15:30 26.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Газета «Правда»: Мутанты войны
1418 огней — столько дней отделяли 22 июня 1941 года от Дня Победы в Великой Отечественной войне — вспыхнули в Парке Победы на Поклонной горе в Москве в канун Дня памяти и скорби, приуроченного к 71-й годовщине вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.
В этот день в городах и сёлах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и ряда других стран люди воздали должное памяти десятков миллионов павших — погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений, всех тех, кто ценой собственной жизни выполнил свой долг по защите Родины.
По официальным данным, 27 миллионов человек, из которых 18 миллионов приходилось на гражданское население, погибли в той войне. Безвозвратные потери Красной Армии составили около 8,7 миллиона человек. В фашистских концлагерях были убиты и замучены 4 миллиона советских людей. В годы войны в фашистском плену находились 4,5 миллиона военнослужащих, более 2 миллионов из них погибли.
Только за первый день вражеского нашествия были разорены сотни городов и сёл, а за все годы войны — 1710 городов и более 70 тысяч деревень.
Враги сожгли родную хату
В канун Дня памяти и скорби в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе прошли научная конференция и открытие выставки «Памяти сожженных деревень России». В основе экспозиции — трагическая судьба небольшой деревушки Хацунь, расположенной в 30 километрах от Брянска.
К 25 октября 1941 года Брянщина была практически полностью оккупирована гитлеровцами. В Хацуни местные жители скрывали нескольких красноармейцев, которые попытались выйти из окружения. На окраине деревни с ними столкнулся немецкий дозор. Завязался бой. Как рассказывала местная жительница Валентина Густ, троих немцев из четырёх уложили, одному удалось удрать. На следующий день появились каратели.
Перед войной в Хацуни было 12 домов, население — 40 человек. Но в октябре в деревню съехались беженцы из оккупированного Брянска. Карательная операция началась в 10 утра. Всех согнали на окраину села, где по периметру стояли пулеметы. Акция продолжалась шесть часов. Всего было казнено 318 человек — в соответствии с гитлеровским приказом: за одного погибшего от рук партизан немца убивать сто русских.
Тела расстрелянных пролежали под открытым небом около двух недель. Немцы запрещали хоронить погибших — в назидание жителям окрестных деревень.
В наше время некоторые псевдоисторики пытаются выгородить гитлеровских вояк: карательные акции проводились, дескать, эсэсовцами и полицаями, а вермахт якобы ни при чём — благородные воины. Так вот, брянским краеведам удалось отыскать доклад командира 156-го артиллерийского пехотного полка вермахта (именно вермахта) об обстоятельствах расстрела в Хацуни. Историк Андрей Кукатов разместил электронную копию документа в своем блоге в Интернете. В рапорте, в частности, говорится, что вместе со взрослыми в Хацуни были расстреляны 60 детей. И поражающее цинизмом объяснение: поскольку ликвидации подлежали все без исключения взрослые, то детей в возрасте от 2 до 10 лет «благородные воины» решили не оставлять сиротками. Такой вот гуманизм по-фашистски. Вышестоящее начальство наложило резолюцию: акция проведена успешно.
В выступлениях историков — участников конференции лейтмотивом звучала эта тема: карательные акции, такие, как в Хацуни, были проявлением не просто патологической жестокости отдельных выродков, а целенаправленной политики гитлеровских главарей, поставивших задачу уничтожить славянское, прежде всего русское, население. Для их проведения зачастую не требовалось даже выявленного сотрудничества с партизанами, достаточно было подозрения, нечаянно оброненного слова, косого взгляда, а то и вовсе ничего не требовалось, просто палачам хотелось угодить начальству. Вот почему на нашей земле не место каким-либо памятникам погибшим гитлеровцам, о чём талдычат прозападные политиканы: фашистские изверги того не достойны.
Кстати, командовавшим расстрелом в Хацуни лейтенантам Хефелю, Эйлеманну, Глейзеру и их подручным воздано сполна: согласно архивным документам, 156-й полк вермахта был брошен на Москву и полностью уничтожен в ходе контрнаступления советских войск. Вот это достойный ответ!
Сейчас на месте расстрела действует мемориальный комплекс — первый воздвигнутый в России в память об уничтоженных фашистами сёлах и деревнях, коих только на Брянщине было больше тысячи.
У чуровых не срастается
Ровно в четыре часа утра 22 июня в просторном атриуме здания Центральной избирательной комиссии РФ открылась тематическая выставка под названием «Год истории России». Открылась под аккомпанемент рёва танков и бомбовых разрывов, хроникальных кинокадров, знаменитого выступления по радио Молотова, огласившего заявление советского правительства с пророческими словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами», и первой песни войны: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
Эпиграфом выставки, организованной Центризбиркомом РФ совместно со Студией военных художников имени М.Б. Грекова и Музеем-мастерской Зураба Церетели, стали слова историка В.О. Ключевского: «История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». В экспозиции — произведения батальной живописи, скульптуры, образцы военно-исторической миниатюры, фотоматериалы, оригиналы и копии исторических документов, артефакты с полей сражений разных веков.
Ряд работ выставляется впервые, в частности картины грековцев: А.И. Фёдорова «Защита обители», С.Н. Присекина «Подвиг генерала Скаллона под Смоленском, 1812 г.», П.В. Рыженко «Ожидание Сергия», триптих «Наследник» и диорама «22 июня, 9 часов утра». Мастерская Зураба Церетели представлена эмальерными панно «Куликовская битва. 1380» и «Бородино. 1812». Уже из этого неполного перечня названий становится понятен замысел устроителей выставки: выстроить в один ряд борьбу с татаро-монгольским игом, изгнание из Москвы поляков в 1612-м, Наполеона в 1812-м и разгром фашизма в 1945-м. «Так получилось, — сказал, открывая выставку, председатель ЦИК РФ В.Е. Чуров, — что за 1050 лет своей документированной истории наше государство воевало много раз, воевало под разными флагами: под красным или чёрным (историки спорят) с крестом на Куликовом поле, под флагами царя Алексея Михайловича и Петра Великого, под трёхцветными знамёнами, под красным флагом с серпом и молотом. Лишь один флаг признавался позорным для России и для русской армии — это белый флаг».
Далее главный дирижёр российского псевдовыборного процесса выразил уверенность в том, что наша страна и сегодня никогда и ни перед кем белого флага не выкинет. Казалось бы, и флаг ему в руки. Только одна маленькая поправка. Под трёхцветными знамёнами до 1917 года никто не воевал, это были торговые флаги. А вот во время Гражданской войны бело-сине-красный флаг был взят на вооружение Белым движением, по её окончании — антисоветскими эмигрантскими организациями за границами России, а в годы Великой Отечественной — власовцами, воевавшими в одном строю с гитлеровцами. Правда, сколько-нибудь серьёзных побед за ними не числится, а вот позора — выше крыши. Воспевания «подвигов» этих вояк на выставке, слава богу, не замечено.
И всё же такого рода оговорочка в устах В.Е. Чурова, по-видимому, не случайна. Взяв на себя роль экскурсовода, он с особой любовью комментировал триптих «Наследник», не преминув заметить, что в его собственном роду начиная с 1612 года числится немало защитников Родины, в том числе служивших, подчёркнуто с гордостью, в Белой армии. В центре композиции — цесаревич Алексей, в левой части — священник перед портретом Николая II, а в правой — белый офицер в изгнании, продающий с голодухи Георгиевский крест. Как следует из комментария, в этом произведении автор показывает причину распада так называемой симфонии между якобы богом данной властью, церковью и народом в лице русского солдата — цареубийство. К чему это привело, по многозначительному замечанию В.Е. Чурова, известно.
Оставим на совести экскурсовода миф о той самой благостной «симфонии», прерванной якобы в 1917-м большевиками, в итоге построившими, как известно всем (кроме, видимо, чуровых), на обломках империи новый мир — мир социализма, превратившими отсталую лапотную Россию в могучую передовую державу, спасшую Европу от «коричневой чумы» фашизма. Как же это могло случиться, если, по мнению чуровых, советская эпоха — это своего рода «чёрная дыра» в истории России? Что-то тут у них, чуровых, не срастается. Как не выстраивается и какая-либо преемственность между власовским триколором и молоткасто-серпастым Красным знаменем — Знаменем Победы.
Зато вполне выстраивается, можно сказать срастается, преемственность между учинённым в стране «реформаторским» разором всего и вся (в том числе армии и всего оборонного комплекса) и горбачёвско-ельцинским предательством социализма, углубляющимся ныне под руководством В.В. Путина. В этой связи Указ президента РФ Д.А. Медведева от 9 февраля 2012 года «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» с целью привлечения внимания общества к роли России в мировом историческом процессе, на что так активно откликнулся своей выставкой услужливый В.Е. Чуров, окрашивается в мрачные тона чёрного юмора, чего чуровы, кажется, не замечают. «Где стол был яств, там гроб стоит». Увы, Пушкин, поистине, был пророком.
Мутанты войны
В рамках Дня памяти и скорби в Большом киноконцертном зале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе прошёл тематический вечер из цикла «Чтобы помнили», посвящённый деятельности А.В. Александрова — создателя знаменитого ансамбля песни и пляски его имени, автора великой песни на стихи В.И. Лебедева-Кумача «Священная война», действительно поднимавшей всю страну на борьбу с гитлеровским нашествием. В вечере участвовал правнук композитора, талантливый певец Олег Геннадиевич Александров, достойно продолжающий в своём творчестве патриотическую тему, которую считал главной для себя его прославленный прадед.
В завершение вечера состоялась премьера кинофильма Карена Шахназарова «Белый тигр» (по повести И. Бояшева «Танкист, или «Белый тигр»). Список работ режиссёра довольно обширен. Начав с простеньких, развлекательных картин («Добряки», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх»), последующие («Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Сны», «Палата № 6») постановщик насыщает неоднозначными образами, сложными подтекстами, расшифровка которых не поддаётся рациональному инструментарию. «Белый тигр», по мнению самого режиссёра, это самая сложная из его экранных работ. Не только из-за масштабных батальных сцен, обилия массовок, но и по содержанию.
Великая Отечественная война близится к финалу. Советские войска уверенно наступают. Неизбежны и тяжёлые потери. Эпизоды в полевом госпитале порой шокируют своим натурализмом. Мы видим, как из подбитого танка извлекают обуглившийся труп. Нет, не труп, лейтенант открывает глаза. В госпитале ему выносят приговор: ожог 90 процентов тела, проживёт не более двух дней. Но через три дня ошеломлённый врач обнаруживает, что все следы ожога исчезли, словно его и не было. При этом — полная амнезия: лейтенант не помнит даже своего имени. Ему дают новое — Иван (первое, что приходит в голову), подходящую к случаю фамилию — Найдёнов и отправляют в часть служить дальше. Как грубовато пошутил командир, для того, чтобы заталкивать снаряд в танковое орудие, память не очень-то и требуется.
Но при этом Иван обретает способности, которые многие считают признаками сумасшествия: он понимает язык танков, беседует с ними, выслушивает их советы, для него они — не груды железа, а живые существа, с которыми он устанавливает телепатическую связь. Надо сказать, что в батальных сценах режиссёр как бы подтверждает правоту своего героя: сражающиеся танки подобны каким-то фантастическим громыхающим динозаврам. И ещё Иван молится танковому богу, который живёт на облаках, он в форменных комбинезоне и шлеме, и, когда ездит по небу в своём позолоченном танке, гремит гром и сверкают молнии.
Командир части, в которой служит Иван, объясняет генералу все эти странности неожиданно просто и без всякой там мистики: ведь, по Дарвину, живые существа изменяются в зависимости от условий существования, вот и как бы заново родившийся Иван — это мутант войны, наделённый специфическими свойствами.
Ещё одно, на этот раз чудовищное её порождение — таинственный, огромный и неуязвимый немецкий танк, неведомо откуда появляющийся в дыму сражений, безжалостно расстреливающий наши машины и также неведомо куда бесследно исчезающий. Однажды Ивану удаётся его подранить, но, вопреки обыкновению (немцы всегда покидали загоревшиеся машины), из люка монстра никто не показывается, так что потрясённый увиденным майор предполагает, что там вовсе и нет никакого экипажа.
Финал: поверженный Берлин, все ликуют, празднуют победу. И только Иван не расслабляется, он знает, что танк-призрак не погиб, он затаился на время и, может быть, завтра, а может, через пять, двадцать, сто лет непременно объявится во всей своей разрушительной мощи. И только он, Иван, может и должен его уничтожить.
Фантастика? Пожалуй. Но есть в этих странных образах некая неопровержимая художественная реальность, в которую необходимо вслушаться.
Тем более что в заключительном эпизоде появляется ещё один хорошо знакомый монстр — Адольф Гитлер, неторопливо, в тиши кабинета беседующий с неким персонажем, лицо которого скрыто в тени. Организатор и вдохновитель всемирной бойни очень доходчиво объясняет происшедшее: мы, дескать, всего лишь попытались реализовать вековую мечту европейского обывателя — покончить с евреями и загадочным восточным кентавром по имени Россия.
Чем не мутант войны? При этом вполне реальный.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме