20:18 23.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Газета «Правда» о премьере фильма «Глухарь»
Среди бесчисленных сериалов «про ментов и бандитов», заполонивших российские телеканалы, внимание перекормленных подобными историями зрителей вдруг «зацепила», и, судя по рейтингам и редакционной почте, всерьёз, незамысловатая, казалось бы, повесть «Глухарь» — о буднях одного из райотделов столичной милиции. Нет в ней ни ошеломляющих погонь, ни многочисленных кровавых разборок в духе приснопамятных «Бригады» или «Ментовских войн». Есть видавший виды и уже не очень молодой милицейский следователь капитан Сергей Глухарёв, то и дело получающий втык от начальства и надолго застрявший в должности и.о. замначотдела.
ЕСТЬ, РАЗУМЕЕТСЯ, и сам начальник, вернее, начальница Зимина, к которой холостяк Глухарь проникся — и, между прочим, не безответно — нежными чувствами. Есть у него и друг закадычный — непутёвый гаишник, а потом опер Антошин, и недруг — глава оперотдела Карпов, «крышующий» между делом чуть ли не все злачные заведения в районе. Есть ещё молодой лейтенант-романтик Коля Тарасов, выпускник юрфака, который решил посвятить свою жизнь закону и справедливости и предпочёл ради этого судьбу рядового милицейского «следака» многообещающей во всех смыслах карьере адвоката. К этому роду деятельности его чуть ли не силой тянул отец, глава процветающей адвокатской фирмы, разбогатевший на защите в судах криминальных «авторитетов». А рядом и вокруг — ещё несколько ничем особо не выдающихся служак, предел мечтаний которых — очередная звездочка на погонах да нечаянный «откат» — прибавка к скудному жалованью.
И как назло, никаких тебе сколько-нибудь серьезных раскрытых дел или прогремевших в прессе разоблачений. Всё по мелочам: там — палатку ограбили, там — бомжа избили, машину угнали, собака без намордника едва детей не покусала… Протоколы, бумаги, объяснения. Проза. Отчего же тогда это постоянное напряжение у начальства, тень тревоги, предчувствие беды, катастрофы, которые не властны пригасить даже ослепительная улыбка и неотразимые ямочки на щеках капитана Глухарёва (талантливая игра актера театра «Сатирикон» Максима Аверина)? Да оттого, что стоит этому дотошному Глухарю в любом деле копнуть чуть поглубже, как вдруг открывается такая бездна беззакония, произвола и насилия над личностью, бездна, в которой равно замешаны и перемешаны и криминал, и сами «стражи закона», что, если ее ворохнуть, мало никому не покажется.
Присланный в отдел новый заместитель начальника, покоривший поначалу самого Глухарёва своей демонстративной неподкупностью и непоколебимой верностью закону, оказывается «крышевателем» наркобанды и запросто «убирает» из жизни двух своих молодых коллег, собравшихся тоже поживиться на этом поприще.
Начальник оперов майор Карпов, обнаружив, что его «покровительство» банде автоугонщиков вот-вот откроется, собирает их в одной из квартир и вместе со своими подельниками разыгрывает сцену «вооруженного сопротивления». Бандиты расстреляны, их «общак» поделён между «победителями». А новичку в отделе, бывшему гаишнику Антошину, который не участвовал в побоище и отказывался брать свою долю из «общака», пригрозил «героической смертью». Дескать, тогда сцена с «перестрелкой» станет еще более правдоподобной: вот и у милиции-де, к сожалению, не обошлось без жертв. И взял Антошин «свою долю», и хоть кричал в истерике, вернувшись домой, что это «не угонщики — бандиты, а сами мы — кровавая банда», но служить в зловещем карповском отделе остался.
Участковый инспектор, делающий бизнес на квартирах одиноких пенсионеров, неизвестно куда потом исчезающих… Чин из прокуратуры, пытающийся выгородить за солидное вознаграждение закоренелого убийцу… Череда преступлений, измена служебному, гражданскому долгу ради карьеры, наживы, собственности… И ведь не скажешь, как в иных случаях, что это, мол, всего-навсего кино, вымысел, досужие фантазии сценаристов. Сериал, как отмечено во многих откликах, силён именно узнаваемостью лиц и ситуаций, когда «мы всё это видим ежедневно в новостных колонках газет и «чрезвычайных происшествиях» на ТВ». И уже нетрудно представить выдуманного создателями фильма майора Карпова, судя по его делам, в роли живого, всамделишного майора Евсюкова, вышедшего однажды с пистолетом на улицы Москвы «мочить» встречных и поперечных.
А как же всё-таки хороший «мент» Сергей Глухарёв (тоже ставший к концу сериала майором) и его верные друзья-сослуживцы, безуспешно пытающиеся совместить в своей практике нормы закона и представления о справедливости? Совсем уж безупречными их никак не назовешь. На Глеба Жеглова советских лет, не говоря уж о дяде Стёпе, ну никак не тянут. Что поделаешь — рынок на дворе! В фаворе «хищные вещи века». Подчас и взяткой с тех потерпевших, кто побогаче, не погнушаются, и пакетик с наркотой запросто могут подкинуть негодяю, упёршемуся в «несознанке». Да и перед тем, чтобы, если иного выхода нет, «грохнуть» совсем уж «отвязанного», закоренелого подонка не остановятся.
А начальница даже процент с карповского «крышевания» не постеснялась заиметь. А что делать? Выдать его, разоблачить — позор на всё отделение падёт вместе с неизбежными отставками, а то и судом. А раз так (вот она, логика рынка), что ж, этот весь «навар» одному достаётся?
Вот это крайне противоречивое, лишенное твердых основ кризисное состояние правовых механизмов в стране и запечатлел вольно или невольно сериал «Глухарь» в форме так похожих на правду житейских детективных историй. И запечатлел в сознании телеаудитории основательно, свидетельством чему и письма наших читателей, и обильные выходы зрителей в Интернет. Приведу несколько выдержек.
«Оксана. При просмотре «Глухаря» погружаешься в уютную, домашнюю среду милицейского произвола. До боли знакомые характеры узнаются в людях в форме, мимоходом собирающих деньги у бабок, незаконно торгующих носками на улице (борьба с теневым бизнесом). Поставишь колесо машины на обочину, безжизненную, как асфальт,— подходит человек в форме и намекает, что ставить машину на газон нехорошо и он готов принять деньги без лишней волокиты (борьба за чистый воздух). Мы так привыкли к этому! А счастливые глаза курсанта школы милиции, впервые получившего взятку?! Это же фейерверк эмоций!..».
«Алекс 2. Новосибирск. Думаю, что сейчас все, кто смотрел этот фильм, стали сценаристами (то есть прокручивают, видимо, в уме собственные истории взаимоотношений с нынешними стражами порядка. — Н.К.). Будем надеяться, что в этом мире жестокости и грязи любовь и добро победят».
Вот так, хоть один лучик надежды блеснул. Впрочем, более определенно и жестко высказался на этот счет в своем письме нижегородец В.П. Сальников:
«Никакие реформы в правоохранительных органах ничего не изменят, пока власти будут молиться на «священную частную собственность». Но «священной» только для себя. За нее могут без колебания и убить. А чужая собственность, как показывает жизнь, у этих захребетников уже никакой «святости» не имеет. Отсюда — разбои, грабежи, рейдерство. И это при нынешней системе, при разъедающей души неправде жизни вряд ли можно искоренить».
Раззадорил, взбудоражил телепублику сериал «о жизни, как она есть». Предполагается выход новых серий. Пока сам же главный герой, неотразимый сыщик и «следак» Сергей Глухарёв, судя по последним кадрам, лежит в реанимации между жизнью и смертью, сраженный снайперской пулей прямо в собственном кабинете. А юный лейтенант-романтик Коля Тарасов, повзрослев, потеряв убитого киллером отца и веру в добро, с ужасом всматривается в мир, в котором уже не видит ни закона, ни справедливости…
Николай КОЖАНОВ.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме