11:01 02.11.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Фальшивая позолота Большому театру не к лицу
Итак, 28 октября после мучительного шестилетнего марафона под названием реставрация с реконструкцией открылась наконец историческая сцена главного театра страны.
Дурная примета
Большому пятничному торжеству предшествовала небольшая неприятность: накануне поздним вечером на рабочего сцены рухнули декорации, готовившиеся к праздничному концерту в постановке Дмитрия Чернякова, с показом фрагментов из главных балетов и опер из репертуара театра, а также демонстрацией новых технических возможностей сцены. Как сообщает РИА «Новости», бедняга получил ушиб грудной клетки и был госпитализирован «скорой помощью» в институт Склифосовского. Дурная, конечно, примета, но сам факт — закономерное, по-видимому, следствие той бешеной гонки (по словам генерального директора Государственного академического Большого театра России Анатолия Иксанова, работы шли круглосуточно, артисты вкалывали без выходных дней, а художественно-постановочная часть — 24 часа в сутки), в которую превратилась реконструкция с целью выполнения распоряжения президента РФ Дмитрия Медведева, повелевшего открыть театр всенепременно в выборном 2011 году. В июне первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин пообещал справиться до 11 октября, но не сдюжил сделать предвыборный подарок народу от властей предержащих.
Народ, правда, на открытии замечен не был: исключительно представители так называемой элиты — политической, большого бизнеса и, если можно так выразиться, культуры, пожаловавшие сюда по персональным приглашениям. Оглядимся, знакомые всё лица: глава Сбербанка Герман Греф и глава Газпрома Алексей Миллер, Ксения Собчак с мамой — сенатором Людмилой Нарусовой, Наина Ельцина с семьей, Михаил Горбачёв, рядом с Галиной Вишневской восседает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл…
Простой смертный, по определению, не мог здесь оказаться: ведь, если верить сообщениям в Интернете, цены на появившиеся в продаже (в очень ограниченном количестве) билеты колебались от 90 тысяч рублей (балкон 4-го яруса) до двух миллионов рублей (первые ряды партера).
В буфете подавали брускетту (ломтики подсушенного на решетке хлеба) с осетриной, говядиной, сыром и виноградом, шампанское и, разумеется, более крепкие алкогольные напитки.
Проверки на маршруте
Театр закрылся на давно запланированный ремонт в 2005 году.
Откладывать его было уже невозможно: огромное здание не просто разваливалось из-за пронзивших конструкции огромных трещин, оно погружалось в землю, угрожая сохранности проложенных под ним линий метрополитена. Комментируя сделанное за это время, придворная пресса теперь захлёбывается от восторгов: площади театра расширены, дескать, до 80 тысяч квадратных метров — в основном за счет подземных территорий. Туда, к примеру, переместился трансформируемый ныне знаменитый Бетховенский зал, сцена стала размером с шестиэтажный дом и полностью компьютеризирована. Реставраторы восстановили якобы интерьеры ХIХ века, росписи Белого фойе, а Круглому залу и Императорскому фойе возвратили люстры и вензеля Николая Романова, гобелены и жаккардовые ткани. Позолочением интерьеров занимались 156 специалистов со всей России, которые потратили около 4,5 килограмма золота на 981 квадратный метр покрытия. Большой, восторгаются репортёры, предстанет таким, каким был на пике своей красоты, — с уникальной акустикой, золотым занавесом, роскошью бархатных лож и сиянием огромных хрустальных люстр. Реконструкция обошлась почти в 21 миллиард рублей.
Напомним, что шестилетний маршрут реконструкции был далеко не гладким: уже через месяц после начала работ заложенный в ремонт бюджет — 25 миллиардов рублей — был оспорен правительством РФ, и к октябрю того же года сумма сократилась до 15 миллиардов. Однако, как это водится в нынешней России, судьба значительной части этих денег, что называется, туманом повита: в сентябре 2009 года Следственный комитет при Прокуратуре РФ возбудил уголовное дело о растрате при ремонте Большого театра. Факт растраты был раскрыт в ходе проверки, проведенной Счетной палатой РФ в федеральном государственном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Эта организация в 2003 году заключила с ЗАО «Курортпроект» контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий театра. Сумма контракта составила 98,048 миллиона рублей, после заключения дополнительных соглашений она возросла до 164,329 миллиона.
Оказалось, в частности, что «Дирекция» с 2003 по 2009 год трижды оплачивала ЗАО «Курортпроект» контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий театра. Дело возбуждалось по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». В феврале 2010 года сменился руководитель заказчика реставрации.
Балка в оркестровой яме
Что ж, с придворной прессы, которой, по слухам, было приказано «сверху» восхищаться проектом, который курирует сам президент России, взятки гладки. А вот человек более чем компетентный, многолетний солист и ярчайшая звезда ГАБТ, народный артист России Николай Цискаридзе в многочисленных интервью называет реконструкцию театра вандализмом, издевательством над историческим памятником. По его словам, Большой театр теперь не узнать — интерьер лишился старинных деталей, а новые залы неудобны для артистов. Он заявил, что вместо лепнины зрители увидят пластмассу или папье-маше, наклеенные ПВА и окрашенные золотой краской. Не осталось ни одного бронзового канделябра, вместо бронзы — железяки, подкрашенные золотой красочкой. Все дверные ручки тоже были бронзовыми, и где они теперь? Подлинное сусальное золото, по словам артиста, осталось только в виде маленьких полосочек на фоне золотой краски. Он недоволен также заменой дубового паркета в фойе мраморной венецианской мозаикой. Может быть, это и красиво, но очень скользко: в кожаной обуви, в которую переобуваются многие зрители, здесь просто рискованно будет ходить.
Реконструкцию закулисной части театра Цискаридзе назвал преступлением. По его словам, в новых репетиционных залах превышен допустимый градус поката пола, а потолки такие низкие, что балерины при подъёмах будут биться о них головой. Из-за этого один зал пришлось отдать мимансу, потому что балет сказал: «Мы туда не хотим».
Расположение окна на потолке большого репетиционного зала также неуместно: у нас ведь снег, наст, да и надо же делать выводы из трагедии с «Трансвааль-парком». К тому же сочетание падающего сверху естественного света с электрическим противопоказано артистам балета во время работы, особенно при вращениях, солнце ведь, бывает, за тучу заходит, свет постоянно меняется — это очень вредно для зрения, мешает работе. А артисты, между прочим, в этих залах работают, а не на фотосессию приходят. Грим-уборные, где собираются по двенадцать человек, превращены в бункеры — там вообще нет окон, душно, жарко. Словом, Цискаридзе убеждён: после шумных торжеств по случаю открытия Большого театра очень скоро начнутся крики «Караул!» — и выразил надежду, что на предстоящих выборах избиратель не простит властям издевательства над сокровищницей национальной культуры.
Обо всём этом артист возмущённо говорил, в частности, в телепрограмме «НТВшники». Анонимный источник в Большом театре подтвердил телеканалу, что артисты репетируют в пыли, всюду цемент, лестницы без перил, нет света, а в оркестровую яму вообще свалился кусок балки. Между тем президент России, побывавший в театре 20 сентября, остался доволен, заявив, что «строители сделали всё здорово». Ну ещё бы, под его-то личным кураторством…
Горькие свидетельства Цискаридзе особенно дорогого стоят, если учесть, что в театре, по словам его работников, воцарился режим самого настоящего террора в отношении всех, кто посмеет вынести какой-либо сор из избы. И никакие заслуги ослушников не спасут.
— Мне уже очень мягко объяснили, — сообщил Цискаридзе, — что теперь мне надеяться не на что. Сам я уходить никуда не собираюсь, а у администрации театра нет ни одного законного повода, чтобы уволить меня. Хотя она кое-что в этом направлении предпринимает: объявили вот выговор за какой-то пустяк. Собирают подписи у педагогов Большого за мое увольнение.
Не частная лавочка
Пожалуй, ещё более непримиримо оценивает варварскую реконструкцию БТ знаменитая артистка балета Анастасия Волочкова, считающая, что теперь Россия осталась без Большого театра, который всегда был визитной карточкой страны, славился богатством зрительного зала, изыском, антиквариатом. Куда всё это делось, известно лишь тому, кто руководит Большим театром в течение 11 лет. Сейчас это убогая пародия на былую роскошь.
Всё было разворовано, утверждает Волочкова, это не реконструкция, а просто разрушение Большого театра. На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает тот стиль и облик. Непонятно, кто же будет нести ответственность за это. А что стало с драгоценным и дорогущим паркетом, пропитанным потом, нервами, силами, душой тех артистов, что танцевали там на протяжении многих лет и стали легендой балета? Вместо этого паркета теперь кафель, и Большой театр внутри похож больше на психиатрическую больницу, чем на храм искусств.
И всё же главное, конечно, — не внешний изыск, не антиквариат. По мнению Волочковой, главный показатель успешности театра — его творческая составляющая. А г-н Иксанов превратил всё в коммерцию, где господствует принцип «всё за деньги». Он полагает, что человек, имеющий деньги, может указывать: вот эта балерина будет танцевать, а эта — нет. При этом Иксанов сам как-то признался, что ничего не понимает ни в опере, ни в балете. Вот он их и развалил. О каком профессионализме руководства можно здесь говорить?
Между тем у всех на памяти яркий пример Юрия Николаевича Григоровича, который был главным балетмейстером театра в течение 30 лет. Тогда на одной и той же сцене в одно и то же время выступала блестящая плеяда артистов: Майя Плисецкая, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Нина Семизорова, Людмила Семеняка, Александр Годунов, Александр Ветров, Гедиминас Таранда… При Григоровиче ситуация нынешнего произвола была невозможной. Попросите сегодня неискушенных людей назвать имена хотя бы пяти ныне танцующих балерин. Вы этим вопросом поставите человека в тупик. А на вопрос, что происходит сегодня с Большим театром, вам, пожав плечами, скажут: «На ремонте, кажется». Разве это нормально? Несмотря ни на что, Большой театр — это государственная структура, а не частная лавочка, не корпоратив, где любой дядя Вася с деньгами может диктовать, кому и что петь и танцевать.
Критика по поводу реконструкции ГАБТ прозвучала и со стороны архитекторов. «Здание Большого театра ни в коем случае нельзя было подвергать реконструкции, это исторический памятник, и его нужно и можно было реставрировать. Но никак не реконструировать», — заявил координатор движения «Архнадзор» Роман Цеханский.
Ранее аналогичная участь постигла другой памятник мирового значения — Московский Кремль, интерьеры которого были изуродованы в процессе их приспособления под нужды президентских (тогда ельцинских) хором. Искусствоведы и архитекторы и тогда били тревогу. Впустую.
Кстати, Ковент-Гарден расширяли путём простого присоединения соседнего здания, Ла Скала — тоже.
Каков поп…
Ну и в заключение несколько почерпнутых из множества содержащихся в Интернете реплик тех самых простых людей, которых не было и быть не могло в том «элитном» зале:
«А вы что хотели? Надёжности и качества?! Оно такое же, как надёжность выиграть у напёрсточников, а качество обирания — наивысшее! У власти же — напёрсточники и воры, вон даже бронзовые ручки и канделябры украли — найти не могут. Так и со страной».
«Если идет бардак, то бардак будет во всём... Шесть лет реконструкции театра, в результате — разгром и развал. Ничего не напоминает?.. Десять лет у власти «ЕдРо» — результат тот же, только в масштабах страны. А театр — это одно из звеньев развала. Это везде, в любой отрасли, в любом ведомстве. Каков поп, таков и приход».
Что ж, среди множества фальсификаций и подделок, которыми наводняет страну несостоятельная власть, «отреставрированный» Большой займёт, похоже, первое место.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме