19:30 06.11.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутаты-коммунисты выступили на правительственном часе в Госдуме по вопросам электроэнергетики
2019-11-06 18:04
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме. Алексей Брагин.
6 ноября на правительственном часе в Госдуме выступал министр энергетики Российской Федерации А.В. Новак. На правительственном часе задавали вопросы министру и выступили депутаты фракции КПРФ.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ:
- Вопрос к Александру Валентиновичу.
В период приватизации РАО ЕЭС руководство этой организации вот в этом зале убеждало и депутатов, и граждан России, что неизбежным следствием приватизации станет снижение тарифов на электроэнергию. Вместо этого мы видим неуклонный и непрерывный рост тарифов.
Сегодня стоимость киловатта в Москве почти 6 рублей, в агропромышленном комплексе 8 рублей, в то же время, в Китай мы продаём электроэнергию по 1,5 рубля за киловатт. Вы скажите, что продаёте электроэнергию по мировым ценам. Но тогда почему в России электроэнергия в 5-6 раз выше, чем во всём мире?
И почему вы душите страну, особенно агропромышленный комплекс, высокими тарифами?
И не считаете ли вы нужным принять решение всё-таки о восстановлении единой энергетической системы, у которой таких дисбалансов не было никогда? Спасибо.
Новак А. В.:
- Спасибо. Спасибо большое за вопрос. Действительно он такой, скажем так, непростой.
Во-первых, мы бы хотели разделить там, как я говорил в своём выступлении, вопрос, касающийся определения цены на электроэнергию, зависит от нескольких составляющих. У нас есть генерация, работающая на оптовом рынке, где есть конкурентные условия, и там система формирования тарифа, то есть, стоимость доли в электроэнергии складывается из двух составляющих: это оплата за мощность, которая включает в себя, в том числе и дополнительную надбавку, дополнительную нагрузку, которую несёт генерирующий комплекс по реализации отдельных социальных задач и проектов. Как вы знаете, в том числе, сюда включаются и расходы, связанные со строительством и энергообеспечением, о котором я говорил, Крыма, Калининграда, выравнивание тарифов Дальневосточного федерального округа, развитие новых и возобновляемых источников энергии, это вот формирует цены на электроэнергию внутри. Второе, для генерирующего комплекса.
Что касается сетевого комплекса. Это регулируемый сектор, и здесь рост стоимости оплаты услуг зависит от принимаемых решений, во-первых, в прогнозе социально-экономического развития на уровень: инфляция - минус в последние годы, последние несколько лет такая задача стоит, индексировать тарифы и на уровень не выше, чем уровень инфляции. И в рамках долгосрочного регулирования, о котором я говорил сегодня, мы также считаем, что в будущем необходимо индексировать в долгосрочном плане на уровень "инфляция минус". Ну, мы предлагаем инфляция минус 0,1 процент. Это в свою очередь даёт нам гарантированное обеспечение неувеличения там тарифов примерно в доле 50 процентов стоимости электроэнергии выше инфляции.
Ну, и третья составляющая это сбытовая надбавка, которая также регулируется фактически на сегодняшний день региональными энергетическими комиссиями в соответствии с методикой, утверждённой Федеральной антимонопольной службой и в соответствии с теми эталонами, которые были приняты.
Ну, я хотел бы, уважаемые коллеги, сказать, что, во-первых, если говорить о тарифах, их нужно разделить: тарифы для населения и тарифы для прочих потребителей. Тарифы для населения тоже регулируются и регулируются на уровень примерно инфляции. Инфляция плюс 1 процент для того, чтобы не допустить резкого роста перекрёстного субсидирования.
Тарифы, которые для прочих потребителей, они делятся между уровнями напряжения и определяются в первую очередь регионами и субъектами Российской Федерации. И этот объём валовой выручки, который сегодня индексируется, он распределяется между высоким напряжением в среднем и низким напряжением, исходя из целеполагания на уровне субъектов Российской Федерации, кого поддерживать, какие предприятия, на кого перекладывать в общем-то ту перекрёстку, которая есть.
Действительно в последние годы мы видим, что дифференциация между высоким напряжением и низким напряжением, она увеличилась. Это вызывает действительно вопросы, и мы это обсуждали и во фракциях, и со стороны потребителя, особенно те, которые подключены на низком напряжении.
Полномочия Правительства Российской Федерации по определению категорий потребителей, по которым будет происходить выравнивание в течение следующих десяти лет. Мы исходим из того, что их нужно оптимизировать. И действительно обеспечить выравнивание только для тех категорий потребителей, которые будут создавать именно условия для расширения своей экономики и привлечения инвестиций на Дальнем Востоке, и создание рабочих мест, это потребители, территории опережающего развития, это потребители, малый и средний бизнес, который также нуждается в этом. И конкретное решение по данному вопросу будет после принятия закона на уровне постановления правительства, где будут определены категории потребителей.
С одной стороны, да, действительно мы продлеваем на 10 лет.
С другой стороны, мы сейчас выходим с предложением по оптимизации этой цифры, снижению нагрузки и снижению перекрестки, и оптимизации количества потребителей и категорий потребителей.
Щапов М. В., фракция КПРФ:
- Спасибо. Уважаемый Александр Валентинович, в этом году зампредом правительства утвержден план мероприятий по модернизации неэффективной дизельной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе и с использованием возобновляемых источников энергии. Проблема крайне актуальна. Так, например, на территории Иркутской области почти 70 населенных пунктов обеспечиваются дорогостоящим дизельным топливом, что обходится бюджету региона в 500 миллионов рублей ежегодно. В Иркутской области есть опыт установки за свой счет двух солнечных электростанций. Однако собственных средств для полного перехода на возобновляемые источники энергии у регионов нет.
С другой стороны, сейчас реализуется так называемая программа договоров предоставления мощности возобновляемых источников энергии. Начинается подготовительный отбор на следующий период по таким источникам.
Не рассматривает ли Минэнерго России возможность поддержки регионов для участия в указанной программе, либо вернуться к опыту по предоставлению субсидий регионам по программе энергосбережения? Спасибо.
Новак А. В.:
- Спасибо большое. Я бы начал с того, что вот та проблема, которую вы обозначили, по ней принято решение и поручение президента. И утвержденная постановлением правительства комплексная программа модернизации инфраструктуры, в том числе, развитие распределенной генерации, и замены в изолированных территориях дорогой генерации, мазутной либо дизельной, либо угольной, с привлечением гибридной генерации, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. Такой комплексный план утвержден, и утверждена в Правительстве Российской Федерации "дорожная карта".
Сейчас регионы уже активно занимаются этим вопросом, в том числе мы на уровне изменений нормативно-правовой базы внесли изменения в постановление правительства, и принято решение о том, чтобы иметь возможность на уровне субъектов Российской Федерации заключать долгосрочные пятилетние договора, сохраняя при этом экономию от топлива для инвестора с тем, чтобы эти проекты были окупаемые, с требованием в течение пяти лет на один процент ежегодно снижать расходы условного топлива для выработки электроэнергии, то есть и повышая эффективность, и сохраняя инвестиционную составляющую.
Создав такие мотивационные условия, мы, по сути дела, дали возможность регионам самостоятельно принимать решения по привлечению таких инвесторов в замену дорогой генерации на гибридную генерацию с использованием солнца, ветра. И такая практика есть уже в Иркутской области, в Республике Саха (Якутия), на Дальнем Востоке большая уже работа идёт в этом направлении. Компания "РусГидро" занимается непосредственно.
Я хотел бы отметить, что у нас в целом, если говорить о масштабе проблемы, примерно 1 процент выработки электроэнергии в стране производится в изолированных и труднодоступных, удалённых территориях, это 1 процент. И вот мы с этим, скажем так, процентом выработки целенаправленно работаем, выполняя в том числе указ президента номер 204, и проводя работу вместе с регионами точечным фактически образом по каждому, скажем так, случаю в отдельности.
Будем продолжать работу. Мы считаем, что это должно действительно привести к тому, чтобы значительно снизить стоимость электроэнергии, и расходы в первую очередь субъектов Российской Федерации на датирование этой стоимости электроэнергии из своих бюджетов.
Поздняков В. Г., фракция КПРФ:
- Спасибо. Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос у меня такой. По высказыванию известного энергетика Анатолия Чубайса сегодня необходимо поэтапно выводить из эксплуатации тепловые электростанции, исчерпавшие моторесурс энергетического оборудования. Так может наступить период, когда все тепловые электростанции необходимо будет останавливать одновременно, что повлечёт за собой энергетический кризис, так как тепловые электростанции производят больше половины электроэнергии.
Вопрос. Каким образом происходит восстановление энергетических мощностей на тепловых электростанциях? И возможен ли в принципе энергетический кризис в связи с несвоевременным капитальным ремонтом энергетического оборудования? Спасибо.
Новак А. В.:
- Я надеюсь, что, в том числе, благодаря нашей совместной работе с вами и нашей работе совместно с нашими компаниями, той работе, о которой я говорил, подготовке к зиме, работе в рамках штабов с компаниями и с нашими руководителями штабов субъектов Российской Федерации мы не допустим такого энергетического кризиса, про который вы в своём вопросе задали и, в том числе в рамках развития наших тепловых электростанций.
Я уже говорил о том, что в энергобалансе нашем, в период до 2035 года доля выработки электроэнергии тепловыми электростанциями останется примерно на том же уровне - 65 процентов от общего баланса выработки электроэнергии - это почти две трети. И это означает, что мы не собираемся закрывать или ликвидировать, наша задача состоит в том, чтобы выводить неэффективную генерацию, дорогую, освобождать потребителя от платежей за дорогую генерацию, создать для этого экономические стимулы.
Сами мы не имеем возможности выводить, потому что, как вы понимаете, это решение принимают непосредственно собственники имущества, но для этого создаются условия по замещению, по строительству новой генерации, по модернизации, о чём я отвечал на предыдущий вопрос.
И мы, безусловно, видим, что тепловая генерация, особенно в условиях наших климатических в Российской Федерации, будет играть свою огромную роль и в дальнейшем, и в ближайшей долгосрочной перспективе, особенно эта роль важна для комбинированной выработки электроэнергии вместе с выработкой тепла.
Мы также нацелены на то, чтобы стимулировать именно такую выработку, которая могла бы в том числе и снижать издержки, повышать эффективность электростанций и КПД, и снижать нагрузку на потребителя.
Поэтому мы этой работой так целенаправленно занимаемся и не видим вот такого, скажем так, негативного прогноза, а, наоборот, делаем для того, чтобы повышать эффективность и модернизировать эту отрасль и, соответственно, чтобы туда приходили инвестиции.
Афонин Ю. В., фракция КПРФ:
- Уважаемый Иван Иванович, Александр Валентинович, уважаемые коллеги!
Значение вопроса, который мы сегодня обсуждаем, действительно трудно переоценить. Электроэнергетика - это фундамент современной технической цивилизации и важнейшая часть системы жизнеобеспечения нашей самой большой и самой холодной в мире страны.
В следующем году мы отметим 100-летие с начала реализации ленинского плана ГОЭЛРО, согласно которому электроэнергетика становилась движущей силой всего развития нашего государства.
Советский, социалистический тип хозяйства открыл возможность для высочайшей централизации производства и распределения электрической энергии. Была создана самая большая в мире единая энергосистема, позволившая в беспрецедентных масштабах перерабатывать энергию в соответствии с пиковыми нагрузками и перебрасывать её в разные часовые пояса страны.
Это обеспечило значительно более высокий, чем в капиталистических странах коэффициент использования мощности. Широчайшее распространение в нашей стране получила прогрессивная технология совместной выработки тепла и электроэнергии - теплофикация.
В целом Советский Союз, безусловно, был мировым технологическим лидером в электроэнергетике.
К сожалению, три десятилетия российского капитализма фактически стали потерянным временем для этой важнейшей отрасли.
Сегодня от имени фракции, Александр Валентинович, хотелось бы отметить профессионализм доклада и работы Вашей команды, и было приятно слышать об определенных успехах, однако, если мы обратимся к цифрам, которые характеризуют состояние отрасли, то увидим, что эти успехи весьма локальны.
Лишь в 2018 году России удалось выйти на советский уровень производства электроэнергии. Показатель РСФСР 1990 года был, наконец, превышен. Но правда всего на 1 процент.
И пока Россия фактически топчется на месте, в социалистическом Китае с 1990 года производство электроэнергии выросло в 11,5 раза, при этом три четверти мощностей российских электростанций построены еще в советское время. Поэтому крайне остро стоит проблема износа сетевого хозяйства.
Доля распределительных электрических сетей и выработавших свой нормативный срок составляет около 40-50 процентов. В результате в некоторых отечественных сетевых компаниях потери в электросетях достигают 30-40 процентов.
Сегодня мы часто задаем вопрос - почему не растет экономика России? Одна из причин стагнации высокие энерготарифы.
По официальным данным с 1999-го по 2018 год цены в нашей стране выросли в 6 раз. Между тем за это же время цена, по которой покупают электроэнергию промышленные предприятия, выросла в среднем в 10 раз, а стоимость электроэнергии для населения - более чем в 15 раз.
Сегодня тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей, с учетом паритета покупательской способности, у нас уже вдвое выше, чем в Соединенных Штатах Америки, а нашему сельскому хозяйству электричество обходится в два с лишним раза дороже, чем даже промышленности. Это просто удавка для российских аграриев.
Давайте, наконец, честно признаем, что при таких энерготарифах никакой серьезный экономический рост, тем более в несырьевых отраслях, невозможен.
Кроме того, требуется обновление фондов в энергетике не только по экономическим соображениям, это вопрос жизни нашей страны.
Только за последние три с небольшим года в России произошёл целый ряд крупных энергоаварий: на Урале, Дальнем Востоке, в Татарстане, Санкт-Петербурге. Они носили каскадный характер с лавинообразным ростом отключений. Каждый раз последствия затрагивали множество регионов и миллионы энергопотребителей. А локальные аварии с обесточиванием и прекращением отопления в зимнее время отдельных населённых пунктов и не перечислишь.
Но что будет, когда все 20 миллионов киловатт энергомощностей, унаследованных от Советского Союза, постепенно будет выходить из строя? Да, практически всё сделанное в СССР имеет огромный запас прочности, но нам необходимости самим уже вкладывать серьёзные бюджетные средства в энергетику.
Теперь о наших главных предложениях по развитию электроэнергетики.
Первое - это обновление генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, оно должно быть резко ускоренно. Ввод мощностей, которое Минэнерго называет большим, на самом деле мал на фоне огромного долга по обновлению основных фондов отрасли.
Необходимы масштабные государственные инвестиции в электроэнергетику. Но как справедливо отметил лидер нашей фракции Геннадий Андреевич Зюганов при обсуждении бюджета, с таким бюджетом, который сейчас рассматривается в Государственной Думе, ни о каком развитии, в том числе данной отрасли, говорить не приходится.
Электроэнергетика должна развиваться более равномерно в территориальном плане. По нынешней географии ввода новых энергообъектов прекрасно можно увидеть приоритеты. Наращивается экспорт электроэнергии в Китай и Европу, обновляются энергообъекты вокруг мегаполисов и нефтегазовых регионов. Однако Россия почти... ничего остальная Россия не получает. Мы живём старыми, советскими энергомощностями и сетями, и надеемся, что они ещё долго протянут. Так не годиться. Мы обязаны обеспечить абсолютную надёжность энергоснабжения на всей территории нашей страны.
Нам необходимо восстановить национальный контроль над электроэнергетикой и добиваться реальной, а не декларативной деофшоризации.
Необходимо восстановить отраслевую науку. За последние десять лет ликвидированы многие важнейшие отраслевые научные центры, в частности, НИИ электроэнергетики. И на самом деле мы считаем, что финансирование отраслевой науки должно составлять не менее 5 процентов от валового внутреннего продукта, создаваемого в электроэнергетике.
Ну и, конечно, ключевая задача профильного министерства совместно с ФАС - это снижение энерготарифов. Не контролируемый рост, а именно снижение. Чиновники министерств должны думать об этом каждый день, потому что сейчас эти тарифы просто душат развитие отечественной промышленности, сельского хозяйства, малого бизнеса.
Кроме того, назрела необходимость наведения порядка в работе электросетевых, электросбытовых компаний. Вы посмотрите, себестоимость производства электроэнергии в разы ниже той цены, по которой она отпускается конечному потребителю. Сегодня электросетевая составляющая в структуре конечной цены на электроэнергию достигает 60 процентов, что в 3 раза больше, чем в 1990 году. Это нонсенс, давайте наводить порядок и снижать тарифы.
Уважаемые коллеги, электроэнергетика - это отрасль, от надежной работы которой зависит само существование современной цивилизации на территории нашей страны, сама жизнь 150 миллионов, наших соотечественников. Это отрасль с очень длительным инвестиционным циклом, поэтому нынешние вложения в энергетику в значительной степени определят будущее наших детей и внуков. Мы очень надеемся, что сегодняшний серьезный разговор о её развитии будет иметь действительно важные последствия в изменении государственной политики в этой сфере. Спасибо.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме