13:30 15.01.2015 | Все новости раздела "КПРФ"
Эхо трагедии во Внукове. В жернова репрессивной правоохранительной системы попали российские диспетчеры
2015-01-15 12:39
По страницам газеты «Правда», Альберт Сперанский, Председатель совета Общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»
Жертвой октябрьской катастрофы французского самолёта во Внукове стал не только погибший глава нефтяного концерна «Тоталь» Кристоф Маржери, но и попавшие в жернова репрессивной правоохранительной системы диспетчеры. Тогда, после катастрофы, руководителю полётов Роману Дунаеву, диспетчеру Александру Круглову и стажёру Светлане Кривсун прямо на рабочем месте надели наручники, будто отпетым преступникам, и бросили в СИЗО. Толком ещё не разобравшись в происшедшем, следователи сразу назначили их виновными и с тех пор делают всё, чтобы любыми средствами эту вину доказать.
Круглые сутки — допросы, допросы, допросы, без пищи и сна (как утверждают СМИ). Не каждый выдержит подобное испытание, поневоле признаешься в чём угодно, лишь бы прекратились муки. Стажёру Светлане Кривсун после таких допросов с пристрастием горе-следователи вынуждены были вызвать «скорую помощь». Молодой организм беременной женщины не выдержал наскоков дознавателей, дал сбой.
От нервных стрессов Светлана потеряла ребёнка: у неё случился выкидыш. Но если разбираться по закону, то Светлана и не должна нести никакой ответственности за происшедшее в аэропорту. Ведь она ещё только учится и работала за диспетчерским пультом под присмотром инструктора. Но, хотя у неё даже нет квалификации авиадиспетчера, её записали в члены «организованной преступной группы». А как же иначе? Ведь надо же выслужиться перед начальством и поскорее найти виновных.
В тот вечер 20 октября в Московской области был сильный туман. Во Внукове не смогли приземлиться 18 рейсов. Несмотря на столь очевидную опасность полёта, француз всё же решился взлетать. В полночь экипажу дали разрешение на взлёт. Пока самолёт набирал скорость, на взлётную полосу безо всяких опознавательных сигналов и предупреждения служб аэропорта выехала снегоуборочная машина. В тот момент видимость на полосе составляла лишь 350 метров, а до диспетчерского пункта от того места — почти километр: невооружённым глазом и не разглядеть ничего!
Устаревшее же оборудование авиаузла, которое должно в такую непогоду обеспечивать чёткий обзор и контроль взлётной полосы, было не в состоянии сделать это. На экранах диспетчерских мониторов тут и там появлялись ложные точки, части каких-то объектов. То и дело диспетчерам приходилось отвлекаться, перепроверять показания приборов. Ещё в декабре 2011-го обещали поставить новое оборудование, но перенесли приёмку на более поздние сроки. Вот и получили аварию на взлёте. Теперь крайними сделали авиадиспетчеров: недостаточно зорко, мол, смотрели на взлётную полосу.
А водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, который потерял ориентиры и связь со своими, заявил на допросе: «Самолёт шёл на взлёт, а я его практически не видел и не слышал из-за шума работающей техники… И даже фонарей — ничего не было. Не видел я. И получился удар». Только и остаётся спросить у начальников: почему на взлётной полосе не оказалось сигнальных огней, которые должны были не только указывать направление самолёту, но и подавать радиосигналы о возникающих препятствиях?
По причине такой вот технической неразберихи, особенно недопустимой в непогоду, самолёт Маржери, взлетая в мутное ночное небо, едва оторвавшись от земли, зацепился крылом за возникший из ниоткуда снегоуборочный комбайн, перевернулся, упал и загорелся. В результате происшествия погибли экипаж и пассажир. Как сказал диспетчер-инструктор Александр Круглов, который сейчас находится в тюремной камере: «У водителя снегоуборочной машины должна была быть связь с начальником, мастером аэродромной службы. Те должны были согласовывать свои действия с нами. О том, что машина собирается выезжать на полосу, в диспетчерскую службу не поступило никаких предупреждений. Мы приняли запрос от экипажа самолёта, рассказали о метеоусловиях, дали разрешение на взлёт. Полоса в тот момент была свободна. И вот — катастрофа».
Кстати, в 2007 году Круглов спас жизни 150 человек: вовремя заметил задымление в двигателе самолёта и дал команду экипажу идти на посадку и эвакуировать пассажиров. Александр не считает тот случай героическим подвигом, просто обычная, дескать, работа.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА транспорта России Валерий Окулов такой неожиданный манёвр снегоуборщика назвал результатом «управленческого раздолбайства». Оказалось, что подобные случаи в отечественной аэродромной практике совсем не редкость. Незадолго до описанной выше трагедии в тюменском аэропорту самолёту, совершавшему рейс до Надыма, пришлось пойти на повторный взлёт. Причина — несанкционированный выезд на полосу автомобиля сторонней организации. Хорошо, что тумана в тот момент не было, диспетчеры вовремя разглядели машину и успели дать нужную команду экипажу. И, как позже выяснилось, с начала 2012 года во Внукове произошло 20 эпизодов несанкционированных выездов спецтехники на взлётно-посадочные полосы. К счастью, тогда обошлось без трагедий. Но в 21-й раз чуда не случилось. Вот на каком «авось» работают аэропорты нашей страны.
Как заявил представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, причиной катастрофы стало преступное попустительство должностных лиц, которые не сумели обеспечить согласованности действий сотрудников аэропорта. Казалось бы, причина аварии очевидна даже для самих следователей. Тем не менее абсурдные обвинения с авиадиспетчеров никто и не думает снимать: ведь должен же кто-то понести ответственность за происшедшее. Так пусть это будут авиадиспетчеры — чем они лучше стрелочников?
НА САМОМ же деле в авиационном хозяйстве дела обстоят гораздо хуже, чем об этом принято говорить: высокопоставленные должностные лица абсолютно ни за что не несут ответственности. Так, государственная трудовая инспекция недавно выявила 14 нарушений трудового законодательства в аэронавигационной службе страны. Вот одно из них: в госкорпорации отсутствуют нормативы предельно допустимого уровня рабочей нагрузки на авиадиспетчеров. До сих пор здесь руководствуются приказом Министерства гражданской авиации СССР от 1986 года, хотя интенсивность движения в небе с тех пор намного увеличилась. Поэтому авиадиспетчеру порой приходится обслуживать в два раза больше воздушных судов, чем полагается по норме. Эксперты государственной трудовой инспекции заявили: авиадиспетчеры работают на пределе возможностей, что создаёт угрозу безопасности полётов. Профсоюз авиадиспетчеров неоднократно ставил этот вопрос перед компанией, но тщетно.
МАК (Межгосударственный авиационный комитет), который можно назвать экспертной организацией, подтвердил, что на момент получения разрешения на взлёт французским самолётом взлётная полоса была свободна. Диспетчера же, который раньше находился рядом со взлётной полосой и мог визуально фиксировать всё, что происходит во время взлёта, из экономии сократили. Устанешь перечислять все недочёты управленческих служб. И всё равно в Бауманском суде Москвы согласились с доводами следователя, что, оставаясь на свободе, подозреваемые (то есть авиадиспетчеры) могут скрыться, уничтожить улики, угрожать свидетелям и договориться с коллегами, дабы помешать расследованию. Суд отказался выпустить Круглова даже под залог в 4 миллиона рублей.
Куда им бежать? О каких уликах идёт речь? Как и зачем их уничтожать? Даже подделывать подписи на документах диспетчерам вовсе незачем, так как делопроизводством они не занимаются. И о каких угрозах может идти речь, если большинство свидетелей сразу стали на сторону обвиняемых? Даже иностранный пилот, который был в тот день рядом с местом катастрофы, заявил, что взлётная полоса во Внукове неровная и плохо освещена.
А что если обвинители диспетчеров покрывают совсем других людей? Как сообщила пресс-секретарь аэропорта, гендиректор аэропорта Внуково Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев добровольно покинули свои посты, видимо, опасаясь ответственности за происшедшее и с целью избежать служебных разбирательств. Компания, занимающаяся уборкой снега в аэропорту, сразу же, на второй день после катастрофы, поменяла название и юридический статус: была ЗАО «Аэросервис», а стала ООО «Аэро-Сервис». В названии организации, как видим, появился дефис. То есть юридически это уже совсем другая контора, к которой нет никаких претензий и вопросов. Придраться не к кому: я не я, и лошадь не моя.
От своих обязанностей были также отстранены сменный директор аэропорта, начальник отделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер. Но все они на свободе, в СИЗО за них отдуваются другие.
В нашей стране чаще всего судят не систему, не «раздолбайство», как образно окрестил распространённый управленческий стиль заместитель министра Окулов, не королей, пользуясь шахматной терминологией, а пешек. Вот и при недавней катастрофе в метро обвинили ремонтников, которые небрежно обмотали проволокой стрелочный механизм. По чьей вине механизм оказался в непригодном состоянии? — этот вопрос даже не был задан.
РУКОВОДИТЕЛЬ Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на пленарном заседании Совета Федерации в красках описал своё видение причин катастрофы во Внукове:
— Горько и больно смотреть на то, что происходит в нашей авиации. Даже во Внукове взлетают, вы знаете, какие самолёты. В этом пункте управления аппаратура старая, за пультом управления сидела стажёр. Аудио- и видеоконтроля, который должен быть, нет. Я спрашиваю начальника центра: «В чём проблема, почему у вас такое всё старое, несовершенное?» Глядя на монитор, не понять, кто передвигается, а кругом туман. Ни визуального контроля, ни телевизионного. Начальник центра говорит, что им задолжали за аренду, у них договорные отношения с аэропортом Внуково, они не могут купить аппаратуру, нет денег. Я спрашиваю диспетчеров: «А если вы не видите самолёта, что вы должны делать?» Они говорят: «А мы не знаем, что мы должны делать». И правильно говорят: в инструкции об этом не написано.
И даже после такого выступления господина Бастрыкина авиадиспетчеры по-прежнему остаются под замком. Круглов — в СИЗО, а Кривсун и Дунаев — на коротком поводке, под домашним арестом. Как такое объяснить? А ведь господин Бастрыкин со своим весьма проницательным видением ситуации работает не где-нибудь, а именно в том самом комитете, который держит под арестом авиадиспетчеров.
Тем временем в квартирах Дунаева, Круглова, Кривсун были проведены обыски. При этом изъяты не только документы, связанные с профессиональной деятельностью подозреваемых, но и документы на приобретение недвижимости: любознательных следователей интересовало, каким способом семье Кругловых удалось накопить средства на «роскошную» однокомнатную квартиру в Раменском. Их не убедил даже рассказ жены Юлии, что они семь лет копили на эту квартиру, да ещё и родители добавили недостающую сумму. Как рассказывает Юля, обыск продолжался около пяти часов, заглядывали в сливной бачок в туалете, в морозильную камеру холодильника, хотя все требуемые документы она отдала сразу.
Что искали сыщики в скромной квартире, хозяйке не сказали. Видно, следствие зашло в тупик, и нужно было найти хоть какую-то зацепку. Доказательств не хватает, а «посадить» подозреваемых надо. Может быть, искали расписки об оплате за проделанную работу от иностранных разведок? А вдруг обнаружится, что есть у этих «агентов» ещё и нетрудовые доходы? Сажают, мол, левые рейсы, и им это сходит с рук. Конечно, семья Кругловых очень виновата перед родным государством уже тем, что купила всего лишь квартиру, а не современный локатор для безаварийной работы авиадиспетчера.
Что ещё сказать об этих обысках и допросах, приведших к человеческой трагедии Светланы Кривсун? Кто ответит за убийство её нерождённого ребёнка?
ПРОФСОЮЗ авиадиспетчеров бьёт во все колокола. Прошёл митинг в защиту обвиняемых, направили письмо президенту России, генеральному прокурору, главе Следственного комитета. Направили запрос и в адрес председателя совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова. Ответил на него заместитель председателя совета Василий Пискарев: «В ходе предварительного следствия будут проверены все доводы, изложенные в вашем обращении, и установлены все обстоятельства данного преступления. В настоящее время оснований для изменения меры пресечения в отношении обвиняемых, не связанной с ограничением свободы, нет». Вот такие у нас «правозащитники», так они понимают свою миссию — защищать права и свободы граждан.
Недавно я побывал в штабе российского профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД). Из разных концов России туда звонили коллеги подозреваемых. Профсоюзные активисты сообщали, что пересылают деньги от своих организаций на помощь арестованным и их семьям. А тем временем в «деле авиадиспетчеров» всё остаётся по-прежнему: двое обвиняемых находятся под домашним арестом, третий коротает дни и ночи в СИЗО. Предъявляемые им обвинения строятся лишь на общих фразах, без каких-либо конкретных доказательств.
Известно, что в природе туман долго не держится, но вокруг решений, принимаемых во многих властных кабинетах в нашей стране, разогнать туман даже в солнечную вроде бы погоду не удаётся. В результате страдают ни в чём не повинные люди. И, конечно же, после совершающегося сейчас показательного беззакония значительно убавится число желающих стать авиадиспетчерами.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме