11:00 10.04.2025 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на отчете председателя Центробанка России Э.С. Набиуллиной
2025-04-10 14:40
Kprf.ru.
9 апреля в Госдуме с годовым отчетом Банка России за 2024 год выступила Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина. Ей задали вопросы и выступили после ее доклада депутаты КПРФ.
Набиуллина Э. С., Председатель Центрального банка Российской Федерации:
- Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович, за такое напутствие.
И добрый день, уважаемые депутаты. Сегодня в соответствии с законом "О Центральном банке" я представляю годовой отчёт за 2024 год, но прежде хочу поблагодарить профильные комитеты, все фракции за подготовку к рассмотрению отчёта. Это действительно большая работа, она началась за несколько недель до сегодняшнего заседания, и мы готовились с учётом ваших вопросов, только письменных мы получили более 110. Параллельно шла работа в комитетах, где отчёт рассматривался с участием представителей правительства. И могу только поприветствовать, что в этом заседании участвуют мои коллеги: министр финансов, министр экономического развития, заместитель министра Минцифры. Мы работаем в одной связке и на общий результат.
Накануне этого заседания я и мои заместители провели встречи с фракциями, везде был очень предметный диалог, дискуссия, и, конечно, инфляция и ключевая ставка шли первым номером, понятно, почему. Но, уважаемые депутаты, вы поднимали и многие другие проблемы, которые волнуют граждан: мошенничество, работа микрофинансовых организаций, закредитованность. И сегодня в своём выступлении я буду постоянно возвращаться к вашим вопросам.
Но сначала коротко о том, как мы прошли прошлый год в целом и что показывают цифры на текущий момент.
Могу сказать, что мы решали двуединую задачу: не позволить раскрутиться инфляционной спирали, но и не подорвать способность экономики развиваться и решать стоящие перед экономикой страны задачи.
И мне бы хотелось напомнить о том плохом, чего не случилось. Ведь многие задачи Центрального банка связаны с тем, чтобы уберечь экономику, финансовую систему от реальных угроз. Когда это получается, иногда это воспринимается, как само собой разумеющееся, но, поверьте, это результат действий и подготовки.
Когда в прошлом году вводили блокирующие санкции против биржевой инфраструктуры, конечно, рассчитывали на серьезную дезорганизацию нашей финансовой системы. Но этого не произошло. Торги частично перешли в другой формат, расчет официальных курсов валют не прерывался ни на день.
Понятно, что такой относительно безболезненный переход не мог произойти сам собой, этому предшествовала двухлетняя работа.
В конце года были введены санкции на полсотни наших банков, обслуживающих внешнюю торговлю. Да, пришлось справляться с трудностями, но они не привели к остановке трансграничных платежей. И всё это было бы невозможно без здоровой, отлаженной финансовой системы и гибкого регулирования.
Банки активно кредитовали экономику, а мы принимали меры, чтобы они восстанавливали запасы капитала и ликвидности на случай новых шоков. Как показывает история последних лет, крайне важно иметь запас прочности.
Вклад устойчивой финансовой системы в рост экономики сложно переоценить. Но неправильно выносить за скобки денежно-кредитную политику или приписывать ей знак минус. Это, наверное, главное, о чем мы говорили с вами на встречах.
Вы видите на слайде показатели важнейших отраслей, за исключением добычи, на которую влияют санкции, везде существенный рост и сильнее всего в машиностроении.
Хотя с 2023 года звучат опасения, что повышение ключевой ставки подорвёт экономический рост, приведёт к рецессии, к стагфляции, к массовым банкротствам и далее по списку, до сих пор эти опасения не
подтвердились и ключевая ставка выполняет ту роль, которая отведена Банку России законодательством. Она защищает устойчивость рубля через поддержание ценовой стабильности, поддерживает реальные доходы граждан и создаёт условия для сбалансированного экономического роста. И наш прогноз, и прогноз правительства предполагают, что и в этом году рост экономики продолжится, пусть и более умеренным темпом.
Быстрый рост цен стал главной угрозой увеличению реальных доходов граждан и развитию экономики, и нам потребовалось поднять ключевую ставку до 21 процента, чтобы можно было перейти от сдерживания инфляции к её снижению. И сейчас если смотреть, как инфляция меняется за месяц, то в ноябре - в декабре она была вблизи 14 процентов. То есть если бы она росла, инфляция росла такими темпами, как в конце года и дальше, то за год было бы 14 процентов. В январе текущая инфляция была ниже 11 процентов, в феврале уже ниже 8 процентов. И мы на этой неделе узнаем данные за март.
Депутаты, конечно, спрашивали нас, когда мы сможем перейти к снижению ключевой ставки. Могу сказать, что мы будем подходить к этому аккуратно, осторожно, в том числе и помня о том, что в прошлом году после замедления в начале года инфляция подняла голову вновь, и нам нужно убедиться, что нынешнее замедление темпа роста цен устойчиво.
Ещё один фактор - тектонические изменения в мировой торговле. Они разворачиваются у нас на глазах, и пока очень сложно судить о том, куда они приведут и мировую экономику и как отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать.
Дополнительный эффект более высокой ключевой ставки это защита рубля от самораскручивающейся девальвации. Увы, конечно, санкции вызывают очень сильные колебания валютного курса, но, благодаря денежно-кредитной политике, большая часть этих колебаний носит краткосрочный характер.
За последние три года экспорт у нас заметно снизился, на 14 процентов, из-за ограничений внешних, а импорт остался примерно на том же уровне. Что это означает? В страну поступает меньше валюты, а на оплату импорта нужно столько же. В этих условиях курс рубля был бы слабее, чем сейчас, если бы не высокая ключевая ставка.
В основе замедления инфляции - более сдержанный рост кредита, но хочу подчеркнуть, это рост кредита. И здесь важно понимать, с чем сравнивать. В 2023 году он был рекордно высоким, в ипотеке он продолжался и всю первую половину прошлого года до сокращения периметра льготных программ, и при таком росте было неизбежно и продолжение быстрого увеличения цен на жильё. Большую часть прошлого года рост цен на строящееся жильё был близок к 10 процентам в годовом выражении, а в четвёртом квартале после того, как эффект безадресной ипотеки был практически полностью исчерпан, темп роста цен снизился в полтора раза.
Умеренный рост цен при опережающем росте доходов граждан - это главное условие для того, чтобы жильё снова становилось доступнее. Второе условие, конечно, - снижение ставок по рыночной... рыночной ипотеки. Они сейчас высокие, но они будут снижаться по мере снижения инфляции и ключевой ставки. По нашей оценке, продажи жилья остаются на приемлемом уровне, который позволяет застройщикам завершить начатые проекты и запускать новые, хотя масштабы запусков новых проектов, конечно, уменьшились. И такое снижение, оно закономерно после нескольких лет, когда безадресная льготная ипотека накачивала спрос и разгоняла цены.
Теперь о корпоративном кредитовании. Здесь более половины роста кредита пришлось на инвестиционные проекты и на строительство жилья. Замедление началось только в ноябре, и по году в целом рост корпоративного кредита составил 18 процентов. Даже если вычесть инфляцию, это в два раза выше, чем рост ВВП. И в этом году кредит продолжит поддерживать развитие экономики. Мы ожидаем сохранение высокой инвестиционной активности вблизи уровня прошлого года, инвестиции вышли на максимум в начале прошлого года, и по итогу года составили 39,5 триллиона рублей или почти 20 процентов ВВП, почти что пятая часть ВВП это значимо и такого не было с середины 2000-х годов.
Если вы посмотрите вот на слайде суммарно на три последних года, то увидите, что инвестиции выросли на четверть тогда, как за предыдущие три года только на 11 процентов.
Инвестиции остаются высокими, потому что высокими остаются прибыли предприятий.
Напомню, что именно прибыль, а точнее собственные средства компаний, а вовсе не кредит служит основным источником инвестиций по всем мире.
Прибыль второй год подряд держится выше 30 триллионов рублей, в прошлом году она снизилась, но основной вклад в снижение прибыли внесла добыча газа и некоторые другие отрасли, которые пострадали от внешних ограничений и снижения мировых цен.
В обрабатывающей промышленности прибыль немного подросла до 9,7 триллиона рублей, а в ряде отраслей она выросла довольно заметно. У производителей инвестиционных товаров рост прибыли на 40 процентов до 2,2 триллиона рублей, в строительстве и недвижимости плюс 23 процента до полутора триллионов рублей и даже в сельском хозяйстве, несмотря на проблемы с урожаем в некоторых регионах прибыль выросла на 7 процентов до 670 миллиардов рублей.
Я так долго об этом говорю, называю цифры, потому что есть такое представление, что вся прибыль достается нефтегазовому сектору. Это не так. Экономика наша изменилась и в среднем прибыль реального сектора держится на уровне почти 3 триллиона рублей в месяц. Это к вопросам, которые часто звучали, как предприятиям выживать при высокой ставке.
Конечно, есть убыточные, есть закредитованные предприятия, им гораздо труднее, чем компаниям, которые развиваются за счет собственной прибыли, за счет средств акционеров, но подавляющее большинство, мы ведем мониторинг, подавляющее большинство компаний и предприятий финансово устойчивы, у них есть ресурсы для развития.
И когда рост кредита замедляется, еще раз подчеркну, это не сжатие кредита, это рост кредита, важно, чтобы ресурсы получали, прежде всего, приоритетные проекты. Для этого мы вместе с правительством развиваем программу стимулирующего банковского регулирования по так называемой таксономии.
По ней выданы кредиты на более чем полтриллиона рублей, а всего на проекты таксономии банки уже одобрили кредитные линии на полтора ... рублей, а сам бюджет одобренных проектов составляет около трех триллионов рублей. И мы видим, что этот механизм реально заработал.
Второе направление, по которому мы работаем тесно с правительством - рынок ценных бумаг, он должен играть более заметную роль в финансировании инвестиций. И, кстати, в этом я чувствую полную поддержку депутатов, в этом вопросе.
Прошлый год - это успешный старт программы долгосрочных сбережений, новых индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа, на рынке появляется и долевое страхование жизни, все эти инструменты, это долгосрочные инструменты, и они позволяют гражданам решать свои жизненные задачи и в то же время дают экономике долгосрочные ресурсы для развития.
Одновременно вместе с Минфином и правительством в целом делаем всё для разблокировки иностранных активов российских инвесторов. И с учетом всех принятых мер к началу этого года было разблокировано около половины активов российских граждан и компаний, которые попали под блокировку в 2022 году.
Теперь о второй стороне развития рынка капитала, о предложении новых публичных размещениях акций, их объемы всё еще не сопоставимы с ростом кредитного портфеля компаний.
Сравните, 100 миллиардов рублей и 13 триллионов.
Многие крупные компании жалуются на дорогой кредит, но иногда даже не думают над альтернативой.
На наш взгляд, ситуацию надо менять, и надо менять программы поддержки бизнеса. Такие предложения мы направили в правительство в прошлом году, обсуждаем их.
И, кстати, по малым и средним компаниям, по малым технологическим компаниям мы с правительством уже договорились, что с этого года будут субсидироваться затраты при выходе на рынок капитала, на 1РО, в рамках национального проекта.
Надеемся, что этот пример будет распространен и на другие компании.
Перейду к защите прав потребителей. Это та сфера, в которой роль Государственной Думы все последние годы была особенно большой.
Мы постоянно обращались к вам за поддержкой, потому что честная и полная стоимость кредита, действенные меры против навязывания платных услуг, реклама заниженных ставок, которых в реальности нет, постоянный механизм кредитных каникул для граждан - это всё произошло благодаря законодательным изменениям.
Новая возможность, которой люди охотно пользуются, - это бесплатные переводы больших сумм между своими счетами в разных банках.
И как только механизм этот заработал, мы видим, что объём переводов мгновенно подскочил в полтора раза. То есть это то, что было востребовано нашими людьми.
Конечно, далеко не все проблемы решены. В ипотеке стало больше схем с низкими ставками, которые вроде привлекательны, но, в конечном счёте, они приводят к завышению стоимости квартиры, и мы хотим свести к минимуму эти схемы.
Начал действовать ипотечный стандарт. Будем внимательно смотреть, как банки его не выполняют. Если не будут выполнять - будем к вам обращаться, чтобы принимать уже жёсткие меры в рамках закона.
И на всех встречах с депутатами я говорила, что нужно повышать штрафы за нарушение прав потребителей, прав наших граждан, потому что это, действительно, очень важно. Для крупных банков за нарушение, ну, штраф, максимум миллион рублей и понятно, что они получают гораздо больше прибыли, если осуществляют недобросовестные продажи, и здесь нужно повышать штрафы.
Нужно вовремя начать регулировать рассрочку, чтобы потом не получить ком проблем. Мы видим, что рынок рассрочки быстро растёт, но права потребителей там не защищены. И я вас благодарю за принятие законопроектов в первом чтении на эту тему.
Во всём, что касается закредитованности, мы стараемся действовать на упреждение. В прошлом году по необеспеченным кредитам, по автокредитам, по ипотеке везде были введены или усилены меры, направленные против чрезмерной закредитованности людей.
Особая ситуация с займами микрофинансовых организаций, и многие депутаты обращали на это внимание. Мы с вами последовательно снижали предельную ставку и потолок переплаты по микрозаймам. Напомню, что начинали, когда вводился этот потолок, с 400 процентов, сейчас потолок переплаты был снижен до 130 процентов. То есть по займу в 10 тысяч рублей, даже если будут накрутки, пени, штрафы, сумма не сможет превышать 23 тысячи рублей.
И здесь породился следующий шаг, мы тоже с вами это обсуждали, снизить переплату до ста процентов. Но этого мало, нужно разорвать цепочки микрозаймов, когда микрофинансовая организация даёт человеку займ, чтобы он просто заплатил за предыдущий. Это верный путь в долговую спираль.
Поэтому предлагаем три связанных изменения, принцип - один дорогостоящий заём в одни руки... в руки, трёхдневный период охлаждения между займами и снижение переплаты до ста процентов. Рассчитываем здесь на вашу поддержку.
И, конечно, параллельно надо перекрывать кислород "чёрным кредиторам", потому что при ужесточении правил для микрофинансовых организаций люди могут чаще прибегать к услугам "чёрных кредиторов", а там они совсем не защищены.
Прошлый год - время реализации и новых мер против телефонного мошенничества. И хочу поблагодарить Государственную Думу за вовлечённость в эту работу, и лично вас, Вячеслав Викторович, за то особое внимание к этой теме и ускоренное принятие важнейших законодательных изменений. И сейчас ежемесячно крупные банки приостанавливают до 300 тысяч переводов на подозрительные счета. Это спасённые десятки и сотни миллиардов рублей сбережений граждан.
В прошлом году - это первый год полноценного, действительно полноценного обмена информацией между Банком России и МВД. Мы получаем от органов МВД до 20 тысяч запросов ежемесячно, а на основе тех данных, которые мы получаем от МВД, банки оперативно блокируют карты мошенников.
Чуть больше месяца назад заработал самозапрет на кредиты. Мы с вами и в прошлом году во время отчёта также обсуждали эту тему, что его надо вводить. Спасибо за принятый закон. Я думаю, вы согласитесь, что тяжело вспомнить пример такого же востребованного государственного сервиса, есть, но вот этот был действительно востребован. Мы видим, что...
Председательствующий. Уважаемые коллеги, вот обратите внимание, о чём говорит Эльвира Сахипзадовна. Мы приняли закон с вами, обсуждали его здесь, Центральный банк поддержал эту норму, и вы на слайдах вот посмотрите информацию, действительно, буквально с 1 марта около 9 миллионов человек воспользовались нормой закона и ввели в отношении себя самозапрет. Это говорит о том, что закон востребован, он работает, вот это крайне важно. И мы должны во взаимодействии с Центральным банком выходить на такие решения, чтобы качество было, чтобы эффективность была.
Спасибо за ваши слова, Эльвира Сахипзадовна, мы со своей стороны благодарны Центральному банку, потому что это совместная работа, вы правоприменитель, более того, вы держатель ресурсов каждого гражданина, и должны нам говорить, как сделать лучше, какие законы нам принять, чтобы гражданин не потерял средства, чтобы средства прирастали. И вот этот эффект у нас есть, и нам есть о чем сегодня говорить. Извините. Пожалуйста.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое. Это действительно так, он очень востребован. Но, кстати, это говорит еще о чем? О том, как вопрос кредитного мошенничества беспокоит граждан, что они пошли и установили самозапрет на кредиты. И поэтому, конечно, здесь нужно бороться дальше с мошенничеством, принимать иные меры.
И вот в короткие сроки Государственная Дума приняла специальный закон против кредитного мошенничества, закон о сервисе "второй руки", он важен для пожилых людей, и был инициирован правительством, очень масштабный здесь закон. Минцифры создает единую национальную антифрод-платформу, и Банк России здесь готов быть связующим звеном между этой платформой и всей банковской системой. Словом, борьба с мошенничеством выходит на общегосударственный уровень, и это ключ к успеху, потому что наши разрозненные меры здесь не помогут.
В прошлом году проявился эффект от ранее принятых решений по ОСАГО, и это тоже всегда беспокоило депутатов. В 2024 году средняя стоимость классических полисов для обычных автомобилистов снизилась, тогда как средняя выплата по страховым случаям ... выросла. И напомню, за 2023 год стоимость этих полисов не изменилась, то есть за последние два года реальная с учетом инфляции цена ОСАГО заметно уменьшилась, даже несмотря на подорожание запчастей.
Вы обращали внимание на проблемы ОСАГО для такси. Здесь тоже, благодаря принятым законам, благодаря тому, что возможны краткосрочные полисы, ситуация стала улучшаться. В среднем полис на два дня обходится в 180 рублей.
Некоторые проблемы с доступностью ОСАГО остаются в регионах, где из-за мошенников страховщики несут убытки. Но два года назад таких регионов с высоким риском мошенничества было 12, сейчас в три раза меньше, и внимание региональных властей к этой проблеме крайне важно.
Ещё один вклад финансовой системы в снижение издержек граждан и бизнеса - это удобные, безопасные платежи и переводы. Благодаря системе быстрых платежей мы посчитали, сколько сэкономил бизнес на комиссиях. Он сэкономил порядка 60 миллиардов рублей. Если сравнивать со средними комиссиями по картам, которые выше, и мы видим, что больше торговых точек предлагают оплату именно через СБП.
И другое направление работ будущее - это оплата детских садов, кружков, других бюджетных учреждений, штрафов через СБП. И мы видим, что это востребовано гражданами, плюс нет комиссии для граждан, нет ошибок в реквизитах, и мгновенное зачисление в бюджет этих средств.
По цифровому рублю мы готовимся к масштабному развитию эксперимента. Планируем, что к концу этого года он охватит до нескольких десятков тысяч человек, затем дальше будет расширяться.
Я уже упоминала о санкциях. Они сильно осложняли трансграничные платежи. Это стоит бизнесу дополнительных издержек. Но каждый раз мы вместе с бизнесом находили способы решать проблемы. На объёмы импорта и экспорта эти трудности существенно не повлияли. У нас возникают альтернативные каналы расчётов с зарубежными партнёрами, и бизнес тестирует использование цифровых финансовых активов и проявляет интерес к расчётам к криптовалютам в рамках экспериментального правового режима. Также большое спасибо за то, что эти законы были приняты.
И, завершая, скажу, подытоживая, скажу о тех задачах, которые Банк России ставит на этот год.
Первое - это снижение инфляции. Мы сейчас, пожалуй, находимся в самой трудной части этого пути, но полагаем, что в следующий год войдём с текущей инфляцией вблизи нашей цели - 4 процента.
Почему важна умеренная инфляция? Я повторяю это вновь и вновь, это умеренные ставки по кредитам, это основа долгосрочных инвестиций, и, главное, это надёжная защита доходов и сбережений граждан, путь к снижению бедности.
Вторая важнейшая задача - это повышение устойчивости наших банков, контроль кредитных рисков. Когда ставки высокие, банкам особенно
важно на ранних этапах распознавать проблемы, которые возникают у заёмщиков и при необходимости реструктурировать долг, а также не допускать чрезмерного наращивания долга уже закредитованным компаниям.
Третье направление, третья задача, она развита... связана со вторым, это развитие рынка капитала. Можно привлекать инвестиции через выпуск акций, привлекать частное акционерное финансирование, и это не ведёт к увеличению долговой нагрузки компаний, снижает чувствительность бизнеса к изменению процентной ставки.
Четвёртое. Мы будем делать всё, чтобы мошенничество пошло на спад, уверены, что суммарный эффект от принятых мер уже проявится в этом году.
И, наконец, развитие национальной платёжной инфраструктуры. Россия здесь в числе мировых лидеров, несмотря на внешние ограничения, на санкции, и мы должны остаться в числе лидеров, это даёт большие преимущества нашим гражданам, нашему бизнесу.
Это сложные задачи, но, я уверена, что они нам по плечу. И, когда я говорю "нам", я имею в виду не только Центральный банк, но и законодателей, правительство, бизнес, нас вместе. И нас объединяет понимание фундаментальной ценности макроэкономической стабильности, ведь это база для роста реальных доходов граждан, для устойчивого развития экономики, для устойчивости перед внешними шоками. По остальным вопросам могут быть дискуссии про приоритеты, сроки, но, на мой взгляд, макроэкономическая стабильность - это абсолютная ценность, которую нужно беречь.
Благодарю вас за внимание.
Спасибо.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:
- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, конечно, нельзя отрицать, что банк работал и пытался что-то делать, но один процентный пункт ключевой ставки - минус 300 миллиардов стараний Силуанова из бюджета.
И сегодня у нас 118 триллионов на депозитах, а в инвестиционные проекты никто не торопится, хотя мы знаем, что инфляция - это необеспеченность денежной массой товара, а под 30 процентов никто инвестиций брать не будет.
Кстати говоря, вы неправильно сказали, в мире из банков перешли к инвестированию 65 процентов от инвестиционных фондов, которых у нас нет, к сожалению. И такая структура не создана.
Какие меры предпринимаются Банком России, чтобы разработать инструменты всё-таки привлечения халявных депозитных сбережений в инвестиции... (Микрофон отключен.)
Набиуллина Э. С.:
- Да. Спасибо большое, Николай Васильевич, за вопрос.
Ну, про 118 миллиардов рублей депозитов, о чём вы сказали, половина где-то - это депозиты предприятий, остальное - это вклады граждан. Это заработанные средства и предприятий, и граждан заработанные, которые они предпочитают сберегать.
И вот тоже, чтобы мы правильно к этим цифрам относились, если мы возьмём те депозиты, которые держат предприятия в банках, то есть я уже сказала из 118 - это половина, из 60 триллионов где-то 20, чуть больше 20 триллионов - это текущие счета, это то, что предприятия используют для расчётов за продукцию, когда поставщики, соответственно, выполнили заказ, его надо оплатить и для этого они держат на текущих счетах, где минимальные процентные ставки. Но это расчётные деньги, можно сказать.
И оставшиеся 38 триллионов держат предприятия. И три четверти из них - это краткосрочные депозиты предприятий, тоже которые могут понадобиться им для расчётов, часть из них для расчётов в ближайшее время. По сути это оборотные средства компаний.
Самое главное всё-таки, о чём хотелось бы сказать, что те средства, которые держит и бизнес, и граждане, да, они лежат в банках, но они не лежат мёртвым грузом, это фондирование для выдачи кредитов, компании берут кредиты в банках. И на начало марта общий объём кредитов, который был выдан банками, 117 триллионов рублей, то есть приблизительно столько, сколько они привлекли в виде депозитов, то есть эти деньги не выведены из экономики, и они финансируют кредит.
Когда компания принимает решение о начале инвестиционного проекта, для компании это же не сиюминутное решение, это долгосрочное, ответственное решение, и они анализируют, компании, не только текущий уровень ключевой ставки, сколько они могут заработать на депозитах, широкий круг информации, потому что инвестиции - это отдача потом в ближайшем будущем на более длительный период, на ключевой ставке, на ставке по депозитам они могут заработать только на короткий период, и мы видим, что так они принимают решение, инвестируют из прибыли и так далее.
И что ещё хотела бы сказать? Вот посмотрите, я называла всё время эту цифру, прибыль компаний - 30 триллионов, больше 30 триллионов за прошлый год. В срочные депозиты компании отправили 6,8 триллиона рублей, то есть значительная часть прибыли всё-таки идёт дальше и в инвестирование, и в развитие производств.
И ещё, чтобы вы поразмышляли на эту цифру, мне кажется, тоже очень показательно... Компании сберегли или отправили на срочные депозиты чуть меньше 7 триллионов рублей, а из банковской системы кредитов они получили на 11 триллионов рублей, ещё почти 2 триллиона банки выдали так называемым финансовым организациям, а это лизинговые, факторинговые, то, что идет в бизнес. Я к чему - это механизм работы банковского посредничества, и эти деньги не лежат мертвым грузом, они действительно работают на развитие экономики. Я уже говорила, что мы с правительством работаем над тем, чтобы этот ресурс, прежде всего, шел в приоритетные сектора, для этого и проекты, и критерии таксономии, для этого меры поддержки правительства по ключевым направлениям. Спасибо.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ:
- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопрос о ключевой ставке.
Вот ежегодное повышение налогов и платежей, которые прибавляются к цене товаров, разгоняют инфляцию, и ключевая ставка здесь ничего изменить не может. Повышение курса валют увеличивает цену на импорт, а повышение ключевой ставки в этом случае только увеличивает цену кредита, который берет торговля, и повышает цену на импортные товары второй раз. Повышение депозитных ставок увеличивает доходность вкладчиков, повышает их спрос и увеличивает инфляцию. Да, депозиты увеличивают кредитные ресурсы, но их дают под 30 процентов годовых, а в результате в прошлом году 40 тысяч предприятий обанкрочено и закрыто, а инфляция выросла до 9 процентов.
Где здесь роль ключевой ставки как инструмента таргетирования инфляции? Спасибо.
Набиуллина Э. С.:
- Спасибо большое за этот вопрос.
Действительно, касается, насколько рост ставок можно переносить в цены, и вот способность компаний, если выросли затраты на обслуживание, кредиты перенести в цены зависит от того, как, какой высокий спрос, растет спрос на ту или иную продукцию. И если этого высокого спроса нет, то компания не может переложить издержки в цену, люди просто ее не купят, и тогда действительно нужно сокращать издержки, увеличивать производительность труда, или если конкурентная среда, нишу будут занимать более эффективные компании.
Вы правы, ключевая ставка действительно не может повлиять ни на налоги, ни на тарифы, и мы все это прекрасно понимаем, но она может повлиять на спрос, который... который представляется.
Как ключевая ставка влияет на спрос и на инфляцию? И, когда ключевая ставка растет, действительно, люди могут отложить некоторые покупки на более поздний срок, и это хорошо, кстати, видно в статистике, и видно, что депозитные ставки, они не повышают спрос как минимум. И в силу более медленного роста кредита медленнее растет денежная масса. Она продолжит расти, но чуть медленнее, и это означает снижение давления на инфляцию.
И я уже тоже не раз говорила, подчеркну, что процентные расходы, которые зависят от ставок по кредитам и от ключевой ставки, это не столь значимая величина. У нас последние данные есть по итогам 2023 года. В целом по экономике - это 5 процентов от себестоимости. Мы сейчас получим в ближайшее время новые данные к середине лета, покажем, что произошло в 2024 году. Но в целом по экономике это не очень большая величина.
И от чего ещё зависит перенос издержек в цены? Он зависит от того, что экономисты называют, насколько эластичен спрос. Потому что есть товары, которые будут люди потреблять вне зависимости, выросли цены или не выросли цены. А есть товары, по которым рост цен может заставить их отложить покупку на более поздние периоды. Поэтому по-разному влияют на разные цены, но вот в целом я говорила.
И потом, если бы, понимаете, были правы те, кто говорит, что все издержки переносятся в цены, и ключевая ставка разгоняет инфляцию, то тогда мы не слышали бы жалобы предприятий о том, что им стало сложно, у них уменьшилась прибыль. Если они всё переносят в цены, значит, прибыль у них не уменьшается. Это просто невозможно. Поэтому либо один аргумент, либо другой.
Бабич И. Н., фракция КПРФ:
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, в конце 2024 года группа депутатов и сенаторов внесла законопроект о едином стандарте ^К-кода.
Какова позиция Центрального банка и в чем суть разногласий с так называемым консорциумом банков, резко выступившем против законопроекта?
Отличается ли позиция Центрального банка и позиция Правительства Российской Федерации?
Спасибо.
Набиуллина Э.С.:
Ну наша позиция, действительно, что нужен универсальный ^К, он должен базироваться на едином стандарте и он должен разрабатываться национальной инфраструктурой.
Что это дает? И почему единый? Потому что тогда не путаются граждане, и тяжело манипулировать их выбором, какой способ оплаты они выбирают, и почему это должно быть, действительно, единым, кроме того, что это меньше затрат, чтобы обслуживать все схемы с разными ^К, это дает возможность на равных конкурировать и крупным участникам платежного рынка, и не очень крупным. Поэтому мы это поддерживаем.
Мы долго обсуждали и с правительством, вот Министерство финансов и Министерство экономики, министры, я надеюсь, подтвердят, что в целом поддерживают, и насколько я понимаю, в ближайшее время и отзыв на законопроект должен быть позитивный, да? Коллеги поддерживают.
Кумин В. В., фракция КПРФ:
- Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
Уважаемые коллеги!
В ноябре месяце была достаточно жесткая дискуссия по денежно-кредитной политике, основам денежно-кредитной политики единой государственной. Фракция КПРФ голосовала против принятия основных направлений в таком виде.
Мы обращали внимание на ряд факторов, которые обязательно выстрелят, обращали на них внимание. Действительно, уже сегодня мы видим результаты, они, к сожалению, как мы и предполагали, так например, совершенно очевидно, что в ряде отраслей уже наблюдается затоваренность. Значит, сегодня по сельхозмашиностроению затоваренность уже 87 процентов. Значит, то же самое мы видим по тракторам, то же самое мы видим на "АвтоВАЗе". То есть целый ряд, так сказать, позиций, они требуют продажи и не могут быть проданы сейчас.
Второе, что, конечно, обостряется определенный кризис, возникает, неплатежей, потому что, прежде всего, госпредприятия, и здесь надо усиливать дисциплину, придерживают деньги на депозитах, таким образом, не расплачиваются с поставщиками, подрядчиками. Это тоже ухудшает их ситуацию. Понятно, выгодно держать на депозите, но здесь правительство должно следить.
Вместе с тем, значит, можно ли было поспокойнее, так сказать, полегче сработать? Наверное, можно. И мы считаем, что есть большие резервы, и нужно в 2025 году их продемонстрировать - это резервы координации правительства, Министерства финансов, Минэкономразвития и Центрального банка. Потому что, наверное, весной - летом можно было найти ту самую точку росы, баланса между стимулирующей политикой правительства в ряде отраслей и жесткостью политики Центрального банка, потому что это всё-таки сообщающиеся сосуды, это две стороны одной медали. И я думаю, что несвоевременно была остановлена, мы думаем, программа льготной безадресной ипотеки. Несвоевременно, к сожалению, Центральный банк отреагировал на ситуацию, связанную с перегревом потребительского кредитования. Всё это могло бы способствовать тому, чтобы ставка была поднята раньше немножко и не так сильно.
Вместе с тем, так сказать, нужно вот эту координацию усилить, и в 2025 году нас ожидают ещё большие вызовы. Мы сейчас видим ситуацию с пошлинами Трампа, с торговыми войнами. И, кстати говоря, Центральный банк и писал это в сценарии, в кризисном, так сказать, сценарии, в кризисном развитии, и мы сегодня с вами его имеем. Поэтому вдвойне становится актуально взаимодействие правительства и Центрального банка. И председатель правительства при отчёте, и Эльвира Сахипзадовна сказали, что сейчас такая координация уже достигнута.
Вот мы хотели бы в этом убедиться, принять участие, чтобы здесь в этот... Этот год будет ещё сложнее, мы все это прекрасно понимаем, из-за цен на нефть и так далее. Мы должны этот путь пройти вместе и призываем к большей координации.
Хотел бы выделить позитивные моменты Центрального банка, которые фракция, безусловно, поддерживает.
Прежде всего это мероприятия по поддержке финансового суверенитета. Напомню, около 100 банков российских из 300 находятся под санкциями, в том числе биржа находится под санкциями, и вместе с тем ничего не умерло, всё продолжает работать. Да, не так легко, но курс ни на день не прекращался, так сказать, котировка курса, биржа так или иначе нашла каналы. Есть каналы межгосударственных, так сказать, платежей. Всё это заслуга, безусловно, Центрального банка. Это стоит поддержать.
Второе, это ОСАГО. Мы помним юристов по ОСАГО, мы помним невозможность получить полис. Сейчас этого ничего нет. Значит, и более того, стоимость полиса уменьшается, а выплаты по полису увеличиваются. И это тоже большая заслуга Центрального банка, расчистка сначала страхового рынка, а потом и рынка страхования. Тоже, естественно, нуждается в полной поддержке.
Также хорошо себя проявили самозапреты на кредиты. Здесь вот депутаты отмечали, что это большая победа. Сложно шёл закон, но все сомнения, так сказать, уже развеяны сейчас.
Также отлично показали себя бесплатные переводы на 30 миллионов рублей, свободные, между своими счетами. Это тоже дало очень хороший всплеск переводов, упростило, удешевило переводы, убрало монополизм из лишних... из переводов и, так называемое, рабство банковское, да.
Также можно отметить, необходимо отметить ситуацию, связанную с платёжной системой. Здесь наиболее важные достижения Центрального банка. Как, помните, тяжело принималась карта "Мир", как принималась тяжело СБП, как тяжело принималось СПФС, всё это сейчас, все сомнения развеяны в этом смысле. В отличие от трансграничных платежей, внутренние платежи стали очень дешёвыми, эквайринг по СБП - 0,5 процента, а по государственным услугам - 0 процентов. Сравните отличие от банковского карточного эквайринга, когда каждый из нас с вами платит по 2 с половиной процентов по карточному эквайрингу, в пять раз разница. Это сделала СБП и Центральный банк.
Поэтому мы очень призываем прекратить какие-то ни было колебания. И мы не понимаем вот, например, позицию комитета по... и монопольной политике, который выступает за ситуацию, связанную с поддержкой там какого-то консорциума непонятного банковского, который владеет 80 процентов рынка эквайринга, и который не даёт ввести этот единый РК- код. А банки-то, они ясны, назовём их, все мы их знаем: зелёный, красный и жёлтый, 75-80 процентов рынка.
Это нужно, вот эти дискуссии нужно убрать в сторону.
рК-код единый - это, конечно, благо. И не надо говорить ни о каких инвестициях со стороны банков, рК-код придумали в Китае 25 лет назад. Какие могут быть инвестиции? Можно платить улыбкой, можно платить пальцем, можно платить ещё чем угодно, наверное, там есть инвестиции, но рК-код - это во всём мире апробированная система, она ещё снизит платежи и для бизнеса, и для торговых точек, и для населения.
Запишите, пожалуйста, наши 57 голосов туда, в поддержку законопроекта. И давайте продолжать работу совместную по совершенствованию платёжной системы и, так сказать, развитию финансового суверенитета.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Набиуллина Э. С.:
- Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, благодарю за и поддержку, и критику, и предложения. Я понимаю, что все те вопросы, которые вы поднимали, они волнуют людей. Нам очень важен ваш взгляд. Я дважды в год и по основным направлениям денежно-кредитной политики, и при отчёте выступаю с вами подробно, практически по всем направлениям деятельности. И ваши предложения мы учитываем. Это заставляет достаточно часто корректировать подходы, их развивать, поэтому я благодарна.
И прозвучали и пожелания большей скоординированности действий с правительством. И я благодарна моим коллегам за то, что они здесь. И мы, действительно, очень тесно взаимодействуем, практически, по всем направлениям политики. Мы сейчас должны работать сообща, и мы понимаем - это наша взаимная ответственность, её разделяем.
И, несмотря на дискуссии по денежно-кредитной политике, я понимаю, что в условиях высокой ставки они будут, они есть, это сложные решения, но поверьте, эти решения нужно принимать для того, чтобы реальные доходы населения росли для того, чтобы устойчиво поддерживать экономику.
Но по остальным направлениям у нас очень много точек соприкосновения. Не только у нас, но, я вижу, и у фракций. Например, борьба с мошенничеством - сегодня очень много об этом говорили. Конкретные меры, действительно, конкретные законы в прошлом году были очень хорошие приняты, важные, мы их отработаем, но надо делать и следующие шаги. Мы видим, насколько эта тема заботит всех.
Цифровизация, развитие платёжной системы, коллеги тоже поднимали, обязательно отработаем и детали, в том числе, например, по ЖКХ, по реквизитам, Леонид Эдуардович поднимал этот вопрос, надо будет это сделать.
И, я считаю, что вот такое обсуждение позволит нам сконсолидировать усилия и добиваться успехов по многим направлениям. Ещё раз спасибо за эту дискуссию.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме