12:15 05.01.2021 | Все новости раздела "КПРФ"
Дмитрий Новиков: Сближение Китая и России способствует решению мировых проблем
2021-01-04 07:48
КПРФ.ру по материалам журнала «Россия и Китай»
Пандемия коронавируса не воспрепятствовала развитию двусторонних и многосторонних контактов КПРФ с компартиями других стран. Это в полной мере относится к отношениям с Коммунистической партией Китая. На протяжении 2020 года осуществлялось исполнение Меморандума о сотрудничестве двух партий, который был подписан в ходе визита Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в Пекин в 2019 году.
Свидетельством межпартийного сотрудничества стало содержание целого ряда материалов, появившихся в средствах массовой информации благодаря участию представителей КПРФ. Сегодня мы публикуем интервью, данное в уходящем году заместителем Председателя ЦК партии Д.Г. Новиковым для журнала «Россия и Китай».
- Как Вы оцениваете участие китайского воинского подразделения в параде в честь 75-летия Победы?
- 24 июня, в 75-ю годовщину знаменитого Парада Победы, по брусчатке Красной площади торжественным маршем – вместе с российскими военными – прошли военнослужащие 13 иностранных государств. В их числе – 105 солдат и офицеров роты почётного караула Народно-Освободительной армии Китая. Напомню, это уже второй военный парад в Москве, в котором участвуют наши китайские друзья. Первый состоялся 9 мая 2015 года, в 70-ю годовщину Победы.
Участие китайского воинского подразделения в столь знаковом мероприятии, проходящем по традиции в самом сердце России, на мой взгляд, глубоко символично. Оно является ярким отражением высокого уровня двусторонних отношений, достигнутого нашими странами за последние годы. Прошедший парад отчётливо продемонстрировал всему миру, что Россия и Китай стоят плечом к плечу в деле обеспечения безопасности и стабильности на планете, что именно они являются основными гарантами системы международных отношений, основанной на итогах Второй мировой войны.
Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия в современную эпоху базируются на прочном историческом фундаменте. Наши военнослужащие стали братьями по оружию в ходе тяжелейших испытаний Второй мировой войны. В годы совместной борьбы с германским фашизмом и японским милитаризмом были решительно упрочены узы тесной и искренней дружбы между нашими народами. Эта дружба и поныне является мощной движущей силой в развитии российско-китайских отношений, в деле глубокого и всестороннего укрепления сотрудничества двух стран.
В 1941 году Советский Союз принял на себя основной удар гитлеровских захватчиков. Советско-германский фронт был главным фронтом Второй мировой войны. Именно здесь был достигнут коренной перелом в ходе всех военных событий. В боях и сражениях с Красной Армией гитлеровцы понесли самые тяжёлые потери – 80% всех потерь в живой силе. На советско-германском фронте было уничтожено 74% артиллерийских орудий вермахта, до 75% танков и самоходных орудий, свыше 75% самолётов. Советский народ положил на алтарь Победы жизни 27 миллионов своих лучших сынов и дочерей.
Борьба китайского народа против японских захватчиков была главным фронтом Второй мировой войны в Азии. Эта борьба началась с вторжения японской армии в северо-восточный Китай 18 сентября 1931 года. Полагаю, что этот день имеет полное право считаться датой начала Второй мировой войны.
За 14 лет кровопролитной борьбы с Японией Китай потерял 21 миллион убитыми. 35 миллионов китайцев были покалечены в ходе бомбардировок, в результате применения химического и биологического оружия, стали жертвами репрессий, болезней, голода. В ходе всенародной войны китайцами было уничтожено 1,5 миллиона японских захватчиков. Это составило около 70% всех военных потерь Японии во Второй мировой войне. Сковав на своей территории значительные силы японцев, Китай помешал Японии осуществить нападение на Советский Союз.
Все эти исторические факты исключительно важны. Их необходимо учитывать при оценке такого крупного международного события, каким стал военный парад в Москве 24 июня 2020 года.
- Насколько нам необходимо укреплять военное сотрудничество с КНР? Может ли оно стать основой безопасности в Евразии? По каким направлениям оно развивается, и где предел этому сотрудничеству?
- Современный многополярный мир, к сожалению, становится всё менее стабильным. Главным источником перманентной дестабилизации является политика глобалистов, нацеленная на удержание группой наиболее влиятельных транснациональных корпораций доминирующих позиций в мировой экономике. Используя США как геополитический плацдарм и как орудие для реализации собственных интересов, глобалисты стремятся сохранить существующую систему международного разделения труда, основы которой были заложены ещё в колониальную эпоху. Эта система паразитическая и в корне несправедливая. Она не даёт странам, не входящим в группу «золотого миллиарда», шансов выбраться из бедности и выйти на траекторию устойчивого развития. Она не только консервирует, но с каждым годом усиливает экономическую и технологическую отсталость капиталистической периферии.
Для ослабления и нейтрализации своих конкурентов глобалисты вводят против них санкции, целенаправленно подрывают их национальные валюты, экспорт и инвестиции, лишают доступа к жизненно важным источникам сырья, цинично вмешиваются во внутреннюю политику и ни на минуту не прекращают громко бряцать оружием. Исторический опыт учит, что империалистические силы не остановятся и перед масштабным применением военной силы, если это будет соответствовать их финансово-экономическим интересам.
Поскольку Россия и Китай не желают стать жертвами преступной политики внешних сил, они просто обязаны думать о собственной безопасности. Сегодня Российская Федерация и Китайская Народная Республика объективно заинтересованы в повышении уровня двустороннего взаимодействия во всех сферах, включая военную.
На протяжении всех последних лет продолжается активное совершенствование и выработка новых механизмов военного сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. В августе 2005 года в рамках крупномасштабных военных учений «Мирная миссия-2005», организованных под эгидой ШОС, состоялись первые военно-морские манёвры с участием ВМС России и КНР. С 2012 года проходят ежегодные двусторонние военно-морские учения «Морское взаимодействие», направленные на укрепление возможностей двух стран по противостоянию угрозам на море.
В 2018 году 3200 военнослужащих, более 900 единиц вооружений, 30 самолётов и вертолётов Народно-Освободительной армии Китая приняли участие в крупнейших стратегических учениях «Восток-2018» на территории российского Дальнего Востока и Сибири. В прошлом году 1600 военнослужащих, более 300 единиц вооружения, 30 самолётов и вертолётов НОАК приняли участие в стратегических командно-штабных учениях «Центр-2019» в Оренбургской области. Подобные учения направлены на дальнейшее развитие российско-китайского военного сотрудничества, на поддержание мира и стабильности, на усиление потенциала сторон в области совместного реагирования на угрозы безопасности. Можно сказать, что уровень взаимодействия России и Китая в военной сфере исключительно высок.
Уверен, что по мере того, как внешняя политика США в силу объективных причин будет становиться всё более агрессивной, Москва и Пекин призваны ещё активнее осуществлять меры, гарантирующие их общую безопасность. Нельзя исключать, что результатом данного процесса станет формирование двустороннего союза, открытого для участия третьих стран. Такой союз способен стать достойным противовесом НАТО. Он может надёжно обеспечить стабильность на всём евразийском пространстве, а значит, и во всём мире. Сближение России и Китая уже сегодня способствует решению многих мировых проблем.
- Дмитрий Георгиевич, мы брали у Вас интервью в сентябре 2012 года в Пекине, тогда Вы возглавляли делегацию молодых лидеров КПРФ. Насколько приблизился Китай к осуществлению задачи построения «сяокан» (среднезажиточного общества) с тех пор? Что нового появилось у китайцев, что мы могли у них позаимствовать? Как сегодня развивается сотрудничество КПРФ и КПК?
- Китайская Народная Республика – единственная страна в мире, руководство которой ставит по-настоящему амбициозные задачи, направленные на коренное повышение качества жизни десятков миллионов своих граждан.
18 октября 2017 года председатель КНР Си Цзиньпин, выступая с докладом на XIX съезде Коммунистической партии Китая, заявил: «Период, начиная с XIX съезда и до открытия следующего съезда партии, – важный переходный исторический период, за который мы должны как полностью построить среднезажиточное общество, то есть осуществить цель, намеченную к столетнему юбилею КПК, так и, будучи на подъёме, начать «новый поход» к цели, намеченной к столетию КНР, – всестороннему построению модернизированного социалистического общества».
За прошедшие два с половиной года народное хозяйство Китая добилось значительных успехов. Страна демонстрировала высокие темпы экономического роста в «коридоре» между 6 и 7 процентами. Сегодня КНР вплотную приблизилась к достижению цели по построению среднезажиточного общества. К началу текущего года рост количества занятого населения в городах и посёлках составил 13,5 млн. человек. Число малообеспеченных жителей на селе сократилось на 11,1 млн. человек. Среднедушевые располагаемые доходы населения превысили 30 тыс. юаней.
В 2020 году в городах и посёлках КНР реализуется план создать 9 млн. новых рабочих мест. Всё малообеспеченное сельское население будет полностью выведено из состояния бедности. Я глубоко уверен, что несмотря на последствия пандемии, Китай в запланированные сроки выполнит все намеченные КПК ключевые задачи. В их числе и поставленная Коммунистической партией Китая задача построения среднезажиточного общества.
- Принятый в Китае закон о национальной безопасности Гонконга стал очередным поводом для «коллективного Запада» усилить нападки на Китай. Как Вы оцениваете этот закон? Не обострит ли его принятие военно-политическую ситуацию в Южно-Китайском море?
- Нужно сразу твёрдо сказать, что Китай не заинтересован в подобной дестабилизации. Обострению военно-политической ситуации в Южно-Китайском море могут способствовать провокационные действия со стороны Соединённых Штатов. Они уже давно предпринимают безуспешные попытки сдержать мирное поступательное развитие Китая, подорвать его растущий экономический потенциал, дестабилизировать политическую систему и нанести удар по территориальной целостности китайского государства. Именно этими попытками обусловлены непрекращающиеся уже долгое время политические спекуляции вокруг статуса Тайваня и Тибетского автономного района КНР, а также многократно тиражируемая в западных СМИ ложь о положении населения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
В настоящее время американцы стремятся «раскачать» ситуацию на юге страны по уже отработанному в других регионах планеты сценарию «цветных революций». В связи с этим китайские власти действуют на опережение. Новое законодательство по обеспечению национальной безопасности на территории специального административного района Сянган направлено на пресечение тех видов деятельности, которые признаются незаконными во всех без исключения странах мира. Если конкретно, то их четыре: сепаратизм, свержение государственной власти, терроризм и сговор с внешними силами с целью подрыва национальной безопасности.
Под действие нового закона подпадает крайне малочисленная группа лиц из числа жителей Сянгана. Это в основном те, кто в силу каких-либо причин стремятся дестабилизировать ситуацию у себя на родине в угоду заокеанским кукловодам. Подавляющее же большинство населения этого специального административного района новый закон никак не затронет, а значит, говорить о его «репрессивном характере» не приходится. Об этом, в частности, свидетельствует и опыт Аомэня, бывшей португальской колонии, получившей статус специального административного района КНР в 1999 году. Напомню, в декабре 2009 года, в десятую годовщину воссоединения с Китаем, в Аомэне вспыхнули массовые протесты, явно инициированные из-за рубежа. Тогда пресечь зарубежную подрывную деятельность и урегулировать ситуацию помогло быстрое принятие аналогичного по содержанию закона.
Уверен, все жители Сянгана очень скоро во всём разберутся. Их вряд ли устроит прежний колониальный статус, бороться за который им фактически предлагает Вашингтон, делая это так настойчиво и так беспардонно. Но в любом случае, американцы не успокоятся. Можно предположить, что после неудачи в Сянгане они станут находить новые поводы, за которые можно зацепиться, чтобы пытаться дискредитировать внутреннюю и внешнюю политику Пекина.
- Принятие этого закона о безопасности Гонконга по времени совпало с волной беспорядков в США. Некоторые эксперты даже определили их как начало гражданской войны в Соединённых Штатах. Мы видели, как порой беспрецедентно жёстко действует полиция в этой стране. При этом Вашингтон, как и Запад в целом, постоянно обвиняют и Пекин, и Кремль в «неоправданно жёстком отношении к протестующим». То есть, налицо политика двойных стандартов по отношению к нашим странам на фоне всё новых и новых санкций. Чем вызван этот приступ бешенства, только ли «проблемой Крыма и Донбасса», или за этим стоят другие причины?
- Политика двойных стандартов не является для Штатов чем-то новым. Она была «краеугольным камнем» американской демократии с момента её зарождения. Принятая в 1776 году декларация независимости США провозгласила всеобщее равенство людей, но не распространила это равенство на индейцев и негров. Среди тех, кто поставил свою подпись под декларацией, оказалось немало рабовладельцев, у которых и в мыслях не было освобождать своих рабов и наделять их какими-то правами.
Соединённые Штаты уже долгое время находятся в состоянии перманентного кризиса. Он обусловлен комплексом трудноразрешимых экономических, политических, межрасовых и международных противоречий. Растущий груз внутренних и внешних проблем в перспективе способен поставить под вопрос само существование США как единого государства в его нынешнем виде.
Судя по событиям последних лет, американские правящие круги не готовы к фундаментальным изменениям политического курса. Они не способны вести политику социального маневрирования, характерную для всех развитых буржуазных демократий. Но, как никогда ранее, они готовы энергично решать накопившиеся внутренние проблемы за счёт внешних источников. По меньшей мере, с 1991 года внутренняя политика США не была ещё такой реакционной, как сегодня, а внешняя – столь агрессивной и непредсказуемой. Нельзя исключать, что в будущем степень реакционности и агрессивности в действиях правящих кругов этой страны будет только нарастать.
Хвалёная американская демократия, по сути, исчерпала себя и близка к закату. В ближайшие годы в условиях глубокого раскола в американском обществе будут обостряться и экономические проблемы. Во внутриполитической жизни США всё большую роль станут играть государственные методы политического контроля. Будут усиливаться меры принуждения и насилия как средства борьбы с общественным недовольством. Кое-что из этого арсенала применяется и сегодня. Мы уже видим это на примере масштабных протестов и столкновений, охвативших значительную часть страны.
На международной арене Вашингтон будет компенсировать свою растущую слабость новыми санкциями, торговыми войнами и «цветными революциями». Он продолжит провоцировать локальные и региональные вооружённые конфликты, призванные вернуть США их «величие». Предвыборный лозунг Трампа «Make America Great Again!» получил сегодня новое звучание в форме резкого роста конфронтационного потенциала американской внешней политики. Главные цели давно обозначены – это Китай, Россия, Иран, Северная Корея, Венесуэла. Даже к своим ближайшим союзникам по НАТО Соединённые Штаты всё чаще предъявляют финансово-экономические претензии. И никакая демагогия уже не способна замаскировать двойные стандарты и растущую агрессивность политики США на международной арене.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме