00:45 19.03.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Г.А. Зюганов – В.В. Путину: Состояние отечественной авиационной промышленности вызывает глубокую озабоченность
Председателю Правительства
Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Нашу глубокую озабоченность вызывает состояние отечественной авиационной промышленности. Убеждены, что авиапром – ключевое звено, которое позволит России вытащить всю цепочку модернизации, поднять современную науку, образование и высокие технологии.
Между тем, симптомом крайне неблагополучного состояния в этой жизненно важной отрасли является критическая ситуация с самолетами Ту-204 и Ил-96. Программа дальнемагистрального пассажирского Ил-96 уже фактически закрыта, производство всего семейства среднемагистральных Ту-204 на грани закрытия. Оказался невостребованным прекрасный самолет Ту-334, давно уже прошедший сертификацию.
Наш пассажирский авиационный транспорт все больше попадает в зависимость от импорта авиатехники или от импорта комплектующих для «отечественных» самолетов типа «Суперджет-100». Что это означает для нашей страны с ее огромными просторами, вряд ли нужно объяснять.
На рынок России, энергично оттесняя отечественные самолеты, выходят не только «Боинги» и «Аэробусы», но и самолеты из Франции, Канады и даже из Бразилии, где авиационной промышленности вообще никогда не было.
Примером политики, противоречащей национальным интересам, а также все углубляющейся зависимости нашего авиапрома от Запада является ситуация с модернизированной версией Ту-204 – Ту-204 СМ. Эта машина по технико-экономическим характеристикам вплотную приближается к Аэробусам А-320 и А-321.
Сейчас в Ульяновске изготовлены пять Ту-204СМ, два из которых проходят летные испытания. Предполагалось, что они будут в 2011-2012 годах поставлены Ирану. Но вето на осуществление контракта (ввиду санкций против Ирана) наложила американская компания «Pratt &Whitney». И речь уже идет не только о пяти самолетах. Под угрозой проект лицензионного производства Ту-204СМ в Иране стоимостью более чем в 3 млрд. долларов.
Проблема в том, что интеллектуальные права на двигатель ПС-90А2, разработанный в холдинге «Пермские моторы», частично принадлежат фирме «Pratt&
Поскольку самолет до сих пор оставался без стартового заказчика, а также из-за проблем с интеллектуальной собственностью на двигатель ПС-90А2 и минимальным финансированием из бюджета, программа Ту-204СМ под угрозой закрытия. Это может привести к полному отсутствию заказов на заводе «Авиастар» в Ульяновске с соответствующими социальными последствиями.
Сейчас основной программой сотрудничества наших авиастроителей и «Pratt&Whitney» является среднемагистральный МС-21. В прошлом году корпорация «Иркут» – головной подрядчик по МС-21 – объявила о заключении первого контракта на разработку бортовых систем для него. Тендер выиграла компания «Pratt&Whitney», предложившая двигатель PW1000G.
Между тем, сотрудничество с американскими поставщиками чревато опасными последствиями. Так, в 2006 году Госдепартамент США отказал в поставке комплектующих для «Суперджет-100», а в 2009 году под давлением правительства США «Pratt&Whitney» отказалась поставлять двигатели для вертолетов Ми-38. В итоге срок запуска в серию новой российской машины, но уже с отечественным двигателем, сдвигается на 2014 год.
А так как конкуренция на рынке пассажирских самолетов достаточно остра, Госдеп США может без труда найти повод оставить МС-21 без двигателя, и если не лишить эту машину двигателей совсем, то существенно затянуть сроки её создания. Основными заказчиками двигателей PW1000G могут стать «Аэробус» и «Боинг», оттеснив МС-21 в графике поставок.
Основная проблема наших самолетов – их низкая рентабельность, вызванная слишком большим расходом все более дорожающего топлива на их двигателях. В России нет сейчас в производстве новых экономичных двигателей для гражданской и военно-транспортной авиации, кроме ПС-90А2, права на который, как уже отмечалось, частично принадлежат американцам.
Разработка двигателя ПД-14, который подается как наиболее перспективный, находится на стадии создания научно-технического задела и отработки ключевых технологий. Этот этап может длиться очень долго.
Между тем, у нас есть авиадвигатель НК-93, созданный еще в 1988 году на СНТК им. Н.Д. Кузнецова и обладающий характеристиками, которые значительно превосходят зарубежные двигатели в своем классе. НК-93 не имеет аналогов в конструкционном исполнении и может сыграть решающую роль в создании отечественной линейки авиадвигателей. Он, как показали летные испытания, имеет значительные преимущества не только перед ПС-90А2, но и перед еще только проектируемым ПД-14 по расходу топлива и тяге. Это практически готовый двигатель пятого поколения, опередивший время минимум на 20 лет.
25 марта 2009 года председатель Правительства РФ дал срочное поручение Минпромторгу совместно с Минфином, Минэкономразвития и участием ОАО «Оборонпром» представить предложения о выделении средств для завершения испытаний НК-93 в 2009 году.
Однако вместо этого был сделан гигантский шаг назад – двигатель НК-93 был снят с крыла летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Для авиамотора, находящегося в стадии летных испытаний, это верная гибель. Минпромторгом и «Оборонпромом» не были выделены даже минимальные средства для завершения летных испытаний.
В это же время наши конкуренты стремительно «заимствуют» наши высшие достижения. Французская корпорация «Снекма» совместно с канадской «Дженерал-Электрик» продемонстрировали на МАКС-2009 перспективный двигатель LEAR-X, очень напоминающий наш НК-93. Западные конструкторы внимательно изучили российский опыт и привлекли для работ около 200 наших инженеров. В долгосрочных планах – практически полное копирование конструкции НК-93, которая сулит недостижимую для остальных современных авиамоторов экономию топлива и бесшумность. Часть работ уже проводится ими на аэродинамических трубах в нашем ЦАГИ!
Оппоненты НК-93 выдвигают 2 основных аргумента:
1. Якобы под него нет самолета. Однако двигатель изначально разрабатывался под целую линейку гражданских средне- и дальнемагистральных авиалайнеров и военно-транспортных самолетов, таких как Ил-96-300, Ил-86, Ту-204, Ту-334, Ил-76, Ан-124.
2. Утверждают, что вся инженерно-конструкторская документация на двигатель сделана не в цифровом виде, как это требуют современные условия производства. Но этот «недостаток» можно быстро устранить и значительно меньшими затратами, нежели создание с нуля «перспективного» авиадвигателя к 2016 году.
Между тем ситуация на самом СНТК им. Н.Д. Кузнецова критическая. «Оборонпром» сокращает персонал, переводит остатки производства и науку на другие площадки. Это резко снижает возможность ремонта, продления ресурсов и производства новых двигателей для самолетов дальней и стратегической авиации, оснащенных исключительно авиамоторами производства СНТК им. Н.Д. Кузнецова. И это при том, что регулярные полеты стратегической авиации на воздушное патрулирование значительно выбивают ресурс двигателей ракетоносцев.
По-видимому, в Министерстве промышленности и торговли существует группа людей, которые не вполне понимают значение отечественной авиационной промышленности в контексте возрождения промышленной мощи России. В Минпромторге заявляют, что Россия не планирует разрабатывать новые дальнемагистральные самолеты. А это уже полный уход российского авиапрома с рынка пассажирских авиалайнеров.
Попытки разрушить российский авиапром имеют, на наш взгляд, вполне сознательный характер. Во всяком случае, итогом «промышленной политики» последних лет является фактическая ликвидация пассажирского авиастроения в России и тотальное доминирование в наших аэропортах иностранных самолетов.
Речь идет не просто о том, что наше небо и авиарынок успешно захватывают самолеты иностранных производителей. Речь идет о том, что фактически совершающаяся на наших глазах ликвидация одной из наиболее передовых отраслей современной экономики – авиастроения – неизбежно приведет к разрушению российской науки и образования, прорывных направлений экономики, окончательной ликвидации остатков нашей высокоточной промышленности.
Россия, с учетом ее гигантских просторов, обязана иметь собственную
Председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе
Г.А. Зюганов.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме