16:45 16.11.2018 | Все новости раздела "КПРФ"
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашина на научной сессии РАН
2018-11-16 16:14
В.И. Кашин
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина, на научной сессии общего собрания членов РАН Отделения сельскохозяйственных наук, г. Москва, 12.11.2018 г.
Уважаемые товарищи!
Общее собрание членов Российской академии наук, научная сессия отделения сельскохозяйственных наук – это большое событие, позволяющее определить приоритеты в работе членов Академии, наших научных организаций, в целом стратегию развития Российской академии наук.
В этой связи хочу сказать о том, что на текущем переломном этапе очень многое зависит от каждого из нас, и в первую очередь – эффективность реализации большого количества документов стратегического планирования. Посмотрите, на сегодняшний день у нас есть Государственная программа развития сельского хозяйства, Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, Государственная программа развития науки и технологий, а теперь и Национальный проект «Наука», есть проект Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», другие программные документы, утвержденные во исполнение майского указа Президента Российской Федерации.
Раньше было проще. Был Президент Академии, который со своей командой определял цели и задачи, было финансирование, все научно-исследовательские институты предметно занимались решением поставленных перед ними задач, создавая сорта, разрабатывая технологии, занимаясь проблемами переработки, экономики отрасли, и т.д.
В сложившейся же ситуации важно не растеряться и найти научную составляющую во всех государственных программах и стратегиях, чтобы ничего не было упущено.
При этом сегодня, уважаемые товарищи, мы должны уделить самое пристальное внимание поставленным Президентом Российской Федерации национальным целям и стратегическим задачам развития России на период до 2024 года, и в частности – задаче обеспечить увеличение годового объема экспорта сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении до 45 млрд. долларов США.
На финансовое обеспечение этого направления в бюджете на 2019-2021 годы уже заложены неплохие деньги.
При том, что в 2017 году Россия экспортировала продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 20,7 млрд. долларов, по сути, поставлена задача нарастить этот показатель более чем в два раза! Исходя же из динамики прошлых лет становится очевидным, что совершить столь мощный рывок без ущерба для внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции является задачей в высшей степени амбициозной, требующей мобилизации всего агропромышленного комплекса Российской Федерации, и сельскохозяйственной науки в первую очередь.
Правильно говорят, что в сельском хозяйстве, по сравнению с общим развалом, можно увидеть позитивные сдвиги. Справедливо говорят и о том, что Россия лидирует на мировом рынке зерна, мы все видим хороший рост производства сахарной свеклы, ряда других технических культур. Но на текущем этапе, к сожалению, похвастаться больше нечем.
Энерговооруженность сельского хозяйства хромает так же, как и технологическая составляющая. Усугубляют ситуацию проблемы в кадровом обеспечении отрасли.
Уважаемые товарищи, мы понимаем роль и значение науки в достижении поставленных целей развития агропромышленного комплекса.
В сентябре текущего года на площадке Государственной Думы состоялся отчет Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н.Патрушева по вопросу о реализации ФНТП. В рамках проведенного анализа мы вскрыли большой пласт проблем, требующих научнообоснованного подхода к своему решению. Программа, по сути, проваливается, и если ничего не предпринять, то через 2-3 года это станет очевидным и возникнет много вопросов об эффективности расходования бюджетных средств.
В целом вопрос эффективности расходов, будь то на развитие АПК, или науки, очень важен. На этом направлении у нас не должно быть осечек! Освоение средств должно давать отдачу, чтобы не повторилась история, как на первом этапе с топинамбуром.
В этой связи по каждой программе, где мы с вами имеем задачи, целевые показатели, соответствующее финансирование, мы должны отрабатывать на все 100%!
На что еще сегодня важно обратить внимание?
Научное обеспечение повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
Если взглянуть на эффективность трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, то мы находимся далеко позади передовых экономик. Так, в России один работник АПК производит продукции на 8 тыс. долларов, а в той же Германии – на 28 тыс. долларов, в Китае – на 3 тыс. долларов.
Тормозит наращивание производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции низкая эффективность большинства хозяйств в раскрытии генетического потенциала используемых сортов сельскохозяйственных культур и пород сельскохозяйственных животных.
При этом особого внимания требуют вопросы наращивания производства мяса говядины и молока.
На сегодняшний день производство молока находится на уровне 31 млн. тонн, а товарное производство находится на уровне 15,6 млн. тонн. В этой связи в балансе ресурсов молока существенная доля отходит импорту.
Что касается красного мяса, то прежних 4,3 млн. тонн сегодня мы производим лишь 1,6 млн. тонн. И при этом всем Правительство строит планы по наращиванию экспорта мяса говядины!
В этой связи мы должны определить целевые показатели валового производства указанной продукции, определиться и с продуктивностью, и с поголовьем, и с перспективной инфраструктурой, целевыми объемами заготовки кормов, и т.д. Пора это сделать, и слово научного сообщества в этой работе должно быть решающим!
Именно поэтому мы позитивно встретили то, что 31 октября Президент Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Ставропольский край утвердил перечень поручений, уделяющий, в том числе, внимание существенному расширению ФНТП подпрограммами по развитию генетического потенциала крупного рогатого скота, а также селекции и семеноводства масличных и овощных культур.
Мы убеждены, что аналогичный подход должен быть использован также в развитии садоводства и производства плодовой продукции. Ведь из тех 14,7 млн. тонн плодов, которые мы должны производить исходя из продовольственной корзины, сегодня мы производим лишь 2,8 млн. тонн, а в товарных хозяйствах лишь 0,7 млн. тонн. Из этих цифр видно, насколько мы должны нарастить площади многолетних насаждений, сколько закладывать новых садов, и т.д.
Нельзя упустить сегодня из виду также эффективность использования ресурсов, и в первую очередь земельных, которая не выдерживает критики.
Россия является третьей после США и Индии страной в мире по площади пашни. При этом за последние годы площадь земель сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда сократилась с 637,7 в 1990 году до 383 млн. га. То есть почти половину сельхозземель уже растащили по другим категориям. Не лучше дела обстоят и с сельскохозяйственными угодьями – на 1 января 2018 года их площадь в России составила порядка 198 млн. га, что почти на 25 млн. га меньше чем в 1990 году. Площадь пашни за 25 лет также сократилась со 132,3 млн. га до 115,1млн. га.
За последние 25 лет мы потеряли, только по официальной статистике, 38 млн. га посевов. В действительности же земель, выведенных из севооборота, у нас уже более 41,5 млн. га. И это при том, что по целевому назначению не используется уже 56 млн. га или 14,5% земель сельскохозяйственного назначения.
Много проблем у нас и с кадастровым учетом - он осуществлен лишь в отношении примерно 15% земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Во многих регионах не завершена процедура установления границ сельских поселений, границ земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, что не позволяет корректно отграничить земли сельскохозяйственного назначения.
Должный учет земель - одна из сложнейших и ключевых задач на пути к эффективному сельскому хозяйству, в том числе станет важным шагом к вовлечению в оборот неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения.
Особое внимание мы уделяем охране земельных и почвенных ресурсов.
Из оставшихся у нас197,7 млн. га сельхозугодий значительная часть подвержена активным процессам деградации - зарастает бурьяном, кустарником, мелколесьем. Площадь оврагов на пашне уже превысила 1 млн. га, а их ежегодный прирост достигает 20 тыс. км. Доля кислых почв, на фоне резкого сокращения объемов известкования, за 26 лет увеличилась с 30% до 45%. Переувлажнению и заболачиванию подвержено 7% пашни, а еще 3% - вторичному засолению (в южных регионах доля таких земель достигает 50%). Беда не обошла стороной даже тучные черноземы.
Объемы внесения минеральных удобрений сокращены в 5 раз, органических удобрений – в 6 раз, известкование сократилось в 23 раза.
Если говорить о мелиорации, то мы видим, какое количество мелиорируемых земель в России, и какое мы по этому показателю занимаем место в списке сран участников ВТО и ведущих экономических держав, таких, как США, Англия, Индия, Китай. Наши 7,8% мелиорируемой пашни на их фоне выглядят удручающе.
Сегодня есть распоряжение правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 года № 2413-р, утвердившее план мероприятий по совершенствования правового регулирования земельных отношений. В рамках этого плана предстоит разработка стратегии развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения до 2025 года и на период до 2030 года. Обеспечить эффективность мер по развитию мелиорации – это в первую очередь и наша задача.
Также важно отметить, что названный план мероприятий не обходит стороной вопросы учета качества земель сельскохозяйственного назначения, их паспортизации и мониторинга, создания эффективной системы землеустройства, важным шагом к чему является подготовка новой редакции федерального закона о землеустройстве.
Кстати, вопросы законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения нам удалось вернуть в наш Комитет! Мы получили возможность более эффективно подходить к законодательному регулированию этого важнейшего вопроса, рассматривая сельскохозяйственные земли в первую очередь, как основу производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности.
Второе – переход к цифровому сельскому хозяйству.
Этот блок вопросов непосредственно связан с первым, дополняет его. При этом на наш взгляд цифровое сельское хозяйство имеет значительный потенциал, что подтверждается научными трудами многих из присутствующих здесь в зале академиков.
Плюс ко всему, мы своими глазами в рамках выездных заседаний Комитета увидели, что наше сельское хозяйство в этом плане имеет уникальные прорывные вещи!
Возьмем Брянскую область, которая сегодня вышла в лидеры по производству картофеля. Там уже не понаслышке знают о сельскохозяйственной технике, которая самостоятельно без управления механизатором работает в поле. Там же мы увидели сельскохозяйственные беспилотники над полями. Увидели мы и результаты внедрения цифровых технологий в переработку – производство сыров в Стародубском районе благодаря цифровизации перешло на полностью безотходное производство, существенно расширило ассортимент продукции, оптимизировало затраты так, что работникам кратно была увеличена зарплата.
Мы видели у П.Н.Грудинина в Совхозе им. Ленина роботизированные фермы, где не только получают высокие надои, но полностью контролируют качество молока, а также здоровье животного.
Не только в молочном, но и мясном скотоводстве удивительные технико-технологические решения мы увидели на предприятиях в Воронежской области, начиная с внедрения инструментов цифрового стада, продолжая системами кормопроизводства и заканчивая системами хранения и переработки производимой продукции.
У нас есть технологическая модель. Осталось решить вопросы производства. Тем более, майским Указом Президента РФ поставлена задача к 2024 году обеспечить увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом, а также решить задачу преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая сельское хозяйство, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
В Российской Федерации в настоящее время уровень цифровизации сельского хозяйства крайне невелик (в отличие от некоторых других отраслей, например, финансово-банковской сферы, цифровая трансформация которой происходит более динамично).
По данным Росстата в 2017 году уровень инвестиций в цифровизацию агропромышленного комплекса составил 3,6 млрд. руб. или 0,5 процента от всех ИКТ-инвестиций во все отрасли хозяйства, что является самым низким показателям среди отраслей экономики.
С другой стороны, сложившаяся ситуация обуславливает наибольший потенциал отрасли для инвестиций в цифровые технологии. Тем более, что по оценкам экспертов, комплексное внедрение «цифры» позволяет существенно повысить рентабельность сельскохозяйственного производства за счет оптимизации затрат и повышения эффективности распределения средств, а также практически на четверть (!) снизить издержки.
Техническая составляющая сегодня позволяет широко внедрить в производство, как новые подходы к организации производства, так и те, что были известны ранее, но с новой эффективностью.
Мы и в 70-м году считали, сколько должно быть генеративных побегов на один гектар, сколько в целом должна быть густота стояния для того, чтобы получить урожайность 50 и более центнеров с гектара. Мы также изучали режимы питания, орошения, через матрицу определяли садопригодность или культуропригодность всех территорий через макро-, мезо-, и микрорайонирование, и т. д.
Сегодня это никуда не пропало, наоборот является нашей большой наработкой, которая заводится в цифровую среду и работает в общей системе действий очень эффективно.
Вместе с тем, с использованием цифровых технологий сегодня работает всего 1% наших сельскохозяйственных предприятий. И в рамках выездных заседаний Комитета мы имели возможность с такими предприятиями ознакомиться. Мы видели и «умные фермы», и «умные поля», и «умные теплицы», которые внедряют крупные сельскохозяйственные товаропроизводители. К ним мы должны подтягивать и остальных.
Третье – научное обеспечение Государственной программы развития сельских территорий.
Развал нашего села и деревни – особая боль.
Эти территории требуют повышенного внимания государства, поскольку независимость нашей страны, ее безопасность, территориальная целостность без села практически невозможны. Там кроется наша идентичность, наши культурные, языковые традиции.
Мы все сделали для того, чтобы доказательно показать, что надо остановить разрушение села. Мы должны создавать каждый год новые производственные центры, новые деревни, села, аулы, станицы. Мы провели большие парламентские слушания по этому вопросу, показали, в том числе, на совете законодателей и в личных беседах все наши программные подходы первым руководителям страны, и увидели их поддержку. Мы смогли дать отпор тем, кто обнулил в бюджете программу устойчивого развития сельских территорий, и сегодня есть поручение Президента Российской Федерации о разработке и утверждении до 1 июня 2019 года Государственной программы развития сельских территорий, которую в последствие мы видим в статусе Национального проекта.
Срок очень сжатый, но с учетом накопленного опыта, при активном участии научного сообщества, мы сможем эффективно разобрать эту проблему до основания. Предстоит сделать многое: определить реальную, а не среднестатистическую, потребность в дорогах, жилье, больницах, детских садах и школах, сколько мы должны возобновить сельских населенных пунктов, а главное, согласовать и увязать комплекс перспективных мер развития сельских территорий со всеми Государственными программами решающими вопросы социально-экономического развития Российской Федерации. Другими словами, система стратегического планирования развития сельских территорий должна стать действительно системой, а не набором разобщенных мероприятий и разрозненных программных документов.
Я для вас специально скажу, что в текущем году бюджет тратит на социально-экономическое развитие страны 7,6 трлн. рублей. На селе проживает 38 млн. человек, что соответствует 26% населения. По логике вещей, не говоря даже о сложности, удаленности деревенской жизни, минимум 1,9 трлн. рублей нужно тратить на развитие сельских территорий. А нам, к несчастью и сожалению, рисуют в бюджете на программу устойчивого развития сельских территорий 16-17 млрд. рублей. Остальное находится в 20 отраслевых государственных программах.
Понятно всем, что проще строить больницу в городе или дорогу на очередной кольцевой, чем делать это в дальних наших деревнях. Но делать это нужно. Люди там живут не второго сорта.
Вопросы социально-экономического развития сельских территорий важны и с точки зрения кадрового обеспечения отрасли. Нам не удастся ни привлечь, ни закрепить на селе высококвалифицированных специалистов, работников массовых профессий.
И четвертое – все, что связано с экономическими моделями и обеспечением доходности сельскохозяйственного производства.
Государство активно регулирует рынки нефти и нефтепродуктов, лекарственных средств, но от регулирования рынка сельскохозяйственной продукции в части важнейших видов продовольствия, почему то, отказывается.
Доколе мы будем терпеть, что в структуре розничной цены на продовольственные товары доля сельскохозяйственного товаропроизводителя оценивается на уровне 8-12%?
В свое время мы с академиком Серковым разработали и внесли в Государственную Думу закон, направленный на справедливое распределение прибыли от реализации продовольственных товаров. Труд крестьян в розничной цене на товар должен оцениваться не менее чем в 50%! Но специально созданная тогда межфракционная рабочая группа выхолостила из законопроекта этот главный механизм обеспечения доходности.
При этом цена на пшеницу только сейчас вернулась на уровень 2016 года: третий класс — около 10 тыс. рублей за тонну, четвертый класс – около 9 тыс. рублей, пятый класс – 8 тыс. рублей. А цены на хлеб и другое производимое из зерна продовольствие лишь растут – батона хлеба дешевле 30 рублей в магазине не найти!
Из килограмма зерна получается 2,5 батона, и какова была бы ситуация, если бы крестьяне получали свои, хотя бы, 15 рублей за килограмм зерна, а другие 15 рублей шли переработке и торговле. Нам бы и потребители сказали большое спасибо (батон бы стоил 12 рублей), и сельскохозяйственные организации смогли выйти на достаточный уровень воспроизводства материально-технической базы, внедрять новые технологии, возвратить в сельскохозяйственный оборот заброшенные земли!
Но реальность такова, что за прошлый рекордный по урожаю год наши крестьяне потеряли более 120 миллиардов рублей.
При этом мы, к сожалению, так и не увидели жестких оценок сложившейся ситуации со стороны научного сообщества. А они должны быть! Мы должны сплотиться и выступить на направлениях повышения доходности сельскохозяйственного производства единым фронтом! Роль науки в этом вопросе ключевая.
В законодательном плане мы сейчас поддержали наших переработчиков принятием закона о запрете возврата товаров, не реализованных до определенного срока. Ведь до чего дело доходило? До 50% не проданных хлебобулочных изделий, 20%-30% непроданных мясомолочных продуктов сети просто без каких либо компенсаций возвращали производителям, чем наносили им серьезный экономический урон.
Убежден, что и Совет Федерации поддержит данный Закон, и после подписания Президентом он вступит в силу. Но это только первый шаг на пути к обеспечению должной доходности в АПК.
Мы поддержали нашими законами и научные организации. Так, законодательную поддержку получили учебные и опытные хозяйства – был принят Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», сделавший названные хозяйства равноправными получателями государственной поддержки.
Более того, сделан важный шаг в направлении повышения эффективности работы аграрных вузов, а равно повышения кадрового потенциала отрасли. Благодаря принятым решениям финансирование аграрных вузов увеличено с прежних 28-40 тыс. руб. до 100-130 тыс. руб. на каждого студента. Это предоставляет совершенно новые возможности эффективно заниматься самыми сложными проблемами, подготавливать кадры новой формации.
Нам вместе необходимо настойчиво и доказательно обеспечивать принятие верных, научно обоснованных законодательных решений!
У нас есть законопроект об установлении ставки 10% НДС на продукцию садоводства, подготавливаются законопроекты об охране почв, о землеустройстве, о семеноводстве, о племенном животноводстве, и ряд других, работа над которыми требует самого непосредственного участия научного сообщества.
Также важной составляющей законодательной деятельности является бюджет. Хочу вам доложить о том, что в текущем году нам удалось добиться выделения на цели развития АПК не менее 296 млрд. рублей, что является большим шагом вперед. Более того, нам удалось пробить планку в 300 млрд. рублей – бюджет программы развития сельского хозяйства на 2019 год составит 304 млрд. рублей!
При этом борьба за должное финансирование развития АПК будет продолжена – мы выстроили модели, каким образом нам существенно увеличить расходы федерального бюджета на несвязанную поддержку в растениеводстве, поддержку на литр молока, всего, что связано с инфраструктурой, на цели устойчивого развития сельских территорий и др. И в этой работе нам нужна ваша поддержка.
Уважаемые товарищи!
Наша задача сегодня – эффективно выстроить работу научных организаций в соответствии с поставленными перед отраслью целями. И в этом желаю нам всем удачи! Спасибо за внимание!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме