14:15 28.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета «Правда»: Подвиг Андрея Рублева

В Третьяковской галерее открыта выставка «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания», приуроченная к 650-летию со дня рождения русского иконописца. Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва на выставке представлены работы из Исторического музея, Русского музея, музеев-заповедников «Московский Кремль» и Владимиро-Суздальский, а также Сергиево-Посадского и Звенигородского историко-художественных музеев. Экспонируются два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В.А. Логвиненко.

Точная дата рождения средневекового мастера за несколько столетий затерялась во времени. Но празднование юбилея Рублёва стало традицией с 1960 года, когда в Советской стране с беспрецедентным размахом было отмечено 600-летие со дня его предполагаемого рождения.

Сведения о жизни и деятельности великого художника, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. Первое, датированное 1405 годом, — о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: «… а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор, старец с Городца, да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю».

Второе упоминание 1408 года гласит: «…мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублев». Позднее имя Рублёва исчезло со страниц летописей, но появилось в житиях прославленных русских святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. По свидетельству этих источников, выдающийся мастер вместе со своим «сопостником» Даниилом около 1425 года принимал участие в работах по украшению интерьеров белокаменных храмов — Троицкого в Троице-Сергиевой лавре, а два года спустя — Спасского в Спасо-Андрониковом монастыре.

Большинство известных по историческим источникам произведений Рублёва утрачены, некоторые сохранились лишь в незначительных фрагментах. Поэтому исключительной ценностью стали свидетельства о принадлежности художнику иконы «Святая Троица» из собора на Городке в Звенигороде (так называемый «Звенигородский чин»), а также росписи этого храма, исполненные около 1400 года. Сведения о работе Рублёва в Успенском соборе во Владимире и Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры позволяют специалистам предположить, что иконы из иконостасов этих храмов, частично представленные на выставке, могли быть выполнены в его мастерской или при его непосредственном участии.

Коллекция работ Рублёва и его круга в едином выставочном пространстве даёт уникальную возможность составить впечатление как о наследии замечательного иконописца, так и о важнейшем этапе в истории русской художественной культуры, прикоснуться к духовной жизни наших далёких предков, противостоявших монголо-татарским завоевателям, вспомнить о драматическом периоде в судьбе нашей Родины.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме