14:45 14.04.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Единственный выход из вечного кризисного тупика – возврат естественных монополий в собственность государства. Открытое письмо Д. А. Медведеву и В. В. Путину от Ю. Н. Кондратова – генерального директора Уральского завода тяжелого машиностроения (1975 – 197
Кризис 2009 года, который обрушился на Россию в конце 2008 года, является закономерным, c одной стороны, под влиянием мировой финансовой и экономической системы, c другой стороны, в большей степени, как результат бездумной политики правящей верхушки руководства нашей страны при распаде Советского Союза, пишет на сайте Свердловского обкома Ю.Н.Кондратов, генеральный директор Уральского завода тяжелого машиностроения в 1975 – 1978 гг.
500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 миллиардов долларов были фактически проданы без учёта интеллектуальной собственности за бесценок – около 7,2 млрд. долларов США. По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса, подчеркивает Кондратов.. Заложены основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на дальнейший передел собственности.
Я согласен c оценкой и выводами мэра города Москвы Ю.М.Лужкова, изложенными в его статье «Российские особенности мирового кризиса» («Российская газета» от 11 февраля 2009 года), где он написал: «За последние десятилетия у нас не было реализовано ни одного государственного проекта национального масштаба по развитию инфраструктуры. Не появилось принципиально новых заводов и крупных промышленных производств, новые ГЭС, кораблей, самолётов. Всё это происходило потому, что Минфин всегда считал вкладывание в производство закапыванием денег. Но хозяйственная инфраструктура – это тоже товар. Дороги или энергетика, не говоря уже о новых производственных мощностях, – это важнейшие инструменты реальной экономики, увеличивающие количество национальных товаров и скорость оборота товаров, а не денег».
Антикризисные меры, которые в настоящее время принимает руководство страны, мы считаем замедленными и недостаточными. В этот критический для России период необходимо в первую очередь исправить крупные ошибки, допущенные при развале Советского Союза.
Все руководители предприятий, как в кошмарном сне, помнят новогоднюю ночь 1992 года. Своей шоковой терапией кабинет министров под руководством Гайдара развалил промышленность страны. Отпустил на свободу цены, в результате они взлетели в 15-20 раз. Заводы и предприятия остались без оборотных и амортизационных средств. Трудовые коллективы – без средств существования. Вкладчики сберкасс – без вкладов, старики – без похоронных средств.
Большинство предприятий оказались в тяжёлом финансовом положении, практически обанкротились, и были распроданы за бесценок криминальным элементам и физкультурным мафиозным группировкам. Таким образом, быстрый передел государственной собственности преследовал, в первую очередь, не экономические, а политические цели: во что бы то ни стало создать собственника. Грубо говоря, целенаправленно развалить созданную народом в годы первых пятилеток и в послевоенный период промышленность громадной страны.
В результате проведённой приватизации вот уже 17 лет Россия не получила эффективных собственников, во всяком случае, мы их не знаем. Опыт прошедших потерянных для отечественной промышленности лет показал, что частные заводы и предприятия не достигли технико-экономических показателей, которые были в советское время, а организованный в России рынок (базар) вызвал диспропорции в развитии промышленности из-за отсутствия государственного планирования и регулирования между отдельными отраслями промышленности. Особенно отстали в геологоразведочных работах и разработке новых месторождений, природных богатств страны, которые не под силу освоить частным предпринимателям и олигархам.
При этом необходимо отметить, что советские руководители отвечали перед страной и коллективом за выполнение государственного плана, внедрения новой техники и передовой технологии. Беспокоились о благополучии коллектива, занимались подготовкой кадров. Строили и содержали ведомственное жильё и детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, базы отдыха, стадионы, заводские поликлиники и здравпункты. Отвечали за обновление производственных фондов. Всё это делали засчёт прибыли от работы предприятия и валютных отчислений за реализацию экспортной продукции.
Новые хозяева делают всё только для личного обогащения. От забот, которые были у советских руководителей, их освободили. Они не вкладывают инвестиции на развитие производства, особенно в машиностроение. Наоборот, всё делают для распродажи по частям доставшихся им за бесценок заводов и предприятий.
Наибольший ущерб насильственным разукрупнением предприятий, входящих в единую технологическую цепочку, нанесён машиностроительной, оборонной, лесной, агропромышленной отраслям народного хозяйства страны.
Так, в силу непонятного стремления к разукрупнению, разрушены многие целостные технологические комплексы, что поставило под угрозу разрушения наиболее современной части промышленного потенциала.
Только в одном Екатеринбурге разрушены, проданы по частям такие крупные заводы, как Уралмаш, Химмаш, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный завод, на которых в советское время изготовляли уникальное оборудование для всех строек народного хозяйства Советского Союза и многих зарубежных стран.
За 17 лет российского капитализма на этих заводах ликвидировали научно-исследовательские и конструкторские отделы, которые являлись проводниками внедрения достижений большой отечественной науки в производство. Новые хозяева ликвидировали экспериментальные цеха c уникальными испытательными стендами, которым равных в мире нет, всё это отправили в шихту по цене металлолома, а производственные корпуса продали за американские доллары.
Такое положение на большинстве российских машиностроительных заводах гражданского самолётостроения и судостроения, станкостроения, тяжёлого машиностроения.
В настоящее время критикуют отечественный автопром, но все забыли, что на нём нажили несметный капитал Березовский, Абрамович, Каданников и многие другие, но при этом никто из них ничего не вложил в совершенствование конструкции автомашин и комплектующих изделий. Кроме того, ликвидировали научно-исследовательский институт «НИАТ».
В наше время был лозунг: «Социализм – это учет, плюс электрификация всей страны». Сейчас учёт уничтожил капитализм, ему он не нужен, а электрификацию всей страны уничтожил Чубайс.
Напомню, РАО «ЕЭС России» – один из самых дорогих объектов народного хозяйства страны (уставный капитал – 69 триллионов 994 миллиарда рублей) поручили управлять Чубайсу, «как великому специалисту», и он приступил к планомерному разделению единой системы управления энергетикой страны на отдельные части, опять c целью распродажи и разрушения системы, правда, он обещал, что будет конкуренция (среди монополий?) между отдельными линиями электропередач и генерирующих электростанций, и можно будет по желанию потребителя покупать электроэнергию там, где будет выгодно, и киловатт-час в результате будет дешевле (напоминаем, в советское время было 4 копейки). Все вышло, как говорил В.С.Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Чубайс так поднял тариф на электроэнергию, что в результате перевезти одну тонну металла по железной дороге от г. Нижнего Тагила до порта Находка стоит столько же, сколько добыть руду, выплавить чугун в домне, сварить сталь в конвертере, разлить её на машинах непрерывной разливки заготовки и прокатать на прокатном стане. Так как в советское время Железные дороги были электрифицированы, то при таких тарифах грузы перевозить по транссибирской магистрали накладно, и не выгодно.
Эти тарифы большим грузом ложатся на население за счёт роста услуг (ЖКХ) – жилищно-коммунального хозяйства.
Уважаемые Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин!
Я выношу на ваше обсуждение 16 направлений антикризисных мер, и считаю, если они не будут приняты к исполнению, то Россия останется сырьевой страной, навсегда потеряв производство горнодобывающего, металлургического оборудования, металлорежущих станков, нефтегазодобывающего и сельскохозяйственного оборудования, гражданского авиационного и судостроения, и все дальше будет отставать от мирового уровня в машиностроении.
Я вижу единственный выход из вечного кризисного тупика – возврат естественных монополий в собственность государства. Национализация природных богатств – это прямой путь инновационного развития страны. Создать государственный плановый орган при кабинете Совета Министров России.
1. Немедленно (пока не поздно) восстановить единую систему энергоснабжения России и реконструировать её c учётом произошедших изменений в связи c распадом Советского Союза. Национализировать РАО «ЕЭС России».
2. Изменить тарифы на электроэнергию и теплоснабжение населения и предприятий по её себестоимости без НДС (налога на добавленную стоимость).
3. Национализировать весь железнодорожный транспорт.
4. Национализировать весь воздушный и морской транспорт.
5. Передать в государственную или коллективную собственность заводы и предприятия авиационной, судостроительной промышленности, тяжёлого машиностроения. Принять меры восстановления этих заводов и предприятий за счёт олигархов, которые их разрушили.
6. Металлургические заводы, в зависимости от их рентабельности, и технико-экономических показателей, работающих хуже, чем в советское время – национализировать.
7. Производство винно-водочных и лекарственных средств вернуть в государственное управление c целью улучшения демографической ситуации в России.
8. Лёгкую промышленность, особенно ткацкие фабрики, разрушенные новыми хозяевами, вернуть в государственное управление.
9. Профтехучилища и техникумы вернуть отраслевым предприятиям для подготовки квалифицированных кадров.
10. Сократить количество банков и страховых компаний на 50%, остальные перевести в государственное управление. Медицинское страхование и гражданской автоответственности перевести полностью в государственное управление.
11. Восстановить государственную закупку зерна сельскохозяйственных предприятий, восстановить элеваторное хозяйство, ликвидировать посредников, особенно торговлей зерна c дальним зарубежьем.
12. Построить заводы глубокой переработки нефти и газа и торговать нефтепродуктами и гранулированными пластмассами, а не сырой нефтью и газом.
13. Восстановить или создать заново МТС – машинотракторные станции для обслуживания крестьянских и фермерских хозяйств.
14. Все земли вернуть в государственное управление и в отдельных местах разрешить аренду не более 50 лет.
15. Создать при Президенте Российской Федерации и только при его непосредственном подчинении во всех регионах народный контроль для борьбы c коррупцией и экономическими преступлениями.
16. В случае банкротства заводов и предприятий в период этого кризиса не допускать обвального передела собственности, а передавать эти предприятия в первую очередь в коллективное или государственное управление.
Оформлять передачу собственности c участием народного контроля.
Для справки: Юрий Николаевич Кондратов награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», орденом «заслуги» (Польской Народной Республики) и многими медалями. Лауреат Государственной премии СССР 1972 г. в области машиностроения.
В трудную годину Уралмаша Юрий Николаевич решительно выступил против его разрухи. Поддержал коммунистов Орджоникидзевского района в борьбе за возрождение Уралмаша. Дважды требовал национализации завода на митингах , проводимых КПРФ на Уралмаше. По заданию правительства (в 2006 г. Иванов приезжал в Свердловскую область) разработал мероприятия по возрождению УЗТМ.
В 2007 – 2008 гг. Уралмаш несколько оживился. Однако в связи с кризисом в 2009 г. – снова обвал.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме