16:15 09.11.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета «Правда»: Другу СССР Ален Делону – 75 лет

Его имя давно стало нарицательным. Уже не одно поколение представительниц прекрасного пола, характеризуя внешность того или иного мужчины, с сожалением вздыхает: «Он, конечно, не Ален Делон». На протяжении более 50 лет жгучий брюнет с небесно-синими глазами заставляет трепетать сердца зрителей, завораживая своей мужественной красотой, самобытным талантом и ненасытной жаждой жизни. 8 ноября «священному чудовищу» французского кинематографа, неподражаемому месье Делону исполняется 75 лет. Об этом публикация в газете «Правда».  

     БЕССПОРНЫЙ  КУМИР как искушённых киноманов, так и рядовых поклонников  «важнейшего из искусств», Ален Делон  в реальности —  натура весьма противоречивая и далёкая от идеала. Эгоистичный и капризный с друзьями и партнёрами, безжалостный по отношению к некогда любимым женщинам, он, тем не менее, верный друг, не бросающий близких в беде. Помимо всего, знаменитый артист, неоднократно попадавший, а порой и возглавлявший первую тройку самых популярных людей Франции наряду с президентом Шарлем де Голлем, слывёт ещё и дельцом, способным во имя интересов своей компании подать в суд даже на собственного сына. Словом, он нередко выглядит малосимпатичным как человек и в то же время не может не вызывать восхищение как актёр, достигший вершин киношного Олимпа упорным трудом, помноженным на природное обаяние и изрядную долю везения. Делона любили снимать гранды европейской режиссуры — Висконти, Антониони, Клеман, Мельвиль, Верней, Блие, Дерей, Кристан-Жак, партнёрами становились корифеи экрана — Жан Габен, Лино Вентура, Берт Ланкастер, а партнёршами — признанные кинодивы Старого Света: Милен Демонжо, Роми Шнайдер, Анни Жирардо, Клаудиа Кардинале, Брижит Бардо, Симона Синьоре, Катрин Денёв, Орнелла Мути.

     Впрочем, всего этого могло и не быть. Ведь юный Ален Фабьен Морис Марсель  Делон, выросший в небольшом городке  Бур-ла-Рен, близ Парижа, отнюдь не бредил кино и не жаждал сниматься. Паренёк  со взбалмошным характером и необузданным нравом, исключённый из всех учебных заведений, так и не окончил среднюю школу. Получив по настоянию матери и отчима, владевшего колбасной лавкой, свой единственный в жизни документ об образовании — диплом мясника, Ален быстро разочаровался в этом ремесле и, записавшись в 1953 году в парашютно-десантные войска морской пехоты, попал на войну в Индокитае, оказавшись в итоге в Сайгоне.

     После демобилизации из армии в 1956-м  Ален вернулся в Париж и, не найдя  подходящей работы, по совету друзей начал  ходить на различные кастинги и кинопробы, заводя новые знакомства, цепочка которых в конце концов привела молодого человека к известному режиссёру Иву Аллегре, предложившему Делону дебютировать в его фильме «Когда вмешивается женщина». Так, в 1957 году красавец француз впервые появился на экране.

     Отметившись на протяжении последующих двух лет  ещё в четырёх картинах, не принёсших  ему известности, в 1959-м актёр  получил судьбоносное приглашение  Рене Клемана сыграть в экранизации  романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». В детективе под названием «На ярком солнце» Делон создал образ бедного изобретательного авантюриста, дьявольски обаятельного и абсолютно аморального типа, готового на всё — от подделки документов до убийства друга — лишь бы присвоить чужую роскошную жизнь. После премьеры 25-летний Ален наконец-то проснулся знаменитым — восторженные критики даже назвали его «достойным преемником Жерара Филипа».

     Выход ленты Клемана в мировой прокат принёс Делону популярность далеко за пределами Франции, и предложения  сняться в главных ролях посыпались на «Жюльена Сореля 1960 года» как из рога изобилия. Благодаря работе с мэтрами итальянского кинематографа Лукино Висконти («Рокко и его братья», «Леопард») и Микеланджело Антониони («Затмение) актёру-самоучке, постигавшему искусство лицедейства прямо на съёмочной площадке, в самом начале головокружительной карьеры удалось создать сложнейшие образы, позже вошедшие во все учебники по киноискусству. Вот так юноша с лицом ангела и повадками бандита, однажды случайно очутившийся перед камерой без особого желания играть в кино, почти сразу нашёл своё место на экране.

     Эпоха 60-х оказалась, пожалуй, самым плодотворным периодом в творчестве Делона, ежегодно снимавшегося сразу в нескольких фильмах во Франции, Италии и даже успевшего поработать в Голливуде. Это десятилетие отмечено такими лентами, как «Мелодия из подвала», «Чёрный тюльпан», «Хищники», «Искатели приключений», «Три шага в бреду», «Бассейн», «Сицилийский клан», «Борсалино».

     В 1964 году актёр создал собственную  киностудию «Дельбо продуксьон»  и впервые выступил в роли продюсера  драмы Алена Кавалье «Непокорённый», сыграв в ней заодно и главную  роль. С этого момента Делону придётся всю оставшуюся жизнь разрываться  между приверженностью к качественному, интеллектуальному кино и коммерческими, беспроигрышными, с точки зрения кассовых сборов, сюжетами. Угождая критикам, он терял деньги, а снимая и снимаясь на потребу публике, получал «оплеухи» от киногурманов. За свою карьеру Делон-продюсер, основавший в начале 70-х ещё и киностудию «Адель продуксьон», рискнёт деньгами в общей сложности в 30 картинах. Одним из наиболее удачных проектов, правда, только с точки зрения актёрской работы, для Алена стала спонсированная им лента Джозефа Лоузи «Месье Кляйн», в которой актёр в 1976 году создал образ эльзасца Робера Кляйна, арестованного немцами по ошибке вместо однофамильца-еврея. Картина была удостоена «Сезара» — высшей награды французской киноакадемии, а её герой довольствовался всего-навсего номинацией на премию.

     Заветная  статуэтка «нашла» Делона лишь в 1985 году. Ален получил её за фильм  Бертрана Блие «Наша история», весьма удивив критиков предельно рискованной  для имиджа первого красавца французского кинематографа ролью Робера Авранше  — небритого алкоголика с помятым лицом. Однако новое амплуа себя оправдало.

     В 70-е, а особенно в 80-е и 90-е годы основным мотивом в творчестве Делона за редким исключением («Вдова Кудер», «Первая ночь покоя», «Двое в городе», «Любовь Свана», «Возвращение Казановы») стали фильмы в стиле полар (смесь полицейского бое-вика с детективом) — «Полицейская история», «Смерть негодяя», «Не будите спящего полицейского», «Троих надо убрать» и т.д. Классическим образцом картины этого жанра по праву считается «Самурай» Жан-Пьера Мельвиля, в котором Ален ещё в 1968 году блистательно перевоплотился в Ледяного ангела — наёмного убийцу Джеффа Кастелло. Кстати, обе режиссёрские работы актёра — «За шкуру полицейского» (1981 год) и «Неукротимый» (1983 год) — также представляют собой типичные полары. А в 1978-м в советском мультфильме режиссёра Ефима Гинзбурга «Ограбление по…» даже появился персонаж-пародия на Делона как популярного героя французских боевиков.

     Своё 75-летие знаменитый артист встречает  с внушительным багажом в 85 актёрских, 30 продюсерских, 10 сценарных, 7 телевизионных, 6 театральных и 2 режиссёрские работы. Даже сегодня, когда он практически перестал сниматься (последний раз он сыграл Юлия Цезаря в комедии «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх» в 2008-м) и лишь изредка появляется в небольших телесериалах, его популярности могут позавидовать многие собратья по киноцеху. Фильмы с Аленом Делоном — по-прежнему частые гости на телеэкранах мира. Мода на легендарного француза ещё долго не пройдёт, поскольку не иссякнет интерес к таким шедеврам с его участием, как «На ярком солнце», «Рокко и его братья», «Самурай», «Господин Кляйн», «Новая волна». Имя Делона всегда привлекало внимание и в нашей стране. Особенно после того, как в 1979 году он снялся в роли инспектора Фоша у советских режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова в ленте «Тегеран-43» (на снимке), удостоенной золотого приза МКФ в Москве. А рок-группа «Наутилус Помпилиус» записала некогда популярный хит о том, что Ален Делон «не пьёт одеколон, а пьёт двойной бурбон».

     Примечательно, что артист никогда не играл клошаров или простых работяг. Ему были интересны совсем другие характеры  — искатели приключений или сильные  личности «со сдавшими тормозами». Не говоря уж о центральных киноперсонажах, проходящих через всю его жизнь: полицейских и лицах, преследуемых законом. Но он всегда верно служил своему искусству. Вместо «складирования» своих гонораров в надёжных банках под хорошие проценты Делон одним из первых актёров занялся продюсированием и вкладывал заработанные миллионы в кинопроизводство. При этом часто рисковал, терял деньги, но неизменно поднимался и продолжал своё дело.

     В 1991 году президент Франции Франсуа  Миттеран, награждая актёра орденом  Почётного легиона, сказал: «Вы —  наш, вы — часть французского пейзажа». Полувековая карьера Алена Делона доказала, что он — не только общепризнанное культурное достояние своей страны, но и неотъемлемая часть мирового киноискусства, одна из его незабываемых легенд.

     Елена МОРОЗОВА.  


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме