13:00 12.03.2021 | Все новости раздела "КПРФ"

Газета "Правда". Бюджет развития — на службу народу

2021-03-12 13:45
Подготовила Татьяна Офицерова

Конкретика, профессионализм и глубокое знание проблем отличали выступления участников «круглого стола», состоявшегося по инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе. «Законодательное обеспечение формирования бюджета развития Российской Федерации на 2022—2025 годы» — тема архиважная! Бюджетная политика определяет и место России в рейтинге мировых держав, и смысл принимаемых властями управленческих решений, и жизнь каждого человека в нашей стране.

Программная речь Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганова «Нужен новый курс, нужна новая бюджетная политика», открывшая заседание, уже была опубликована в «Правде». Сегодня вниманию наших читателей предлагается обсуждение вопроса участниками форума. За этим «круглым столом» собрались депутаты Государственной Думы, региональных и местных представительных органов власти, главы областей и районов, учёные, руководители предприятий и представители общественных организаций — всего около 1000 человек из 50 регионов России. Часть из них непосредственно присутствовали в Малом зале Госдумы, другие выступали по видеоконференцсвязи.

Финансовые потоки — в казну!

С развёрнутым докладом выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам академик РАН Владимир КАШИН:

— В советское время наша страна производила 20% мирового ВВП. Сегодня мы производим в 5 раз меньше самолётов, в 18(!) раз меньше вертолётов. В станко- и машиностроении — аналогичная ситуация. Пока ещё как-то держатся направления добычи природных ресурсов, но и тут проблем с каждым годом становится всё больше: технологическая зависимость, манипулирование ценами, сговоры на мировом рынке и т.д.

Единственной отраслью, показавшей положительную динамику, стало сельское хозяйство. Но вместо заслуженной поддержки крестьяне получили лишь многократно возросшее давление, которое ко всему прочему усугубилось ударами, нанесёнными экономическим блоком правительства. Рост мировых цен на зерно стал отличным предлогом к тому, чтобы на волне высокого урожая запустить руку в крестьянский карман. Искусственно вздёрнув цены на продовольствие, принялись давить цену сельскохозяйственных товаропроизводителей, таможенными пошлинами отрезали возможность экспортировать зерно.

Не заставили себя долго ждать и производители промышленной продукции для АПК. И без того ежегодно повышающиеся цены на минеральные удобрения за последний месяц показали взрывной рост. По отдельным, наиболее востребованным позициям цены прибавили по 30—50%! Рост цен на средства производства в сельском хозяйстве, равно как и завышенные тарифы на электроэнергию, ещё сильнее усугубляют ситуацию. И это в преддверии весенних полевых работ.

Мы направили телеграммы председателю правительства Российской Федерации с копиями в адрес курирующего сельское хозяйство вице-премьера В. Абрамченко и министра сельского хозяйства Д. Патрушева, в которых призвали принять исчерпывающие меры по снижению цен на удобрения и другую промышленную продукцию для АПК. Сегодня этот вопрос находится на особом контроле у фракции КПРФ и аграрного комитета Госдумы.

Эта ситуация складывается на фоне уменьшения государственной поддержки сельского хозяйства, кратного урезания финансирования государственной программы комплексного развития сельских территорий, а также искусственно созданной волокиты вокруг утверждения госпрограммы вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель. А это именно те документы стратегического планирования, которые призваны решить наиболее сложные задачи.

Социально-экономическая деградация сельских территорий уничтожает кадровый потенциал развития сельского хозяйства, разрывает пространственные связи, подрывает независимость и самобытность нашей Родины. Порядка 40 млн га пашни в России заброшено. Введение их в сельскохозяйственный оборот эквивалентно 100 млн тонн дополнительного урожая, которого так не хватает в мире и в нашей стране. Динамика на таких важнейших направлениях, как производство мяса крупного рогатого скота, молока, овощей, плодово-ягодной продукции, не может обеспечить выполнение доктрины продовольственной безопасности. Сохраняющаяся высокая зависимость от импорта семян, племенной продукции животноводства определяет рычаги давления на нас со стороны зарубежных стран.

Диспаритет цен, произвол торговых сетей обусловливают низкую доходность сельского хозяйства, что при отсутствии должной государственной поддержки не позволяет вести расширенное воспроизводство, осуществлять техническую модернизацию, повышать эффективность хозяйствования.

На примере лишь одной отрасли становятся ярко видны все болевые точки и слабые места проводимой сегодня государственной политики. На сельское хозяйство в Советском Союзе никогда не выделялось меньше 15% расходной части бюджета, а социальное развитие, образование, здравоохранение никогда не финансировались столь скупо и недальновидно, как сейчас.

С теми богатствами, которыми располагает Россия, наша экономика должна быть лидирующей в мире. И наша задача — эффективно вовлечь эти источники в бюджетный процесс, приступить к реализации прогрессивной стратегии социально-экономического развития России — программы КПРФ «Десять шагов к достойной жизни».

Должен быть решительно пресечён вывоз капитала.

За последние 20 лет, только по данным Центробанка, из России было вывезено 50,4 трлн рублей. Плюс через различные серые схемы — ещё 57 трлн рублей! Российская экономика лишилась 107,4 трлн рублей, которые могли быть вложены в развитие.

Должны быть расторгнуты договоры об избежании двойного налогообложения.

Такие соглашения у нас заключены с 84 офшорными странами. Расторжение этих договоров с одновременным установлением запрета на регистрацию расположенных на территории Российской Федерации предприятий в офшорах принесёт в бюджет 5 трлн рублей справедливых налогов ежегодно.

Необходимо реализовать комплекс мер по выводу экономики из «тени».

По «серым» схемам сегодня оборачивается более 20 трлн рублей в год — фактически пятая часть ВВП! Это огромный резерв дополнительных доходов бюджета.

И, конечно же, нельзя упустить из виду необходимость отмены бюджетного правила, по которому в Фонд национального благосостояния из экономики выводятся немалые средства. Сегодня фонд раздут уже до 13 трлн рублей!

Все приведённые источники должны быть возвращены в экономику, стимулировать её развитие, обеспечивать такое качество жизни наших граждан, которое, без сомнения, можно было бы назвать благополучием. Ведь сегодня не сводят концы с концами более 76% населения, из которых 12,9% находятся за чертой бедности, а 28,8% — у этой черты. Особую озабоченность вызывает запредельно высокий уровень бедности семей с детьми. Причём если из числа семей с одним ребёнком за чертой бедности находилось 12,1% от общего числа семей, то с тремя и более детьми уже больше половины являются нуждающимися.

И ситуация с каждым годом становится всё сложнее, поскольку потребительские цены продолжают расти, а обязательные платежи съедают существенную часть дохода граждан. Если взять даже среднюю по экономике зарплату — 49 тысяч рублей, то социальные отчисления, подоходные налоги и инфляция оставляют от неё в распоряжении человека меньше 26 тысяч рублей. А если учесть платежи по ЖКХ, имущественные налоги и т.д., то в остатке получается сумма, близкая к величине прожиточного минимума.

Вот и выходит, что социальное неравенство в России лишь укореняется. Взгляните, как средняя по экономике заработная плата соотносится с доходами руководства государственных(!) корпораций. В «Аэрофлоте» член совета директоров за месяц получает сумму, которую обычный человек со средней по экономике зарплатой может заработать лишь за 8 лет непрерывного труда. На заработок месячного дохода руководства РЖД у обычного человека уйдёт 14 с лишним лет. Доход за месяц руководства «Газпрома» сопоставим с зарплатой рядового труженика за 21 год. Руководство Сбербанка получает за месяц столько, сколько тот же работяга может заработать за 42 года. А для достижения уровня месячной зарплаты руководства «Роснефти» простому гражданину потребуется более 52 лет и т.д.

Как это можно терпеть? Как это вообще сочетается с положениями седьмой статьи Конституции, провозгласившей Россию социальным государством?!

Такие же провалы, как в социальной политике, и в здравоохранении. По сравнению с советским периодом уровень финансирования здесь снизился втрое. Если в 1990 году на охрану здоровья населения расходовалось 3,1% ВВП, то сегодня этот показатель находится на уровне 1%. И результаты сложившегося положения видны невооружённым глазом: были ликвидированы 70% больничных учреждений, треть станций скорой медицинской помощи, треть фельдшерско-акушерских пунктов. Особую озабоченность вызывает ликвидация медицины на селе. Чтобы сельскому жителю добраться до ближайшего врача, ему нужно преодолеть 85 км, до ближайшего ФАПа — 15 км!

Ввергнута в глубочайший кризис и система образования. Двукратное сокращение финансирования и реализация губительной государственной политики на этом направлении сопровождались сокращением доступности образования. За период с 2020 года количество школ уменьшилось на 40,6%, профтехучилищ — в 8 раз. Квалифицированных рабочих сегодня подготавливается всего 165,5 тысячи в год, при том что в 1990 году рабочую профессию получали более 1 млн человек.

В очень сложные условия загнана наука. Финансирование фундаментальных исследований сокращено, реформа Российской академии наук окончательно разрушила систему управления научно-исследовательской деятельностью, а реорганизация научных организаций привела к тотальной бюрократизации их работы. Система подготовки научных кадров разбилась о новую редакцию закона «Об образовании».

Как наука не может быть эффективной в отрыве от экономики, так и экономика не может эффективно развиваться без науки. Но эта связь ныне нарушена, что стало причиной системной деградации. Мы сегодня ощущаем, что даже в оборонно-промышленном комплексе всё держится на великом наследии советской науки, но этот ресурс уже почти исчерпан.

Назову одну цифру. В Подмосковье есть уникальная площадка для испытаний авиационных двигателей. Не так давно на ней ежегодно тестировалось более 200 разрабатываемых нашими конструкторскими бюро образцов. Сегодня же тестируют не более 2—3 двигателей в год!

Из представленного анализа всего социально-экономического блока можно сделать лишь один вывод: либерально-олигархическая модель развития России — это путь в никуда! Коммунистическая партия Российской Федерации предложила эффективный путь коренного изменения ситуации, в основу реализации которого положен отработанный с экспертным советом, Академией наук, министерствами и ведомствами бюджет развития вместо принятого бюджета вымирания.

Наши законодательные инициативы определили эффективные пути привлечения в бюджет средств всех названных дополнительных источников: от деофшоризации до ликвидации «теневой» экономики, отмены бюджетного правила, введения прогрессивной шкалы НДФЛ и др. Россия получит мощнейший ресурс для стремительного развития!

Приоритетные же направления реализации этого ресурса определяются предложенной КПРФ программой. В течение пятилетки мы выйдем на удвоение социальных расходов, поддержки образования, здравоохранения, национальной экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, науку!

С предложенной структурой бюджета через институциональные преобразования в экономике Россия получит возможность вернуться к былому могуществу, к истинно социальной модели развития. Эффективное проведение таких преобразований будет обеспечено соответствующей законодательной базой. За 2020 год уже было принято 13 законодательных решений, в том числе таких важнейших, как введение бесплатного горячего питания в школах, повышение качества и безопасности пищевых продуктов, в частности через обеспечение качества сельскохозяйственного сырья. Принят целый пакет налоговых законов, существенно оптимизировавших налоговую нагрузку. Ещё 23 законопроекта находятся в работе Государственной думы.

Воля Коммунистической партии Российской Федерации способна изменить ситуацию и развернуть социально-экономическое развитие России в интересах народа. Это наша главная задача, выполнение которой через реализацию предложенной нами программы, я уверен, поддержат граждане России!

Денег нет! Так ли это?

Член Президиума ЦК КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай АРЕФЬЕВ детализировал предлагаемые коммунистами дополнительные источники бюджетных доходов:

— РСФСР в мировой экономике занимала 8%, Российская Федерация в тех же границах занимает сегодня 1,9%. Почему за 30 лет произошла такая деградация? Говорят: нет денег. Вот мы сегодня и собрались здесь, чтобы поискать, есть деньги или нет. Если есть, то где они?

У нас 46% экономики находится за границей в офшорах, 65% крупной собственности принадлежит иностранным инвесторам. С 1997 года из России был вывезен законным образом 851 млрд долларов, или по сегодняшнему курсу 63 трлн рублей. Почему есть такие законы, которые позволяют вывозить деньги из страны, которая сама прозябает в нищете? Если говорить о незаконном оттоке, то он оценивается в 782 млрд долларов, или в 57 трлн рублей.

Почему это происходит? В 1990-е годы был принят ряд законов, которые позволяют предприятиям регистрироваться за рубежом, в том числе в офшорных зонах, что они и делают. После этого были приняты многочисленные соглашения об избежании двойного налогообложения. В результате 46% предприятий перебежали в офшоры, потому что в офшорах налоги 2—3%, а внутри страны — 15—20%. Минфин недавно подсчитал, что только в результате соглашения о двойном налогообложении с Кипром мы теряем где-то 200 млрд рублей в год. Такие договоры Россия заключила с 84 странами, где зарегистрировано более 40 тысяч юридических и физических лиц.

Таким образом, накопленным итогом за 9 месяцев 2019 года в виде прямых инвестиций из России уехало более 20 млрд долларов, на 13% больше, чем в 2018 году. Общая сумма размещённых на Кипре российских денег достигла 186 млрд долларов, ещё 267 млн долларов было вывезено в Ирландию, 196 млн — на Джерси, 263 — на Виргинские острова, 160 — в Люксембург, 552 — в Нидерланды, 47 — на Багамы, в Сингапур в 2017 году было вывезено почти 10 млрд долларов. Но вывозят не только промышленные предприятия, вывозят и банки. Во втором квартале 2019 года банки инвестировали в иностранные активы больше 13 млрд долларов, а в третьем — ещё 1,2 млрд.

Можно ли что-то сделать для того, чтобы эти деньги не утекали из страны? Можно. КПРФ предлагает денонсировать все договоры об избежании двойного налогообложения и отменить законы, разрешающие регистрировать предприятия за рубежом. Кроме того, мы считаем, что предприятия должны платить налоги по месту своего расположения в Российской Федерации. Но на это необходима политическая воля.

Для наполнения бюджета есть ещё один источник — это «теневая» экономика, которая, по данным Счётной палаты РФ, составляет 46% ВВП. У нас что, нет контрольных органов?!

Если ликвидировать «теневую» экономику и реализовать другие перечисленные предложения КПРФ, то бюджет будет 150 трлн рублей, а не 12. Пусть на это потребуется 5—10 лет. Кстати, Левченко в Иркутске показал, как это можно сделать: он позакрывал все офшорные дыры, вывел «теневую» экономику на свет и в результате удвоил областной бюджет.

Как ещё пополнить бюджет? Есть золотовалютные резервы, которые страна может использовать на всякий случай. Но их, оказывается, трогать нельзя, хотя на банковскую систему два триллиона потратили.

Ещё совсем недавно бюджет формировался с профицитом. Профицит — это когда расходы бюджета искусственно занижаются на тот процент, который указывает минфин. Ежегодно профицит изымал из бюджета около триллиона рублей. За счёт чего, например, был достигнут профицит бюджета в 2018 году? Закрыли 24 вуза, 700 общеобразовательных школ, 36 больниц, 28 поликлиник, 307 ФАПов и много ещё чего.

Бюджетное правило — это ещё один источник увода денег из бюджета. По бюджетному правилу устанавливается цена отсечения нефти (в 2020 году это 42 доллара за баррель). Сверхдоходы бюджета при цене нефти выше этой отметки идут в Фонд национального благосостояния, который составляет уже 13 трлн рублей. При помощи такой схемы в 2018 году из экономики изъято 248 млрд рублей, в 2019-м — 3,7 трлн рублей, в прошлом году бюджет недополучил 5,8 трлн рублей.

Если упразднить бюджетное правило, то в 2021 году дополнительно получим в казну 2,3 трлн рублей, в 2022-м — ещё 2,3 трлн рублей. Та-ким образом, если суммировать эти составляющие, бюджет дополнительно получит 20 трлн рублей, а мы предлагаем ещё ввести госмонополию на спиртсодержащую продукцию, что даст 1,4 трлн рублей, национализировать базовые отрасли — плюс ещё полтриллиона рублей, установить прогрессивный подоходный налог — это прибавит 1,3 трлн рублей. У нас колоссальное количество денег, на которые можно развивать и экономику, и социальную сферу.

Регионы в долговой западне

Далее по видеоконференцсвязи выступил губернатор Орловской области Андрей КЛЫЧКОВ, который был выдвинут КПРФ и принял этот регион три года назад:

— В 2020 году, несмотря на то что все экономические показатели замедляли свой рост на территории страны, нам удалось достичь показателя валового регионального продукта в расчётной оценке на уровне 102% к уровню 2019 года. Индекс промышленного производства — 105,3, при том что в Российской Федерации — 97,1. Объём производства в АПК составил 111%, по России — 101,5. В нынешнем году орловцы собрали на каждого жителя области по 5 тонн пшеницы! Заметно приросла область и по инвестициям. Ежегодно увеличиваются собственные налоговые и неналоговые доходы. В непростом 2020 году прирост доходов регионального бюджета без учёта средств территориального дорожного фонда составил 2,5 процента. Если в 2017 году доходы бюджета Орловской области были немногим более 28 млрд рублей, то 2020-й мы завершили уже с 42 млрд рублей.

Казалось бы, можно радоваться, но не всё так просто. Даже при таких показателях доходные источники региона и дотация из федерального бюджета не могут покрыть в полной мере принятые расходные обязательства. Как следствие, на протяжении последних лет остро стоит проблема обеспечения сбалансированности как областного бюджета, так и бюджетов муниципальных образований.

Приведу несколько примеров.

Стоит задача по всей стране: открыть многофункциональные центры оказания услуг. Очень востребованное и правильное направление. Но обязанность по их открытию, обеспечению деятельности возложена на регионы. При этом с 1 января 2019 года государственная пошлина в региональный бюджет зачисляется в нормативе 25%, 75% уходит в федеральный бюджет. Оплата услуг, оказываемых в электронном виде, также зачисляется в федеральный бюджет, а те, что предоставляются в бумажном формате, — пополам: в федеральный и региональный.

Более важным является вопрос по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. На реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требуется 1,5 млрд рублей. Ежегодно эта сумма увеличивается на 250 млн рублей. При этом из федерального бюджета на решение этой проблемы мы получаем ежегодно 35 млн рублей. 250 млн рублей добавляем ежегодно из своего бюджета. Но даже такими темпами для решения этого вопроса необходимы десятилетия. Без переноса его решения на федеральный центр мы не продвинемся вперёд.

Ещё одна проблема. С 2012 года были окрашены акцизы на нефтепродукты и транспортный налог, которые стали целевым образом формировать доходную часть дорожных фондов. Тем самым, решив одну проблему, отвлекли значительные объёмы собственных доходов регионов от социальных статей. Раньше эти деньги шли по решению региона либо на дороги, либо на первичные социальные обязательства. Сейчас — только на дороги.

Кроме того, в связи с внесением изменений в законодательство на федеральном уровне с 1 января позапрошлого года доходы от штрафов ГИБДД также зачисляются в дорожный фонд. Объём этих средств по нашему региону за 2019—2020 годы составил 575 млн рублей. При этом расходы по почтовой рассылке в сумме 30 млн возлагаются на региональный бюджет.

С каждым годом расходы социального характера увеличиваются. Но в условиях недостаточности собственных доходов и финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения растущих расходных обязательств регионы вынуждены прибегать к дорогим рыночным заимствованиям.

В результате и нам, несмотря на положительные темпы роста экономики, пришлось увеличить государственный долг в 2020 году. Он достигает уже таких значений, что не позволяет в дальнейшем прибегать к подобному механизму решения первичных социальных обязательств. Растущие социальные обязательства требуют дополнительной поддержки и максимального ускорения роста собственных доходов.

Считаю необходимым также рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий по взносам за неработающее население в Фонд обязательного медицинского страхования.

В качестве дополнительных источников налоговых доходов региональных бюджетов надо вернуться к рассмотрению вопроса о налоге на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, но это очень тонкая тема. Есть высокомаржинальные и низкомаржинальные направления. Последним надо помогать, а не забирать у всех, как это может рассматриваться.

К примеру, только по Орловской области налог на прибыль для сельхозтоваропроизводителей оценивается в 1 млрд 500 млн, но если зерно сегодня даёт сверхмаржинальные итоги, то мясное и молочное животноводство, птицеводство и многие другие направления требуют серьёзной поддержки, которую мы не можем предоставить из-за недостаточности своей базы.

В Орловской области объём «теневой» экономики оценивается в 50 млрд рублей. Выявление «теневой» занятости и выведение её на белое налогообложение должно быть важнейшим направлением работы. Ужесточение мер приведёт только к увеличению числа людей, занятых в «теневой» экономике. Здесь важно разработать ряд механизмов по повышению заработной платы и, соответственно, возможности работы «в белую».

Заботиться о людях

В этом директор совхоза имени Ленина Павел ГРУДИНИН видит главную задачу государства:

— Народные предприятия, к которым относится наше хозяйство, называют государствами в государстве, потому что мы пытаемся сделать так, чтобы главной задачей предприятия и государства было повышение материального благосостояния наших работников, пенсионеров и тех, кто живёт на нашей территории. И мы преуспели в этом.

В этом году доход работников совхоза, не беря в расчёт десять руководителей, составил больше 100 тысяч рублей. Это означает, что люди могут с уверенностью смотреть в завтрашний день. Если есть такой доход, то вокруг будет развиваться всё, в том числе и торговля, и различные услуги. Если бы государство поставило такую же задачу перед собой, как мы, то жизнь в России была бы гораздо лучше.

Все деньги, которые у нас зарабатываются, остаются на территории. Что касается налога на прибыль, здесь надо посмотреть на агрохолдинги, которые, являясь, по сути, олигархическими структурами, воспользовались обнулением налога на прибыль для того, чтобы занижать заработную плату, расходы, связанные с содержанием детских садов, школ и др., и выводить эти деньги за рубеж.

Несмотря на то, что коммунисты постоянно говорят о необходимости стратегического планирования, его пока, к сожалению, в России нет. Нельзя сказать, что стратегическим планированием является экспорт сельхозпродовольствия. У нас рекордный урожай зерна, и мы вынуждены ставить препоны для его вывоза, потому что цена на зерно и хлебобулочные изделия выросла многократно.

Хвалились тем, что производится огромное количество сахара, и в результате вынуждены вводить госрегулирование на сахар. На растительное масло, которым наша страна полностью себя обеспечивает, тоже подскочили цены. И государство должно было вмешаться в этот процесс именно потому, что нет государственного регулирования ценообразования. Ведь госрегулирование может быть не только в запрете вывезти, но и в предоставлении каких-то льгот тем, кто больше производит.

Система стратегического планирования — это то, что должно быть в любом государстве: и в маленьком — как народные предприятия, и в большом.

«Левый поворот» — это выход из того тяжёлого положения, в котором находятся сейчас экономика и социальная сфера. Здравоохранение и образование фактически стали финансироваться по остаточному принципу. Отсутствие стратегического планирования привело к тому, что мы оказались не готовы к таким катаклизмам, как COVID. В результате потратили огромные деньги на то, чтобы переделать торговые центры, выставочные комплексы под больницы.

Такая же ситуация с финансированием образования. Когда-то Виктор Гюго сказал: «Тот, кто открывает школу, тот закрывает тюрьму». У нас идёт обратный процесс: тот, кто закрыл школы, вынужден открывать тюрьмы. Люди, плохо обученные, не занятые в нынешней конкурентной экономике, не принесут стране ничего хорошего. Нам срочно нужно опять открывать школы, давать детям образование, причём независимо от того, какой регион — богатый или бедный. Нужно одинаково хорошо финансировать школы, находящиеся, скажем, в Брянской области и в Москве, и зарплата брянских и московских учителей не должна отличаться.

Ещё древние римляне говорили, что государство должно лечить, учить и защищать. Федеральное государство, имеющее огромные деньги, может совершенно спокойно содержать прекрасное здравоохранение, отличное образование и социальную защиту. Надо заставить правительство нас слушать.

Законодательный арсенал коммунистов

Член Президиума ЦК КПРФ, первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай КОЛОМЕЙЦЕВ рассказал о том, как пробивают себе дорогу в жизнь законодательные инициативы коммунистов:

— Аналитические данные полностью характеризуют тип нашего государства и то, куда мы идём. Так, за пять лет доходы бюджета увеличились на 9,5%, в то же время корпоративная прибыль увеличилась на 52%, а доходы населения за это время упали на 7,4%. Это одна сторона. Другая — долг консолидированного бюджета составляет 2,5 трлн рублей, ФНБ — 13 трлн рублей, золотовалютные резервы — 608 млрд долларов.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с федерального уровня на региональный было передано 184 полномочия, субъекты Федерации часть из них автоматически спустили на муниципалитеты. При этом финансовые мандаты переданы всего на треть. Это приводит к стагнации и нарастающему кризису.

Что мы предлагаем? В седьмом созыве Госдумы фракция КПРФ отрабатывала свои обещания по реализации программы «10 шагов к достойной жизни». Мы пять раз вносили разные варианты закона о национализации ключевых отраслей промышленности и минерально-сырьевой базы.

В Соединённых Штатах национализация гарантирована Конституцией. В Великобритании, в которой Конституции нет, предусмотрены и национализация, и приватизация. Во всех странах «Большой семёрки» законодательно и конституционно обеспечена национализация. В нашей стране боятся даже выговаривать это слово.

Если же посмотреть, как управляется госсобственность, то 865 предприятий — это ПАО, АО, ЗАО с пакетом акций государства. И только 10 предприятий платят дивиденды государству. При этом заработные платы и бонусы так называемых топ-менеджеров — миллионные.

Росимущество, которое назначает представителей государства в эти акционерные общества, передаётся из министерства в министерство. Сначала агентство подчинялось минэкономразвития, сегодня оно в минфине. Один представитель государства «обслуживает» от четырёх до двадцати предприятий, естественно, получая дивиденды. Но разве заинтересован минфин в эффективности работы, если правительство аффилировано с крупными госкорпорациями?

В «Роснефти» из 11 членов совета директоров всего четыре россиянина, за прошлый год они получили по 600 тысяч долларов. «Роснефть» и «Газпром» набрали 25 трлн рублей государственных кредитов. А отдавать-то будем мы с вами. В то же время, имея столь высокие кредиты и риски, они постоянно платят все дивиденды, не подтверждённые операционной прибылью.

Как мы сегодня можем конкурировать? Европа, Америка, Япония, Китай за время кризисов снизили процентные ставки до нулевых значений. В Евросоюзе ставка 0,05%, в Америке она около 0,25%. Кроме того, эти страны проводят политику количественного смягчения. Как же наши предприятия могут конкурировать, если для них искусственно ограничен допуск к деньгам? Монетизация российской экономики за все 30 лет ни разу не превышала минимально необходимого значения — 50%.

Вместо Банка России, который является акционерным обществом, считаю, должен быть Центральный банк с эмиссионным центром. Ведь сегодня вся наша денежная масса приравнена к количеству иностранной валюты, вот из-за этого и монетизация прыгает, и собственное производство к кредитам не допускается.

Катастрофическая ситуация с торговыми сетями. 28 ведущих торговых сетей из 30 зарегистрированы в офшорах. Они фактически не платят здесь налоги и не допускают наших сельхозпроизводителей к себе на полки. 12 ведущих агрокомплексов или агрохолдингов тоже зарегистрированы в офшорах.

Мы подготовили семь законов, которые защищают наши предприятия в международных судах. Ничего не стали придумывать, взяли аналогичные законы других стран и перенесли на нашу почву. Парламентское большинство не хочет их принимать.

Минэкономразвития фактически похоронило закон о стратегическом планировании, не разработав к нему 36 нормативных актов. Во всех странах «двадцатки» меньше 30 лет горизонта планирования нет, в странах «семёрки» — 70 лет горизонт планирования, а у нас бюджет-трёхлетка, который переделывается ежегодно. Вот из-за этого мы и находимся в такой ситуации.

У нас разработана целая обойма законов, которые позволят в случае завоевания нами большинства изменить вектор развития. Необходимо возвращаться к отраслевому управлению, когда чиновники отвечают за штуки, километры, тонны. Сегодня ни одно министерство не отвечает за конкретное дело.

Будущее села — за народными предприятиями

О проблемах тружеников села рассказал Иван КАЗАНКОВ, председатель СПК «Звениговский» из посёлка Шелангер Республики Марий Эл, народного предприятия, которое неоднократно становилось победителем международных выставок:

— Правительство полагает, что рыночная экономика всё отрегулирует. Отрегулирует только для спекулянтов и для тех, кто нечистые деньги делает. А для производственников нужны стратегические планы развития и конкретного предприятия, и страны в целом. Без этого никуда не деться.

СПК «Звениговский» так и работает. Благодаря этому с 1990-х годов увеличили поголовье свиней с 16 тысяч до 210 тысяч, поголовье крупного рогатого скота сегодня составляет 20 тысяч. Производство мяса, свинины и говядины увеличили за эти годы с 2 тысяч тонн до 60 тысяч тонн. Это очень большое развитие. Три крупных предприятия построили. 700 с лишним своих магазинов имеем, из них семь — в Москве. К концу года постараемся довести число столичных торговых точек до 50. Это вынужденное решение. Лучше торговать «дома». Но если в прошлом году у нас торговля хорошо шла (в день только тушёнки 60 тысяч банок продавали), потому что какие-то деньги у народа ещё были, то сегодня продукция не расходится. Вот поэтому мы и вынуждены ехать в Москву.

Зарплата у животноводов — 54 тысячи рублей, на комбинате обслуживающий персонал получает по 51 тысяче рублей, в торговле — по 31 тысяче. Конечно, это немного. Но каждый работающий у нас может взять в месяц 5 килограммов мясных продуктов и 4 килограмма колбасных изделий по цене 1 рубль за килограмм. Плюс у всех бесплатное трёхразовое питание. Нас правильно называют «осколком Советского Союза», потому что мы, сохраняя идеи социализма, изо дня в день показываем, как надо работать. У нас прекрасный народ!

Разговаривал как-то с одним министром. Он говорит: деньги малым предприятиям, фермерам даём, а они, как вода в песок, уходят — никакой отдачи. Если мы хотим восстановить страну, мы должны возродить именно крупные предприятия, бывшие колхозы, совхозы. Сегодня такие предприятия называют народными. Если это всё восстановим, нормально заживём.

В советское время говорили: на 100 гектаров — один комбайн. А сейчас у нас на 435 гектаров один комбайн. В этом году наше хозяйство приобрело 13 зерноуборочных комбайнов ACROS 595. В Марий Эл пшеница не растёт, мы вынуждены сеять рожь, у нас её 43 гектара. Так вот эти комбайны не могут её убирать, потому что масса большая, и они просто захлёбываются, в итоге работают хуже старых. Техника очень слабая. Мы до сих пор пользуемся тракторами, которые выпустили при Советской власти. Им более 30 лет. Но они лучше, чем современные, которые постоянно нуждаются в техобслуживании.

Мы умеем хорошую технику создавать. Но впереди должна наука идти, а на неё деньги не выделяют. То, что было разработано при Советском Союзе, исчерпаем, а дальше что? В обратную сторону, что ли, катиться будем?

У нас уже тракторов серьёзных нет, и мы вынуждены покупать по курсу 100 рублей за 1 евро. Что, нам рубль дешевле достаётся, чем сельхозникам на Западе их евро? Да им ещё государство до 33% дотаций даёт. А мы в прошлом году заплатили налогов 1 млрд 266 млн рублей — и никакой дотации, только за корчевание леса 1 млн 334 тысячи рублей получили. Если бы деньги не растаскивались, а оставались в России, мы бы были самым богатым государством в мире.

И учёба должна быть не онлайн! В прошлом году я с Казанской ветакадемией договор заключал на взаимопомощь. Приехали четыре девчонки на практику: трое казанские, одна из Удмуртии. Спрашиваю: «Где после учёбы собираетесь работать?» Говорят: «Мы в деревню не пойдём, в частных клиниках кошек, собачек будем лечить, там намного больше зарплата». Ну и куда мы пришли? Ни ветеринаров, ни агрономов нет. Фермеры что, агрономов будут нанимать или практику им дадут? Так что хоть с какой стороны бери, а вывод один: нужно восстанавливать колхозы, совхозы и дальше продвигаться.

Наука на финансово-бюрократическом крючке

Эту проблему поставил член ЦК КПРФ, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии наук Борис КАШИН:

— Нарастающее отставание нашей страны от стран-конкурентов требует концентрации сил и ресурсов, в том числе бюджетных, на ключевых направлениях. К таким направлениям, безусловно, относится наука. Для КПРФ это аксиома. В 2003 году Компартия шла на выборы под лозунгом: «Наука — локомотив возрождения!». Был выработан план конкретных действий, который сохраняет определённую актуальность и сегодня.

С ключевой ролью науки не спорит сейчас и власть. В чём же тогда причина того, что наука слабо востребована экономикой, а воздействие государственных решений на положение в самой науке часто вызывает негативные, а иногда и разрушительные последствия?

Одна из причин — полуфеодальный метод принятия решений, усугублённый недавними поправками в Конституцию. Как следствие, мы сталкиваемся с должностными лицами, не несущими ответственность за провалы в своей работе. В программе КПРФ за 2007 год мы требовали отставки министра образования и науки А. Фурсенко. Прошло 15 лет, он теперь руководит наукой в другом качестве.

Ещё одна проблема состоит в закрытости и отсутствии публичной оценки результатов работы организаций, созданных для обеспечения научно-технического прогресса. Так называемые институты развития, которые в большом количестве созданы российским государством, нередко работают в режиме «чёрных дыр», потребляя при этом огромные ресурсы.

Сейчас правительство занялось давно назревшей реструктуризацией этих институтов. Главный институт развития — это Внешэкономбанк. КПРФ неоднократно предлагала как минимум дать возможность парламенту обращаться в ВЭБ с запросами. Это было отвергнуто. Итог известен: туда пришлось закачивать колоссальные ресурсы, чтобы закрыть финансовую дыру.

В прошлом году Российская академия наук раскритиковала несколько проектов. Это очень не понравилось правительству. В итоге было принято постановление об отмене обязательной экспертизы планов и отчётов научных организаций и вузов, подведомственных непосредственно правительству, со стороны РАН.

Несмотря на сопротивление чиновников, необходимо обеспечить открытость и публичную экспертизу при формировании бюджета развития. Здесь должно быть всё совершенно прозрачно.

Выполнение государственных решений, касающихся науки, — скорее исключение, чем норма. Но это не всегда плохо. Недавно состоялся Совет по науке и образованию при президенте РФ, где глава государства заявил о необходимости замены Программы научно-технологического развития до 2030 года. Этот документ был принят в марте 2019 года и действительно никуда не годится. Достаточно сказать, что основной целевой индикатор этой программы, оценивающей развитие фундаментальных исследований в стране, — это численность российских и зарубежных учёных, работающих в российских организациях и имеющих статьи в журналах, отвечающих определённому уровню цитируемости. Таких журналов в России всего семь. Их список составляет частная американская компания. Это фактически означает, что мы все свои статьи отправляем на Запад, а наши собственные журналы сейчас находятся в очень тяжёлом состоянии.

Помимо вопроса, как такие программы принимаются, возникает ещё более важный: а что взамен? Не работая вместе с учёными, с оппозицией, правительство не справится с разработкой новой программы научно-технологического развития. В правительстве нет никого, кто мог бы достойно даже поставить вопросы.

Именно на таких проблемах становится очевидной необходимость создания коалиционного правительства или правительства народного доверия.

С 2006 года было не меньше пяти указов президента и подписанных им программ, предусматривающих увеличение расходов на научные исследования. Но с мёртвой точки в 1% ВВП на финансирование науки за эти годы мы так и не сошли.

Увеличение финансирования должно проходить в соответствии с планом активизации научных исследований. В КПРФ завершается разработка такого плана. Вот несколько его позиций:

• Вернуть управление наукой из социального блока правительства в блок, отвечающий за реальную экономику.

• Восстановить особую организационно-правовую форму для научных институтов и вузов.

• Полностью восстановить научную аспирантуру (её угробили принятым в 2012 году Законом «Об образовании») и кратно повысить стипендию аспирантам, которая сейчас составляет 6 тысяч рублей.

• Вернуть РАН управление научными институтами.

• Передать контроль за деятельностью Российской академии наук вице-премьеру правительства, отвечающему за инновации.

• Ограничить долю грантового финансирования в научном бюджете и обеспечить учёным и вспомогательному составу научных институтов гарантированную достойную оплату на весь срок контракта — не менее 5 лет. Во всех странах это внедрено, а у нас учёных держат на крючке.

Президент отменил свой указ 2018 года о национальных целях и стратегических задачах развития России и принял новый, где обозначил национальные цели развития страны до 2030 года. Цели эти, с моей точки зрения, очень сомнительные. Например, такая цель, как «создание возможностей для самореализации и развития талантов». Где эта самореализация будет обеспечиваться? В реальности у учёного есть перспектива оказаться на последних ролях в бюджетном учреждении или уехать за границу, куда сейчас активнейшим образом сманивают талантливые кадры. Выбор часто делается в сторону заграницы. Это надо корректировать.

Не уповать на рынок —

призвал генеральный директор сельскохозяйственного предприятия «Дашковка» из посёлка Большевик Серпуховского района Московской области Виктор ТАРАНИН:

— Бюджет, который принят на 2021 год Государственной думой, не может не порадовать средства массовой информации. Им выделено 102,8 млрд рублей, это в полтора раза больше, чем на весь спорт России, и чуть меньше, чем на культуру. Вместе с тем на 34 млрд рублей меньше, чем планировалось, дали сельскому хозяйству. Наверное, правительство и большинство депутатов Думы посчитали, что люди, работающие в средствах массовой информации, живут беднее, чем в сельском хозяйстве, и им надо помогать больше. Хотя, я считаю, всё наоборот.

Сейчас большинство хозяйств, в том числе и наше, готовятся к новой посевной. Мы начинаем закупать минеральные удобрения. А они в конце января резко повысились в цене: от 20 до 42%. И наше небольшое хозяйство теперь при сохранении площадей должно заплатить за минеральные удобрения на 10 млн рублей больше.

Почему министерство сельского хозяйства не вмешивается в эту ситуацию? Россия занимает пятое место в мире по производству минеральных удобрений. Что, для сельчан нельзя сделать поблажку? Можно. Но этим никто не занимается, потому что говорят: а у нас рынок, рынок всё отрегулирует, рынок всё решит. Вот он так и решает.

Сейчас надо закупать семена. Наше хозяйство занимается овощами открытого грунта — это капуста, морковь, свёкла, лук. Отечественные семена по качеству, по всхожести, по урожайности на 30—35% хуже импортных и дают урожайность меньше. Поэтому мы вынуждены закупать импортные семена, которые в этом году также подорожали. По сравнению с прошлым годом за семена надо заплатить на 3,5 млн рублей больше. Почему минсельхоз этим вопросом не занимается?

Сегодня практически нет наших отечественных тракторов. Вот только сейчас начал появляться кировский трактор, который мы ласково называем «кирюша». Но он требует доработки, и стоимость его тоже достаточно высокая.

Наверное, министерству надо бы направить деньги на этот завод, чтобы он выпускал те трактора, которые нам необходимы, более лёгкие по массе и более мощные. Кто в министерстве этим занимается, кто это отслеживает, кто несёт за это ответственность? Я не знаю такого человека.

Далее по ценам. В этом году шрот подсолнечный подорожал в два с лишним раза. Если в том году мы закупали его для коров по 13 рублей, то сегодня он стоит 28—32 рубля. Почему такой скачок? Говорят, нашим производителям выгодно продавать его за границу. Вроде бы ввели вывозные пошлины, но пока цена не снижается.

Надо закупать горючее. Для того чтобы купить 1 литр солярки, нужно продать 1,5 литра молока. А чтобы получить эти 1,5 литра молока, надо ухаживать за животным с момента рождения телёночка до получения первого литра от коровы минимум 24 месяца.

Что с торговыми сетями? Себестоимость наших овощей открытого грунта — 15 рублей. Торговые сети берут за 14, сейчас подняли до 14,5 рубля. Как в этой ситуации можно делать прибыль? Пусть минсельхоз научит. Речь идёт не только о нашем предприятии, а обо всей отрасли.

С 2007 года я говорю, что необходимо ввести торговые наценки. Не нужно устанавливать цены, нужно ввести торговые наценки, ограничив их 10%. Почему мы вынуждены продавать свою продукцию ниже себестоимости торговым сетям, которые принадлежат тем, кто вводит против нас санкции? А потому что больше некуда девать. Не будешь продавать — вообще всё сгниёт.

Сельское хозяйство должно быть локомотивом, но оно сегодня таковым не является. Я надеюсь, что всё-таки найдутся люди, которые по-настоящему начнут заниматься экономикой и сельским хозяйством.

Экономить на здоровье нации — смертельно опасно

Тема народосбережения была ключевой в выступлении члена ЦК КПРФ, члена комитета Госдумы по охране здоровья Алексея КУРИННОГО:

— Если говорить экономическим языком, то потери от того, что здравоохранение не финансируется в должной мере, составляют не менее 15—20% ВВП. Это где-то 20 трлн рублей. Если перевести в налоги, которые бы вернулись обратно в бюджет, это будут как раз те 3 трлн рублей, которых не хватает на здравоохранение. Получается порочный круг. Мы экономим на здравоохранении, одновременно теряем колоссальные деньги в виде больничных листов, пенсий по инвалидности и пр.

Есть такое понятие, как «избыточная смертность». В условиях пандемии оно характеризует не только смертность от коронавируса, но и состояние системы здравоохранения. Кто-то умер от коронавируса, кто-то от его осложнений, а кто-то от того, что вовремя не смог получить необходимую медицинскую помощь. Так вот по итогам 2020 года избыточная смертность составила 340 тысяч случаев.

Если эти потери сопоставить с числом населения, то окажется, что наша страна далеко не лидер в борьбе с эпидемией. Вместе с Мексикой и Перу мы входим в тройку тех стран, которые имеют самую высокую избыточную смертность на душу населения.

Если финансирование здравоохранения не будет на уровне 7% ВВП, как рекомендует Всемирная организация здравоохранения, изменений не произойдёт. А пока финансовая кривая выглядит так: в 2018 году на здравоохранение выделялось 3,1% ВВП, в 2019-м — 3,6%, в 2020-м, когда были сделаны беспрецедентные денежные вливания в бюджет здравоохранения, — 4,1%, и к 2024 году опять идёт плавное снижение до 3,5% ВВП, то есть половина от того, что необходимо.

Наблюдается и резкая дифференциация финансирования по регионам — в 2,5 раза. На этом фоне растут и затраты граждан на платную медицину, потому что государственное здравоохранение заваливается на бок. По итогам 2020 года затраты граждан на медицинские услуги составили 2 трлн рублей.

Естественная убыль населения в 2020 году — 688 тысяч человек. Если говорить об ожидаемой продолжительности жизни, несмотря на её рост в 2019-м — 72,9 года, по итогам 2020-го она опустится на год-полтора. От новых стран Европы мы будем отставать приблизительно на 5 лет, а от старых стран Европы — на 10 лет.

При этом общая заболеваемость в России растёт. За последние 15 лет она увеличилась приблизительно на 51%. На этом же фоне возросла нагрузка на медицинских работников и сокращается их число. Несмотря на все заявления, рост заработной платы, который происходит в рамках исполнения указа президента, обеспечивается за счёт увеличения нагрузки, а не за счёт роста базовых окладов. Причём средние зарплаты врачей и медицинских работников между регионами различаются в четыре-пять раз.

Государственная система здравоохранения Российской Федерации находится в глубоком кризисе, и вывод её из такого состояния становится важнейшей государственной задачей.

Что предлагает КПРФ?

• Обеспечить финансирование отрасли в размере не менее 7% от ВВП. При этом можно ограничить или полностью отменить все платные услуги в государственных учреждениях здравоохранения.

• Воссоздать единую государственную систему здравоохранения. Объём и качество предоставляемой медицинской помощи не должны зависеть от доходов и места проживания граждан.

• Полностью ликвидировать страховые компании-паразиты в системе оказания государственной медицинской помощи.

• Восстановить отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения с твёрдой окладной частью, независимой от региона проживания.

• Внедрить федеральные нормативы нагрузки на медицинских работников.

• Восстановить систему и увеличить план подготовки медицинских кадров.

• Внедрить в Российской Федерации государственную систему обязательного лекарственного страхования граждан. Независимо от доходов и места проживания каждый россиянин должен иметь право на бесплатное получение необходимых лекарств.

• Остановить бездумную «оптимизацию» медицинских учреждений. Обеспечить жителей села необходимой инфраструктурой здравоохранения, включая современные дистанционные технологии.

• Ввести сплошную диспансеризацию на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности. Восстановить службу здравоохранения на крупных производствах. Профессиональная медицина убита практически на всех предприятиях. Это отражается и на профессиональной заболеваемости, и на смертности, и на инвалидности и ведёт к дополнительным потерям средств бюджета.

• Восстановить порядок предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение.

• Принять и реализовать полноценную государственную программу по восстановлению всей системы здравоохранения, а не только первичного звена.

• Реализовать федеральные целевые программы, направленные на развитие отечественной медицинской промышленности и производство необходимых лекарств. Сегодня только 30 процентов лекарств в наших аптеках изготовляется в России, причём многие из импортного сырья.

• Сделать пропаганду здорового образа жизни и создание для этого необходимых условий важнейшими приоритетами государства.

Вернуть в экономику Госплан

Причины хронических провалов планов правительства проанализировал секретарь ЦК КПРФ, член комитета Госдумы по обороне Павел ДОРОХИН:

— Экономическая и, соответственно, социальная ситуация в России последовательно ухудшается. ВВП страны по итогам прошлого года упал более чем на 3%, а ранее, в более спокойное время, если и рос, то в пределах статистической погрешности. Кстати, напомню о существовании такого документа, как «Стратегия-2020». Среди прочего он предполагал увеличение ВВП на 37—38%, доходов населения — более чем наполовину. Однако ни эти, ни другие цели достигнуты не были.

Сейчас наше правительство пытается реализовать «Единый план по достижению национальных целей». Оно же безуспешно воплощало в жизнь так называемые национальные проекты. Считаю, основополагающая причина хронических неудач кабинетов Медведева и Мишустина — это отсутствие в структуре исполнительной власти единого центра индикативного стратегического планирования. Без такого центра экономика и социальная сфера будут продолжать рассыпаться, низводя современную нам Россию, когда-то — всего полвека назад — бывшую одной из самых могущественных держав планеты, до уровня стран «третьего мира».

Катастрофу надо предотвратить. Каким образом? КПРФ постоянно заявляет о необходимости возрождения Госплана. Чем он вошёл в историю? Он стоял за успехами первой и последующих пятилеток, форсированным превращением России в промышленно развитую державу мирового уровня. Страна была электрифицирована, насыщена заводами, причём одним из фокусов было развитие машиностроения, быстро обеспечившего нас собственными тракторами, комбайнами и т.д. Причём Госплан преуспел в этом после разрушительной Гражданской войны, а теперь может преуспеть после разрушительных либеральных «реформ». При комитете были реализованы уникальные проекты — «великие стройки коммунизма». Госплан проявил себя в деле восстановления страны после Великой Отечественной войны, позволял Советскому Союзу на равных конкурировать со стратегическими противниками в самых разных сферах, вплоть до космической.

Однако СССР не только конкурировал, но и обогащал другие страны передовым опытом. После того как наша страна показала другим государствам преимущества стратегического планирования, соответствующие структуры начали появляться в органах их управления. Например, они есть в составе правительств США, КНР, Японии, Франции, Индии и так далее. Более того, действуют подобные органы и в транснациональных корпорациях — как правило, за них отвечает департамент стратегического планирования.

Но в России после развала СССР столь эффективная структура была, к сожалению, уничтожена. И что же случилось после того, как Госплан был ликвидирован? Мы потеряли десятки тысяч предприятий, плотно подсели на импортную иглу и теперь закупаем за границей не только готовую продукцию, но даже технологии. Некоторые отрасли, такие как станкостроение, семеноводство, практически полностью разрушены, а другие — например микроэлектроника — так и не получили должного развития. Ещё одно следствие уничтожения стратегического планирования — многочисленные непродуманные «реформы», от пенсионной до мусорной, от «монетизации льгот» до увеличения НДС и вплоть до «оптимизации» медицины, из-за чего коронавирус оказался для России тяжелейшим испытанием.

Отдельно оговорюсь, что в нашей экономике всё же есть успешная индустрия — это ВПК. Однако он во многом живёт ещё по советским правилам, в том числе и ведя стратегическое планирование своей деятельности, а значит, служит живым уроком того, как надо вести работу в экономике.

Надо сказать, что некоторые шаги нашего правительства говорят о том, что там всё же осознают необходимость существования Госплана. Так, в конце ноября премьер объявил о реформе пресловутых «институтов развития», однако, сказав «а», забыл сказать «б» и возродить плановый комитет, который и являлся в СССР тем самым институтом развития.

При этом к возрождению Госплана уже практически всё готово. Есть Закон «О стратегическом планировании», организационная инфраструктура в виде министерства экономического развития и, наконец, экспертиза КПРФ (ведь мы знаем, как работал плановый комитет, и помним, чего он добился).

В Советском Союзе Госплан был суперведомством, с суперполномочиями и суперпрофессиональным кадровым составом, в помощь которому полагались лучшие силы академического сообщества. На контрасте — в современной России правительство представляет собой набор самостоятельных игроков, конкурирующих друг с другом за бюджеты. Как итог, в современной России появляются мертворождённые «национальные проекты» без шансов на реализацию, а в СССР конструировались, если говорить словами Сталина, «не планы-догадки, а планы-директивы». Уверен, только с помощью Госплана упомянутый «единый план-догадка по достижению национальных целей» станет настоящим планом-директивой.

В заключение напомню одну фразу великого Альберта Эйнштейна: «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».

Как видно, нации не только благодарны России, но и удачно переняли её опыт стратегического планирования. Не надо быть Эйнштейном, чтобы понять, что теперь плановое хозяйство жизненно необходимо нашей стране.

Вспоминая былое, смотреть в будущее

Член Президиума ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай ХАРИТОНОВ с мыслью о дне сегодняшнем напомнил о некоторых «уроках истории» современной России:

— Невольно вспоминаю 1998 год: правительство под руководством Кириенко подвело страну к финансово-экономическому дефолту. Все разводили руками, думали, что делать дальше. При активном участии Народно-патриотического союза трёх политических фракций — группы «Народовластие», Аграрной группы и КПРФ — уговорили Евгения Максимовича Примакова возглавить правительство. Отработало это правительство очень мало, всего 8 месяцев. Мы делегировали в него Юрия Дмитриевича Маслюкова, кстати, возглавлявшего в своё время Госплан СССР. Именно с его подачи та промышленность, которая осталась от Советского Союза, сохранила свой базис, а чуть позже начала активно работать.

Каждые полтора месяца мы собирались у Примакова: Рыжков, Харитонов, Зюганов, Маслюков. Геращенко только раз, по-моему, был. Многие заблуждаются, говоря, что у коммунистов, патриотов было в Госдуме более 226 голосов, то есть более половины. Это неправда. Было 196 голосов. Но многие прекрасно понимали свою ответственность и голосовали за то, что предлагали правительство Примакова и наши три депутатских объединения. И страна задышала. Однако окружению Ельцина не понравилось решение Примакова — остановить отток капитала из России. Оно забеспокоилось, боясь растущего рейтинга Примакова. И спустя 8 месяцев он был отстранён от работы.

Ну а потом Путин стал председателем правительства. Я могу прямо сказать: и Государственную думу, и российское население привлекло то, что он был выходцем из Комитета государственной безопасности. Население поддержало его, надеясь, что страна зашагает вперёд семимильными шагами.

А дальше был закон о купле-продаже земли. Я помню, как приехали в столицу кубанцы на целой веренице автобусов, умаляя Государственную думу не принимать этот закон. Мы, депутаты-патриоты, убеждали с трибуны: это угробит, подорвёт сельскохозяйственное производство, давайте будем отдавать крестьянам землю в аренду. Не убедили. В итоге 40 миллионов гектаров земли сегодня «гуляют».

Введение их в оборот обеспечит людей работой, которая накормит и Россию и даст ей возможность продавать продовольствие в другие страны. 49—50 млрд долларов можно на этом зарабатывать.

Комитет по региональной политике, КПРФ неоднократно выступали за пересмотр отношений между федеральным центром и регионами, за совершенствование межбюджетных отношений в принципе. Мы призывали провести широкое обсуждение этого вопроса в Государственной думе. Когда принимался 131-й закон (о местном самоуправлении), мы говорили: нельзя принимать его, пока не будут обеспечены его финансовые гарантии. И по сегодняшний день у местного самоуправления нет возможности даже кладбище огородить, ветерана похоронить достойно.

Пока реально не заработает принятый по инициативе КПРФ Закон «О стратегическом планировании», мы будем вязнуть в межведомственных разногласиях.

Что мы имеем сегодня? Более половины, а точнее, 52,1% суммарного объёма валового регионального продукта формируют всего 10 субъектов Российской Федерации. К 2023 году их доля, согласно официальному прогнозу, возрастёт. Как в таких условиях планировать пространственное развитие страны?

Восстановление объёмов доходов до уровня 2019 года во многих регионах произойдёт не ранее 2022 года, считают экономисты. В этом же году будет рекордный дефицит консолидированных бюджетов в субъектах Российской Федерации — 3,2 трлн рублей. Межбюджетные трансферты субъектам предусмотрены в объёме 700 млрд рублей, меньше фактических показателей прошлого года. Стоит напомнить, что долговая нагрузка субъектов Федерации на протяжении многих лет не опускается ниже 2 трлн рублей. По итогам прошлого года долг составил более 2,2 трлн рублей и увеличился в 39 регионах страны. В таких условиях финансовая устойчивость, а по сути выживаемость регионов ещё более подчинена воле федерального центра.

В чём должен заключаться бюджет развития? В сбалансированном, взаимоувязанном и научно обоснованном отраслевом и финансовом планировании.

Пару слов о Дальнем Востоке. К нашему стыду, Дальний Восток сам себя не кормит. Удельный вес производимой сельскохозяйственной продукции в общем объёме по стране самый низкий — 3,2%. Дальний Восток — это 36% нашей территории. Обеспеченность собственным молоком на Дальнем Востоке составляет 44%, мясом — 25%, овощами — 30%, фруктами — 20% и т.д.

Надо людям прямо говорить: если хотите изменить ситуацию — голосуйте за КПРФ!

Левый поворот неизбежен

В завершение работы форума Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной думе Геннадий ЗЮГАНОВ дал короткую, но ёмкую оценку нынешней ситуации, которая не оставляет времени на раскачку:

— Есть интегральные показатели, которые свидетельствуют о состоянии общества. С 1991 года наша страна потеряла только русских 20 миллионов человек, что сопоставимо с потерями русского населения в годы Великой Отечественной войны. Русский государствообразующий народ, который собирал более тысячи лет вокруг себя 190 народов и народностей, не порушил ни одного языка, ни одной веры, ни одной культуры и дал возможность стране победить фашизм и подняться в космос. Дальнейшее продолжение сегодняшней политики означает катастрофу для всех народов, проживающих на наших просторах.

Если взять демографию как главный показатель, то русские области умирают в два-три раза быстрее, чем все остальные. Моя родная Орловская за годы так называемых реформ потеряла 160 тысяч человек, Нижегородская — 560 тысяч, и этот процесс продолжается, он будет нарастать в нынешнем году и в следующем.

Я считаю, что мы должны не только осмыслить и предложить программу, но и максимально мобилизовать всех на то, чтобы эти идеи стали достоянием каждой семьи и каждого человека. У молодёжи нет будущего при нынешней политике, которая не позволяет получить хорошее образование, не гарантирует рабочее место, а старость будет хуже, чем сегодня у «детей войны». Поэтому надо выбирать не улицу, а хорошую, сильную команду и, объединив усилия, исправлять эту ситуацию.

Мы на Орловском международном форуме подготовили программу, сейчас сделали второй шаг — осмысление её в рамках бюджета. Следующий будет связан с проведением нашего съезда и подготовкой программы, с которой партия и широкий блок «За Справедливую, Сильную Социалистическую Россию — за СССР!» пойдёт на думские выборы.

Сегодня у страны есть выбор: оставить всё, как есть, — а это неизбежно приведёт к обвалу, — или мирно, демократично исправить ситуацию в ходе предстоящих выборов для того, чтобы повернуть страну в нужное русло. Левый поворот неизбежен, он идёт по всей планете: от Америки до самых дальних до окраин!

По итогам работы «круглого стола» были подготовлены рекомендации правительству РФ, Государственной думе РФ и Банку России по созданию законодательной и нормативной базы для формирования бюджета развития Российской Федерации.

Правительству РФ:

1. Создать финансовую базу для решения вопросов, связанных с формированием бюджета развития:

• Рассмотреть вопрос о потерях федерального бюджета в связи с ратификацией договоров об избежании двойного налогообложения с офшорными государствами, внести предложения по их изменению в интересах Российской Федерации.

• Запретить регистрацию российских предприятий и юридических лиц за рубежом. Установить, что уплата налогов и обязательных платежей в российский бюджет осуществляется только по месту нахождения российского предприятия (организации) в России.

• Отменить бюджетное правило, профицит бюджета как намеренное уменьшение объёма бюджета, что приводит к недостатку средств на содержание социальной сферы и её ликвидации.

• Консолидировать в федеральный бюджет страны накопления Фонда национального благосостояния в размере 13,5 трлн руб.

• Поэтапно снизить налог на добавленную стоимость с 20% до 10% за 5 лет.

• Отменить платежи на капитальный ремонт многоквартирных домов. Производить капитальный ремонт за счёт средств государства.

2. Сократить реальную безработицу:

• Реализовать программу импортозамещения, для чего ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 1000 промышленных предприятий и 500 крупных сельскохозяйственных предприятий в год. Это позволит ежегодно создавать более миллиона рабочих мест.

• Сделать доступными кредиты, которые позволят создавать и развивать малый бизнес в сфере услуг и в производстве товаров народного потребления. С учётом опыта прошлых лет это позволит создавать ежегодно около 400 тысяч рабочих мест.

3. Обеспечить рост доходов населения:

• Дополнительные доходы бюджета направить на повышение зарплаты работников бюджетной сферы.

• Ввести единую тарифную сетку оплаты труда работников бюджетной сферы, а также для всех государственных и муниципальных органов управления. Дополнительные доходы государственных и муниципальных учреждений и организаций с государственным участием использовать исключительно на развитие учреждений.

Государственной Думе РФ:

1. Подготовить и принять закон, определяющий размер международных резервов России не более суммы трёхмесячного импорта продукции (60 млрд долларов). Оставшуюся сумму международных резервов разместить в банковской системе России и испол

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме