15:15 13.12.2019 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутаты КПРФ в Госдуме приняли участие в обсуждении законопроектов о введении прогрессивного налогообложения
2019-12-13 15:34
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
13 декабря депутаты фракции КПРФ на пленарном заседании Госдумы приняли участие в обсуждении законопроектов КПРФ и «СР» о введении прогрессивного налогообложения.
Н.В. Арефьев, КПРФ:
- Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, до 2001 года НДФЛ был 12 процентов абсолютно для всех и 35 процентов для людей, которые получали повышенные доходы. В 2001 году вот в этом зале был отменен прогрессивный подоходный налог. И на другой год здесь докладывали и говорили, мы были правы, сбор налога НДФЛ увеличился и стабилизировался, потому что мы сделали плоскую шкалу налогообложения.
Нет, налоги увеличились только за счет того, что все платили 12 процентов, а теперь стали 13 - вот за счет одного этого процента и стабилизировался сбор НДФЛ в нашей стране. А олигархи, как не платили, так и не платят. Вот с тех пор богатые стали богатеть, бедные стали беднеть.
Вот я приведу небольшую статистику по этому вопросу. За последний год число долларовых миллиардеров у нас увеличилось с 74-и до 110 человек - это долларовые миллиардеры. Но не все. Значит, у нас сегодня 240 тысяч долларов миллионеров, а 3 тысячи 120 человек довели свое состояние до 100 миллионов долларов, тоже небедные люди. Фактически сегодня, по данным Центробанка, 84 процента национального дохода принадлежит 1 проценту наших богатых граждан.
В то же время шестой год падают доходы нашего населения. Ну, что-то делать надо. Вот мы предлагаем вам закон, который устанавливает прогрессивную шкалу подоходного налога. Что мы предлагаем? Мы предлагаем 5 процентов граждан, которые имеют доходы ниже 100 процентов, установить им НДФЛ в размере 5 процентов. Таких граждан у нас около 9 миллионов человек. Для лиц с доходами свыше 3 миллионов рублей ввести повышенные ставки НДФЛ от 15 до 25 процентов, таких граждан у нас 519 тысяч человек, ну а ставка 13 процентов сохранится для всех остальных, которые насчитывают 58 миллионов человек.
В связи со снижением ставки НДФЛ для малоимущих бюджет потеряет 71 миллиард рублей, а сумма НДФЛ, полученная в результате повышенных ставок налогообложения, даст нам 1 триллион 159 миллиардов. Ну а, значит, так сказать, выпадающие доходы субъектов Российской Федерации можно будет отрегулировать через Фонд финансовой поддержки субъектам Российской Федерации.
Вот вкратце, значит, суть закона, который мы предлагаем принять. Значит, Валерий Карлович Гартунг многие вопросы уже изложил, поэтому мой доклад окончен. Прошу за этот закон проголосовать. Спасибо.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ":
- Уважаемый Николай Васильевич, ваш закон более интересный, конечно, чем закон, предложенный Валерием Карловичем, более гибкий такой. Но не кажется ли вам, что с людей с доходом до 100 тысяч, а это ниже МРОТ, ниже уровня выживания, и так им помогаем разными пособиями как малоимущим, нет смысла вообще как бы, может быть есть смысл их здесь вообще от налогов освободить, как мы освободили благотворителей?
И второй вопрос. Не кажется ли вам, что нижняя шкала, 100 тысяч, и 3 миллиона, вот разрыв очень колоссальный здесь получается, понимаете? То есть мне кажется, что здесь тоже нужно в этом направлении однозначно поработать. Спасибо.
Н.В. Арефьев, КПРФ:
- Спасибо, вопрос хороший. Но я думаю, что это наше предложение, а ко второму чтению можно поправить, концепция не меняется от этого. Мы предлагаем так, будут предложения, поправки другие, ну, давайте согласуем их. Я согласен, что можно что-то изменить, тем более, что закон подан не вчера.
Н.В. Коломейцев, КПРФ:
- Уважаемый Ильдар Зинурович! Вот насколько мне известно, Андрей Михайлович Макаров несколько раз специально на экскурсию в налоговую службу водил бюджетный комитет. Вы были с ним или нет? Я поясню, для чего. Нам руководитель налоговой службы, в том числе здесь, докладывал, насколько они усилились по отношению к 2000 годам и сегодня есть "личный кабинет", сегодня куча консультантов. Почему у вас такой страх за налоговую службу, это первое?
И второе. Вот вам частично задавали вопросы. Скажите, пожалуйста, почему во всех странах "двадцатки" кроме России прогрессивная шкала, и страданий по этому поводу нет.
Второе. Вы перед этим отклонили закон большинством по поводу отмены транспортного налога, ссылаясь на нехватку средств. Но вам предлагается плюс миллиард 150, триллион, плюс 150 миллиардов. То есть это и на транспортный налог и еще на кучу хватит.
Почему Вы как член бюджетного комитета вот не заинтересовались дополнительными доходами?
Спасибо.
И.З. Бикбаев, «ЕР»:
- Спасибо, Николай Васильевич.
Что касается дополнительных доходов, это отдельная законотворческая, так сказать, работа, которая, в принципе, касается всех нас, и если есть такие подходы, можно, так сказать, вносить и вносить, и будем на комитете мы рассматривать.
Что касается вопроса двадцатки, и почему Российская Федерация остается при той шкале, которая сегодня существует, ну я уже ответил на этот вопрос, что прогрессивная шкала в нашей стране себя не оправдала, вот, но я еще добавлю, ведь изменение сегодня каких-либо налоговых подходов, мы с вами затронем ту часть, которая не рассматривается авторами законопроекта, это инвестиционная деятельность, изменится приток инвестиций. И я вам назову две цифры, они официальные, их можно перепроверить.
Начну с примера. Я ехал в поезде, со мной ехал француз, он работает в России уже много лет, я говорю - а почему в России работаете? Хотя у них прогрессивная шкала. Он говорит - вы знаете, в России выгоднее работать и жить с примерно той же заработной платой.
Вот вам пример, пожалуйста, человека из двадцатки.
Так вот почему я этот пример привел, потому что у нас за последний только отчетный налоговый период людей, которые приехали сюда и работают, иностранных граждан, увеличилось на 26 процентов, а дивиденды, которые, вернее выплатили налоги с дивидендов, увеличились на 18 процентов. Вот вам, пожалуйста, пример эффективности прогрессивной шкалы двадцатки.
В.А. Ганзя, фракция КПРФ:
- Уважаемый Ильдар Зинурович, вот давайте посмотрим по цифрам.
С 2007 года по 2018 год вообще рост доходов российского населения был порядка 6 процентов, да и то они падали, как мы знаем, последние шесть лет. А рост доходов у самых состоятельных граждан составил 35 процентов.
Вот скажите мне, пожалуйста, как при таких условиях и при такой политике вы собираетесь победить бедность в нашей стране?
И.З. Бикбаев, «ЕР»:
- Спасибо, уважаемая Вера Анатольевна.
В вашем подтексте кроется мысль, что давайте бороться с богатыми. Наш принцип: не бороться с богатыми, а помогать, всё-таки поддерживать бедных.
Так вот я приведу сравнение.
Вот вы говорите: у нас двадцатка, где прогрессивная шкала. Да, там есть прогрессивная шкала. Вы говорите о поддержке бедных. Да, мы тоже об этом говорим. Но скажите, в какой у нас стране, где есть страна, где так финансируют социальное обеспечение граждан? Вы скажите, в какой стране 80 процентов оплачивают расходов по детскому саду? Где у нас в России рынки государственных услуг бесплатны. Где у нас за неработающих граждан оплачивается медобслуживание? И много-много таких примеров я вам приведу.
Так вот наша социальная нагрузка, она персонифицирована по отношению к тем странам и тем ссылкам, которые вы приводите.
В.А. Ганзя, КПРФ:
- Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Копья ломаются не первый раз, и здесь, в этом зале, и в средствах массовой информации, и, собственно говоря, аргументы все приводят совершенно разные. Но вот наши аргументы нашего законопроекта.
Что мы, собственно, хотим? Основная наша задача - всё-таки, каким-то образом нивелировать тот огромный разрыв, то огромное неравенство, которое сегодня имеет место быть в нашей стране в доходах нашего населения. И ведь все это признают, в том числе и вы, уважаемая партия власти, признаёте это тоже.
Так вот, как же решить эту задачу? Вот теми, так скажем, проектами национальными, любыми другими, эту задачу решить достаточно сложно. Нам нужно смотреть в разрезе именно доходов населения. Поэтому есть масса примеров, и есть передовой опыт мировой, который эту задачу уже решил. Почему мы-то с вами не хотим этого делать? Мы можем и взять этот опыт, пересмотреть, применить, увидеть, как действует в других странах этот прогрессивный налог, и всё-таки сделать так, как сегодня требует большинство населения нашей страны.
Сегодня Россия - это лидер по разрыву доходов между бедными и богатыми. Могу цифры вам назвать самых разных источников, и самых разных экспертных сообществ, которые эти цифры нам дали. И поверьте мне, ни одно из этих сообществ не дало разрыв между доходами граждан самыми бедными и самыми богатыми в России в таком разрезе, чтобы эти доходы, этот разрез уменьшался. Нет, растёт, растёт разрыв, и растёт постоянно.
Давайте посмотрим по цифрам. 1 процент населения в нашей стране владеют 71 процентом национального достояния страны. Это из разных источников посмотрим. Давайте посмотрим, что в других странах. Вот личные активы возьмём.
Имеется в виду, здесь личные активы. Давайте посмотрим Индию. Мы же всегда ориентируемся сейчас не на страны Европы, потому что мы говорим, что там уже устоявшаяся, сложившаяся система, давайте посмотрим на страны, где развивается экономика. Такие же страны, как и мы, собственно говоря.
Вот Индия. Там 49 процентов. Вот Китай. Там 32 процента. Ну, давайте возьмем тогда Японию. Япония - 17 процентов. То есть чем увереннее экономически страна, там меньше разрыв между богатыми и бедными. Мы с вами просто идем к очередному социальному потрясению семимильными шагами, потому что дальше так продолжаться не может. И, в конце концов, мы к этому потрясению придем, если только не изменим свой подход и основные позиции в экономике.
Давайте посмотрим. За чертой бедности нашего населения, 2012 год, 10,7 процента. 2019 год - 12,7 процента. В результате у нас растет этот порог постоянно. И сегодня мы имеем по Росстату 19,1 миллиона человек за чертой бедности.
Хорошо, давайте теперь посмотрим список Форбс. Здесь тоже имеется существенный рост. И если возьмем страны БРИКС, то мы увидим, что Россия в этих странах в лидерах по такому разрыву между доходами. Мы к чему стремились-то? И к чему мы идем? Вот нам сегодня сказали, мы должны воевать с бедностью, но не с богатством. А давайте мы не будем воевать ни с тем, ни с другим. Давайте мы справедливо распределим эти средства. Почему сегодня руководство Роснефти, это официальные данные, здесь даже ничего придумать невозможно, за 2018 год, просто посмотрите налоговые декларации, вы все увидите. Значит, руководитель Роснефти 4,9, почти 5 миллионов долларов доход.
А теперь давайте посмотрим любого сельского труженика, у которого сегодня МРОТ, он сегодня 11 тысяч 280 рублей. И годовой доход его давайте посмотрим. Ну это же вообще невероятно, такой разрыв! Если децильный коэффициент мы смотрим, 15,5! Мои дорогие, больше 17-ти - это революция! Вы чего хотите добиться в нашей стране, когда вы защищаете постоянно именно самую состоятельную часть населения нашего государства? И последние законы, мы видим, что это действительно так, и это происходит.
Почему сегодня у нас такой большой вывод капитала? Помните, я задавала такой вопрос, и министр финансов ответил: когда будет работать экономика, тогда у нас такого вывода капитала не будет.
Что мы в итоге получили? Вывод капитала частично по сравнению с 2014 годом уменьшился, но он остаётся просто гигантским. Вот за этот год, если мы посмотрим с января по ноябрь, 34 миллиарда долларов сегодня личных, частных капиталов ушло из страны. Если взять, перевести на наши деньги, это 2,3 триллиона рублей, это цена комплексной программы развития сельских территорий. Сколько таких программ отправлено? Давайте 2018 год посмотрим. Там 63,3 миллиарда долларов. А если перевести на наши деньги? Почти 4 с половиной триллиона рублей. Вы посмотрите, что мы поощряем. Если прогрессивный подоходный налог будет введён, безусловно, в таком количестве вывод капитала за рубеж вряд будет.
Теперь хотелось бы сказать по поводу администрирования. Мои дорогие коллеги, мы же с вами, кто, по-моему, в прошлом созыве были, мы приходили в Федеральную налоговую службу. Помните ту большую карту, которую нам показывали. Там есть каждый населённый пункт, и можно увидеть практически каждое предприятие и каждого человека. У каждого человека есть "личный кабинет". Какая проблема сейчас администрировать этот налог? Ну, никакой абсолютно проблемы нет. Поэтому думаю, что эта причина, которую вы называете, она просто-напросто надуманная, эта причина.
Теперь что касается среднего класса. Вот наш законопроект, он средний класс практически не затронет. А где он у нас, покажите мне, где у нас средний класс? У нас только верхушка богатых и сверхбогатых людей, и в основном люди, которые получают заработную плату от 20 до 40 тысяч. Вот у нас какой разрыв. Поэтому законопроект нужно поддержать, я считаю, что поддержать и тот, и другой законопроект, и призываю вас сделать это.
Председательствующий. Спасибо, коллеги.
Н.В. Арефьев, КПРФ:
- Ход обсуждения этого закона, конечно, увел нас в политическую плоскость решения данной проблемы. Конечно же, всё обсуждение и доклады, и ответы на вопросы привели к тому, что надо сохранить богатство богатых в ущерб благосостоянию бедных. И хотя здесь говорили, что надо заботиться о бедных, но это так, для красного словца, потому что я вот сейчас скажу, как мы сохраняем достояние бедных и как приумножаем состояние богатых. Это будет наглядно, и вы все об этом узнаете.
Вот здесь тезис такой, что прогрессивный НДФЛ не оправдал себя. Оправдал. Только в 90-е годы законы-то у нас не работали, и коррупция была 150-процентная, и налоговые инспекции вместо того, чтобы собирать налоги, собирали взятки. И поэтому крупный бизнес и не платил ничего, а потом, когда сделали плоскую шкалу налогообложения, и говорят, вот, видите, и сбор повысился. За счет 1 процента, который прибавили всем, но не за счет олигархов. Те, как не платили, так и не платили и не платят до сих пор.
И говорят, второй тезис. Олигархи уйдут в тень. А как это, уйдут в тень? Это почему за 140 миллионами наших налогоплательщиков установили такой контроль, что никуда не денешься. Поставлена и полиция, и налоговая инспекция, и национальная гвардия, и судебные приставы, и поставлены коллекторы - выжимают всё, отбирают квартиры за долги, контроль тотальный. А почему за 20 тысячью олигархами проследить никак нельзя, и они уйдут в тень? Это как может быть так?
Это значит, не хотите, не хотите из них брать налоги, которые по закону положены. Вот у Левченко, он же к нам приезжал, "Русал", и тот стал платить вместо 300 миллионов 1,5 миллиарда налогов. Вот, как можно сделать, оказывается, вот нельзя эту священную корову олигархическую трогать.
Ну, говорят, надо стабильность иметь, не надо олигархов трогать, пусть все будет стабильно так, как есть. Но давайте посмотрим, какая стабильность.
Вот смотрите, мы здесь принимали закон. Помните, "закон Ротенберга", когда у него там три дачи отобрали? Ведь приняли в первом чтении закон о том, чтобы вернуть, компенсировать ему эту утрату за счет бюджета, правда, дальше первого чтения не пошло.
А помните, как мы закон принимали, что если олигархи попадают за границей под преследование, то мы освобождаем их от налогов в России? Это тоже стабильно? Стабильно.
А льготы по налогам в офшорах, которые сейчас вот мы недавно приняли? Это что, для кого мы делаем? Это для олигархии делаем.
А что мы дали для народа? Вот мы говорим, позаботимся о народах. В последние годы, вот сейчас мы только по транспортному налогу смотрели, вот смотрите, я взял и пересчитал, сколько же мы платим. Транспортный налог платим, акцизы платим, оплачиваем платные дороги, оплачиваем парковки, оплачиваем "Платон". Это что, стабильность? Я уж не говорю, ОДН на народ навесили, капитальный ремонт навесили, патенты на сельское население на животноводство, на растениеводство с кадастровой стоимостью налоги навесили. Это мы говорим о стабильности. Вот всем НДС повысили на 2 процента, это мы говорим о стабильности.
О какой стабильности можно говорить? И для кого эта стабильность существует? Олигархам стабильно понижаются расходы, а бедному народу навешиваются все новые, новые и новые до тех пор, пока, наверное, они восстанут. Восстанут, потому что жить в таком государстве, где каждый день с тебя снимают последнюю шкуру, невозможно. Вот поэтому мы и предложили такой закон, а давайте-ка мы немножко пощупаем наших олигархов. Они не бедные, я вам привел данные совершенно официальные, что надо с них кое-что взять для того, чтобы всем жилось хорошо.
Проголосуйте за закон.
Спасибо.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме