00:45 28.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Гаражная Москва: способна ли власть решить проблему размещения автомобилей

     26 января фракция  КПРФ в Мосгордуме  провела круглый  стол на тему  «Гаражная Москва».

     За  последние два года количество обращений москвичей по гаражным проблемам увеличилось более чем в два раза. Только в 2010 году за помощью во фракцию КПРФ обратилось 97 инициативных групп. Проблемы, с которыми они сталкиваются, типичны для всех округов Москвы: снос, часто незаконный, так называемых плоскостных гаражей и уничтожение находящегося в них имущества, строительство паркингов в жилых кварталах как новая вариация «точечной застройки», дороговизна машиномест в «народных гаражах».

     В основу целевой программы «Народный  гараж», принятой в 2007 году, была заложена, казалось бы, хорошая идея: более экономичного использования территорий и строительства на месте плоскостных гаражей многоярусных паркингов.  Однако на деле все получилось, как всегда. Начался активный снос плоскостных гаражей - без всякой компенсации, без предоставления мест в новых паркингах. При этом во многих районах гаражи были снесены, но на их месте так ничего и не построили. В других случаях сносились стоянки на 500-600 машиномест, а строились многоярусные гаражи на 150-200 мест, многие из которых из-за своей дороговизны так и остались не выкупленными. При этом стоимость машиноместа в «народном гараже» была заявлена в размере 350 тысяч рублей, из-за чего москвичи переименовали программу в «Антинародный гараж».

     «По результатам проверки Контрольно-счетной палаты Москвы оказалось, что из 182 гаражей, планируемых к строительству целевой программой, фактически построено только три объекта общей вместимостью 1691 машиноместо. На 133 объектах, предусмотренных к проектированию и строительству в 2010 году, строительно-монтажные работы не ведутся. То есть программа «Народный гараж» фактически провалилась, - подчеркнул, открывая круглый стол, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Депутат также обратил внимание на факт оптовой скупки машиномест определенными структурами с целью последующей перепродажи. – Тот факт, что сегодня здесь присутствуют 130 представителей инициативных групп, уже говорит о том, насколько серьезную проблему мы поднимаем».

     Проблема  незаконного строительства «народного гаража» на придомовой территории по улице Молдагуловой (ВАО) типична для Москвы. Без широкого информирования жителей, без публичных слушаний в квартале, как говорят жители, неожиданно «высадился строительный десант» и без единого разрешительного документа начались работы.  «Гараж строится на зелёной придомовой территории, в двадцати метрах от детской городской поликлиники №7 и раздаточного пункта детского молочного питания, в тридцати метрах от здания колледжа, - заявил представитель инициативной группы Олег Кузьмин. - Рядом уже построены и теперь пустуют два «народных гаража» - пяти- и восьмиэтажный, крытый двухуровневый гараж на 350 мест, частная автостоянка на 150 мест, но это никого не останавливает».

     Выступления представителей инициативных групп, собравшихся на круглом столе,  продемонстрировали, что основной причиной всех проблем в гаражной сфере зачастую является коррупция и отсутствие диалога между обществом и властью. На все жалобы москвичей на грубейшие нарушения их прав практически из всех инстанций приходят отписки, суды в этих спорах также оказываются не на стороне рядовых жителей.

     Один  из ярких примеров – ситуация с  точечной застройкой на улице 15-й Парковой района «Северное Измайлово» (ВАО). Во внутреннем дворе квартала, окруженном жилыми домами и школой, началось строительство коммерческого центра с многоярусным подземным паркингом. Как рассказал представитель инициативной группы Василий Крылов,  строительство сопровождается грубейшими нарушениями градостроительного законодательства: «Нарушен проект планировки квартала, границы землеотвода, дома незаконно выведены из зоны влияния строительства, а ответственность за их состояние переложена на бюджет и жителей. Межрайонная прокуратура остановила незаконные работы, однако прокурора немедленно сняли, и поставили на его место другого, который буквально в первый же день отменил санкции».

     Огромное  количество проблем, озвученных на заседании  жителями, касается выплаты компенсаций  за снос плоскостных гаражей. Автомобилисты  района Вешняки, имевшие гаражи на автостоянке «Автолуч», на себе испытали, что значит - сегодня иметь гараж, а завтра уже не иметь. «Автолуч» попал в зону строительства транспортного пересечения МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы. 24 августа 2010 года без предупреждения владельцев начались сносы гаражных боксов. «Нам не предъявили документы, подтверждающие законность этих действий. Впоследствии из ответов ОВД «Вешняки» мы узнали, что руководили сносом гаражей и перемещением имущества представители управы района, - рассказали представители инициативной группы. - В настоящее время снесено более половины гаражных боксов. При этом решения суда о сносе нет до сих пор».

     Сегодня в Москве плоскостные гаражи фактически объявлены вне закона: в собственность  граждан их не оформляют, договоры аренды не продлевают. Между тем,  автомобилисты добросовестно платят деньги. Конечно, до тех пор, пока не приезжает строительная техника и не сносит их. «Все существующие плоскостные автостоянки в нашем округе собирают деньги за аренду, но куда они деваются, никому неизвестно, поскольку с 2008 года  территориальным управлением СВАО департамента земельных ресурсов Москвы договора не пролонгировались, - утверждает представитель инициативной группы Бабушкинского района СВАО Марина Овчинникова. Таким образом, бюджет Москвы недополучает существенные денежные средства за использование плоскостных автостоянок!»

     По  мнению представителя Департамента земельных ресурсов Правительства  Москвы Игоря Шустова, за счет плоскостных  гаражей невозможно решить проблему нехватки машиномест: «Москва планировалась на 9 миллионов жителей, сегодня в городе проживает порядка 15 миллионов человек. Чтобы разместить 4 миллиона автомобилей на плоскостных гаражах, не хватит всей Москвы!»

     Жители  Южного Бутово (ЮЗАО) тоже так рассуждали, когда шесть лет назад вкладывали свои деньги в строительство трехэтажного гаража. Заплатили полную рыночную стоимость гаражных боксов и стали ждать. К концу 2004 года застройщик - ЗАО «Социальная инициатива» - обязался построить гаражный комплекс, но в 2005 году строительство прекратилось. «На сегодняшний день работы выполнены примерно на 80 процентов, сейчас идет преднамеренное банкротство организации, - рассказала сопредседатель инициативной группы долевых инвесторов гаражного комплекса Елена Сычугова. -  У нас есть веские основания утверждать, что действия Префектуры ЮЗАО и ЗАО «Социальная инициатива» совершались с целью причинения ущерба долевым инвесторам. Все наши попытки исправить ситуацию с помощью обращений в контролирующие органы ни к чему не привели. Прокуратура Москвы не нашла виновных в нарушении законодательства».

     К сожалению, диалога с представителями  органов власти, присутствовавшими  на круглом столе, не получилось. Чиновники  объяснили это однобокостью позиции  жителей, сосредоточенных исключительно на своих частных вопросах. «Я пришел сюда услышать конкретные предложения, а не частные проблемы, которые вы тут обсуждали», - заявил первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового строительства Петр Аксенов. Москвичи же, напротив, надеялись, что круглый стол позволит им, наконец, достучаться до властей и даст возможность совместно решить наболевшие проблемы.  

     Ситуацию  со сносом плоскостных гаражей Петр Аксенов объяснил так: «Исполкомы выделяли землю под гаражи временно, на местах будущего капитального строительства. На тот момент не было концепции комплексной застройки. Сейчас это время пришло. Что касается компенсации. Никто не против компенсации, но компенсируют только собственнику!»

     Начальник технической инспекции ОАТИ Григорий Чепурной признал, что москвичи во многом правы: «Согласование с жителями необходимо в первую очередь. При выдаче разрешений на производство работ, в том числе по строительству гаражей, мы должны, прежде всего,  учитывать ваше мнение. Сейчас у нас на контроле находится 303 объекта гаражного строительства, в прошлом году было выявлено 466 нарушений в процессе строительства, и 40 процентов информации исходило от жителей, которые недовольны размещением строительства».

     По  итогам круглого стола была принята резолюция с предложением к Мэру Москвы Сергею Собянину об организации рабочей группы при Правительстве Москвы по  рассмотрению конфликтных ситуаций с гаражными объектами.

     Депутат Государственной Думы, первый секретарь  МГО КПРФ Валерий Рашкин заверил москвичей, что к решению проблемы подключится фракция КПРФ в Госдуме: «Очевидно, что проблема выходит за рамки Москвы, нужно корректировать федеральное законодательство. Мы готовы вносить необходимые поправки, направлять запросы, чтобы эти проблемы рассматривались серьезно, а органы власти перестали футболить москвичей».

 

     * * *

     Резолюция

     заседания “круглого стола” на  тему “ Москва Гаражная?”. 

     Фракция КПРФ в Московской городской Думе в связи с непрекращающимися  обращениями москвичей вынуждена  третий раз за последние три года возвращаться к проблеме гаражного строительства в городе Москве.

     В начале 90-х для обеспечения жителей  организованными местами хранения транспорта по инициативе и за счет средств жителей обустраивались временные автостоянки. Земельно-правовая документация оформлялась ГУП ДЕЗ районов - балансодержателями территорий. Плосткостные автостоянки заняли около 3800 га московской земли.

     По  мере роста стоимости московской земли, увеличения количества автотранспорта, уплотнения коммерческого строительства, начала строительства 4 транспортного кольца нарастали противоречия, обусловленные отсутствием свободной земли под застройку для строительных компаний, аффилированным с московскими властями. 

     С конца 2007 года начался новый этап в жизни столичных автомобилистов, ранее обустроивших места для хранения личного автотранспорта. Их проблемы без их желания и волеизъявления взялись решать строительные компании на рыночных началах. В условиях финансово-экономического кризиса столичные власти также поспособствовали поддержке строительного комплекса Москвы. Постановлением Правительства Москвы от 01.04.2008 года № 253-ПП была утверждена городская Целевая программа строительства гаражей-стоянок на период 2008-2010 годы (далее Целевая программа) и  запланировано финансирование 197 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета города Москвы- 7 млрд. руб., за счет внебюджетных источников- 190 млрд. руб.

     Под предлогом реформирования системы  ЖКХ г. Москвы и соответственно упразднением в районах ГУП ДЕЗ соответствующие договора аренды на пользование земельными участками под автостоянки стали расторгаться ТОРЗ административных округов. У владельцев автостоянок стали возникать проблемы с переоформлением договоров аренды земли. Согласно постановлению Правительства Москвы от 27.01.2009 г. № 46-ПП Департаменту земельных ресурсов города Москвы предложено разработать проект правового акта о внесении изменений в регламент подготовки документов в режиме «одного окна» для предоставления во временное пользование земельных участков под организации автостоянок. Согласно регламенту Префектуры административных округов города Москвы обязаны принимать правовые акты о заключении на новый срок договоров аренды с арендатором (пользователем) земельного участка, предоставленного до вступления в силу Постановления Правительства Москвы от 16.12.2008 года № 1139-ПП. Однако даже при положительном заключении гаражных комиссий Префектур округов  оформленные пакеты документов не рассматриваются управлениями Департамента земельных ресурсов г. Москвы. Фактически плоскостные автостоянки объявлены вне закона: с ними не заключаются договора аренды земли, с них не берут арендную плату в бюджет города. При этом автомобилисты продолжают уплачивать платежи руководству автостоянок. Сложилась парадоксальная ситуация: автомобилисты платят деньги, московский бюджет их не получает, автостоянки каким-то образом существуют.

     В столице с конца 2007 года  начался  активный снос так называемых плоскостных  гаражей для того, чтобы на их месте построить многоярусные паркинги. У автомобилистов сносились гаражи без всякой компенсации, без обсуждения. Во многих местах гаражи были снесены, но на их месте так ничего и не построили. В других случаях, сносились стоянки на 500-600 машиномест, а строились многоярусные гаражи на 150-200 мест, да и то, многие из них так и оказались не выкупленными. В результате машины из мест организованного хранения «перекочевали» под окна домов, на  тротуары. Проблема «пробок» от такой заботы властей об автомобилистах еще только усугубилась. Часто место для гаража выбирается на территории уже существующих плоскостных стоянок, при этом провоцируется искусственная социальная рознь. В таких ситуациях постановления Правительства Москвы, решения его департаментов обеспечивают монополию ГУП «Дирекция гаражного строительства» на выбор участка под застройку, проекта стоянки, подрядчика, использование бюджетных средств в собственных интересах и интересах учредителей. Договоры долевого участия в строительстве многоярусных паркингов заключаются не с целью обеспечить жителя местом хранения автомобиля, а предполагают способ вложения денег в недвижимость для перепродажи или сдачи в аренду, являя прибыльный для отдельных лиц инвестиционный контракт.

     По  состоянию на 01.01.2010 года в Москве зарегистрировано 3 150 700 единиц легкового автотранспорта, а число мест организованного хранения автотранспорта составляет 918 300 машиномест. Таким образом, обеспеченность жителей машиноместами составляет 29,1 процента, что не может удовлетворять ни автомобилистов, ни городские власти.

     Вместе  с тем, средства, направленные на проектирование и строительство объектов Целевой  программы расходуются неэффективно.     Согласно отчету Контрольно-счетной  палаты Москвы «з 182 гаражей-стоянок, планируемых  Целевой программой к строительству за счет бюджета города Москвы, фактически построено три объекта общей вместимостью 1691 машиноместо, или 21,1 процента от планового объема… … Расходы бюджета города Москвы за 2008-2009 гг. и I полугодие 2010 года по оплате мероприятий Целевой программы составили 3 174 407,6 тыс. рублей, или 45,3 процента от планового объема.

     Из 131 объекта (общей вместимостью 45 935 машиномест), предусмотренного по программе «Народный гараж» к проектированию и строительству в 2009 году, введено в эксплуатацию два объекта общей вместимостью 1187 машиномест… Это не значит, что они востребованы гражданами … Готовы к вводу в эксплуатацию 12 объектов (общей вместимостью 4227 машиноместа) и на 117 объектах ведутся строительно-монтажные работы различной степени готовности.

     На 133 объектах (общей вместимостью 51 162 машиноместа), предусмотренных к проектированию и строительству в 2010 году, строительно-монтажные работы не ведутся…»

     Вопросы строительства мест организованного  хранения  автотранспорта в городе Москве должны однозначно разрешаться с развитием мегаполиса. Никто из москвичей не желает стать свидетелем и участником транспортного коллапса. Поэтому москвичи и предлагают на встречах  с руководителями управ альтернативные варианты проектирования и строительства гаражных объектов на территории районов проживания, чтобы не ущемлялись права и людей, нуждающихся в гаражах.

     Фракции КПРФ в МГД известен единственный случай, когда исполнительная власть Москвы учла пожелания жителей по вопросу строительства “народного гаража”. Сейчас появились некоторые подвижки к разрешению ситуации по адресу: ул. Знаменская, вл.5.

     В связи с планами властей по реконструкции территорий, предусматривающими снос гаражей и возведение на месте  сносимых гаражей различных объектов, поток писем, обращений от автомобилистов во фракцию КПРФ в МГД увеличивается. В числе проблем, волнующих автомобилистов, отмечаются:

     - нарушение конституционных прав  граждан на неприкосновенность  имущества  при решении вопросов  о сносе существующих плоскостных  гаражных строений;

     - отсутствие механизма учёта интересов  владельцев плоскостных гаражных  строений и их социального  положения в целях предоставления  мест в строящихся городских  паркингах;

     - нецелевое, непрофильное использование  построенных гаражных паркингов;

     - произвольная география при строительстве многоярусных гаражей «методом тыка» в кварталах существующей застройки, т.е.  новая вариация “точечной  застройки”;

     -  появление обманутых соинвесторов  при  строительстве многоярусных  паркингов;

     -  признаки сговора представителей территориальных исполнительных органов с коммерческими структурами в целях получения прав на гаражную застройку вопреки интересам граждан - добросовестных многолетних землепользователей;

     - препятствование со стороны исполнительных  органов гражданам, многолетним добросовестным пользователям, объединенным в гаражные сообщества, самостоятельно решать вопросы повышения эффективности использования земельных участков для размещения автотранспорта;

     - продвижение т.н. программы "Народный  гараж", "народная" полезность которой не находит ни расчетного стоимостного, ни практического подтверждения;

     - произвол исполнительных органов  в отношении прав аренды земельных  участков под гаражными строениями;

     - практика внесудебного уничтожения  имущества граждан по инициативе исполнительных органов;

     -бездействие  правоохранительных органов при  наличии признаков нарушений  прав, свобод и угрозе собственности  автомобилистов при сносе гараже;

     -практика "штамповки" необоснованных  судебных решений, инициированных  исполнительными органами, приводящих к уничтожению имущества граждан.

     В ряде случаев представители пользователей  земельных участков говорят о том, что они готовы сами выступать инвесторами и заказчиками нового гаражного строительства с перспективой стать собственниками возводимых строений, однако сталкиваются с непреодолимыми препятствиями при получении разрешений на строительство.

     Участники  Круглого стола  отмечают, что основными принципами защиты прав граждан при сносе плоскостных гаражей должны являться:

     1) равенство прав граждан, являющихся правообладателями земельных участков, независимо от основания возникновения права на соответствующий земельный участок;

     2) установление дополнительных мер  социальной защиты для социально незащищенных граждан;

     3) предоставление правообладателям земельных участков льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах;

     4) обеспечение доступа на рынок  гаражного строительства гаражно-строительным  кооперативам, создаваемым правообладателями  земельных участков;

     5) недопущение снижения достигнутого уровня обеспечения граждан гаражами;

     6) предоставление финансовой поддержки  из бюджета города Москвы гаражно-строительным  кооперативам, создаваемым правообладателями  земельных участков в целях строительства многоэтажных гаражей;

     7) открытость информации при реализации градостроительных решений, предусматривающих снос одноэтажных гаражей и строительство многоэтажных гаражей.

     При осуществлении градостроительной  деятельности четкий порядок и механизм вывода бывших арендаторов с земельных  участков,  перемещение их мест хранения автомобилей, выделение им компенсаций и другие вопросы должны устанавливаться по аналогии с  Постановлением Правительства Москвы № 254 ПП от 01.04.08 «Об утверждении положения о порядке возмещения ущерба за сносимые индивидуальные гаражи при освобождении территорий для дорожно-мостового строительства». С сожалением приходится отмечать, что компенсационные выплаты при строительстве гаражей стоянок в 2008-2010 гг. в рамках Целевой программы не производились. В московском законодательстве нет четкого регламента, предусматривающего конкретные компенсационные меры в отношении жителей, лишившихся прав пользования и владения машиноместами на автостоянках, расположенных на земельных участках, отданных городскими властями под коммерческое строительство.

     Участники Круглого стола настаивают, чтобы

     - снос гаражей (в т.ч. «ракушек»)  без согласия их собственников  до предоставления им машиномест  или иных земельных участков  для размещения гаражей законодательно  был запрещен;

     - выкупная цена сносимого гаража  обеспечивала возмещение убытков правообладателей сносимого гаража в полном объеме и определялась в размере расходов, которые правообладатель произвел или должен будет произвести для приобретения машиноместа. Выкупная цена не может быть менее суммы рыночной цены гаража и рыночной цены земельного участка, предоставленного правообладателю гаража на основании права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, или рыночной цены за переуступку права аренды земельного участка, предоставленного правообладателю гаража на основании договора аренды, в размере платы за право аренды земельного участка;

     - заказчиками строительства многоярусных  паркингов в кварталах сложившейся  жилой застройки выступали исключительно жители этих районов, объединенные  в гаражные сообщества, а не ГУП «Дирекция гаражного строительства», инвесторы и т.д.

     Участники круглого стола считают  необходимым:

     - Обратиться к Мэру Москвы С.С. Собянину с предложением организовать при Правительстве Москвы рабочую группу по  рассмотрению конфликтных ситуаций с гаражными объектами, при которых нарушаются права граждан. Включить в состав рабочей группы помимо представителей профильных департаментов Правительства Москвы, Контрольно-Счётной Палаты также  представителей инициативных групп гаражных объектов, общественных организаций, фракции КПРФ в МГД.

     - проситьПрокуратуру Москвы и ГУВД по г. Москве представить сведения о всех проблемных и протестных гаражных объектах для организации дополнительного общественного контроля;

     Настоящую резолюцию направить  во все компетентные структуры и департаменты Правительства Москвы. Все полученные ответы городской власти опубликовать на доступных Интернет-сайтах с организацией их публичных обсуждений и приданием им оценки москвичами.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме