14:30 24.09.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Фракция КПРФ внесла на рассмотрение в Госдуму свой проект Лесного Кодекса
Публикуем сам законопроект и пояснительную записку к нему.
Вносится депутатами
Государственной Думы
Г.А.Зюгановым, В.И.Кашиным, В.И.Илюхиным, Н.В.Коломейцевым, В.Е.Локтем, А.Ю.Русских,
В.А.Стародубцевым, Н.В.Разворотневым,
Н.А Останиной, В.Н. Паутовым, Н.Ф.Рябовым,
А.А. Пономаревым, В.Ф.Рашкиным, С.Г.Левченко,
П.В. Романовым, А.В.Апариной, С.П.Обуховым,
В.Н. Федоткиным, В.С.Романовым,
Т.В.Плетневой, Ю.В.Афониным, С.М.Соколом
С.И Штогриным, С.Н.Решульским,
В.С.Шурчановым, В.Д.Хахичевым, В.С.Никитиным
Проект
15 сентября 2010 года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Лесной кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации
Статья 1
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст.2251; № 30, ст. 3597; № 30, ст. 3599; № 30, ст.3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст.1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3435; № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998) следующие изменения:
1) Статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Принципы лесного законодательства
Лесное законодательство основывается на следующих принципах:
1) приоритет общественных интересов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
2) участие граждан, общественных организаций в подготовке решений, реализация которых может повлечь за собой ущемление прав граждан на общедоступное лесопользование либо реализация их может оказать негативное воздействие на состояние лесов, лесных земель и других компонентов окружающей среды при использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов;
3) сохранение защитных лесов и особо охраняемых природных территорий;
4) бесплатность общедоступного лесопользования;
5) бесплатность лесопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности;
6) бесплатность лесопользования в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд;
7) бесплатность лесопользования в научных целях;
8) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их продуктивности;
9) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
10) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
11) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
12) платность лесопользования, осуществляемого в целях извлечения прибыли.»;
2) дополнить статьей 11 следующего содержания:
«Статья 11. Основные понятия
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) лес - совокупность древесно-кустарниковой растительности, иной растительности, почвы, животных и микроорганизмов, находящихся во взаимосвязи друг с другом и другими объектами окружающей среды, на соответствующей ей территории суши;
2) лесничество - учреждение, создаваемое исполнительным органом государственной власти для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера в области управления использованием, охраной, защитой, воспроизводствомэксплуатационных и защитных лесов, в том числе особо защитных участков лесов в составе эксплуатационных лесов и защитных лесов, на определенной части земель лесного фонда;
3) лесопарк - учреждение, создаваемое исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера в области управления использованием, охраной, защитой, воспроизводствомзащитных лесов в зеленых зонах городов, лесов, расположенных в округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ценных лесов, лесов, имеющих научное или историческое значение, лесов в орехово-промысловой зоне, лесных плодовых насаждений, лесопарков, городских лесов;
4) лесные культуры - выращенные лесные насаждения на месте вырубок, в безлесных районах, под пологом леса, который предназначен для рубки;
5) лесные отношения – общественные отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
6) лесные ресурсы - запасы древесины, а также дичи, грибов, плодов, ягод, орехов, лекарственных растений и другого сырья в лесах, расположенных на определенной территории;
7) лесопользование – использование лесных ресурсов и других ценностей леса в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, для
удовлетворения экономических, экологических, социальных, оздоровительных и духовных потребностей человека;
8) общедоступное лесопользование - бесплатное пребывание граждан в лесах и бесплатное осуществление ими сбора и заготовки дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в лесном фонде в порядке, установленном настоящим Кодексом.»;
3) статью 5 изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Объекты лесных отношений
1. Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
2. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания указанных объектов основными средствами производства в лесном хозяйстве.»;
4) статью 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Лесной фонд
1. Лесной фонд представляет собой достояние многонационального народа Российской Федерации,используется и охраняется как основа его жизни и деятельности, как гарантия существования нынешних и будущих поколений.
2. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны, землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд.
3. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
4. Включение земель в состав лесного фонда и перевод земель лесного
фонда в другие категории осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством и земельным законодательством.»;
5) статью 7 изложить в следующей редакции:
«Статья 7. Земли и участки лесного фонда
1. К землям лесного фонда относятся лесные и нелесные земли.
2. К лесным землям относятся земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки древесно-кустарниковой растительности, гари, погибшие древостои, пустыри и подобные места), а также земли, занятые питомниками лесных культур, не сомкнувшимися кронами лесных культур, и иные земли. К покрытым древесно-кустарниковой растительностью землям относятся лесные участки площадью более чем полгектара с полнотой древесно–кустарникового яруса три десятых и выше метров и высотой деревьев в спелом возрасте не менее чем пять метров.
3. К нелесным землям (не покрытым лесом) относятся земли, предназначенные для осуществления лесопользования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (земли, занятые просеками, дорогами, и подобные земли), а также иные земли, расположенные в границах земельлесного фонда (неудобные для использования земли).
4. К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель в составе земель лесного фонда.»;
6) Статью 8 изложить в следующей редакции:
«1. Лесной фонд, а также леса, расположенные на землях обороны, имеют глобальное значение для воспроизводства и охраны природных ресурсов и находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
3. Допускается передача прав собственности на участки лесного фонда субъектам Российской Федерации на основании федерального закона.
4. Запрещается передача прав собственности на земли лесного фонда, леса, расположенные на землях обороны, физическим лицам или юридическим лицам, а также иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.»;
7) в статье 9:
1) слово «Право» заменить словами «1. Право»;
2) дополнить частями 2 и 3 следующего содержания:
«2. Выкуп гражданами, юридическими лицами лесного участка, права пользования которым приобретены ими на основании договора аренды участка лесного фонда, договора постоянного (бессрочного) пользования участком лесного фонда, запрещается.
3. Передача гражданами, юридическими лицами арендных прав пользования лесным участком, прав постоянного (бессрочного) пользования лесным участком другим лицам, залог таких прав, внесение таких прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив не допускаются.»;
8) часть 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«3) размещения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также размещения и строительства гидротехнических сооружений и специализированных портов;»
9) в статье 23:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Лесничества и лесопарки учреждаются на землях лесного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
б) в части 3 слово «располагаются» заменить словом «учреждаются»;
в) в части 5 после слов «лесопарков,» дополнить словами «учреждаемых на землях лесного фонда,», слова «их границы» заменить словами «границы их деятельности»;
10) в статье 25:
а) в пункте 12 слова «строительство и эксплуатация» заменить словом «размещение», после слова «также» дополнить словами «размещение и строительство»;
б) в пункте 14 слово «переработка» заменить словами «строительство и эксплуатация производственных зданий по переработке»;
в) дополнить пунктами 141 и 142 следующего содержания:
«141) общедоступное лесопользование граждан;
142) использование лесов в местах традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
11) дополнить статьями 251 и 252 следующего содержания:
«Статья 251. Лесопользователи
1. Лесопользователь - гражданин, юридическое лицо, использующие лесной участок по основаниям и в целях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
2. Лесопользователи осуществляют лесопользование в пределах, установленных лесным законодательством, если такая деятельность не ухудшает состояние лесов, не наносит вред окружающей среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Лесопользование осуществляется указанными лицами при наличии документов, подтверждающих законность заготовки лесных ресурсов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
3. Запрещается осуществление лесопользования органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Статья 252. Обязанности лесопользователей
1. Лесопользователь обязан:
1) осуществлять мероприятия по лесовосстановлению в объемах и сроки, предусмотренные договором постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, договором аренды лесного участка, а также договором безвозмездного срочного пользования лесным участком;
2) не допускать нарушений прав других лесопользователей;
3) обеспечивать права граждан на общедоступное лесопользование в пределах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
4) соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;
5) осуществлять противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов;
6) создать и обеспечивать надлежащее содержание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), а также необходимые запасы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
7) осуществлять непрерывный мониторинг пожарной опасности в границах используемого лесного участка (лесных участков);
8) разрабатывать и совершенствовать планы тушения лесных пожаров;
9) осуществлять тушение лесных пожаров в границах, предусмотренных договором постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, договором аренды лесного участка, а также договором безвозмездного срочного пользования лесным участком;
10) принимать участие в тушении пожаров на других лесных участках и объектах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать санитарные правила в лесах;
12) соблюдать правила заготовки лесной продукции;
13) обеспечивать сохранность лесной флоры и фауны, мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения живых организмов;
14) представлять информацию об объемах заготовленной, вывезенной из леса, проданной и поступившей в переработку древесины, а также о других результатах лесопользования и ведения лесного хозяйства в порядке и по форме, установленных Правительством Российской Федерации.
15) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.»;
12)в части 1 статьи 35 слова «в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса» заменить словами «свободно и бесплатно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами»;
13) в статье 38:
1) дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. Лесные участки предоставляются гражданам, осуществляющим лесопользование в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд, на основании решения уполномоченного государственного органа исполнительной власти. Такое лесопользование является бесплатным.»;
3) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Лесные участки предоставляются гражданам, юридическим лицам, осуществляющим лесопользование для ведения сельского хозяйства в целях
извлечения прибыли, в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.»;
14) часть 5 статьи 42 дополнить словами «, если такая деятельность не нарушает плодородие почв указанного лесного участка и других требований законодательства об охране окружающей среды»;
15) В статье 43:
а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания:
«Такое разрешение органов государственной власти, органов местного самоуправления должно содержать требования по охране лесов, предусмотренные статьей 11, пунктами 2, 4, :, 7, 11, 13 части 2 статьи 251 настоящего Кодекса.»
б)часть 3-1 считать утратившей силу;
16) статью 44 изложить в следующей редакции:
«Статья 44. Использование лесов для размещения водохранилищ,
иных искусственных водных объектов, а также
размещения и строительства гидротехнических
сооружений, специализированных портов
1. Использование лесов для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также размещения истроительства гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 21 настоящего Кодекса.
2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также размещения истроительства гидротехнических сооружений и специализированных портов в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Кодекса.»;
17) статью 46 изложить в следующей редакции:
«Статья 46. Использование лесов для размещения, строительства и
эксплуатации производственных зданий по переработке
древесины и иных лесных ресурсов
1. Предпринимательская деятельность по использованию лесов для размещения, строительства и эксплуатации производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов в целях производства лесоматериалов и иной продукции их переработки осуществляется в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для размещения, строительства и эксплуатации производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов.
3. Правила использования лесов для размещения, строительства и эксплуатации производственных зданий по переработке древесины и иных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, связанных с использованием и охраной лесов.»;
18) Статью 48 изложить в следующей редакции:
«Статья 48. Лесопользование коренными малочисленными
народами
1. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности имеют право на лесопользование в целях ведения традиционного образа жизни.
2. Лесопользование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется свободно и бесплатно.
Участки лесного фонда могут включаться в состав территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
На территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока лесные отношения регулируются также законодательством Российской Федерации о коренных малочисленных народах.»;
19) в статье 62:
1) часть 2 дополнить словами «в сроки, предусмотренные договором аренды»;
2) дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. На лесных участках, предоставленных в пользование на основании договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные договором постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, договором безвозмездного срочного пользования лесным участком.»;
20) статью 71 дополнить частью 11 следующего содержания:
«11.Предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и являющихся местами традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, запрещается.»;
21) статью 81 изложить в следующей редакции:
«Статья 81. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации в области лесных отношений
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
1) владение, пользование и распоряжение землями лесного фонда и расположенными на них лесными ресурсами;
2) определение государственной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
3) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, надзор за их соблюдением;
4) осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав граждан на бесплатное общедоступное лесопользование и на бесплатное ведение сельского хозяйства в лесном фонде, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
5) осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на свободное и бесплатное лесопользование в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности;
6) разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов;
7) разработка, утверждение и реализация федеральных (государственных) программ обеспечения пожарной безопасности в лесах;
8) проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов;
9) установление ограничений прав арендаторов лесных участков;
10) государственное управление в сфере мониторинга лесных земель;
12) осуществление государственного лесного контроля и надзора;
13) установление порядка ведения и осуществление лесоустройства;
14) установление порядка ведения государственного лесного реестра и его ведение;
15)подготовкаНационального доклада о состоянии, использовании, охране и восстановлении лесов в Российской Федерации и представление его Федеральному Собранию Российской Федерации;
16) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.»;
22) статью 82 изложить в следующей редакции:
«Статья 82. Полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области
лесных отношений
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
1) осуществление мер по обеспечению реализации и защите прав граждан на бесплатное общедоступное лесопользование и бесплатное ведение сельского хозяйства в лесном фонде, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) осуществление мер по обеспечению реализации и защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на свободное и бесплатное лесопользование в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности;
3) разработка, утверждение и реализация лесного плана субъекта Российской Федерации;
4) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
5) участие в урегулировании правовых отношений по вопросам владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
6) участие в разработке и реализации федеральных (государственных) программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов;
7) участие в разработке и реализации федеральных (государственных) программ обеспечения пожарной безопасности в лесах;
8) разработка, утверждение и реализация региональных программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов;
9) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
10) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
11) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
12) утверждение порядка и нормативов заготовки древесины гражданами для собственных нужд;
13) установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
14) установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
15) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
16) иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.»;
23) статью 84 дополнить пунктами 6-9 следующего содержания:
«Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в
области лесных отношений.
6) осуществление мер по обеспечению и защите прав граждан на бесплатное общедоступное лесопользование и бесплатное ведение сельского хозяйства в лесном фонде, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
7) осуществление мер по обеспечению и защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на свободное и бесплатное лесопользование в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности;
8) участие в реализации федеральных (государственных) программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов;
9) участие в реализации федеральных (государственных) программ обеспечения пожарной безопасности в лесах.»;
24) в части 1 статьи 83:
пункт 3 дополнить словами «в соответствии с содержанием части 3 статьи 43 настоящего Кодекса»;
пункт 5 считать утратившим силу»;
25) в статье 93 слово «собственности» заменить словом «аренды».
26) дополнить статьей 931 следующего содержания:
«Статья 931. Национальный доклад о состоянии, использовании,
охране и восстановлении лесов в Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации к 1 июля текущего года обязано представить на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Национальный доклад о состоянии, использовании, охране и восстановлении лесов за предыдущий финансовый год.
2. Во вносимом Правительством Российской Федерации на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Национальном докладе о состоянии, использовании, охране и восстановлении лесов подлежат отражению, помимо определяемого Правительством Российской Федерации содержания, данные о согласованном функционировании и взаимодействии органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнении соответствующих требований бюджета, а также данные по исполнению требований настоящего Кодекса.
3. Национальный доклад о состоянии, использовании, охране и восстановлении лесов может служить основанием для законодательных инициатив по внесению изменений в федеральный бюджет, снижению федеральных налогов и сборов, применению установлений финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, а также в другие законы Российской Федерации.»
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5279) следующие изменения:
1) дополнить статьей 91 следующего содержания:
«Статья 91. Земельные участки лесного фонда, отвод которых осуществляется в целях создания водохранилищ и других искусственных водных объектов, подлежат переводу в земли водного фонда в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.»;
2) статью 10 признать утратившей силу.».
Статья 3
Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2006, № 23, ст. 2380; № 50, ст. 5279) следующие изменения:
1) абзац первый пункта 1 статьи 130 после слов «том числе» дополнить словами «леса, многолетние насаждения,»;
2) в статье 221 слова «на определенной территории» заменить словами «в лесах, водных объектах или на другой территории»;
3) пункт 2 статьи 257 после слов «земельный участок,» дополнить словами «плодовые и плодово-ягодные насаждения,».
Статья 4
Внести в статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5276; 2006, № 1, ст. 10; № 50, ст. 5279) дополнить подпунктами 21, 22 и 23 следующего содержания:
«21) проекты федеральных целевых программ охраны, восстановления (воспроизводства) и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;
22) проекты федеральных схем комплексного использования, восстановления и охраны водных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;
23 ) проекты документов по переводу земель лесного фонда в другие категории, земель сельскохозяйственного назначения в другие категории и обосновывающие к ним материалы;».
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст. 2750; 2000, № 1, ст. 6; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; № 52, ст. 5598; 2006, № 28, ст. 2974; 2006, № 50, ст. 5279) следующие изменения:
1) пункт 11 статьи 1 после слов «Земли,» дополнить словами «леса, водные объекты»;
2) подпункт 21 статьи 6 после слова «земель» дополнить словами «, лесов, водных объектов».
Статья 6
Абзац третий статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 15; 2006, № 23, ст. 2380; № 50, ст. 5279) после слов «земельные участки,» дополнить словами «лесные участки,».
Статья 7
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2004, № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 17; № 30, ст. 3128; 2006, № 31, ст. 3453; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) пункт 11 статьи 30 после слов «лесного фонда» дополнить словами «для осуществления лесопользования»;
2) в статье 58:
а) наименование после слова «производства» дополнить словами «и потерь лесных ресурсов»;
б) дополнить пунктом 61 следующего содержания:
«61. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесных ресурсов.
Потери лесных ресурсов возмещаются лицами, которым предоставляются земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии у них земель лесного фонда.
Порядок возмещения потерь лесных ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации.».
Статья 8
Внести в статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5276; 2005, № 30, ст. 3122; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498) следующие изменения:
в статье 11:
1) слово «Перевод» заменить словами «1. Перевод»;
2) дополнить частями 2 и 3 следующего содержания:
«2. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земель лесного фонда в иные категории земель может быть принято только после проведения публичных слушаний.
Публичные слушания о переводе земель лесного фонда в иные категории земель проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. В случае несоблюдения требований, указанных в части 2 настоящей статьи, решение уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе лесного участка в иную категорию земель считается недействительным.».
Статья 9
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Депутаты Государственной Думы:
Г.А.Зюганов В.И. Кашин Н.В.Коломейцев Н.А.Останина В.Н. Паутов С.П.Обухов В.С.Романов С.Н.Решульский В.Ф.Рашкин В.С.Шурчанов Н.Ф.Рябов В.С.Никитин Ю.В.Афонин П.В.Романов | В.И. Илюхин В.А. Стародубцев В.Е Локоть А.А. Пономарев А.Ю. Русских В.Н. Федоткин С.И Штогрин А.В.Апарина С.Г.Левченко Н.В.Разворотнев В.Д.Хахичев Т.В.Плетнева С.М.Сокол |
Приложение 1
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Лесной кодекс
Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) направлен на приведение отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и внесенных указанным Федеральным законом изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в соответствие с Конституцией Российской Федерации, правовое обеспечение охраны и восстановление лесов, их защиты от пожаров, а также на устранение пробелов и внутренних противоречий в Лесном кодексе Российской Федерации, несогласованности между Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и Лесным кодексом Российской Федерации.
Законопроект разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 2, 9, 36, 42, 55, 58, 67, 71, 72), федеральных законов, с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П и направлен на обеспечение рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, свободный и бесплатный доступ граждан к лесам и их ресурсам.
Предлагается внести в Лесной кодексРоссийской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» следующие изменения.
1. Статьей 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ):
1) в пункте 1 предлагаются принципы лесного законодательства, которые предопределяют направленность его на рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, свободный и бесплатный доступ граждан к лесам и их ресурсам.;
2) в пункте 2 даны определения общепризнанных в лесном законодательстве и лесном отрасли хозяйства понятий;
3) в пункте 3 представляется перечень объектов лесных отношений, принципы их использования и охраны;
4) в пункте 4 предлагаются определение понятия «лесной фонд», принципы установления его границ, порядок включения земель в состав лесного фонда и их изъятие;
5) в пункте 5 даны определения понятий «земли и участки лесного фонда»;
6) пунктом 6 объявляется федеральная собственность на лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, предусматривается возможность передачи прав собственности на участки лесного фонда субъектам Российской Федерации и запрещение передачи прав собственности на земли лесного фонда в собственность физических лиц и юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц;
7) пунктом 7 предусматривается введение запрещения на выкуп лесных участков, предоставленных в пользование на праве аренды, договора постоянного (бессрочного) пользования, а также на передачу арендных прав лесопользования, прав постоянного (бессрочного) пользования лесным участком другим лицам, залог таких прав, внесение таких прав в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;
8) в пункте 8 уточняется перечень объектов строительства, реконструкции и эксплуатации, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в части размещения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также размещения и строительства гидротехнических сооружений и специализированных портов. Имеется в виду, что использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов не могут быть отнесены к лесным отношениям;
9) в пункте 9 уточняется статус лесничеств и лесопарков как территориальных учреждений в системе управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводствомлесов и предлагается порядок их организации;
10) в пункте 10 уточняются виды лесопользования (статья 25 ЛК РФ), связанные с размещением водохранилищ и иных искусственных водных объектов, строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и специализированных портов. Здесь же конкретизируются виды лесопользования, связанные с переработкой древесины и иных лесных ресурсов, вносится дополнение следующих видов лесопользования: общедоступное лесопользование, использование лесов в местах традиционного проживания лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
11) в пункте 11 предусматривается дополнение главы 2 ЛК РФ статьями 251 и 252, в которых раскрывается понятие «лесопользователь» и предлагается соответствующие обязанности лесопользователей;
12) пунктом 12 предусматривается свободное и бесплатное лесопользование гражданами для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
13) пунктом 13 предусматривается бесплатное лесопользование гражданами в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд;
14) пунктом 14 предлагается установить требования к охране окружающей среды при проведении рубок лесных насаждений и осуществлении подсочки лесных насаждений;
15) пунктом 15 в статье 43 предлагается:
определить содержание разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
часть 3-1 считать утратившей силу, так как её содержание противоречит частям 2 и 3 этой статьи.
16) содержание статьи 44 ЛК РФ предлагается изложить в соответствии с уточненным наименованием вида лесопользования, связанного с размещением водохранилищ и иных искусственных водных объектов, размещением и строительством гидротехнических сооружений и специализированных портов;
17) в пункте 17 предлагается статью 46 ЛК РФ изложить в новой редакции в части порядка использования лесов для размещения, строительства и эксплуатации производственных зданий, предназначенных для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
18) пунктом 18 предусматривается установление порядка лесопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности;
19) пунктом 19 предлагается в договоре аренды лесного участка предусматривать сроки проведения работ по лесовосстановлению, равно как и осуществление лесовосстановления на лесных участках, предоставленных в пользование на основании договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком для заготовки древесины (статья 62 ЛК РФ);
20) пунктом 20 предусматривается дополнить статью 71 ЛК РФ положениями о запрещении передачи в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование лесных участков, являющихся местами традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
21) пунктом 21 предусматривается наделение органов государственной власти Российской Федерации полномочиями, связанными с разработкой, реализацией федеральных государственных программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов, разработкой и реализацией федеральных (государственных) программ обеспечения пожарной безопасности в лесах, проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов, государственное управлением в сфере мониторинга лесных земель, осуществлением государственного лесного контроля и надзора, установлением порядка ведения и осуществлением лесоустройства, установление порядка ведения государственного лесного реестра и его ведением, другими полномочиями. Такое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации будет содействовать организации эффективного управления использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, обеспечению защиты прав граждан на доступ к лесам и лесным ресурсам, а также защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на свободное и бесплатное лесопользование в местах их проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности;
22) пунктом 22 предлагается дополнить статью 82 ЛК РФ положениями о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по реализации, обеспечению и защите прав граждан на свободное и бесплатное общедоступное лесопользование и на бесплатное ведение сельского хозяйства в лесном фонде, по реализации, обеспечению и защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на свободное и бесплатное лесопользование в местах их традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности, а также полномочиями по участию в разработке и реализации федеральных (государственных) программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов, участию в разработке и реализации федеральных (государственных) программ обеспечения пожарной безопасности в лесах, полномочиями по разработке и реализации региональных программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов, разработке и реализации лесного плана субъекта Российской Федерации и другими;
23) пунктом 23 предусматривается:
внесение в статью 83 ЛК РФ положения о соответствии содержания разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда требованиям настоящего Кодекса;
пункт 5 данной статьи о передаче полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по ведению государственного лесного реестра считать утратившим силу в соответствии с предложениями о возложении данных полномочий на федеральные органы государственной власти.
24) пунктом 24 предусматривается наделение органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению и защите прав граждан на свободное и бесплатное общедоступное лесопользование и на бесплатное ведение сельского хозяйства в лесном фонде, а также полномочиями по обеспечению и защите прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на свободное и бесплатное лесопользование в местах их проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, участию в реализации федеральных (государственных) программ использования, охраны лесного фонда и воспроизводства лесов и участию в реализации федеральных (государственных) программ обеспечения пожарной безопасности в лесах;
25) пункт 25 содержит уточнение объекта прав на лесной участок, подлежащего государственной регистрации в соответствии со статьей 93 ЛК РФ;
26) пунктом 26 предлагается установить обязанность Правительства Российской Федерации о представлении на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Национального доклада о состоянии, использовании, охране и восстановлении лесовза предыдущий финансовый год.
2. Статьей 2 законопроекта предусматривается внесение следующих изменений в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»:
1) предлагается осуществлять перевод земель лесного фонда, отвод которых проводится в целях создания водохранилищ и других искусственных водных объектов, в земли водного фонда;
2) предлагается считать утратившим силу положение статьи 10 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в части передачи прав распоряжения лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по правилам земельного законодательства. Такая норма не согласуется с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П.
3. Статьей 3 законопроекта предусмотрено внесение изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), касающихся отнесения лесов и многолетних насаждений к недвижимому имуществу (статья 130 ГК РФ), в связи с тем, что леса, многолетние насаждения являются недвижимостью особого рода, имеющие специальный правовой режим, отличный от земельного участка. На этом же основании к собственности крестьянского (фермерского) хозяйства предлагается отнести плодовые и ягодные насаждения (статья 257 ГК РФ). Устанавливается определенность относительно обращения в собственность граждан собранных или добытых ими ягод, рыбы, общедоступных вещей и животных в лесах и водных объектах (статья 221 ГК РФ).
4. Статьей 4 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в части отнесения к объектам экологической экспертизы следующих документов:
проекты федеральных целевых программ охраны, восстановления (воспроизводства) и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;
проекты федеральных схем комплексного использования, восстановления и охраны водных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации;
проекты документов по переводу земель лесного фонда в другую категорию, земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и соответствующие материалы по их обоснованию.
Внесение указанных изменений направлено на предотвращение негативных изменений окружающей среды и состояния природных ресурсов.
5. Предлагаемое статьей 5 законопроекта внесение изменений в Федеральный закон «Об обороне» направлено на устранение неопределенности в части предоставления лесов и водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, для нужд обороны, а также полномочий Правительства Российской Федерации по определению порядка предоставления и использования лесов и водных объектов для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
6. Cтатьей 6 законопроекта предусматривается отнесение к недвижимости лесных участков, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с тем, что лесные участки являются недвижимостью особого рода, отличной от земельного участка.
7. Cтатьей 7 законопроекта предусматривается внесение следующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации:
1) пунктом 1 статьи 7 законопроекта предусматривается, что предварительное согласование места размещения объекта строительства не проводится в случае предоставления земельных участков из состава земель лесного фонда только для осуществления лесопользования;
2) пунктом 2 статьи 7 законопроекта предусматривается возмещение потерь лесных ресурсов при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда.
8. Статьей 8 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» об обязательном проведении публичных слушаний в случае предполагаемого перевода земель лесного фонда в иную категорию.
Принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную базу, регулирующую отношения в области использования, охраны, защиты, лесного фонда и воспроизводства лесов, обеспечить их многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, их свободный и бесплатный доступ к лесам и лесным ресурсам.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Депутаты Государственной Думы:
Г.А.Зюганов В.И.Кашин Н.В.Коломейцев Н.А.Останина В.Н.Паутов С.П.Обухов В.С.Романов С.Н.Решульский В.Ф.Рашкин В.С.Шурчанов Н.Ф.Рябов В.С.Никитин Ю.В.Афонин П.В.Романов | В.И. Илюхин В.А. Стародубцев В.Е.Локоть А.А.Пономарев А.Ю.Русских В.Н. Федоткин С.И Штогрин А.В.Апарина С.Г.Левченко Н.В.Разворотнев В.Д.Хахичев Т.В.Плетнева С.М.Сокол |
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме