09:30 03.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Единственная идея, которая пришла властям в голову, – это просто отнять деньги у всех, кто не сможет их отстоять
Эпоха так называемой "путиномики", когда благодаря перманентно дорожающей нефти государственная казна с каждым годом все сильнее разбухала от денег, осталась позади. пишет Сергей Шелин.
2011-й, может быть, оказался последним таким годом. Нефтяные цены поднялись тогда на 40% — примерно до $110 за баррель. В истории таких среднегодовых цен не случалось еще ни разу. Было что делить.
За 8 месяцев текущего года средняя цена — все те же $110–112. Это по-прежнему неприлично много, но уже явно недостаточно, чтобы обеспечить привычный рост госрасходов. Судя по многим признакам, руководство страны и в самом деле поняло, что пора готовиться к чему-то нехорошему. Однако еще не определилось, к чему конкретно. Ведь нефтяные цены могут остаться примерно на сегодняшнем уровне, а могут и рухнуть (то есть когда-нибудь рухнут наверняка, но не обязательно завтра). Это привносит добавочную нервозность в раздумья о будущем.
Между тем, даже при нынешней нефтяной дороговизне российская экономика плавно тормозит, въезжая в застой. Официальная статистика лишь всколзь сообщает об этом неприятном факте. Гораздо нагляднее расчеты института "Центр развития" (ЦР) при Высшей школе экономики.
Согласно последнему ежемесячному докладу ЦР об индексах интенсивности промышленного производства (т.е. об объемах выпуска продукции, освобожденных от влияния сезонности и от краткосрочных колебаний), за 7 месяцев 2012 года выпуск промышленной продукции вырос всего на 0,9%. Еще ни разу, начиная с 2001 года, прирост промышленности не был так мал. Даже в кризисном 2008-м все же был рост – на 1,0%, а в восстановительном 2009-м за январь-июль этот индекс поднялся на целых 6,6%. Потом, в 2010-м, был подъем поскромнее — на 4,7%, а в 2011-м – на 1,2%. Это плавное, но неуклонное замедление может быть и рано называть стагнацией, однако ясно, что до нее рукой подать.
Если же взять не только промышленность, а всю экономику целиком, то по последнему варианту прогноза Международного валютного фонда на 2013 год российский ВВП увеличится на 3,9%, в то время как в целом в группе развивающихся стран и стран с формирующимся рынком ожидается рост 5,9%, в государствах СНГ без России – на 4,5%, в Китае – на 8,5%, в Индии – на 6,5%, в Бразилии – на 4,6%. "На фоне стран-конкурентов, — говорится в августовском бюллетене ЦР, — динамика российского ВВП выглядит слабо, а место нашей страны в международном разделении труда будет сокращаться. В общем, без проведения структурных реформ говорить… будет не о чем".
Власти о "структурных реформах" тоже говорили, говорят и обязательно говорить будут. Другой вопрос, чем они собираются заняться на самом деле. Судя по всему, сокращением государственных расходов.
Экономия средств, особенно в тяжелые времена, – дело, как уже упоминалось, вполне достойное. Но если браться за него без лукавства, то сначала нужно составить два списка. Первый – наиважнейшие расходы, которые сокращению не подлежат, а может быть, в интересах будущего, даже должны вырасти. А второй, без которого первый не имеет ни малейшего смысла, — расходы, которыми полностью или частично можно и нужно будет пожертвовать.
Пример. В каком списке должно быть строительство автодорог, а в каком – изготовление танков? Современных магистралей у нас почти не строят, хотя в их необходимости не сомневается, вроде бы, никто. Что же до танков, то, по крайней мере, злопыхательская часть аналитиков уверяет, что их уже сейчас гораздо больше, чем надо, а те, что продолжают выпускаться, устарели и необходимой военной ценности не имеют. При всем нашем презрении к злопыхателям, надо признать, что идея сэкономить на танках, чтобы построить дороги, выглядит вполне осмысленно. Призывы же вкладывать деньги в миллион направлений, потому что каждое из них кем-то пролоббировано, — это просто пустопорожняя болтовня.
А теперь давайте посмотрим, каким способом пытаются экономить наши власти.
Первое, что бросается в глаза: какого-то одного способа или единого подхода нет. Когда-то удивлялись, что парламент у нас — не место для дискуссий. Зато сегодня мы обзавелись таким местом — им стало правительство. Ведомства и госмонополии публично и непрерывно препираются друг с другом, организуют утечки информации о своих дрязгах и вообще ведут себя не как единая команда, а как вечно грызущиеся между собой фракции в каком-нибудь недружном парламенте.
Наметилось несколько линий борьбы. Самая заметная – мероприятия Минфина, пытающегося на пробу урезать бюджеты то у одного ведомства, то у другого, и встречные вылазки "обделенных". Причем в этой суматохе и бестолковщине не видно даже линии фронта — одни слухи сменяются другими, диаметрально противоположными.
Разговоры о сокращении военных расходов (замаскированном, помимо прочего, под "откладывание на более поздние сроки" отдельно взятых разделов неподъемной программы перевооружений) то возникают, то опровергаются на самом высоком уровне, то опять возобновляются.
Оттачивается и техника контратак. Например, недавно был запущен слух, будто Минобороны, лишаемое затребованного объема денег на контрактников, мобилизует осенью добавочные 50 тысяч призывников. Хотя это практически невозможно даже по соображениям демографии, и хотя сам слух был быстро, пусть и не очень внятно, опровергнут, но осадок остался. Смысл ведомственного послания понятен: пускай общество слегка вздрогнет, узнав, чем пахнет урезка военных расходов.
Не менее поучительны и споры вокруг очередной реформы пенсионной системы. Тут сколько ведомств, столько и проектов, причем каждый из них совершенно беззастенчиво обнародуется безо всякой апробации хотя бы на уровне правительства, не говоря о президенте. Планы разные, но почти в каждом заложена та или иная схема присвоения государственной казной денег, собранных с работников на будущие накопительные пенсии. Спору нет, накопительная система оказалась у нас малоудачным экспериментом. Но ее ведь по своей инициативе когда-то внедрило государство — граждан не спрашивали.
Следовательно, теперь, если не заниматься воровством, то надо либо отменить накопительный компонент пенсии и вернуть все скопленные деньги гражданам, либо предоставить им свободный выбор между продолжением участия в накопительной системе на прежних основаниях и переходом к чисто распределительной схеме, учитывающей, однако, уже сделанные "накопительные" взносы.
Но это означало бы поставить общественный интерес выше интереса казны. Что в глазах властей – чистый абсурд. "Пенсионная реформа" для того и затевается, чтобы отобрать назад деньги, слишком щедро пожалованные Путиным пару лет назад, во время предыдущей "пенсионной реформы". Единственное, что тревожит начальство при выборе новой пенсионной схемы, — стерпят или не стерпят?
А вот другой вариант экономии. Тоже, разумеется, по слухам. Говорят, что РЖД не получит 2 трлн рублей, запрошенные и вроде как уже твердо обещанные на сооружение к ЧМ-2018 высокоскоростной магистрали Москва – Екатеринбург. Разумеется, тратить такие деньги ради футбольного чемпионата – безумие. Но сам по себе скоростной транспорт – вещь полезная. Данный проект вовсе не фетиш, возможны и другие. Стоило бы пожертвовать очень многими надуманными проектами ради того, чтобы страна обзавелась нормальной транспортной системой.
Однако это совершенно не та логика, которая сейчас в ходу. Сокращают не те расходы, которые менее важны для настоящего и будущего, а те, которые удается отбить у соответствующей лоббистской группировки. А поскольку в лоббистском смысле у нас хуже всего защищены как раз самые общественно значимые траты, включая образование, медицину и инфраструктуру, то их ждет самый тяжелый удар. В самом деле, не на олимпиадах же экономить? И не на танках.
Власти вроде бы готовятся ответить на вызов сегодняшнего дня. Догадались, что "путиномика" свое отработала, и ищут новую экономическую философию. Но единственная идея, которая пришла им в голову, – это просто отнять деньги у всех, кто не сможет их отстоять. Понимание того, что эта философия принесет куда больше проблем, чем решит, придет к ним позже.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме