19:30 10.07.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
Доклад В.И. Кашина на Общественных слушаниях: «О совершенствовании правового регулирования использования лесов для рекреационной деятельности»
2014-07-10 16:37
Пресс-служба ЦК КПРФ
Доклал Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Кашина Владимира Ивановича на Общественных слушаниях
«О совершенствовании правового регулирования использования лесов для рекреационной деятельности»
Московская областная Дума, 9 июля 2014 года.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Поднятая в рамках сегодняшнего мероприятия тема является одной из наиболее актуальных для подмосковного региона.Московская областьпочти полностью (за исключением южной половины Серебряно-Прудского района) расположена в лесной зоне.При общей площади региона в 4,4 млн. га, 1,9 млн. га (43%) покрыто лесами.По доле территории, занятой лесами, Подмосковьеблизко к лидирующим «лесным» регионам.
Таким образом, факт наличия высокого потенциаларазвития лесной отрасли на территории Подмосковья является неоспоримым.В свою очередь реализация данного потенциала– задача государственных органов всех уровней, всех ветвей власти, задача, требующая при выборе стратегии учета всех возможных аспектов и особенностей региона.
Во-первых, все леса на территории Московской области, в соответствии с лесным законодательством, отнесены к защитным лесам. Этим определяются особенности их освоения, ограниченного исключительно в интересах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций.
На основании положений Лесного кодекса, в соответствии с Лесным планом Московской области и утвержденными лесохозяйственными регламентами лесничеств, доступными видами разрешенного использования подмосковных лесов являются:
- осуществление рекреационной деятельности;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых;
- осуществление исследовательской и образовательной деятельности;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- ведение сельского хозяйства;
- выращивание посадочного материала лесных растений (сеянцев, саженцев);
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
- и другие.
Во-вторых, ни в коем случае нельзя упускать из виду географические, демографические и экологические особенности региона.
При уже названной выше площади в 4,4 млн. га, количестве проживающего в границах региона населения (7 млн. человек), а также уровне концентрации производственных мощностей, Московская область испытывает на себе значительную антропогенную нагрузку. Это подтверждается статистическими данными – Подмосковье лидирует в списках регионов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, количеством образования отходов и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Если при этом учесть тесное соседство с Москвой, плотность населения в которой зашкаливает (более 4,8 тыс. чел/км2), а качество окружающей среды характеризуется включением города в список 28-ми городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, то актуальность рассматриваемых факторов возрастает многократно.
Наличие в этих условиях мощной лесной экосистемы играет ключевую роль в сохранении хоть как-то пригодной для жизни среды обитания 13% граждан Российской Федерации.Свойства лесов к депонированию углерода, регулированию водного баланса территории, влиянию на микроклимат, равно как их значение для сохранения биологического разнообразия нельзя переоценить. Кроме того, подмосковные леса в основной своей массе хвойные, березово-осиновые и дубовые рощи. Полезные свойства лесов с таким породным составомможно перечислять очень долго. В границах подмосковных лесов также расположены памятники культуры, водные объекты и уникальные экосистемы, такие как Голубое озеро, Сенеж, Полецкое, Коверши и другие.
Принимая во внимание сказанное, единственным приемлемым способом повышения эффективности лесопользования подмосковного региона со всех точек зрения является развитие именно рекреационного направления, а это:
- туристические станции, тропы и трассы;
- дома, базы отдыха, детские спортивные и оздоровительные лагеря;
- культурно-массовые мероприятия;
- пешеходные, велосипедные, лыжные и конные прогулки;
- изобразительное искусство;
- познавательные и экологические экскурсии;
- другие виды отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, требующие минимальной инфраструктуры и оказывающие незначительное негативное воздействие на лесные экосистемы.
Принимая во внимание количество потенциальных потребителей рекреационных услуг, ихплатежеспособность, готовность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осваивать эту сферу бизнеса, а также наличие правового регулирования условий и правил использования лесов для этих целей, особенно контрастно выглядит неразвитостьрекреационного использования подмосковных лесов.
Что же мешает?
Во-первых, при таком виде использования лесов существует опасностьзлоупотребления правом, а зачастую и вовсе противоправных действий со сторонынедобросовестных граждан и предпринимателей.В результате последние используют полученный участок в защитных лесах для личных нужд. Это влечет за собой нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование лесных ресурсов.
Несмотря на положения статьи 11 Лесного кодекса, ситуации, когда арендаторы лесных участковвозводят ограждения и препятствуют доступу на них граждан сегодня можно встретить очень часто.
Кроме того, вместо допустимых к возведению временных построек (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.), зачастую вырастают вполне капитальные, монолитные жилые дома, а вместо дорожно-тропиночной сети закатывается асфальт.
Жители Подмосковья возмущены грубыми нарушениями закона, проводят митинги, пишут коллективные обращения в органы государственной власти. В Комитет приходят сотни подобных обращений.Ведь только в 2013 г. 120 лесных участков в Московской области в связи с допущенными нарушениями со стороны арендаторов по решению суда и других инстанций возвращено государству. А сколько таких случаев еще находится на стадии разбирательства?
Во-вторых,упадочное состояние лесовотталкивает не только добросовестных представителей бизнеса, но и граждан.
Это, в том числе, обусловлено накоплением спелых и перестойных лесов, низким уровнем их воспроизводства, массовой гибелью деревьев от вредителей, болезней и пожаров, а также захламленностью мусором, бытовыми отходами. Отсутствует элементарная инфраструктура, подъездные пути.
Ярким примером видится захламленность леса возле деревни Маслово, сельского поселения Успенское Одинцовского района, в непосредственной близости от которых расположена резиденция Президента России. Если подобная ситуация допустима вблизи таких значимых объектов, то что уж говорить об отдаленных уголках леса.
По данным лесопатологического мониторинга и материалам лесопатологических обследований величина захламленности, в том числе валежа, составляет в среднем 515% от общего запаса на 1 га.
Основными причинами захламленности являются: естественный отпад, ветровал, бурелом, длительное отсутствие рубок ухода, вывалы.
В ельниках негативная ситуация обусловлена усыханием ели в действовавших в конце 90х годов XX века очагах короедатипографа. Масштаб захламленности таких очагов, на фоне отсутствия своевременных санитарных рубок, достигает 70 – 90% общего запаса на 1 га.
Кроме того, усилиями не обременивших себя экологической ответственностью граждан леса захламлены бытовыми отходами. Исход очередных выходных или праздничных дней знаменуется образованием на окраинах лесных массивов, вблизи населенных пунктов, по обочинам дорог несанкционированных свалок.
Нельзя забывать и о плачевном состоянии подмосковных лесных озер, которые также сильно загрязнены и зачастую непригодны для рекреационного использования.
В-третьих, препятствием в развитии лесной рекреации видится ряд административных барьеров, не позволяющих ответственным предпринимателям арендовать лесные участки и реализовать на них действительно хорошие проекты.
К примеру, в настоящее время возникают проблемы при постановке лесных участков на кадастровый учет. При этом с 1 января 2013 года лесные участки без проведения государственного кадастрового учета для осуществления рекреационной деятельности не предоставляются.
Более того, в лесном законодательстве отсутствует четкое разграничение полномочий по образованию лесных участков. А это приводит к тому, что в отдельных регионах данные функции осуществляют не органы управления лесным хозяйством, а иные органы, например территориальный орган Росимущества. Отсутствие четкой регламентации ведет к увеличению сроков предоставления лесных участков для различных видов использования, кадастрового учета.
Как уже было сказано в самом начале, задача по обеспечению эффективной реализации потенциала лесной отрасли лежит в сфере ответственности органов государственной власти, и определенные системные шаги в верном направлении уже сделаны.
Вапреле 2013 года в городе Улан-Удэпо инициативе и при непосредственном участии Рослесхоза и Комитетапрошло заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года.
Принятые в рамках Госсовета решения, равно как закрепленные Основами госполитики принципы и механизмы, сформировали базу для принятия дальнейших системных решений, выработке подходов к более совершенному законодательному регулированию.
Нами внесен и принят Государственной Думой революционный Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению Комитета, Федеральный закон создаст эффективный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, что в свою очередь будет способствовать снижению масштабов незаконных рубок лесных насаждений.
Вывод круглых лесоматериалов из теневого рынка создаст мультипликативный эффект за счет прозрачного оборота древесины, что существенно увеличит налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.
Принят Федеральный закон от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов».
Принятые изменения Лесного кодекса позволят:
- повысить качество проведения мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, а также воздействия иных неблагоприятных факторов, что будет гарантироваться участием специалистов, обладающих необходимой квалификацией;
- использовать новый организационный механизм, при котором сроки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий уменьшатся в 2-3 раза и снизить потери лесных насаждений от воздействия неблагоприятных факторов;
- создать условия для того, чтобы не только посадку лесных культур, но и последующий уход за ними осуществляла одна и та же организация, а ее деятельность оценивалась по конечному результату.
4 июля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации», направленный на реализацию поручения Президента Российской Федерации о внесении изменений в законодательство, предусматривающих введение типовых договоров аренды лесных участков. Кроме того, указанный Закон устанавливает в Лесном кодексе основания и порядок изменения договора аренды.
Теперь непосредственно в Лесном кодексе РФ закреплена возможность изменения таких договоров при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при их заключении, в том числе в случае изменения параметров использования лесов (возрастов рубок, расчетной лесосеки, сроков использования лесов), или, например, в результате стихийных бедствий природного характера (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других).
Также следует отметить, что принятый Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 584587-5) будет способствовать значительному снижению антропогенной нагрузки на природные системы, а также обеспечит экологическое благополучие граждан.
Эти события и документызадали нужный вектор развития, как лесному хозяйству, так и лесной промышленности, определили приоритеты в работе для соответствующих федеральных и региональных органов государственной власти на ближайшие десятилетия.
Тем временем системная работа продолжается и уже сегодня можно с уверенностью заявить о том, что на стадию высокой готовности выходят новые законодательные инициативы, которые позволят, в том числе, сформировать более благоприятный климат для развития рекреационной отрасли в лесах.
Захламленность территорий поможет ликвидировать реализация проекта федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами». Законопроект нацелен, прежде всего, на вовлечение отходов производства и потребления во вторичное использование, существенно сократив объемы их захоронения. Для тех, кто будет заниматься решением этой проблемы, предусматривается целый ряд экономических и налоговых преференций.
Кроме того депутатами Комитета в Государственную Думу внесен законопроект № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия», принятие и реализация которого станет залогом успешной работы:
- при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями;
- при уточнении правового регулирования защиты лесов от болезней и вредителей.
Для решения проблемы определения полномочий по образованию лесных участков нами внесен проект федерального закона
№ 168913-6 «Овнесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по образованию лесных участков).
Мы убеждены, что все названные выше инициативы будут способствовать развитию рекреационной деятельности в лесах Подмосковья.
Но для начала надо навести порядок в лесу, эффективно использовать имеющиеся механизмы.Все необходимые условия для этого созданы.
В завершение хочу отметить, что в дальнейшем решая проблему незаконного захвата лесных участков и ограничения доступа граждан в леса, нам необходимо повышать межведомственное сотрудничество, эффективность федерального государственного лесного надзора, ужесточать наказание за самовольные захваты земель, отсекать коррупционные составляющие на каждом этапе.
В целях повышения инвестиционной привлекательности рассматриваемой сегодня отрасли необходимо взвешенно подойти к вопросам предоставления налоговых преференций, льготного кредитования ответственных предпринимателей, иных экономических стимулов организации рекреационной деятельности. Все затраченные, либо недополученные при этом средства вернутся благодаря укреплению здоровья и благополучия граждан.
Комитет в этой связи открыт к сотрудничеству по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Считаю, что сегодняшнее мероприятие является безусловно полезным как информационная площадка, на которой происходит обмен мнениями между заинтересованными органами государственной власти различных уровней, специалистами лесной отрасли, представителями бизнеса и науки и просто людей, любящих свой регион и занимающих активную гражданскую позицию. Желаю всем плодотворной работы и конструктивного обсуждения.
Спасибо за внимание.
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме