11:45 24.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Газета «Правда» о ленинских принципах партийной печати
В центре нынешней ленинской годовщины не только заслуженные почести великому мыслителю и вождю, но и концентрация внимания коммунистов на самых актуальных проблемах. В эти дни ученики и последователи Ленина отмечают вековой юбилей его главного, его любимого детища — газеты «Правда».
Это — одно из тех творений Ильича, которое своей позицией, своим авторитетом, даже самим фактом существования убедительно доказывает: Ленин жив! Мы, правдисты, считаем своим долгом сохранять «Правду» ленинской. И если наш друг-читатель с искренней доброжелательностью называет нашу газету ленинской, то мы воспринимаем это как высшую похвалу.
ПРАВДИСТЫ в эти ленинские дни, в канун юбилея ленинского детища, строго оценивают свою работу, подводят итоги своего вклада в вековую историю великой газеты. Когда речь заходит об оценке (и самооценке) «Правды», о направлениях её дальнейшей работы, нельзя забывать об установленной В.И. Лениным планке требований. А он писал: «Если для буржуазных подписчиков (здесь имеются в виду распространители. — Ред.) газета важна ради сбыта — всё равно, где она сбывается, всё равно, сплачивает ли она известный класс и какой класс, — то для марксиста и последовательного демократа газета важна как орган просвещения и сплочения действительно передовых классов.
Для нас не безразлично, где и как сбывается наша газета. Для нас всего важнее знать, служит ли она на деле просвещению и сплочению передового класса России, т.е. рабочего класса».
«Правда» ни в каких обстоятельствах не может опускать для себя планку работы во имя «просвещения и сплочения действительно передовых классов». А это и сегодня рабочий класс и его стратегические союзники — наёмные и эксплуатируемые работники умственного труда и полупролетарии города и деревни.
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОУЧИТЕЛЬНА ленинская статья «К десятилетнему юбилею «Правды». В ней Владимир Ильич измеряет историю большевизма историей главной рабочей, коммунистической газеты: «Десятилетний юбилей ежедневной, в России издаваемой большевистской газеты... Только десять лет прошло с тех пор! А прожито по содержанию борьбы и движения за это время — лет сто».
В.И. Ленин рассматривает создание «Правды» как точку отсчёта, ключевой момент, своеобразный старт революционного движения в стране. В 1922 году он с этого и начинает знаменитую статью: «Десять лет исполнилось со времени основания легальной «Правды», легальной — по царским законам — большевистской ежедневной газеты». Для революционного вождя бытие «Правды» — это и есть истинный масштаб новейшей отечественной истории. И он подтверждает и обосновывает этот масштаб, когда далее пишет: «А перед этим десятилетием стоит ещё, примерно, десятилетие: десять лет (1903—1912), считая со времени возникновения большевизма, а если считать со времени основания вполне «большевистской» по направлению старой «Искры» (1900), то тринадцать лет (1900—1912)».
Это — удивительное, на первый взгляд, прямо-таки невероятное летосчисление русской революционной истории. Многим любителям «рыться... в хронологической пыли бытописания земли» оно представится неоправданным. Как можно уравнивать в историческом значении создание большевизма и «Правды», пусть великой, но всего лишь газеты — печатного органа большевизма? Кто решится утверждать, что «часть» и то «целое», которое она не исчерпывает, равнозначны? Более того, здесь «части» отдаётся предпочтение, так как именно она рассматривается точкой отсчёта масштабного всемирно-исторического процесса... Так мог мыслить только великий диалектик Ленин!
Издание «Искры», оформление большевизма на II съезде РСДРП и становление «Правды» Владимир Ильич и его соратники оценивают по той роли, которую играют эти события в прогрессивном движении истории к социализму. В своей знаменитой статье Ленин прямо указывает: «Десятилетний юбилей ежедневной легальной большевистской «Правды» показывает нам наглядно одну из вех великого ускорения величайшей мировой революции». Обратите внимание: для В.И. Ленина издание «Правды» — веха в мировой истории.
А когда он переходит к истории отечественной, то тем более возрастает масштабность «Правды». Заслуживает чрезвычайно пристального внимания логика строгой ленинской мысли: «Когда основывалась старая «Искра», в 1900 г., в этом участвовал какой-нибудь десяток революционеров. Когда возникал большевизм, в этом участвовало, на нелегальных съездах Брюсселя и Лондона в 1903 году, десятка четыре революционеров.
В 1912—1913 годах, когда возникла легальная большевистская «Правда», за ней стояли десятки и сотни тысяч рабочих, своими копеечными сборами победивших и гнёт царизма, и конкуренцию мелкобуржуазных предателей социализма, меньшевиков».
В.И. Ленин убеждён, что главным творцом истории являются народные массы. В появлении «Правды» он видит зримый показатель становления в России массового, победоносного рабочего движения, устремлённого в социализм.
Раскрывая и развивая мысль своего учителя, И.В. Сталин в коротком и ёмком приветствии «Правде» по случаю 20-летия выхода её первого номера чеканню писал: «Правда» родилась в волнах революционного подъёма в знаменитые «ленские дни». Появление на свет массовой рабочей газеты «Правды» в эти именно дни знаменовало собой 1) ликвидацию периода общей усталости в стране после Столыпинской «тишь да гладь», 2) мощное пробуждение русского рабочего класса к новой, второй после 1905 года, революции и 3) начало завоевания рабочих масс на сторону большевиков.
«Правда» 1912 года — это закладка фундамента для победы большевизма в 1917 году».
Ленину принадлежит великая формула о том, что партийная газета является не только пропагандистом и агитатором, но и организатором борьбы за победу социализма, за его всенародное созидание. В приветствии к дню 15-летия газеты «Правда» Сталин указал на её высокую четвёртую функцию: «Горячий привет «Правде», носителю заветов Ленина и знаменосцу революционной борьбы пролетариата за коммунизм!»
Выполнение «Правдой» этих важнейших функций и стало для В.И. Ленина основанием видеть в её создании старт победоносного пролетарского движения, неизбежно приводящего к торжеству социализма.
УЖЕ В КОНЦЕ 1912 ГОДА Владимир Ильич писал о создании «Правды» как о важнейшем событии истории: «Поставив ежедневную рабочую газету, петербургские рабочие совершили крупное, — без преувеличения можно сказать, историческое дело... Создание «Правды» является выдающимся доказательством сознательности, энергии и сплочённости русских рабочих».
В знаменитой статье «Итоги полугодовой работы» общепризнанный организатор «Правды» настойчиво подчёркивал, что её создателями были рабочие. Анализируя финансовые источники издания газеты, он находил ответ на принципиальный вопрос: «кто и как создал ежедневную рабочую печать в России». И делал глубочайший вывод: «Газета, основанная на пятаки, собранные маленькими заводскими и фабричными кружками рабочих, во много раз солиднее, прочнее, серьёзнее поставлена (и с точки зрения финансовой, и — что всего важнее — с точки зрения развития рабочей демократии), чем газета, основанная на десятки и сотни рублей, внесённых сочувствующей интеллигенцией».
Владимир Ильич видел в рабочих своих единомышленников. За 100 лет финансовые аспекты издания газеты коренным образом изменились: она давно является официальным партийным изданием, «пятаки» коммунистов теперь приходят через партийную кассу. Но остаётся неизменным то, «что всего важнее». Под руководством В.И. Ленина рабочие России ставили «Правду» не только финансово, но и идейно.
Решение Пражской конференции большевиков, состоявшейся в январе 1912 года, об издании рабочей газеты получило горячий отклик рабочих разных регионов страны. В выходившую в то время большевистскую газету «Звезда» поступали не только «пятаки» на будущее издание, но и чёткие рабочие установки об идейном облике будущей газеты. Вот одно из первых писем, пришедших уже в начале февраля 1912 года от группы рабочих и работниц — членов Общества образования имени Стасюлевича (историк, журналист и общественный деятель, умерший в 1911 году). Высылая 7 рублей в фонд рабочей газеты, авторы письма подчёркивали, что будущая газета должна нести «на своих страницах идею солидарности и воспитания широких народных масс для борьбы за лучшее будущее, за светлые конечные идеалы пролетариата».
Чёткий политический подход звучал в письме, пришедшем с Путиловского завода: «Рабочий класс, лишённый права собираться и организовываться, только имея свою ежедневную рабочую газету, может высказывать свои взгляды и будить более отставших товарищей на защиту своих рабочих интересов». Рабочие Брянского и Трубочного заводов, горячо приветствуя издание ежедневной рабочей газеты, подчёркивали, что она должна «освещать вопросы рабочей жизни, как политические, так и экономические, с пролетарской, классовой точки зрения».
В апреле 1912 года в «Звезде» было опубликовано выразительное письмо рабочих двух булочных Филиппова. «Мы не хотим, — писали они, — чтобы данная газета превратилась в орган либеральной рабочей политики. Таковая газета, по нашему мнению, нежелательна, и мы думаем, что рабочая газета должна быть марксистская, однородная с направлением «Звезды». Вот на таковую-то газету мы и жертвуем свою небольшую лепту».
Ни в одном из писем не было даже намёков на примитивную идейку учитывать вкусы обывателя и подстраиваться под них. Подобная позиция рабочим в 1912 году представлялась абсурдной. Наоборот, они решительно протестовали против буржуазной и мелкобуржуазной ориентации будущей газеты. Рабочие настаивали на том, чтобы газета была понятна рабочим, объясняла политические проблемы простым языком, но ни в коем случае не предлагали ей опускаться до обывательских вкусов и запросов.
С первого номера «Правды» рабочие решительно поддержали её позицию. Так, 15 авторов из Сормова в своём письме отмечали: «Ценя свою рабочую газету «Правда» и находя в ней всё необходимое, мы искренне желаем редакции... и впредь идти по тому же пути классовой борьбы пролетариата и единства социал-демократии, отстаивая занятую принципиальную позицию и разоблачая теоретические и практические заблуждения ликвидаторов». Группа читателей «Правды» из Киева писала в редакцию в апреле 1913 года: «До выхода рабочей газеты «Правда» мы блуждали впотьмах; теперь же с её помощью мы стали на верную дорогу. Мы ценим нашу рабочую газету «Правда» за классовую точку зрения и последовательность в рабочем движении».
Отсутствие пожеланий ублажать обывателя в таких письмах не удивляет. Но обращает на себя внимание стремление рабочих разобраться в теории. Вот что, например, писали рабочие из Московского района Питера: «Мы приветствуем «Правду» как последователи идей, которые она проповедует и за которые учит рабочих бороться, как стойкого проводника идей истинного учителя пролетариата всего мира Карла Маркса и неурезанных, широких требований рабочего класса». В письме из Москвы читаем: «Идя рядом и вместе с передовыми слоями российского пролетариата, «Правда» сумела отстоять в повседневной практической работе принципы марксизма от оппортунизма и тех шатаний, которым подверглись демократические (без кавычек! — Ред.) газеты различных оттенков». В обращении в «Правду» рабочие из Оренбурга высказывают такие пожелания: «1) пусть газета «Правда» и впредь идёт под старым знаменем; 2) чтобы отдел «По России» был полнее и статьи научного характера помещались чаще». А группа портных из Баку выражала надежду, что «ты, дорогая наша газета, как раньше, так и в будущем будешь держать тот путь, по которому пролетариат России придёт к своему классовому самосознанию».
МЫ, ПРАВДИСТЫ, СТРЕМИМСЯ и сегодня сохранять исконные черты «Правды», завещанные столетие назад её создателями — В.И. Лениным и передовыми рабочими. И сегодня рабочий класс остаётся самым многочисленным классом Российской Федерации. Только в мелкотоварном секторе наёмных работников физического труда — более 7 миллионов. Это примерно столько же, сколько было всех рабочих в России в канун Великого Октября. А сегодня армия наёмных работников физического труда, эксплуатируемая крупным и средним капиталом, составляет не менее 30 миллионов человек.
Рабочий класс, конечно же, состоит не только из авангарда, который, обращаясь ещё в дооктябрьскую «Правду», требовал, чтобы газета ко всему подходила с классовых пролетарских позиций, чтобы она разъясняла вопросы идейной борьбы со всеми разновидностями оппортунизма и идеализма и печатала научные статьи по теории марксизма. Трудящиеся включают в себя разные слои. Не будем закрывать глаза и на то, что в пролетарской и — особенно — в полупролетарской среде налицо масса обывателей. Они — следствие деиндустриализации страны: она хотя и не ликвидировала рабочий класс, но заметно изменила не только его структуру, но и миропонимание. Ещё сильнее способствовало «клонированию» обывателя половодье мелкобуржуазности, исторгаемое всей атмосферой всевластия частной собственности, агрессивной проповедью индивидуализма официальным агитпропом и насаждаемым правящим режимом разрушением личности.
Немудрено, что кое у кого появляется иллюзия, будто в таких условиях «Правда» должна ориентироваться не только на передовых представителей класса наёмных работников физического и умственного труда, но и на разливанную обывательскую массу. Подобные «рекомендации» скорее всего вполне искренние, но они лишь подтверждают справедливость суровых ленинских слов: «Совершенно естественно, что мелкобуржуазное мировоззрение снова и снова прорывается в рядах широких рабочих партий».
Великий революционный мыслитель в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» предупреждал единомышленников: «Вы обязаны не опускаться до уровня ...отсталых слоёв класса. Это бесспорно. Вы обязаны говорить им горькую правду. Вы обязаны называть их буржуазно-демократические и парламентские предрассудки предрассудками. Но вместе с тем вы обязаны трезво следить за действительным состоянием сознательности и подготовленности именно всего класса (а не только его коммунистического авангарда), именно всей трудящейся массы (а не только её передовых людей)».
«Трезво следить» — это совсем не то же, что ориентироваться. Что значит ориентироваться на обывателя? Это, во-первых, подыгрывать его мелкобуржуазному мировидению. Это, во-вторых, целенаправленно снижать общий уровень классового сознания трудящихся, ориентируя на обывателя даже пролетарский авангард. Наконец, это потакать неклассовому подходу обывателя к событиям политики, экономики, нравственности, культурной сферы. А В.И. Ленин предупреждал: «Кто... говорит о неклассовой политике и неклассовом социализме, того ст`оит посадить в клетку и показывать рядом с каким-нибудь австралийским кенгуру».
Это уже не борьба за массы, а фактическое отступление от марксистско-ленинской идеологии. Между тем идеология — единственная сфера общественных отношений, в которой недопустимы никакие компромиссы.
Задача «Правды» — ни в коем случае не опускаться до обывателя, а, наоборот, подтягивать его до уровня классового понимания общественно-политических проблем. Это трудно, очень трудно. Из Древней Греции до нас дошла поучительная история. Встретились Сократ и гетера. Желая посмеяться над философом, гетера сказала: «Сократ, а к тебе на беседу сегодня не пришло несколько твоих учеников. Они были со мной». Мудрец ответил: «Ты тянешь человека вниз, а я веду вверх. Разве не ясно, что подниматься в гору всегда труднее».
В.И. Ленин всегда требовал, чтобы «Правда» вела только в гору. В одном из писем в редакцию газеты он предупреждал, что было бы «гигантской ошибкой... плыть бессознательно по течению». В другом письме он удивлялся: «С каких пор гневный тон против того, что дурно, вредно, неверно... вредит ежедневной газете?? Наоборот, коллеги, ей-богу, наоборот. Без «гнева» писать о вредном — значит, скучно писать».
Владимир Ильич постоянно требовал от газеты наступательности: «Надо не жаловаться, а нападать, подчёркивая нарушение воли пролетариата...» В отношениях с «Правдой» он особенно указывал на необходимость нетерпимого отношения к идеологическим вихляниям ревизионистов, к любым попыткам сползания в идеализм: «Увеличению тиража марксисты рады, когда он увеличивается марксистскими статьями, а не статьями против марксизма. Мы хотим идейной газеты, все сотрудники и читатели «Правды» хотят этого — марксистской, а не махистской. Не так ли?»
Нет, Ленин требовал от «Правды» не ориентироваться на обывателя, а «усерднее кормить больных рабочих марксистской литературой». Он писал: «Нет задачи для сознательных рабочих важнее той, чтобы понять значение своего движения и точно познать его. Единственный, — но зато и непобедимый, — источник силы рабочего движения, это — сознательность рабочих и широта их борьбы, то есть участие в ней массы наёмных рабочих».
«Правда» всегда стремилась следовать этому ленинскому завету. В постановлении ЦК КПРФ, посвящённом 100-летию газеты, отмечается, что в целом ей это вполне удавалось: «В период разрушения Советского Союза «Правда» одной из первых приняла на себя удар «реформаторов». Газету пытались закрыть, переориентировать под нужды «демократизаторов», заставить отказаться от своих принципов. Но ленинская «Правда», её журналистский коллектив не дрогнули, выдержали травлю и преследования, не поддались на посулы местных и зарубежных посредников.
Через десятки судебных заседаний пришлось пройти правдистам, чтобы отстоять право продолжать нести людям Слово Правды, чтобы вернуть статус главной газеты Коммунистической партии Российской Федерации».
Сила «Правды» была, есть и будет в следовании ленинским принципам партийной печати.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме