19:30 08.06.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Депутат-коммунист К.В. Ширшов принимает участие в разработке первого стандарта для создания «умных» паркингов
НП «Национальный комитет содействия развитию механизированных парковок» (НКМП) разработало и утвердило в Москомархитектуре свой внутренний стандарт. Он стал первым в России документом, регламентирующим сферу создания сети механизированных парковочных систем (МПС). На заседании 12 января 2012 года члены Наблюдательного совета НКМП назвали завершение работы над стандартом главным успехом прошлого года. Действительно, это можно считать прорывом. До сих пор в государстве, где наличие «бумажки» значительно важнее реализации новых идей, нельзя легитимно использовать такое эффективное средство борьбы с дефицитом машиномест в крупнейших городах мира, как автоматизированные паркинги.
Россия, конечно, мощная держава, обладающая суперсовременными космическими, ядерными и военно-производственными технологиями. Но ситуация в этих, пусть и стратегических, отраслях не единственный критерий оценки развития инновационной экономики. Ещё никто из российских олигархов не заработал свой капитал на внедрении чего-то нового. Стива Джобса в нашей стране пока не было (Стив Джобс – американский предприниматель и изобретатель. Являлся сооснователем, председателем совета директоров и главным управляющим корпорации Apple – прим. редакции).
Все инновационные, высокотехнологичные компании у нас не живут, а выживают. Любая инициатива, связанная не то чтобы с IT и нанотехнологиями, а даже с новинками, давно опробованными на Западе и которые теперь пытается освоить наш бизнес, наталкивается на скепсис чиновников разного уровня. Частный случай – создание в России сети механизированных парковочных систем (МПС). Проект не касается высоких и прорывных технологий, он связан с продвижением на отечественный рынок нового продукта, успешно применяемого во всех мегаполисах мира для решения проблемы дефицита пространства для стоянки автомобилей.
Инициативная группа, в состав которой вошли депутат Госдумы Константин Ширшов, вице-президент Национального союза лифтовых СРО Иван Дьяков, генеральный директор ЗАО «НПО «ЛИФТСТРОЙ» Анатолий Кочанов и другие, год пробивает в структурах власти идею «умных» автостоянок. На одном из прошлогодних совещаний в правительстве Москвы, посвящённом вопросам градостроительной политики и строительства, решали, что делать со стандартными панельными домами.
В 1970-80-х годах прошлого столетия никто не подозревал, что через 30-40 лет у наших граждан появится столько личного транспорта. Соответственно, ни о каких парковочных местах в жилых кварталах тогда речь не шла. Теперь московские чиновники, как рассказал один из участников совещания Анатолий Кочанов, серьёзно обсуждали предложение «поднять» вновь строящиеся дома на четыре этажа, и под ними расположить стоянки. Довольно сомнительная идея – процесс сложен, трудоёмок и дорог в финансовом отношении и обязательно причинит большие неудобства жителям.
Эта идея совсем негодная, поскольку существует заведомо простая и менее затратная альтернатива – организация в «панельных» микрорайонах столицы компактных механизированных паркингов. Они позволят очистить дворы и собрать автомобили в одном месте, где они, с одной стороны, не станут мешать жителям близлежащих домов, а с другой, будут находиться в шаговой доступности от своих владельцев. Никто не сможет угнать, поцарапать или ограбить машину. Тем не менее чиновники попытались отмахнуться от этой инициативы – они не рассматривают МПС в качестве средства решения проблемы нехватки машиномест в городе, поскольку их производство и эксплуатацию не регулирует ни один нормативно-правовой акт.
Логика достаточно проста: поскольку в российском законодательстве отсутствует понятие механизированных парковочных систем, значит, и компании, которые ещё в конце 1990-х годов начали продвигать свой производственный бизнес в этой сфере, и сами «умные» паркинги, позволяющие в условиях плотной городской застройки на минимальных площадях разместить максимальное количество автомобилей, – всё это фикция. Отношение со стороны должностных лиц поменялось только после того, как стало известно о деятельности НП «Национальный комитет содействия развитию механизированных парковок» и разработке этим партнёрством своего внутреннего стандарта. Причём, этот документ уже утверждён Москомархитектурой. Тогда в московской администрации сказали: «Ну, это совсем другой разговор», и согласились продолжить обсуждение проекта после того, как увидят стандарт своими глазами.
«Складывается впечатление, что на всех уровнях власти нет чёткого понимания того, как приступить к решению проблемы, поскольку новая сфера деятельности не регулируется действующим законодательством, – заметил Анатолий Кочанов на заседании Наблюдательного совета НКМП. – Но мы должны убедить власть в том, что правовая база уже существует. И это одна из самых важных наших задач, поскольку только при условии её выполнения можно будет продвигать этот вид паркингов по всей стране». Завершение подготовки Стандарта – главный итог 2011 года.
Даже благодаря только одной этой работе можно было бы считать старт Национального комитета удачным, полагает Константин Ширшов, инициатор создания в Госдуме ещё прошлого созыва рабочей группы по механизированным паркингам. «Стандарт НКМП – это первый в России документ в области механизированных автостоянок. Он позволяет продвигать проект дальше к той основной черте, за которой уже будет можно принимать решения о подготовке национального стандарта», – заявил депутат.
Однако до реального воплощения проекта МПС в жизнь ещё довольно далеко. Ведь пока ни в один закон и подзаконный акт не удалось ввести понятие механизированных парковок. «Производственно-технологическую цепочку мы оформили в нашем Стандарте, но пока не смогли определить, какие требования для обеспечения безопасности парковок следует предъявить на всех стадиях жизненного цикла, кто будет нести ответственность за их соблюдение и как страховать эту ответственность. Отсутствует субъект права, отсюда и непонимание, что такое МПС – это временные или капитальные сооружения, и как решать проблему выделения земельных участков, – уточнил Константин Ширшов. – Над этими законодательными моментами надо основательно поработать». Одним из важнейших направлений он назвал взаимодействие со страховыми компаниями.
Для надёжного и безопасного функционирования системы следует сформировать круг экспертных организаций, обеспечивающих независимый контроль за техническим состоянием МПС.
На первом этапе, предложил вице-президент НСЛ СРО Иван Дьяков, было бы целесообразным выбрать несколько опытных сертификационных центров – членов Ассоциации «Русьэкспертлифт» и аккредитовать их в Федеральной службе по аккредитации. «Экспертных организаций не должно быть много, в каждом субъекте Федерации достаточно иметь по одному инженерному центру», – уверен он.
Система взаимоотношений, связанных с созданием автоматизированных паркингов, должна найти отражение в российских законах, заметил Константин Ширшов. Поэтому он предложил готовить не отдельный нормативно-правовой акт по каждому направлению, а одновременно целый пакет документов, включающий проекты поправок в Градостроительный кодекс РФ, законодательство о страховании и т.д. С тактической точки зрения это вполне оправдано, поскольку к процессу их продвижения обязательно подключатся и другие заинтересованные стороны. Например, те же страховщики, которые имеют свои рычаги влияния на принятие государственных решений.
Основной понятийный аппарат МПС и требования к безопасности можно попробовать закрепить и в техническом регламенте. Для этого существуют два пути – либо подготовить специальный регламент, полностью посвящённый механизированным парковочным системам, либо попытаться включить самостоятельный раздел в Технический регламент «О безопасности машин и оборудования». «Мы стоим на пороге ВТО, и поэтому технические регламенты будут пересматриваться по нескольку раз, – сказал Иван Дьяков. – У нас появляется уникальная возможность разработать Технический регламент о безопасности механизированных парковочных систем и «подтянуть» туда требования ко всем стадиям жизненного цикла, а также положения об оценке соответствия». В мировой практике, аргументировал он своё предложение, такие узкоспециализированные документы – обычное явление, потом для их реализации принимаются национальные стандарты.
По мнению Ивана Дьякова, было бы разумно начать готовить регламент в рамках Таможенного союза. Однако другие члены Наблюдательного совета Национального комитета высказали сомнения в правильности этого пути – существует опасность «увязнуть» на стадии согласования и утверждения такого сложного документа в министерствах и ведомствах. Поэтому члены Наблюдательного совета посчитали вариант подготовки специального раздела в регламенте о безопасности машин и оборудования более правильным.
Нормативно-правовую базу МПС предстоит пополнить ещё двумя стандартами НОСТРОЙ и Национального объединения проектировщиков. Главный смысл этих документов сводится к тому, чтобы при проектировании любого здания и сооружения в обязательном порядке планировались места для автопарковок. В итоге члены Наблюдательного совета НКМП решили пока не утверждать план работы на 2012 год в условиях «мозгового штурма», который они устроили на своём первом в этом году заседании, а подумать в спокойной обстановке и прислать свои предложения позже.
Сегодня МПС нельзя использовать легитимно. Новации требуют изменения стереотипов мышления, изменения законов, норм и регламентов. Парадокс заключается в том, что техническое регулирование, которое должно стимулировать внедрение современных технологий, становится тормозом для продвижения многих проектов. На деле это означает, что выпуск новой продукции будет возможен только после разработки и принятия нового регламента. На это может уйти не менее 2-3 лет. Не намного меньше времени потребуется на внесение изменений в действующий регламент.
В системе технического регулирования российские чиновники пытаются копировать так называемый новый подход, принятый для отдельных видов продукции в европейских странах. Такая система позволяет развивать новации, в которых нуждается общество, без принятия каких-либо нормативных актов. Но пока у нас любой предприниматель, пытающийся продвигать новые продукты или направления бизнеса, знает, где бы оказался основатель Apple со всеми своими революционными гаджетами iPad и iPhone и надкусанным яблоком (логотип Apple – прим. редакции), столкнувшись с российской административной машиной.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме