15:00 01.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Газета «Правда»: Министры СССР против нынешних горе-реформаторов
Вышло второе, расширенное издание книги «Министры советской эпохи» (с подзаголовком: «О времени, о соратниках, о себе»). Представляя этот 610-страничный коллективный труд, председатель правления Совета ветеранов — министров СССР и РСФСР Николай Александрович Паничев, министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР в 1987—1991 годах, сказал:
— ВО ВТОРОМ ИЗДАНИИ появился новый раздел, который можно назвать «косыгинским». Историческое поле книги раздвинулось и теперь охватывает не только 80-е, но и середину 60-х—70-х годов, связанную с деятельностью выдающегося советского премьера и «звезд» его правительства — С.А. Афанасьева, П.Ф. Ломако, П.С. Непорожнего, Н.С. Патоличева, Е.П. Славского, А.И. Шокина и других. Эти и другие министры СССР отдают должное реформам А.Н. Косыгина. «Но осуществить их ему не позволили. По большому счету, по этой причине впоследствии дело пришло к развалу страны и полной смене политического и экономического курса уже Российской Федерации», — отмечает в мемуарах А.А. Бабенко, министр строительства СССР в восточных районах страны (1983—1989 гг.), заместитель Председателя Совета Министров РСФСР (1989—1990 гг.).
Думается, многие читатели впервые узнают из очерка А. Гвишиани (внука премьера) и А. Кудашина о Косыгине такой факт его биографии. 31 декабря 1941 года Верховный Главнокомандующий назначил Алексея Николаевича уполномоченным ГКО и поручил организовать эвакуацию блокадного Ленинграда. 17 января он провел в Кремле совещание, на котором обсуждался вопрос об оказании помощи Военному совету фронта в спасении населения... Именно посланец Сталина выдвинул идею о ледовой «Дороге жизни» и получил одобрение Ставки. «Степень риска, который брал на себя Косыгин, была огромной. Но «Дорога жизни» действовала бесперебойно до двадцатых чисел апреля 42-го. По ней было эвакуировано 550 тысяч ленинградцев, вывезено оборудование 70 промышленных предприятий, свыше 70 тысяч единиц оборудования и станков, около 160 тысяч тонн цветных металлов... Успехом «Дороги жизни» он гордился до конца своих дней».
Книга пополнилась автобиографическими очерками О.Д. Бакланова, В.Д. Даниленко, В.Л. Малькевича, С.В. Колпакова, В.Ф. Яковлева и Л.И. Хитруна. В первом издании представлен 41 руководитель ведущих отраслей экономики СССР, в нынешнем — 57.
В предисловии к читателям книги обращается Владимир Иванович Долгих, в советские годы — секретарь ЦК КПСС, курировавший тяжелую промышленность СССР: «Самый болевой нерв воспоминаний, несомненно, — в размышлениях авторов сборника о национальной катастрофе начала 90-х годов прошлого века. К счастью, это не умножение массы уже известных суждений, а точный, нередко неожиданный, неординарный анализ кардинальных проблем. Например, в какой мере закономерна и обусловлена гибель СССР, существовали или нет цивилизованные формы перехода к рыночным отношениям, было ли ответственно за случившееся Советское правительство?»
Полемична книга, полемичными были и выступления министров советской эпохи на представлении нового издания. Анализируя то, что было и быльем не поросло, организаторы производства из высшего управленческого центра СССР в размышлениях о должностном, профессиональном росте когорты выдающихся советских руководителей-созидателей сравнивали их с нынешними баловнями номенклатурной судьбы. И масштаб личностей совсем иной, и послужной список.
Николай Константинович Байбаков, например, родился в семье рабочего-кузнеца. Начал трудовую биографию после учебы в нефтяном институте инженером Ленинского промысла. И поднялся по служебной лестнице до постов наркома нефтяной промышленности СССР (1944—1955 годы), заместителя Председателя Совета Министров страны и одновременно — председателя Госплана (1965—1985 годы). «Наша история богата быстрыми и резкими поворотами в экономике и политике, — пишет он. — Главным итогом реформы в России можно считать тот печальный факт, что горбачёвым, ельциным, гайдарам, чубайсам удалось превратить страну творцов и созидателей в сообщество паразитов-потребителей в результате почти бесплатной раздачи заводов, фабрик и денег. Таким образом, формируемая система была изначально порочна, так как возникла не снизу, не с предприятий и производства, а искусственно — «сверху», с создания верхушечного банковского капитала».
Младореформаторы, как известно, предали анафеме плановую советскую экономику. Взяв слово на презентации книги, один из ее авторов — Александр Александрович Ежевский, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в 1980—1988 годах, начал заочный спор с «рыночниками»:
— Без перспективного планирования государство развиваться не может. Это бредни, будто рынок всё отрегулирует. Посмотрите на опыт Японии! В этой стране есть Главное управление планирования численностью 1950 человек. Оно составляет пяти- и десятилетний планы. А возьмите Китай, демонстрирующий даже в условиях кризиса бурное развитие. Оно ведь определено наметками плана, а не одного только рынка.
Об ответственности высокого руководителя за дела и слова говорил на презентации сборника Евгений Александрович Козловский, министр геологии СССР (1975—1989 годы):
— Когда слышу заявление главы нашего государства о модернизации, невольно возникают вопросы: какова ее стратегия, каково финансовое обеспечение? Нет на них ответа, брякнул — и всё.
Министр советской поры вступил в заочную дискуссию и с премьером Путиным:
«Если возникнет необходимость — откупорим ряд нефтяных месторождений».
— Где откупорим? Минерально-сырьевая база обнищала. Минувшие 20 лет страна продержалась только за счет задела советских времен, но он на исходе.
Мемуары министров вышли в издательстве «Патриот». Увы, небольшим тиражом.
Юрий Махрин.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме