14:45 24.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Дом композитора в Санкт-Петербурге оказался под прицелом акул бизнеса
Всё чаще памятники архитектуры становятся полем битвы двух культурных и политических систем: советской, фактически сохраняющейся во многих областях, в том числе и в культурной жизни, и новой, навязываемой капиталистической системы.
Яркий пример такого конфликта — судьба петербургского Дома композиторов. В данном случае советскую, отечественную культурную традицию пытается отстоять Союз композиторов Санкт-Петербурга, а новый, капиталистический, российский порядок — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращённое наименование — Росимущество), орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.
СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ Санкт-Петербурга — одна из старейших творческих организаций России. Дата его образования — 1932 год, когда был создан Союз композиторов СССР. На протяжении более семи десятилетий во главе Союза композиторов Ленинграда стояли выдающиеся мастера, имена которых широко известны как в нашей стране, так и далеко за её пределами. В 30—40-е годы прошлого столетия это были Владимир Щербачёв, Исаак Дунаевский, Михаил Чулаки, Дмитрий Шостакович. С 1948 по 1964 год — Василий Соловьёв-Седой, с 1964 по 2006 год — Андрей Петров. С 2006-го по настоящее время председателем Союза композиторов Санкт-Петербурга является Григорий Корчмар. С 1948 года Ленинградский союз композиторов находится в историческом особняке княгини Гагариной — творении Огюста Монферрана, расположенном в самом центре Петербурга, на Большой Морской, 45, ныне носящем название Дом композиторов Санкт-Петербурга.
Разумеется, никаких задач, кроме творческих, на протяжении советского этапа истории союзу решать не приходилось. Финансирование деятельности союза было государственным, и ответ на вопрос: где взять деньги для деятельности союза? — всегда был очевиден. Серьёзные проблемы у союза начались с крушением СССР. Худо-бедно петербургский Союз композиторов просуществовал до 1996 года, когда все имевшиеся с советских времён ресурсы были исчерпаны и гибель Союза композиторов Санкт-Петербурга стала ближайшей перспективой. На тот момент особняк на Большой Морской являлся городским имуществом. Во многом благодаря авторитету и настойчивости замечательного композитора Андрея Петрова, который возглавлял союз в течение 42 лет, Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) заключил с Союзом композиторов договор на доверительное управление занимаемым зданием. Это дало союзу право сдавать часть помещений в аренду и осуществлять свою деятельность на средства, получаемые от арендаторов. Часть средств, согласно договору, союз исправно отчислял в городскую казну.
С сожалением приходится признать, что в общественном сознании до сих пор бытует мнение о деятельности творческих союзов как о чём-то устаревшем, не имеющем непосредственной связи с обществом и не влияющем на культурную жизнь. Однако вся деятельность Союза композиторов, даже на современном этапе, доказывает обратное.
Союз композиторов Санкт-Петербурга — вторая по численности после московской композиторская организация России, в настоящий момент объединяющая более двухсот композиторов и музыковедов. Творческая жизнь организации опирается на ряд объединений: симфонической, хоровой и камерной музыки, критики и музыкознания, фольклора, детской, популярной, лёгкой музыки, а также ассоциаций «Звуковые пути», «Русская традиция», композиторский круг «Мелос», секцию мультимедиа. Свобода художественных взглядов и многообразие музыкальных направлений, которые развивает союз, позволяют реально, а не декларативно обеспечивать свободу внутренней жизни, сглаживать естественно возникающие творческие противоречия. Не случайно Союз композиторов Петербурга оказался одним из немногих творческих союзов города, избежавшим раскола в начале 90-х годов.
Договор на доверительное управление Домом композиторов — единственное, что позволяло союзу, не имеющему государственного финансирования в новых социально-правовых условиях, не только не сокращать объём творческой работы, но и по-прежнему проводить в Концертном зале Дома композиторов регулярные вечера, творческие встречи, заседания правления и творческих объединений, конференции, учёбу в рамках семинара самодеятельных композиторов. Уникальным книжным и нотным фондом обладает библиотека Союза композиторов. В структуре Дома композиторов функционируют кабинет звукозаписи, фиксирующий все основные концерты в зале, и студия электронной музыки, работающая над записью новых сочинений петербургских композиторов и обладающая огромным архивом звукозаписей произведений членов союза за многие десятилетия его существования. Новые произведения набираются, редактируются и корректируются в студии компьютерного набора нот.
Но самое, пожалуй, главное — это то, что Дом композиторов открыт для самого широкого круга зрителей и слушателей. Концерты, проходящие здесь, бесплатные для всех. С другой стороны, Союз композиторов поощряет и доводит до публики творчество молодых композиторов и музыкантов. Ведь союз организует крупные творческие акции, в основном посвящённые современной петербургской музыке. Это ежегодные международные фестивали «Петербургская музыкальная весна», «Земля детей», «Звуковые пути». Проходят международные конкурсы «Я — композитор» имени В.А. Гаврилина и фортепьянных дуэтов «Брат и сестра» имени Л.А. Брук.
Однако осенью 2011 года вся деятельность союза была нарушена, в результате чего новый концертный сезон в Доме композиторов не был открыт впервые за многие десятилетия.
Дело в том, что здание на Большой Морской, 45 перешло из ведения города (КУГИ) в федеральное подчинение, то есть поступило в распоряжение Росимущества.
Специально для «Правды» о дальнейшем развитии событий рассказывает действующий председатель петербургского Союза композиторов Григорий Корчмар:
— Первое письмо, полученное нами из Росимущества, было выдержано в весьма благожелательном тоне и сообщало нам новые реквизиты счетов, на которые мы теперь, в связи с изменением управляющей зданием организации, должны направлять положенную часть средств от арендной платы. По договору с КУГИ мы перечисляли государству 30 процентов средств, получаемых от арендаторов. Остальные 70 процентов расходовались на содержание здания, коммунальные платежи, налоги, зарплату небольшому штату сотрудников и непосредственно на нашу уставную деятельность. Ведь сейчас мы вынуждены учитывать современные условия, которые накладывают отпечаток и на нашу работу. Одна из главных наших задач — донести до публики произведения современных композиторов, и сейчас решение этой задачи требует серьёзных денежных вложений: ведь любая коцертная площадка — это арендная плата, оплаты требуют и труд оркестрантов, и многое другое. Но без этого процесса не будет творческой жизни союза, не будет профессионального роста молодых композиторов.
Однако уже в следующем письме от Росимущества нам сообщалось, что заключённый с нами договор на доверительное управление зданием разрывается в одностороннем порядке, несмотря на то, что срок его действия заканчивается только через 9 лет.
Росимущество объясняет свои действия просто. Аргумент первый: Союз композиторов Санкт-Петербурга управляет зданием плохо. И ни слова о том, что в здании за счёт городского бюджета уже проведены полная замена теплосетей и электропроводки, за счёт средств Союза композиторов выполнена значительная часть ремонтных работ в концертном зале, а также подготовлена и открыта экспозиция, посвящённая истории Дома композиторов и судьбам его владельцев с момента постройки и по сегодняшний день.
Аргумент второй, особенно показательный: расторжение договора приводит ситуацию с Домом композиторов в соответствие с действующим законодательством. Ведь по современным российским законам творческие союзы имеют такой же статус, как и любая другая общественная организация. Несмотря на громкие слова, у нас нет закона о культуре, да и в существующих законодательных актах творческие союзы никак не защищены. Как любая общественная организация, они обязаны существовать на членские взносы и пожертвования.
То, что Росимущество готово оставить Союзу композиторов в пользование несколько комнат и концертный зал, напоминает скорее издёвку: ведь денег не будет на непосредственную деятельность союза.
Письма в поддержку Дома композиторов уже направили в правительство многие культурные, образовательные, общественные организации. В их числе и письмо от почётных граждан Петербурга, в котором говорится: «Нам непонятно, почему именно историческое здание особняка княгини Гагариной (с прекрасным концертным залом, в котором проходят интереснейшие концерты) — шедевр Огюста Монферрана, имя которого неразрывно связано с историей нашего города, как и имена тех, кто на протяжении многих лет плодотворно трудился в Доме композиторов на ниве искусства, передаётся в ведение организации, чуждой ценностям культуры». После того как здание перешло из городского ведения в федеральное, Росимущество намерено закрепить здание за ФГУП (федеральным государ-ственным унитарным предприятием) «Электронные торги и безопасность».
Первым свою подпись под этим письмом поставил академик РАН, лауреат Нобелевской премии, депутат фракции КПРФ в Государственной думе Жорес Иванович Алфёров.
Хотя в письме и выражено недоумение по поводу событий вокруг Дома композиторов, фактически этот процесс в современной России — обычная практика. Ведь речь идёт об извлечении прибыли из более чем 2000 кв. метров в историческом особняке в центре Петербурга. Да и название конторы — «Электронные торги и безопасность» — говорит само за себя. Задачей этой организации будет сдать как можно выгоднее здание в аренду. Разве российским чиновникам до забот о судьбах музыкальной культуры, когда дело пахнет большим барышом?
Вопреки ущербности российского законодательства, Союз композиторов продолжает борьбу за своё будущее в суде. Союз намерен подать апелляцию на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который 4 апреля принял решение в пользу Росимущества.
В руководстве Союза композиторов не исключают и возможности проведения уличных акций с целью привлечения внимания к судьбе дома на Большой Морской.
Но, наверное, самым сильным оружием Союза композиторов остаётся музыка.
Несмотря на «военное положение», в период с 11 по 27 мая петербургский Союз композиторов проводит 48-й международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна» — старейший в нашей стране и авторитетный в музыкальном мире форум, посвящённый творчеству современных композиторов. Характерной чертой фестиваля является его открытость самым различным современным стилевым и жанровым направлениям. Многие сочинения создаются специально для этого фестиваля и исполняются на нём впервые.
Фестиваль откроет двери лучших концертных залов города на Неве: Большого и Малого залов филармонии, Петербургской капеллы, но, думается, самым значимым из них в этом году станет концертный зал Дома композиторов.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме