходках, если бесчинствующая толпа продолжит сжигать дома своих же сограждан и единственной защитой будет самоорганизация в дружины, то распад страны неминуем. Не стоит забывать и родоплеменной характер киргизского общества. Не сдерживаемая единой и сильной государственной властью, республика начнет распадаться.
Однако сумеет ли временное правительство стать такой авторитетной и сильной властью? Вряд ли. Слишком уж разнородны входящие в него силы, слишком уж велики амбиции каждого из лидеров. Это некрепкий, рыхлый конгломерат, не имеющий единой идеологии. Уже сейчас заметны противоречия составляющих его движений и лидеров.
А что будет, когда дело подойдет (если подойдет) к выборам? Тогда исчезнет даже видимость центральной власти. Уже начавшаяся вялотекущая гражданская война может вспыхнуть во всю свою разрушительную силу. Причем не между, к примеру, севером и югом, а между соседними родами, соседними сёлами…
Есть ли выход, можно ли избежать этого страшного сценария? Вопросов в данной статье поставлено много. Однако этот, наверное, самый сложный. Сохранить страну и избежать тотальной гражданской войны, думается, можно одним способом: если появится политическая сила, которая, во-первых, будет свободной от личных амбиций, во-вторых, будет руководствоваться не родоплеменными интересами, а интересами всей Киргизии в целом и, в-третьих, сможет предложить ОБЩЕЕ ДЕЛО — созидательный проект, способный улучшить жизнь людей, оградить страну от распада.
Лишь такая сила сможет оттолкнуть народ от втягивания в губительную воронку, черную дыру, возврата из которой уже не будет. Всем этим требованиям в республике отвечают программные установки одной партии — Партии коммунистов.
Сергей КОЖЕМЯКИН. (Корр. «Правды»). г. Бишкек.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме